Жизненный цикл проекта, его основные стадии и этапы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 21:46, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время проектный подход становится стандартным способом ведения бизнеса. Использование управления проектами позволяет руководителям экономить ресурсы, добиваться более высоких темпов роста производства, снижать издержки и делать компанию более конкурентоспособной на рынке товаров и услуг. В связи с этим результаты деятельности любой организации напрямую зависят от эффективного проектного управления.

Содержание

Введение

Глава 1. Концепция жизненного цикла проекта

1.1 Понятие и сущность жизненного цикла проекта

1.2 Разделение проекта на фазы

Глава 2. Этапы деятельности по проекту

2.1 Инициация проекта

2.2 Планирование проекта

2.3 Исполнение проекта

2.4 Завершение проекта

Глава 3. Жизненный цикл проекта организационных преобразований предприятия

Заключение

Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки РФ.docx

— 38.85 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

 

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

 

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  УПРАВЛЕНИЯ»

 

Институт бизнеса в  строительстве и управления проектом

 

Кафедра управления проектом

 

Специальность:«Менеджмент организации» - 080507

 

Специализация:«Управление проектом»

 

Форма обучения: очная

 

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

 

по дисциплине «Сущность  управления проектом»

 

на тему:

 

«Жизненный цикл проекта, его основные стадии и этапы»

 

Москва 2010

 

Содержание

 

Введение

 

Глава 1. Концепция жизненного цикла проекта

 

1.1 Понятие и сущность  жизненного цикла проекта

 

1.2 Разделение проекта  на фазы

 

Глава 2. Этапы деятельности по проекту

 

2.1 Инициация проекта

 

2.2 Планирование проекта

 

2.3 Исполнение проекта

 

2.4 Завершение проекта

 

Глава 3. Жизненный цикл проекта  организационных преобразований предприятия

 

Заключение

 

Список использованной литературы

 

Введение

 

В настоящее время проектный  подход становится стандартным способом ведения бизнеса. Использование  управления проектами позволяет  руководителям экономить ресурсы, добиваться более высоких темпов роста производства, снижать издержки и делать компанию более конкурентоспособной  на рынке товаров и услуг. В  связи с этим результаты деятельности любой организации напрямую зависят  от эффективного проектного управления.

 

Фундаментальное понятие  «жизненный цикл» присутствует во всех аспектах управления проектами и  является ключевым с точки зрения эффективного управления реализацией  любого проекта. Жизненный цикл проекта - исходное понятие для исследования проблем финансирования работ по проекту и принятия соответствующих  решений. Это может показаться очевидным, но понятие жизненного цикла проекта  является одним из важнейших для  менеджера, поскольку задачи и процессы подготовки и принятия управленческих решений, используемые методики и инструментальные средства определяются текущей стадией  проекта.

 

Учитывая всё вышесказанное, необходимо признать тему курсового  проекта очень интересной для  исследования и как нельзя более  актуальной в рамках приобретения специальности  менеджера проектов.

 

Глава 1. Концепция жизненного цикла проекта

 

1.1 Понятие и сущность  жизненного цикла проекта

 

Жизненный цикл проекта (Project Life Cycle) - полный набор последовательных фаз проекта, название и число которых определяется исходя из технологии производства работ и потребностей контроля со стороны организации или организаций, вовлечённых в проект.

 

Каждый проект независимо от его сложности и объёма работ, необходимых для его выполнения, проходит в своём развитии определённые состояния - фазы проекта: от состояния, когда «проекта ещё нет», до состояния, когда «проекта уже нет». Стадии жизненного цикла проекта могут  различаться в зависимости от сферы деятельности и принятой системы  организации работ. Однако у каждого  проекта можно выделить начальную  стадию, стадию реализации проекта  и стадию завершения работ по проекту.

 

Промежуток времени между  моментом появления проекта и  моментом его ликвидации называется проектным циклом (или жизненным  циклом проекта).

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассматривая окупаемость  инвестиционного проекта, в нём  выделяют три основные стадии: предварительную (обоснование инвестиций), подготовительную (инвестиции) и производственную (производство и продажи). Жизненный цикл проекта, целью которого является выполнение работ по контракту, может включать стадии: начальную (подготовка контрактов и инициации работ), стадию реализации проекта (детальное планирование и исполнение) и стадию завершения работ по проекту.

 

Проекты в нефтяном и газовом  бизнесе разбивают цикл жизни  проекта на следующие стадии: концепция, технико-экономическое обоснование (ТЭО), проектирование, реализация, внедрение, сопровождение. Например, в проектах по разработке программного обеспечения  часто выделяются такие стадии, как  осознание потребности в информационной системе, формулирование требований, проектирование системы, кодирование, тестирование, эксплуатационная поддержка. Однако наиболее традиционным является разбиение проекта на четыре крупных этапа: инициация проекта, планирование, осуществление (исполнение и контроль) и завершение (рис. 1).

 

Фазы проекта

 

Состояния, через которые  проходит проект, называют фазами проекта. Другие возможные названия таких  состояний: этапы или стадии проекта.

 

Начальная фаза Промежуточные  фазы Конечная фаза

 

Рис.1. Принципиальная структура  проектного цикла

 

жизненный цикл проект организационное  преобразование

 

Фаза проекта характеризуется  следующими признаками:

 

* продукт, создаваемый  на отдельных фазах, является  частью всей продукции проекта;

 

* завершение фазы означает  создание некого промежуточного  или окончательного продукта:

 

* каждая фаза завершается  контрольным мероприятием, направленным  на выявление сделанных ошибок, подготовку решения о продолжении  реализации контроля и выработки  возможных корректирующих и предупреждающих  мер; такие контрольные мероприятия  носят название фазовых выходов,  контрольных точек, вех.

 

Обычно как факт начала работ над проектом, так и факт его ликвидации оформляются специальными документами. Например, начало работ  может определяться датой подписания договора между Заказчиком и Исполнителем.

 

Для деловых людей начало проекта связано с началом  его реализации и началом вложения денежных средств в его выполнение, то есть, например, с поступлением аванса на счёт Исполнителя.

 

Окончанием существования  проекта может быть:

 

* ввод в действие объектов, начало их эксплуатации и использования  результатов выполнения проекта;

 

* перевод персонала, выполнявшего  проект, на другую работу;

 

* достижение проектом  заданных результатов;

 

* прекращение финансирования  проекта;

 

* начало работ по внесению  в проект серьёзных изменений,  не предусмотренных первоначальным  замыслом (модернизация);

 

* вывод объектов проекта  из эксплуатации.

 

Инициация проекта

 

Проекты инициируются в силу возникновения потребностей, которые  нужно удовлетворить. Однако в условиях дефицита ресурсов невозможно удовлетворить  все потребности без исключения. Приходится делать выбор. Одни проекты выбираются, другие отвергаются. Решения принимаются исходя из наличия ресурсов, и в первую очередь финансовых возможностей, сравнительной важности удовлетворения одних потребностей и игнорирования других, сравнительной эффективности проектов. Решение о реализации проекта тем важнее, чем масштабнее предполагается проект, поскольку крупные проекты определяют направление деятельности на будущее (иногда на годы) и связывают имеющиеся финансовые и трудовые ресурсы. Определяющим показателем здесь является альтернативная стоимость инвестиций. Иными словами, выбирая проект «!А», а не проект «В», организация отказывается от тех выгод, которые мог бы принести проект «В».

 

Для сравнительного анализа  проектов на данном этапе применяются  методы проектного анализа, включающие финансовый, экономический, коммерческий, организационный, экологический анализ рисков и другие виды анализа проекта.

 

Планирование (разработка) проекта

 

Планирование в том  или ином виде производится в течение  всего срока реализации проекта. В самом начале жизненного цикла  проекта обычно разрабатывается  неофициальный предварительный  план - грубое представление о том, что потребуется выполнить в  случае реализации проекта. Решение  о выборе проекта в значительной степени основывается на оценках  предварительного плана. Формальное и  детальное планирование проекта  начинается после принятия решения  о его реализации. Определяются ключевые события (вехи) проекта, формулируются  задачи (работы) и их взаимная зависимость. Именно на этом этапе используются системы для управления проектами, предоставляющие руководителю проекта  набор средств для разработки формального плана: средства построения иерархической структуры работ, сетевые графики и диаграммы Ганта, гистограммы потребности проекта в ресурсах и финансировании.

 

Как правило, план проекта  не остаётся неизменным и по мере осуществления  проекта подвергается постоянной корректировке  с учётом текущей ситуации.

 

Исполнение и контроль (осуществление) проекта

 

После утверждения формального  плана на менеджера ложатся задачи организации исполнения и контроля хода работ. Контроль предполагает сбор фактических данных о ходе работ  и сравнение их с плановыми  показателями. К сожалению, в управлении проектами можно быть абсолютно  уверенным в том, что отклонения между плановыми и фактическими показателями случаются всегда. Поэтому  задачей менеджера является анализ возможного влияния отклонений в  выполненных объёмах работ на ход реализации проекта в целом  и в выработке соответствующих  управленческих решений. Например, если отставание от графика выходит за приемлемый уровень отклонения, может быть принято решение об ускорении выполнения определённых критических задач за счёт выделения на них большого объёма ресурсов.

 

Завершение проекта

 

Рано или поздно, но проекты  заканчиваются. Проект заканчивается, когда достигнуты поставленные перед  ним цели. Иногда окончание проекта  бывает внезапным и преждевременным, как в тех случаях, когда принимается  решение прекратить проект до его  завершения по графику. Когда проект заканчивается, его руководитель должен выполнить ряд мероприятий, завершающих  проект. Конкретный характер этих обязанностей зависит от характера самого проекта. Если в проекте использовалось оборудование, надо произвести его инвентаризацию и, возможно, передать его для нового применения. В случае подрядных проектов надо определить, удовлетворяют ли результаты условиям подряда или  контракта. Может быть, необходимо составить  окончательные отчёты, а промежуточные  отчёты по проекту организовать в  виде архива.

 

Затраты по фазам проекта

 

В начале своего развития проект не требует осуществления крупных  финансовых затрат или привлечения  значительных ресурсов. Однако по мере того, как работа по проекту разворачивается, затраты на его осуществление  существенно возрастают, и лишь при  завершении проекта объём затрат начинает быстро снижаться. Диапазон потребности  проекта в ресурсах обусловлен прежде всего типом и сложностью самого проекта.

 

Процентное соотношение  всех затрат по проекту, приходящихся на различные фазы его жизненного цикла, приведено на схеме.

 

Вне зависимости от содержательных аспектов и особенностей каждого  конкретного проекта вероятность  неудачи любого проекта в начале его жизненного цикла велика, но по мере продвижения проекта к  своему окончанию риски снижаются, и вероятность неблагоприятного развития событий быстро уменьшается.

 

Возможность участников проекта  воздействовать на его содержание изначально достаточно велика, но по мере того, как  в процессе реализации проекта создаётся  всё больше и больше его промежуточных  результатов, всё меньше остаётся возможностей что-либо в проекте изменять и  всё больше становится стоимость  возможных изменений.

 

1.2 Разделение проекта  на фазы

 

Универсального подхода  к разделению процесса реализации проекта  на фазы не существует. Решая для  себя такую задачу, участники проекта  должны руководствоваться своей  ролью в проекте, своим опытом и конкретными условиями выполнения проекта. Поэтому на практике деление  проекта на фазы может быть самым  разнообразным - лишь бы такое деление  выявляло некоторые важные контрольные  точки («вехи»), во время прохождения  которых просматривается дополнительная информация и оцениваются возможные направления развития проекта.

 

На этапе разработки концепции  проекта определяются конечные цели проекта и выявляются пути их достижения. При этом предполагается возможность  задания альтернативных наборов  целей, при формировании которых  должны учитываться наряду с экономическими также социальные, политические и технические факторы. Важное требование при определении целей проекта - возможность их количественной оценки по объёмам, срокам, размерам прибыли.

 

Для оценки жизнеспособности проекта проводится краткое (предварительное) технико-экономическое обоснование  проекта. Обычно рассматриваются одна-две  альтернативы, разработанные на предыдущем этапе. Каждая альтернатива оценивается  по критериям стоимости и прибыли. На этом этапе устанавливаются граничные условия, формируются конкретные цели и ограничения, а также (на основе статистики по объёмам аналогов) предварительно оценивается стоимость проекта. Результатом этапа

 

Рис.2. Фазы жизненного цикла  инвестиционного проекта

 

оценки жизнеспособности является обоснование преимуществ  одной альтернативы перед другой. После принятия решения о начале работ по проекту рассматривается  вопрос о руководстве работами по его реализации.

 

Планирование проекта. После  определения жизнеспособности проекта  и решения о начале его реализации следует составить в письменной форме Генеральный план проекта. План представляет собой структурно определённую последовательность этапов работ, ведущих к достижению уже  определённого комплекса целей. Он должен показывать, кто и что  должен делать, в какие сроки и  каким образом, и включать все  необходимые решения. План становится инструментом для работы со всеми  участниками проекта и является предпосылкой для составления подробного календарного графика этих работ  и для точной оценки их стоимости. План реализации проекта разрабатывается  с участием специалистов всех заинтересованных сторон, что способствует его реальности и выявлению противоречий на ранней стадии реализации проекта. Окончательный  план выполнения проекта должен быть одобрен, после чего он направляется всем участникам проекта. На этом же этапе решаются вопросы создания команды проекта.

Информация о работе Жизненный цикл проекта, его основные стадии и этапы