Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 10:53, реферат
На многих предприятиях сейчас прилагаются существенные усилия для сертификации систем менеджмента качества. Одна из прогрессивнейших концепций в этом аспекте - модель Европейского фонда управления качеством (EFQM), которая располагает комплексной системой для целостной самооценки. EFQM (Benz/Becker-Fluegel, 1997, s. 1) была разработана в 1992 г. Европейским фондом управления качеством для содействия развитию менеджмента качества и поэтому может рассматриваться как инструмент всеобщего менеджмента качества (Total Quality Management).
Введение............................................................................................
1. Европейский фонд управления качеством (EFQM)...................
2. Структура модели совершенствования EFQM............................
3. Концепции EFQM.............................................................................
4. Матрица оценки RADAR......................................................................
5. Уровни совершенствования EFQM....................................................
Список литературы...................................................................................
Европейская стратегия совершенствования управлением качества
Содержание
Введение......................
1. Европейский фонд управления качеством (EFQM)...................
2. Структура модели совершенствования EFQM..........................
3. Концепции EFQM................
4. Матрица оценки RADAR..........
5. Уровни совершенствования EFQM..........................
Список литературы....................
Введение
Управление качеством — часть менеджмента качества, направленная на выполнение требований к качеству.
Управление качеством продукции — действия, осуществляемые при создании и эксплуатации или потреблении продукции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня её качества.
Менеджмент качества — скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству. В примечании к этому определению сказано, что в эту деятельность обычно включают разработку политики и целей в области качества, планирование качества, управление качеством, обеспечение и улучшение качества.
На многих предприятиях сейчас прилагаются существенные усилия для сертификации систем менеджмента качества. Одна из прогрессивнейших концепций в этом аспекте - модель Европейского фонда управления качеством (EFQM), которая располагает комплексной системой для целостной самооценки. EFQM (Benz/Becker-Fluegel, 1997, s. 1) была разработана в 1992 г. Европейским фондом управления качеством для содействия развитию менеджмента качества и поэтому может рассматриваться как инструмент всеобщего менеджмента качества (Total Quality Management).
Целеустановка EFQM - расширение и развитие идеи сертификации (например, ISO 9000:2000; и др.). Модель содержит конкретный каталог критериев и методологию, которая позволяет осуществлять целостные, систематические самооценки и служит базой для присуждения Европейской премии качества (EQA). Каталог критериев представляет собой оценочную шкалу, на основе которой можно проверить и сделать выводы о прогрессе и результатах деятельности предприятия в контексте идеи всеохватывающего менеджмента качества.
Регулярные самооценки и самопроверки, которые целесообразны, если и не ставится задача получить премию, образуют ядро этого инструмента. Процесс самооценки позволяет модели EFQM вскрывать сильные и слабые стороны организации и стимулировать, таким образом, рационализаторские программы. Исходным пунктом служит при этом каталог критериев, на основе которого наряду с оценкой качества продуктов анализируются все сферы предприятия. Для этого в рамках модели критериев по принципу причинно-следственных связей различают две большие сферы оценки: возможности (руководство, политика и стратегия, ориентация сотрудников, ресурсы, процессы) и результаты (удовлетворенность клиентов, сотрудников, общественная ответственность/имидж, а также результаты предпринимательской деятельности). При оценке между этими двумя сферами измерений должны быть инициированы причинные связи. Эти сферы подлежат дальнейшим классификациям с учетом показателей качества и величин измерения, которые предприятие должно разработать самостоятельно.
Ниже мы более подробно рассмотрим Европейскую стратегию совершенствования управления качеством.
1. Европейский фонд управления качеством (EFQM)
В 1991 г. Фондом была разработана модель делового совершенства, на основе которой с 1992 г. ежегодно присуждается Европейская премия качества, считающаяся наиболее престижной в Европе. В 2003 г. учреждены пять номинаций за достижения в следующих областях: лидерство и постоянство цели, внимание потребителю, социальная ответственность корпораций, вовлечение и повышение квалификации сотрудников, результативность в работе. Наряду с этим Фонд совместно с Европейской организацией качества присуждает Европейскую премию качества малым и средним предприятиям.
ЕФУК тесно сотрудничает с ведущими университетами
и научными центрами европейских стран.
В 1989 г. им была учреждена премия за лучшую
докторскую диссертацию в области всеобщего
управления качеством (TQM). С 1991 г. аналогичная
премия присуждается и за лучшую магистерскую
диссертацию. В настоящее время в 72 университетах
Европы преподается аспирантский курс
TQM. По инициативе Фонда с 1994 г. Европейская
магистерская программа в области TQM преподается
в II европейских университетах, а с 1997
г. её преподавание начато в летних школах,
которые ежегодно организуются под эгидой
Фонда в различных странах.
Основные партнеры Фонда вне
Европы - Американское общество качества, Австралийское
общество качества. Японский центр по вопросам
производительности в целях социально-экономического
развития. Южноафриканский фонд делового
совершенства. Сингапурский комитет по
вопросам производительности и стандартов.
Наряду с распределением Европейской и других премий в области качества, ЕФУК занимается учебной и издательской деятельностью. Организует конференции и семинары по вопросам качества. Издает на английском и других европейских языках учебную и методическую литературу по применению модели делового совершенства ЕФУК, бенчмаркинга, самооценки, "шести сигм" и пр., а также брошюры о Европейской премии качества.
С декабря 2002 г. при ЕФУК открыты курсы по самооценке, аудиту качества, практическому бенчмаркингу и применению системы сбалансированных показателей.
2. Структура модели
Модель совершенства EFQM - это непредписывающая схема, базирующаяся на 9 критериях. Пять из них составляют группу "Возможности" и четыре - "Результаты". Критерии "Возможности" охватывают то, как действует организация. Критерии "Результаты" охватывают достижения организации. "Результаты" вытекают из "Возможностей", и "Возможности" улучшаются при достижении "Результатов".
Модель, признающая, что существует множество подходов для достижения устойчивого совершенства и множество аспектов их реализации, основывается на следующих условиях:
отличные результаты по отношению к Деятельности, Потребителям, Персоналу и Обществу достигаются посредством Лидерства, направляющего Политику и Стратегию, которые реализуются через Персонал, Процессы, Партнерские отношения и Ресурсы.
На схеме показана Структура модели Совершенства EFQM
Стрелки подчеркивают динамичность Модели. Они показывают, что инновации и обучение способствуют улучшению "Возможностей", что влечет за собой улучшение "Результатов".
Девять блоков Модели, показанных выше, представляют критерии оценки продвижения организации к совершенству. Каждый из девяти критериев имеет свою весомость в общей оценке. Для детализации того, как формируется показатель по критерию, каждый критерий включает несколько составляющих критерия. Эти составляющие содержат ряд вопросов, которые должны быть рассмотрены в ходе оценки. Наконец, каждой составляющей критерия соответствуют определенные баллы. Подсчитывать количество баллов необязательно, они скорее служат для объяснения весомости составляющей критерия.
Структура Модели:
1.Лидерство
Совершенные Лидеры разрабатывают миссию и видение и обеспечивают их осуществление. Они разрабатывают ценности организации и системы, требуемые для устойчивого успеха, и осуществляют это самой своей деятельностью и поведением. В периоды изменений они сохраняют постоянство целей. Если требуется, эти Лидеры могут изменить направление организации и вдохновить персонал на принятие этих изменений.
1а. Лидеры разрабатывают миссию, видение, ценности и этику и являются ролевыми моделями культуры Совершенства
1b. Лидеры лично гарантируют разработку, внедрение и непрерывное совершенствование системы менеджмента организации
1с. Лидеры взаимодействуют с потребителями, партнерами и представителями общества
1d. Лидеры продвигают культуру
Совершенства среди персонала
организации
1е. Лидеры определяют и проводят изменения
в организации
2. Политика и стратегия
Совершенные организации осуществляют свою миссию и видение посредством разработки стратегии, ориентированной на заинтересованные стороны, которая учитывает запросы рынка и сектора, в котором организация работает. Политика, планы, цели и процессы разрабатываются и развертываются для осуществления стратегии.
2а. Политика и Стратегия
базируются на настоящих и
будущих потребностях
2b. Политика и Стратегия базируются на информации, полученной от измерения результатов деятельности, исследований, изучения и другой внешней деятельности
2с. Политика и Стратегия
разрабатываются, пересматриваются
и актуализируются
2d. Политика и стратегия согласованы и
развертываются через сеть ключевых процессов.
3. Персонал
Совершенные организации направляют, разрабатывают и раскрывают полный потенциал своего персонала на индивидуальном, командном и организационном уровне. Они обеспечивают справедливость и равноправие, вовлекают персонал и открывают для него новые возможности. Они заботятся о персонале, награждают и ценят его, таким образом мотивируя и создавая основу для использования знаний и умений сотрудников с пользой для организации.
3а. Людские ресурсы планируются,
управляются, их компетентность
повышается
3b. Знания и компетентность персонала
определяются, поддерживаются и развиваются
3с. Вовлечение персонала и наделение его
полномочиями
3d. Диалог между персоналом и организацией
3е. Персонал ценят, награждают и заботятся о нем
4. Партнерство и ресурсы
Совершенные организации планируют и управляют внешними партнерскими отношениями, поставщиками и внутренними ресурсами для реализации политики и стратегии и обеспечения эффективности процессов. При планировании и управлении партнерскими отношениями и ресурсами они согласуют существующие и будущие потребности организации, общества и окружающую среду.
4а. Управление внешними партнерскими отношениями
4b. Управление финансами
4с.Управление зданиями, оборудованием и материалами
4d. Управление технологиями
4е. Управление информацией и знаниями
5. Процессы
Совершенные организации разрабатывают, управляют и улучшают процессы с целью полного удовлетворения и создания добавленной ценности для потребителя и других заинтересованных сторон.
5а. Процессы систематически
разрабатываются и управляются
5b. Процессы улучшаются, когда это необходимо,
с использованием инноваций для достижения
полной удовлетворенности и создания
добавленной ценности для потребителей
и других заинтересованных сторон
5с. Продукция и услуги разрабатываются
на основе требований и ожиданий потребителя.
5d. Продукция и услуги производятся, поставляются,
и осуществляется послепродажное обслуживание.
5е. Отношения с потребителями управляются и улучшаются.
6. Результаты для потребителей
Совершенные организации проводят всесторонние измерения и достигают выдающихся результатов по отношению к своим потребителям
6а. Результаты восприятия. Эти результаты восприятия
организации потребителями (полученные,
например, по данным опросов потребителей,
фокус-групп, оценок продавцами, положительных
отзывов и претензий).
6b. Результаты деятельности Это результаты
внутренних измерений, используемых организацией
с целью мониторинга, понимания, прогнозирования
и усовершенствования деятельности организации,
а также с целью прогнозирования восприятия
внешних потребителей.
7. Результаты для персонала
Совершенные организации проводят всесторонние измерения и достигают выдающихся результатов по отношению к своему персоналу.
7а. Результаты восприятия
7b. Результаты деятельности
8. Результаты для общества
Совершенные организации проводят всесторонние измерения и достигают выдающихся результатов по отношению к обществу
8а Результаты восприятия
8b Результаты деятельности
9. Ключевые результаты
Совершенные организации проводят всесторонние измерения и достигают выдающихся результатов по отношению к ключевым элементам своей политики и стратегии
9а. Ключевые результаты деятельности
9b. Ключевые показатели деятельности
3. Концепции EFQM
Нет (или почти нет) смысла начинать применять модель до тех пор, пока вы не вживите в деятельность организации фундаментальные концепции, которые формируют основу философии модели EFQM.
Содержание фундаментальных концепций EFQM с нашими комментариями приведены в табл. 1.
Таблица 1
Концепция и ее содержание |
Комментарии |
1) Ориентация
на результат |
Большинство организаций знают свои финансовые результаты, но этого мало. Многие компании понимают, что должны знать больше о своей деятельности, в том числе о результатах и результативности своих процессов |
2) Ориентация
на потребителя |
Идея стара как мир. Помните советское Клиент всегда прав! на стенах комбинатов бытового обслуживания? И вот, наконец, приходит время, когда все большее число организаций придают этому лозунгу смысл |
3) Лидерство и
постоянство цели |
Постоянство цели не исключает возможность изменений стратегических и оперативных планов, но требует стабильности в отношении ценностей организации и принципов бизнеса |
4) Процессный
подход к управлению на основе
фактов |
Лучшие организации не управляются из бункера , при принятии решений не следует полагаться на какие бы то ни было догадки . Интуицию высшего руководства еще никто не отменял, но также никто не отменял того факта, что управлять системно лучше, а управлять системой процессов эффективнее, чем управлять людьми |
5) Развитие и
вовлечение людей |
Деятельность трудового коллектива тогда будет максимально эффективна, когда персонал поймет, что с его мнением считаются, осознает степень своего воздействия на результаты бизнеса, а также когда сможет ощутить на собственной зарплате результаты усилий по улучшению деятельности своего предприятия |
6) Непрерывное
обучение, инновации и улучшение |
Лучшие организации находятся в процессе непрерывного обучения, как на своем опыте, так и на примере других, применяя внешний и внутренний бенчмаркинг. Открытость позволяет получить и использовать идеи всех заинтересованных сторон |
7) Развитие партнерских отношенийРазвитие и поддержка плодотворных партнерских отношений на принципах доверия, обмена знаниями и совместной деятельности |
Четвертая заповедь Деминга: |
8) Корпоративная
и социальная ответственность |
Организации Запада стали осознавать важность фактора социальной ответственности для развития бизнеса лишь недавно, зато многие российские предприятия (особенно градообразующие) делают это давно, но зачастую в ущерб основному бизнесу. Растет число организаций, которые обнаруживают, что люди предпочитают работать в организациях, которые заботятся об обществе. Управление персоналом и социальная ответственность оказались очень сильно взаимосвязаны |
Информация о работе Европейская стратегия совершенствования управлением качества