Жизниненый цикл организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 12:33, курсовая работа

Краткое описание

Каждый из нас знает, что человек в течение всей жизни, так или иначе, связан с организациями. Именно в организациях или при их содействии люди растут, учатся, работают, преодолевают недуги, вступают в многообразные отношения, развивают науку и культуру. В рамках организаций без людей, равно как и нет людей, которым не приходится иметь дело с организациями.

Содержание

Введение 3
1.Жизненный цикл организации.
1.1. Понятие жизненного цикла организации, стадии, этапы. 5
1.2. Формирование организации и фазы организационного развития. 12
1.3.Роль руководителя в управлении организаций. 15
1.4 Дилемма большого размера. 20
1.5 Упадок и сокращение размеров организации. 23
2. Жизненный цикл продукта и организации. 28
Заключение. 34
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Организации зарождаются.doc

— 162.50 Кб (Скачать файл)

    5. Стадия распада. Эта стадия  упадка необратима. Организация  утрачивает свои рынки и репутацию,  лишается лучших сотрудников,  а ее капитал истощается. Единственно  возможной стратегией оказывается  закрытие организации в соответствии с существующими юридическими нормами и смягчение травмы, нанесенной ее работникам.

    Руководители  должны замечать признаки упадка, осмысливать  их, предпринимать необходимые действия и менять ход событий. Наиболее рудные решения связаны с сокращением  размеров организации – необходимостью сокращать численность персонала, или, попросту говоря, увольнять людей.

    Во  время экономического бума 1990-х годов проблемой сокращения были озабочены немногие. Организации росли и процветали, менеджеры были больше обеспокоены поиском квалифицированных рабочих, чем увольнениями людей. Сегодня ситуация изменилась. Начиная с 2000 г. экономика переживает спад, и сокращения стали обычной практикой американских корпораций. Кроме того, в современных организациях сокращение размеров стало частью многих инициатив. Проекты реконструкций, слияния и поглощения компаний, глобальная конкуренция и растущая тенденция к использованию субподрядов – все это приводит к сокращению числа рабочих мест.

    Некоторые исследователи обнаружили, что крупномасштабное сокращение часто не приносит ожидаемых выгод, а в некоторых случаях наносит вред. Тем не менее, во времена упадка сокращение размеров организации становится необходимой частью менеджмента. Облегчить этот процесс, а также эмоциональное состояние уволенных  и оставшихся работников помогаю следующие методы.

    1. Больше общайтесь. Похоже, что в некоторых организациях считается, что чем меньше говорится о предстоящих сокращениях, ем лучше. Это не так. Менеджеры должны сделать предварительные объявления и по возможности сообщить максимум информации. Во времена бурных перемен количество информации не может быть чрезмерным. Работники, оставленные в организации, хотят знать, чего от них жду, возможно, ли новые увольнения и что организации делает, чтобы помочь их коллегам, потерявшим работу.
    2. Помогайте уволенным. Организация несет ответственность перед уволенными, и она должна помочь им справиться с потерей работы и снова найти себя на рынке труда. Организация может предложить им обучение, выходные и другие пособия и помощь в трудоустройстве.
    3. Контролируйте эмоциональное состояние оставшихся. Руководители компании также должны помнить об эмоциональных потребностях тех, кто не был уволен. Многие люди после утраты коллег переживают вину, гнев, замешательство, печаль, и эти чувства должны быть осмыслены. Оставшихся также может волновать их собственная работа, они могут испытывать затруднения, приспосабливаясь к новым должностным обязанностям, ответственности и т.д.
 
 
 
 
 
 
 

2. Жизненный цикл продукта и организации

    Выше уже была затронута теория организации, а теперь наглядно рассмотрим предмет изучения на практике и приведем несколько примеров экономической организации как субъекта.. Мы знаем, что предмет анализа - экономические организации, среда существования которых делится на внутреннюю и внешнюю. Это дает нам основание уточнить основной методологический принцип, лежащий в основе изучения жизненного цикла экономических организаций.

    Речь  должна идти об обретении экономическим субъектом динамического равновесия как с внешней средой (здесь и тип ведущей экономической организации, обуславливающий конкретную комбинацию рынка, контрактную систему и отношения внутрифирменной иерархии, и прочие неэкономические составляющие внешней среды, в которой функционирует наш экономический субъект), так и с внутренней средой организации (параметры, задаваемые менеджерами: фирменная идеология, структура, фирменная стратегия, корпоративная культура, управление персоналом, внутрифирменный учет и финансовые потоки, издержки и т. д.).

    Именно динамический характер равновесия делает такую организационную структуру, как фирма, устойчивой, дает ей возможность существовать во времени и пространстве. Если возникает устойчиво неравновесное состояние, это может означать только одно - процесс разрушения фирмы и ее последующую ликвидацию.

    Главный вывод, который мы можем здесь  сделать: фирма - это реально существующее, но преходящее и “смертное” образование, которое функционирует не просто во времени, но в определенных временных рамках. Эти временные рамки могут “сжиматься” и “растягиваться” в зависимости от конкретного временного интервала (периода), в котором существует определенная фирма (от дней и месяцев до десятков и даже сотен лет).

    При внимательном рассмотрении поведения  “долгоживущей” фирмы можно заметить, что процессы, в ней протекающие, развиваются циклически. Собственно говоря, этот вывод не является неожиданным. Если мы приглядимся к формам неживой, живой и общественной материи, то либо обнаружим цикличность в чистом виде, либо увидим, что формы материи развиваются в основном поступательно и это развитие идет по спирали: от простых форм к более сложным, к отрицанию отрицания в конечном итоге. Но что такое эти витки раскручивающейся спирали? - Последовательно сменяющие друг друга циклы.

    Экономическая жизнь развивается циклически. Это доказано и эмпирически, и теоретически. Известно, что товарное хозяйство неотделимо от экономического цикла и не может существовать вне его. Выделяют короткие, средние и длинные волны в развитии экономического цикла.

    Нам представляется обоснованным связывать  именно с экономическим циклом и  жизненный цикл экономической организации (фирмы).

    Важным  дополнением к сказанному стоит  признать связь массового обновления основного капитала (активных элементов), а следовательно, и жизненного цикла экономического субъекта с финансовым циклом фирмы. Напомним, что он начинается с реализации инвестиционного проекта, затем фирма достигает порога рентабельности (нулевой прибыли), далее накапливает запас финансовой прочности и реализует новый инвестиционный проект (если предыдущий инвестиционный проект неудачен, то фирму ждут очень тяжелые времена с высокой вероятностью банкротства, прекращения собственного существования).

    Как уже говорилось, фирмы “живут”  от нескольких дней до нескольких десятков и даже сотен лет. Но следует заметить, что большая часть фирм имеет короткую продолжительность жизни. В течение, например, последнего десятилетия в США ежегодно возникало до 600 тысяч новых, прежде всего мелких, компаний (в 50-х годах ежегодно регистрировалось в среднем 130 тыс. новых компаний, в 60-х - 220 тыс., в 70-х - 350 тыс.). Однако “смертность” их чрезвычайно высока. Мировая практика свидетельствует, что в рыночной экономике из 100 вновь созданных фирм до 5-летнего возраста доживают не более 20 (половина гибнет в первый год.

    Жизненный цикл фирмы состоит из следующих фаз: 1) возникновение, 2) становление, 3) развитие и 4) умирание (или переход в новое качество). Здесь мы специально не рассматриваем каждую из фаз, так как их названия необходимо понимать буквально, без каких-либо условностей и двойного смысла.

    Вновь наблюдается высокая корреляция с фазами финансового цикла. Принципиальной представляется и “вилка”, которая  возникает на четвертой фазе. Если фирма работает успешно, то происходит переход в новое качество (укрупнение бизнеса различными способами), если деятельность неуспешна - то переход в фазу отмирания. В финансовом цикле успешная деятельность – это реализация нового инвестиционного проекта (укрупнение масштабов бизнеса), неудачная деятельность - прямой путь в направлении банкротства компании.

    Фазы  жизненного цикла фирмы можно  описывать и при помощи динамики объемов производства. Достижение равновесия фирмы - того объема производства, когда  прибыль становится максимальной, - прямой путь к переходу в новое качество. Не решение данной проблемы - движение в направлении умирания экономической организации, коей является фирма.

    Даже  самые успешные фирмы, “живущие”  долго, не могут похвастаться, что  после каждого жизненного цикла  они становились крупнее, а их бизнес рос. Большие компании наиболее устойчивы по сравнению с мелкими, имеющими меньше ресурсов. Периоды, связанные с получением убытков, не являются исключениями в их “жизни”. Главное для них – получение прибыли в конечном итоге, т. е. за весь период жизненного цикла (сегодняшние убытки могут быть покрыты предыдущими прибылями и накопленным в предыдущих циклах капиталом).

    Приведем  пример. В 1992 году крупнейшие компании Запада понесли такие убытки: “Дженерал  Моторз” - 23, 498 млрд. дол., “Форд Моторз” - 7,385 млрд. дол., “ИБМ” - 4,965 млрд. дол., “ИРИ” (Италия) - 3,811 млрд. дол., “Ниссан” (Япония) - 448 млн. дол. (только в 1999 году данная корпорация после нескольких лет убытков приняла решение продать более трети своих акций, что означает передачу контроля над ее бизнесом другой компании, вероятно, французскому концерну “Рено”), “Дюпон де Немур” - 3,927 млрд. дол., “Филипс” (Нидерланды) - 511 млн. дол. Но это - элита мирового бизнеса, т. к. перечисленные компании входили в 1992 году в число 30 крупнейших мировых производителей.

    Уже в 1994 году данные компании имели следующие  прибыли: “Дженерал Моторз” - 4,9 млрд. дол., “Форд Моторз” - 5,3 млрд. дол., “ИБМ” - 3,0 млрд. дол., “Дюпон де Немур” - 2,73 млрд. дол., “Филипс” - 1,168 млрд. дол. Убытки вновь имели “ИРИ” - 1,095 млрд. дол. и “Ниссан” - 1,671 млрд. дол.

    В настоящий момент все эти компании функционируют, большинство достаточно успешно. Исключение, как уже говорилось, составляет японская автомобилестроительная компания “Ниссан”. Итальянская “ИРИ” по-прежнему опирается на “государственное плечо”.

    Еще более содержательный материал - списки крупнейших американских компаний, которые  составляют основу для расчета индекса  “Доу-Джонса” (30 наиболее успешных на данный момент компаний) за последние 100 лет.

    В списке 1996 года не было ни одной компании, которая бы присутствовала в нем  до этого года в течение ста  предыдущих лет. По убыванию срока пребывания (в годах): 1) General Electric - 93, 2) Texas Co. - 79, 3) Westinghouse Electric - 75, 4) General Motors - 72 ... 11) Exxon - 68 ... 16) Du Pont Co. - 62 ... 20) IBM - 24 ... 24) Coca-Cola - 12 ... 26) McDonald’s - 11, 27) Boeing - 9 ... 29) Walt Disney Co. - 5.

    Рассмотрим  факторы, влияющие на средний срок жизни  экономической организации (фирмы). Первый, уже отмеченный нами, - размер фирмы. Далее - отрасль приложения, тип товара, степень комбинирования, диверсификации, горизонтальной и вертикальной интегрированности, технический уровень, общее состояние общенациональной и мировой рыночной конъюнктуры, успешность менеджмента (структура, стратегия, имидж, корпоративная идеология, корпоративная культура, уровень издержек и проч.) и многие другие.

    Необходимо  сказать, что в жизненном цикле  фирмы очень важное место принадлежит  четвертой (последней) фазе. Появляющаяся “вилка” или дает фирме возможность развиваться в будущем, или приводит к умиранию экономической организации.

    Возможности развития в организационном плане  предоставляются самые разнообразные. Это – слияния и поглощения компаний, создание финансово-монополистических и финансово-промышленных групп (подробнее см. 9.4.1, 9.4.2, 9.4.3). В результате появляется новая внутрифирменная структура, отличная от предыдущей. Она может быть как более высокой иерархией (увеличивается количество “этажей” управления и, соответственно, затрат на координацию), так и более плоской (создание финансово-промышленных групп, переход к сетевым структурам и проч.).

    Речь  идет о реструктуризации компаний, оказавшихся в кризисном состоянии (подробнее см. 9.3). В результате сильных и направленных действий фирмы могут пережить кризис и остаться в качестве реальных экономических субъектов, но достигается это большой ценой (уменьшение размеров бизнеса компаний, болезненная структурная перестройка, сокращение персонала, жесткая экономия на управленческих расходах, возможна и частичная потеря самостоятельности и суверенитета и проч.). Если реструктуризация потерпит неудачу, то уже ничто не может спасти фирму. Она прекращает свое существование, по крайней мере, в качестве самостоятельного участника рынка. Например, собственный капитал в середине 90-х годов составил: “Дженерал Моторз” - 12,823 млрд. дол., “Форд Моторз” - 21,659 млрд. дол., “Экссон” - 37,415 млрд. дол., “Ройял Датч-Шелл” - 56.375 млрд. дол., “Тоета” - 49,028 млрд. дол., “Дженерал Электрик” - 26,387 млрд. дол., “ИБМ” - 24,413 млрд. дол. Именно наличие значительного собственного капитала и позволило ряду крупных фирм пережить огромные убытки 1992 года (см. выше).

    Возрастание капитала позволяет развиваться  фирме, переходить в новое качество, осваивать новые товары, захватывать новые рынки. 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 

    По  мере своего роста и взросления организации проходят через отдельные стадии жизненного цикла. Структура организации, внутренние системы и управленческие проблемы на каждой из стадий развития различны. Рост организации приводит к кризисам и революциям. Основная задача менеджеров заключается в том, чтобы провести организацию через стадии предпринимательства, коллективизма, формализации и совершенствования. Проходя через последовательные стадии своего жизненного цикла, увеличиваясь в размерах и усложняясь, организации, как правило, приобретают признаки бюрократизации. Появляются правила, разделение труда, письменная документация, иерархия власти, а процедуры приобретают безличный характер. Бюрократия – закономерная форма развития организации, позволяющая фирмам эффективно использовать свои ресурсы. Однако во многих крупных корпорациях и правительственных учреждениях бюрократия подвергается нападкам со стороны тех, кто пытается добиться децентрализации власти, сделать структуру организации более плоской, сократить количество правил и поток письменной документации и сохранить философию маленькой компании. Такие компании отказываются от экономии на масштабах производства, чтобы приобрести гибкость реагирования и адаптивность. Для получения преимуществ малых компаний многие крупные организации подразделяются на небольшие отделения. Другой подход к преодолению проблем бюрократии – это использование структурной концепции, называемой системой контроля инцидентов, позволяющей плавно переходить от формализованного иерархического стиля, эффективного в период стабильности, к более гибкому и свободно структурированному, необходимому для действий в неожиданных и быстро меняющихся условиях окружающей среды.

Информация о работе Жизниненый цикл организации