Еоретические аспекты оценки результатов деятельности персонала и стимулирования трудовой деятельности сотрудников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 16:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является: на основе современных подходов и методов провести анализ системы оценки персонала предприятия и разработать предложения по ее совершенствованию на примере ООО ТД «Алкомир».
Для достижения этой цели в ходе работы будут решаться следующие конкретные задачи:
рассмотреть понятие оценки результатов деятельности персонала;
проанализировать виды и методы оценки персонала;
проанализировать действующую систему оценки работы персонала в ООО ТД «Алкомир»;
предложить для использования на практике и обосновать эффективность использования методов «таинственный покупатель» и «360° аттестация» в ООО ТД «Алкомир».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты оценки результатов деятельности персонала и стимулирования трудовой деятельности сотрудников…………………………6
1.1 Понятие и подходы к оценке результатов деятельности…………………...6
1.2 Цели и задачи оценки результатов деятельности персонала организации..9
1.3 Методы оценки результатов труда специалистов организации…………..14
1.4 Методы оценки результатов деятельности руководителей организации..20
2. Анализ эффективности оценки результатов деятельности персонала на примере ООО ТД «Алкомир» и методы ее повышения………………………25
2.1 Краткая характеристика и структура ООО ТД «Алкомир»………………25
2.2 Методы, используемые в ООО ТД «Алкомир» для оценки результатов работы персонала………………………………………………………………...28
2.3 Пути повышения эффективности методов оценки результатов деятельности персонала в ООО ТД «Алкомир»……………………………….31
Заключение……………………………………………………………………….35
Список литературы………………………………………………………………37
Приложение1. Пример стандартной формы для написания характеристики на подчиненного ……………………………………………………………………40
Приложение 2. Оценочная форма (для оценки работы исполнителей)……...41
Приложение 3. Основные элементы управления по целям…………………..44

Вложенные файлы: 1 файл

Оцен резул раб и стимулир.doc

— 227.50 Кб (Скачать файл)

Характеристика распределения

Заданное распределение

Фамилии

сотрудников

Выдающиеся результаты

5%

 

Высокие результаты

10%

 

Средние результаты

70%

 

Результаты ниже среднего

10%

 

Неприемлемые результаты

5%

 

 

Недостатком данного метода является то, что он сам по себе может оказаться ошибочным. К примеру, если в компании все сотрудники хорошо справляются со своими обязанностями, то определение тех или других подчиненных к категории «плохие работники» окажется надуманным, а потому неверным.

Управление по целям. Одним из наиболее популярных сегодня  методов оценки сотрудника, часто  применяемых в дополнение к традиционной аттестации, является метод Управления посредством установки целей (английская аббревиатура МВО от Management by Objectives) [21; 154].

Оценка персонала через  управление по целям основана на постановке перед исполнителями целей, которые  должны быть достигнуты за определенный период времени (месяц, квартал, год). Чаще всего этот метод применяется  для оценки работы специалистов и руководителей разного ранга.

Основными элементами управления по целям являются:

  • постановка целей;
  • планирование работы;
  • текущий контроль;
  • оценка достигнутых результатов и подведение итогов.

В приложении 3 представлена таблица с описанием основных элементов управления по целям.

По истечении аттестационного  периода сотрудник и руководитель оценивают выполнение каждой цели, как правило, в процентах и  всего личного плана сотрудника (набора целей).

Достоинствами метода постановки целей является:

1. Участие сотрудника  в определении ключевых целей,  что значительно повышает в  его глазах объективность процесса  оценки, обеспечивает понимание  того, по каким критериям его  будут оценивать, а также усиливает  мотивацию.

2. Диалог с сотрудником  - повышает объективность оценки руководителя, усиливает связь индивидуальных целей с задачами организации и подразделения, а также целевую направленность профессиональной деятельности сотрудника.

Но также есть и  недостатки данного метода. Основным можно назвать то, что оценивается не полный комплекс работы подчиненного, а только степень выполнения им каких-либо заданий.

Нетрадиционные методы оценки результатов деятельности специалистов. Как было указано выше, каждый метод  имеет какие-то недостатки. Поэтому  за последние 15 лет стали появляться другие, нетрадиционные методы оценки деятельности персонала. К основным можно отнести метод «360° аттестация» и психологические методы оценки.

При методе «360° аттестация»  сотрудник оценивается своим  руководителем, своими коллегами и своими подчиненными. Суть этого метода четко отражена в его названии, а именно - получение всесторонней оценки сотрудника.

Психологические методы оценки являются разновидностью нетрадиционных методов аттестации. Профессиональные психологи с помощью специальных тестов, собеседований, упражнений оценивают наличие и степень развития определенных характеристик у сотрудника. Психологические методы позволяют добиться высокой степени точности и детализации оценки, однако значительные издержки, связанные с необходимостью привлечения профессиональных психологов, ограничивают область их применения.

 

1.4 Методы оценки результатов  деятельности руководителей организации

 

Общая методология оценки работы руководителей исходит из того, что их труд оценивается, в  первую очередь, по результатам работы подчиненным им подразделений. Конкретный набор критериев (показателей) такого рода оценки достаточно разнообразен и зависит от должности руководителя, характера деятельности подразделения (производственное подразделение, функциональный отдел, проектные работы и т.п.). Так, в качестве основных показателей, характеризующих результаты производственной деятельности подразделения, могут быть рекомендованы [9; 247]:

- выполнение планового  задания по объему и важнейшей  номенклатуре;

- производительность  труда;

- качество продукции (выполненных  работ).

Основной целью оценки руководителей является поиск путей повышения эффективности работы подразделений и организации в целом. Эта цель может быть достигнута только в том случае, если, с одной стороны, каждый руководитель будет максимально полно использовать все возможности, открывающиеся перед ним и перед его подразделением (организацией), а с другой стороны, если руководящие должности будут занимать самые достойные, самые способные, самые знающие люди [8; 88].

Поскольку работа руководителя предполагает решение большого количества задач (работа с людьми, эффективное использование материальных ресурсов, планирование, высокая личная организованностью др.), то становится очевидно, что за успешной управленческой деятельностью стоит значительный набор самых разных характеристик и умений, оценка которых предполагает использование разных методов. Комплексный подход к оценке работы руководителей предполагает, что результаты, полученные в ходе использования какого-то одного метода, если они не подкреплены информацией от применения других методов, могут быть односторонними, неполными. Использование таких однобоких результатов при принятии, например, решений о кадровых назначениях, может привести к серьезным ошибкам.

Среди наиболее часто используемых методов оценки руководителей можно  выделить следующие:

  • оценка показателей работы подразделения;
  • экспертные оценки;
  • психологическое тестирование;
  • проведение специализированных семинаров;
  • ежегодная оценка рабочих показателей;
  • центры оценки.

Оценка показателей  работы подразделения. Подведение итогов работы подразделения, возглавляемого оцениваемым руководителем за определенный период времени (месяц, квартал, год), дает хорошую возможность для оценки его управленческой деятельности. Краткий отчет о работе за прошедший период является основой для планирования на будущее. Руководители в этом случае лучше понимают предъявляемые к ним требования, а также то, что они должны делать, чтобы достичь более высоких результатов.

Экспертные оценки используются в  практике оценки управленческого труда  достаточно давно. Еще в СССР для этих целей были разработаны и широко использовались методики экспертных оценок, когда руководителей оценивает одновременно несколько экспертов: три вышестоящих руководителя, три руководителя его уровня (коллеги) и три его подчиненных. При этом для соблюдения конфиденциальности методика предполагала кодирование не только фамилий экспертов, но и фамилии оцениваемого руководителя.

Психологическое тестирование. Как вспомогательное средство при  оценке работы руководителей могут  использоваться и психологические  тесты. Они призваны оценивать личностные характеристики, особенности стиля  управления, уровень и особенности  интеллекта, особенности мотивации, внимания, темперамента, коммуникативных способностей и др. Тесты позволяют выявить людей с определенными интеллектуальными, личностными или психофизиологическими особенностями. Однако такие тесты не могут дать точную картину зависимости результативности работы руководителей от психологических особенностей личности, поэтому роль тестов за последние 20-30 лет снижается.

Проведение специализированных семинаров. В ряде случаев для  определения управленческого потенциала руководителей могут быть использованы семинары, в которых участвуют руководители и специалисты. Для организации это хорошая возможность совместить обучение с оценкой потенциала своих работников. Одной из важнейших целей таких семинаров является выявление слушателей, обладающих наиболее высоким потенциалом, что позволяет рассматривать их в качестве кандидатов для включения в кадровый резерв или для занятия должностей более высокого уровня. Для подготовки и проведения семинаров обычно пользуются услугами внешних организаций, имеющих достаточный опыт такой работы.

Ежегодная оценка работы руководителей и специалистов. Проводимая во многих организациях аттестация руководителей  и специалистов, к сожалению, не всегда позволяет успешно решать задачи повышения эффективности работы руководящего состава. Организация получает неизмеримо больше пользы, если итогом оценки работы руководителей и специалистов будет не только заключение об их соответствии или несоответствии занимаемой должности, но и ежегодное решение задач:

  • формирование (или уточнение состава) кадрового резерва;
  • определение потребности руководителей и специалистов в обучении и повышении квалификации (с учетом стратегии и целей предприятия);
  • разработка предложений, направленных на повышение эффективности работы специалистов и руководителей предприятия;
  • выработка рекомендаций для высшего руководства относительно того, как можно наилучшим образом использовать данного руководителя или специалиста.

Центры оценки. Они  призваны помочь организациям в отборе работников, которые смогут результативно работать на руководящих должностях. Суть метода заключается в том, чтобы создать упражнения, моделирующие ключевые моменты деятельности оцениваемого, в которых проявились бы имеющиеся у него профессионально важные качества.

В основе технологии центров оценки лежат следующие принципы [18; 328]:

1) моделирование ключевых  моментов деятельности;

2) разработка системы  критериев оценки специально  для каждой программы в соответствии  со спецификой деятельности, а  не стандартного набора профессионально  важных качеств;

3) испытание различными  взаимодополняющими техниками и  упражнениями (в каждом упражнении  оценивается несколько критериев  и каждый критерий оценивается  в нескольких упражнениях);

4) оценка производится  не только специалистами, но  также специально подготовленными наблюдателями — сотрудниками той же организации, что делает возможным учет таких сложно поддающихся описанию факторов, как, например, культура и философия организации;

5) оценка каждого участника ЦО несколькими наблюдателями и каждым наблюдателем нескольких участников позволяет минимизировать возможную необъективность и использовать перекрестные оценки для повышения уровня достоверности результатов;

6) оценка реального  поведения, а не гипотезы о  его причинах, выявление и описание  качественных характеристик, особенностей индивидуального стиля деятельности оцениваемых, что позволяет оценивать не только актуальное, но и прогнозное состояние испытуемых.

В заключение следует  добавить, что процесс оценивания и критерии оценки должны быть доступны и понятны не узкому кругу специалистов, но и оценщикам, и наблюдателям, и самим оцениваемым. В то же время проведение оценочных мероприятий должно встраиваться в общую систему кадровой работы в организации таким образом, чтобы реально способствовать ее развитию и совершенствованию.

 

 

2. Анализ эффективности  оценки результатов деятельности  персонала на примере ООО ТД  «Алкомир» и методы ее повышения

 

2.1 Краткая  характеристика и структура ООО  ТД «Алкомир»

 

Бузулуский ликероводочный завод был образован 10 октября 1946 г. на базе старого немецкого спиртопроизводящего завода. Поначалу работал только один цех, водка разливалась вручную. В 1955 году рядом был построен новый завод, произошло объединение двух территорий под тем же наименованием «Бузулукский ликероводочный завод». Увеличилась мощность, и продукция завода стала продаваться на Север, в Псковскую, Московскую области. С 1963 года завод выпускает продукцию на экспорт.

В 1992 г., в соответствии с Законом о приватизации, Бузулукский ликероводочный завод был преобразован в АООТ «АЛКОМИР». В 1998 г. предприятие было переименовано в ОАО «АЛКОМИР».

Сегодня «СПИ-РВВК» (в группу компаний которой входит ТД «Алкомир») производит широкий ассортимент продукции. Среди выпускаемых водок такие марки, как «Кремлевская», «Казначейская», «Великое Посольство Люкс», «Тамбовский Волк», «Дюны». Продукция предприятия поставляется в США, Канаду, Англию, Германию, Грецию, Испанию, Японию, ЮАР.

В 2003 г. завод  прошел международную сертификацию качества по стандарту ИСО-9001-2000.

Сеть розничной торговли группы SPI – важнейшее слагаемое успеха компании. Она позволяет СПИ входить в прямой контакт с тысячами потребителей. Работа персонала магазина тесно связана с работой отдела маркетинга, который отвечает за организацию промо-акций и дегустаций продукции. Это обеспечивает обратную связь с покупателями, способствует увеличению продаж и успешному выводу на рынок новой продукции.

Компания «Алкомир» отвечает за розничную продажу спиртных напитков СПИ-ВВВК.

В Бузулуке в настоящий момент существует два магазина, осуществляющих розничную продажу и дистрибуцию продукции СПИ-РВВК. В них представлен весь ассортимент продукции, выпускаемый СПИ-РВВК, а также другие слабоалкогольные напитки, безалкогольные напитки, сигареты, кондитерские изделия.

Общая численность персонала ТД «Алкомир» - 50 человек.

Во главе Торгового  Дома стоит исполнительный директор. Он решает самостоятельно все вопросы  деятельности предприятия, действует  от имени фирмы, представляет её интересы во всех отечественных предприятиях, фирмах и организациях. Также он распоряжается в пределах предоставленному ему права имуществом, заключает договора, в том числе по найму работников. Издает приказы и распоряжения, обязательные для исполнения всеми работниками организации. Директор несет в пределах своих полномочий полную ответственность за деятельность фирмы, обеспечение сохранности товарно-материальных ценностей, денежных средств и другого имущества предприятия. Выдает доверенности, открывает в банках счета, пользуется правом распоряжения средствами.

Информация о работе Еоретические аспекты оценки результатов деятельности персонала и стимулирования трудовой деятельности сотрудников