Документальный поток по библиотечному менеджменту

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 14:34, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы.Концепция библиотечного менеджмента, формировавшаяся в отечественном библиотековедении самостоятельно как ответ на реальные процессы общественно-экономической жизни России, органично вписывается в общемировые тенденции преобразования управления библиотеками в информационную эру, что служит доказательством ее обоснованности и конструктивности.

Содержание

Введение 3
1. Становление библиотечного менеджмента 5
2. Методологические основы менеджмента библиотечно-информационной деятельности 12
3. Библиотечный менеджер как новый тип руководителя современной библиотеки 18
4. Библиотечный менеджмент в практике российских библиотек 25
Заключение 31
Список литературы 33

Вложенные файлы: 1 файл

КР-2Документальный поток по библиотечному менеджменту.docx

— 67.38 Кб (Скачать файл)

Понятие "библиотечный менеджер", казавшееся несколько лет назад  непривычным и неестественным, в  современной библиотечной терминологии является распространенным и органичным явлением. Профессиональная принадлежность к специалистам-менеджерам предполагает, что определенным субъектом освоена  необходимая сумма знаний, что  он владеет управленческой методологией, придерживается неких стандартов деятельности и поведения, умеет ставить цели и добиваться их выполнения, руководить персоналом и мотивировать результативный труд, имеет соответствующий имидж. [26]

Так, бесспорно права И. М. Суслова, утверждающая, что специфика  решаемых задач предопределяет особую роль руководителя библиотеки. Это  менеджер-профессионал, достигший такого уровня мастерства, компетентности и  морально-личностных качеств, который  может активно осуществлять позитивные вклады как в развитие библиотеки, так и в развитие работающих в  ней библиотекарей.

Таким образом, «библиотечный  менеджер — не профессия, — утверждает Ю. А. Ахмадова, — а специальность  в рамках библиотечной профессии, ибо  управление — производное от библиотечного  дела» [4]. Существует несколько подходов к рассмотрению роли библиотечного менеджера в управлении библиотекой.

В библиотеках условно  выделяют три уровня управления: высший, средний, низший. [26] Соответственно к управленческому персоналу в библиотеках относят три категории работников:

  • административно-управленческий персонал (дирекция), выполняющий функции администрирования, общего руководства деятельностью библиотеки;
  • функциональные руководители (заведующие отделами), по своей должности выполняющие подготовку и обоснование управленческих решений, преимущественно по производственным процессам;
  • линейные руководители (заведующие секторами, главные библиотекари), управленцы, в должностных функциях которых преобладают отношения "человек - человек".

Теоретики функционального  подхода различают следующие  наборы управленческих функций: планирование, организация, распорядительство, мотивация, руководство, контроль, коммуникация, принятие решений, подбор персонала  и т. д. Помимо функционального подхода популярна «ролевая» концепция

1) межличностные роли - охватывают  сферу взаимодействия менеджера  с людьми. Директор представляет  библиотеку в различных внешних  структурах, выступает в качестве  главы библиотеки, выполняя обязанности  правового или социального характера;

2) информационные роли  — включают передачу и прием  информации, когда менеджер служит  своеобразным информационным центром  или представителем по связям  с общественностью;

3) роли в принятии решений  — многоплановы и охватывают  широкий круг проблем, начиная  с планирования собственного  времени, и кончая прогнозированием  перспектив развития библиотеки [41].

Практика показывает, что  хороший морально-психологический  климат в коллективе библиотеки во многом зависит от уровня общения  сотрудников с руководителем. И  эффект от этого общения будет  выше, если руководитель, в зависимости  от условий работы и обстоятельств, принимает определенный стиль руководства. Анализ стилей руководства основывается на разнообразных подходах:

личностный подход. Согласно личностной теории, лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех личностных качеств. С одной стороны, лидеры отличаются интеллектом, стремлением к знаниям, надежностью, ответственностью, активностью, социальным участием и социальным статусом. С другой, — человек, как правило, не становится руководителем только благодаря тому, что он обладает некоторым набором личностных свойств;

поведенческий подход. Он создал основу классификации стилей руководства. Согласно поведенческому подходу к руководству, эффективность определяется не личностными качествами руководителя, а его манерой поведения по отношению к подчиненным. Поведенческий подход углубил понимание лидерства, сосредоточив внимание на поведении руководителя, желающего побудить людей на достижение целей организации. Его основной недостаток заключается в тенденции исходить из предположения, что существует какой-то один оптимальный стиль руководства. Но в управлении любым коллективом, в том числе и библиотечным, не существует одного наилучшего стиля руководства, эффективность стиля зависит от характера конкретной ситуации;

ситуационный  подход. Он основан на положении о том, что для эффективного управления стили поведения и личностные качества руководителя должны соответствовать конкретной ситуации [41].

С позиций поведенческого подхода существует несколько точек  зрения на определение стилей руководства. Так, И. М. Суслова в своих работах  придерживается традиционной схемы  классификации, согласно которой стиль  руководства может быть авторитарным (автократическим), демократическим  и либеральным. Руководитель-автократ, в первую очередь, заботится о  выполнении административных функций, видит главную свою задачу в организации  дисциплины и контроля. На основе таких  представлений складывается директивный  стиль управления, отличающийся централизацией полномочий, сугубым единоначалием.

Библиотечный менеджер - это не обязательно руководитель, он может и вовсе не иметь подчиненных. Его делает менеджером скорее ответственность  за самостоятельный вклад в достигнутые  библиотекой результаты, чем ответственность  за работу других.

Руководитель библиотеки как библиотечный менеджер - это  руководитель предпринимательского стиля, который в большей мере способен к крупным замыслам, гибкости, обоснованному  риску, ценит независимость, возможность  творчески работать, рассчитывает на достойное вознаграждение за свою деятельность. Он создатель новых систем, качественно  превосходящих прежние, он обеспечивает создание таких условий труда, при  которых каждый сотрудник имеет  возможности для профессионального  роста и развития и, используя  их, может добиться наилучших результатов, не сталкиваясь с бюрократическим  подходом к делу.

Современная динамичная многовариантная  система взаимодействия различных  управленческих структур значительно  расширяет круг требований  к  способностям руководителя. От умелого  менеджера сегодня требуются: способность  управлять собой, наличие разумных личностных ценностей и чётких личных целей, упор на постоянное саморазвитие, навык решать проблемы, восприимчивость  к инновациям, умение влиять на окружающих и знание современных управленческих подходов, способность руководить, обучать подчинённых и развивать  их мастерство, формировать эффективные  трудовые коллективы. Остановимся на названных качествах подробнее.

Способность управлять собой выступает как важнейшее качество библиотечного менеджера в связи с трудностями, проблемами, конфликтами, возникающими в деятельности любой библиотеки. Неумение управлять собой приводит к личной неудовлетворённости и неизбежно к неудачам в работе, ухудшению отношений не только в коллективе, но и в семье, угрозе возрастания стрессов, разрушению здоровья.

Ещё одно необходимое качество руководителя – способность ставить чёткие личные цели. Неустойчивый, несбалансированный характер современного библиотечного дела требует ясных и обоснованных целей. Именно они позволяют выработать критерии, по которым руководитель может судить о важности того, что он делает, убедиться в правильности выбранного пути.

Большинство видов деятельности в области менеджмента требует  высокого индивидуального развития. Поэтому работа менеджера предполагает высокую способность к саморазвитию. Понятие деловой карьеры должно осознаваться сейчас как важное и совершенно необходимое для руководителя стремление к профессиональному и должностному росту. Способность к саморазвитию выражается также в умении руководителя анализировать собственные поступки и решения с целью самооценки, устанавливать обратную связь с окружающими.

Первоочередная обязанность  руководителя – решение проблем, поэтому опыт в этой сфере является ключевым для их работы. Умело решающего проблемы менеджера отличают: выбор методов, подходящих к определённой ситуации, использование системного, комплексного подхода, чёткое определение ответственных за проблему и цели в работе каждого сотрудника, эффективное планирование, анализ, контроль, координация.

Навыки решения проблем  в значительной мере необходимы именно библиотечному менеджеру, поскольку  ему часто приходится адаптироваться к меняющейся обстановке и проявлять  инновационный подход. Поэтому его  неотъемлемая черта – творческие способности. Он может смело нарушать традиции, испытывать потребность в переменах, предпочитать новаторские решения, идти на риск. Он также ценит творческий потенциал в других людях, способен руководить творческими людьми, поддерживая новые идеи, поощряя новые предложения.

В характере руководителя должно присутствовать умение влиять на окружающих. Трудно представить себе руководителя, идеи, взгляды, замечания которого не принимаются в расчёт подчинёнными. Авторитет - очень сложное понятие, ведь помимо овладения методами управления, умения приказывать, здесь включается фактор непосредственного влияния на окружающих, создающийся личным общением, манерой поведения, одеждой, наружностью.  Работа директора библиотеки наиболее эффективна, если он в равной степени умеет сочетать стимулирование труда подчинённых с формированием оптимально-психологического климата. Для этого он создаёт позитивную рабочую обстановку, меняет стиль управления в зависимости от потребности, всегда искренен и дружелюбен.

Менеджеру библиотеки для  эффективного управления людьми требуется  много навыков, которые в совокупности называются способностью руководить. Обобщая вышесказанное, можно сделать  вывод, что в настоящее время в современной библиотековедческой литературе определены профессиональные качества современного менеджера:

  • способностью управлять собой, энергичностью, оптимизмом, умением справляться со стрессами и жизненными трудностями;
  • наличием разумных личностных ценностей, определяющих ответственность, принципиальность руководителя и, в очень высокой степени, его авторитет и влиятельность;
  • определённостью жизненных целей, обуславливающих последовательность всех действий руководителя, разумное распределение сил, объективность оценки деятельности коллег и подчинённых;
  • способностью к саморазвитию и обучению как осознанная потребность, отражённая в процессе непрерывного профессионального и личного самосовершенствования;
  • умением решать проблемы, что особенно необходимо в нынешних условиях постоянного обновления;
  • творческими способностями, выражающимися в адекватном поведении в нестандартных ситуациях, в настроенности  на инновации, умении руководить творческими людьми;
  • умением оказывать влияние на людей, которое отражается в уверенности, убедительности изложения своих доводов, настойчивости в достижении намеченных целей;
  • пониманием особенностей управленческого труда, означающее владение различными стилями руководства, искренность в общении с подчинёнными, создание в коллективе позитивного рабочего климата;
  • умением обучать, преподавательские способности руководителя формируют в коллективе обучающую среду, позволяют точно оценивать потенциал своих сотрудников;
  • способностью формировать коллектив, выражающуюся в поддержании идеи коллективизма, правильном подборе сотрудников, в заботе об их потребностях, в строительстве здоровых межгрупповых отношений, в использовании конфликтов в конструктивных целях. [ 37]
  1. Библиотечный  менеджмент в практике российских библиотек

 

В настоящее время библиотечный менеджмент как новая парадигма  управления современной библиотекой  нашел широкое обсуждение в публикациях  специалистов.

Обращает на себя внимание не только широкий должностной диапазон участников обсуждения - от главных специалистов до высшего управленческого звена библиотек, но и разнообразие представленных библиотечных и небиблиотечных организаций - от публичных и научных, отраслевых и универсальных, федеральных и региональных до вузовских библиотек.

Значительное место в  библиотечной практике менеджеров, как и прежде, занимает экономическая и правовая проблематика.

В специальной библиотечной периодике  представлены публикации по кадровой тематике и новым управленческим технологиям.

Статья Бутковской М. С. «Библиотечный менеджмент - практический опыт» [7] детально рассматривает наиболее острые вопросы управленческих технологий. Автор подробно остановился на особенностях технологии управления изменениями, обозначил ее место в современной библиотеке. Наиболее сложным является преодоление сопротивления коллектива проведению изменений. Наиболее ярко это проявилось в библиотеке при ее переходе на новые информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Одним из эффективных методов преодоления сопротивления стало вовлечение кадров библиотеки в систему обучения новым ИКТ. Экономически целесообразным представляется освоение новых технологий, связанных с заменой живого труда на овеществленный и так называемый аудсорсинг. Автор не только определил само понятие, но и показал возможности его применения в процессе использования электронных ресурсов OCLC для покупки библиографических записей на англоязычные материалы.

Продолжая тему изменений  в управлении библиотекой, О.Ф. Бойкова, заведующий сектором библиотечного  права РГБ, рассматривает тему: "Авторский договор в системе управления библиотекой". [7] Она рассмотрела особенности использования такого способа управления библиотечно-информационной продукцией библиотеки как авторский договор. Отмечалось также, что управление с помощью авторского договора способствует развитию творческого потенциала и материального стимулирования труда библиотечных работников, а также предъявлению к ним новых квалификационных требований, обусловленных модернизацией библиотек и использованием современных компьютерных технологий и средств телекоммуникации. Перечислены разновидности авторских договоров применяемых в библиотеках.

Информация о работе Документальный поток по библиотечному менеджменту