Защита прав потребителей на територии Сахалинской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 12:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы - определить направления по повышению эффективности деятельности органов по защите прав потребителей на муниципальном уровне.
Для достижения этой цели решаются следующие задачи:
- рассмотреть историю создания организаций по защите прав потребителей и виды юридической и экономической (экономико-социальной) ответственности;
- изучить правовые основы защиты прав потребителей;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ГЛАВА. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД К ЕЕ АСПЕКТАМ 6
1.1 История создания организаций по защите прав потребителей и виды юридической и экономической (экономико-социальной) ответственности 6
1.2 Общественные организации по защите прав потребителей в ряду организаций по защите прав потребителей и их полномочия 12
1.3. Правовые основы защиты прав потребителей 17
2 ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА ТЕРРИТОРИИ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ 24
2.1. Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Сахалинской области 24
2.2. Деятельность Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по
Сахалинской области 29
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 177.50 Кб (Скачать файл)

Общественные  объединения потребителей играют особую роль в судебной защите потребителей, реализуя свое право обращаться в суды с заявлениями в защиту законных интересов отдельных потребителей, а также в защиту группы потребителей

Судебная защита прав потребителей. К сожалению, потребителям не всегда удается защитить свои права в добровольном порядке, возможности государственных органов ограничены рамками административного права, а требования потребителя в основном носят имущественный характер и поэтому могут быть в полном объеме удовлетворены только в суде.

Закон значительно  упрощает обращение потребителей в  суд за защитой своих прав.[9, c. 3]

Во-первых, потребителю  предоставлено право выбора места  предъявления иска. Специфика подсудности  по делам с участием потребителей впервые была предусмотрена в Законе о защите прав потребителей в 1992 году, и лишь спустя более десяти лет аналогичная норма появилась в специальном процессуальном законодательстве, в новом Гражданском процессуальном кодексе РФ (ГПК РФ). Возможность выбора места предъявления иска по делам с участием потребителей теперь также предусмотрена пунктом 7 статьи 29 ГПК РФ.

Но из данного  правила существуют исключения, установленные  ГПК РФ. Например, иски к перевозчикам, вытекающие из договоров перевозки, согласно пункту 3 статьи 30 ГПК РФ, должны предъявляться по месту нахождения перевозчика, к которому в установленном порядке быта предъявлена претензия. Территориальная подсудность, установленная 3аконом о защите прав потребителей, может быть изменена договором. Такое условие договора не будет ущемлять права потребителей, поскольку возможность определения подсудности договором предусмотрена процессуальным законодательством (ст. 32 ГПК РФ). И если вопрос места рассмотрения спора для вас является принципиальным, рекомендуем обратить внимание на соответствующее условие при заключении договора.

Во-вторых, до обращения  в суд не обязательно предварительно обращаться с претензией к продавцу (изготовителю) или исполнителю. Законом  о защите прав потребителей не установлен внесудебный порядок разрешения требований потребителей. По некоторым спорам с участием потребителей действующим законодательством предусмотрен предварительный внесудебный порядок. Например, согласно статье 797 ГК РФ, до предъявления иска, связанного с перевозкой груза, требуется первоначально предъявить претензию перевозчику. Сроки предъявления претензии устанавливаются транспортными уставами и кодексами. Так, Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации для предъявления претензии перевозчику предоставляет 6 месяцев (ст. 123), такой же срок установлен статьей 126 Воздушного кодекса.[10, c. 4]

Если законом  или соглашением сторон установлен порядок предварительного внесудебного разрешения спора, а потребителем этот порядок не соблюден и возможность  предъявления претензии еще не утрачена, судья в соответствии с подпунктом 1 статьи 135 ГПК РФ возвращает исковое заявление. Однако пропуск срока для предъявления претензии не является основанием для отказа в судебной защите, так как это противоречит статье 46 Конституции Российской Федерации и Закону о защите прав потребителей. Поэтому, если вы не успели вовремя подать претензию и установленный срок для ее предъявления уже истек, можно защищать свои права непосредственно в суде.

В-третьих, потребители  освобождаются от уплаты государственной пошлины по всем искам, связанным с нарушением их прав, без каких-либо ограничений (ст. 17 Закона о защите прав потребителей, пп. 4 п. 2 сто 333.36 НК РФ).

Введение института  мировых судей, конечно, позволило  упростить процедуру рассмотрения дел по защите прав потребителей в судах. При рассмотрении исков потребителей мировыми судьями сокращаются сроки рассмотрения исков потребителей.[11, c. 9]

Как правило, суды значительно снижают размеры  сумм, взыскиваемых в возмещение морального вреда, по сравнению с заявленными потребителем, не приводя мотивы такого снижения. Нередко суды без достаточных оснований снижают размер неустойки за нарушение прав потребителей. Гражданское законодательство предусматривает право суда снизить неустойку, когда она явно несоразмерна (ст. 333 ГК РФ), но применение данной нормы зачастую необоснованно.

Закон о защите прав потребителей устанавливает санкцию за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требования потребителей в виде штрафа. Если дело доходит до суда, с недобросовестных предпринимателей взыскивается штраф в размере 50 % от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Причем вопрос о взыскании штрафа должен рассматриваться  судом независимо от того, заявлял  ось ли такое требование в исковом  заявлении или нет.[12, c. 6]

Если с заявлением в защиту прав потребителя выступают  общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) или органы местного самоуправления, 50% суммы взысканного  штрафа перечисляется указанным  объединениям (их ассоциациям, союзам) или органам.

Срок исковой  давности по делам о защите прав потребителей по общим правилам о  сроке исковой давности равен 3 годам. Срок исковой давности в связи  с ненадлежащим качеством работы, выполненной по договору подряда, составляет 1 год, а в отношении зданий и сооружений 3 года. Кроме того, следует иметь в виду, что требования о защите нарушенного права принимаются судом к рассмотрению независимо от истечения срока исковой давности. Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, которое должно быть сделано до вынесения решения (ст. 196, 199 ГК РФ). Исковая давность, согласно статье 208 ГК РФ, не распространяется на следующие требования:

1. о компенсации  морального вреда, так как это  требование связано с защитой  личных неимущественных прав и других нематериальных благ;

2. о возмещении  вреда, причиненного жизни и  здоровью потребителя. Однако  требования, предъявленные по истечении  3 лет с момента возникновения  права на возмещение такого  вреда, удовлетворяются за прошлое  время не более чем за 3 года, предшествовавшие предъявлению иска.[13, c. 6]

Вывод. Общественные организации по защите прав потребителей имеют значительные полномочия по отстаиванию  интересов граждан.

 

1.3. Правовые  основы защиты прав потребителей

 

Правовую основу защиты прав потребителей составляют    законодательные акты, регламентирующие общественные отношения, возникающие в сфере защиты прав потребителей.

В соответствии со статьей 1 Закона «О защите прав потребителей»  отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом «О защите прав потребителей», а также принимаемыми в соответствии с ним иными федеральными законами и правовыми актами Российской Федерации.

Основой правового  регулирования отношений в области  защиты прав потребителей является Гражданский кодекс Российской Федерации.

Закон «О защите прав потребителей»  регулирует отношения, возникающие  между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами; устанавливает  права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья людей, получение информации о товарах, работах, услугах, об их изготовителях, исполнителях, продавцах, государственную и общественную защиту интересов потребителей, определяет механизм реализации их прав, а также ответственность за их нарушение.

Поправки в  Закон «О защите прав потребителей»,  21 декабря 2004 г. были подписаны Президентом РФ, и после опубликования в «Российской газете» вступили в действие. Союзу потребителей России удалось через своих представителей в рабочей группе по подготовке законопроекта ко второму чтению провести целый ряд норм, существенно улучшающих защиту потребителей и укрепляющих позицию общественных объединений потребителей, их ассоциаций и союзов.[14, c. 6]

Так, получилось противостоять  правительству, обусловить право потребителей на расторжение договора в случае приобретения технически сложных и дорогостоящих товаров ненадлежащего качества с наличием в них существенных недостатков.

Теперь в законе в число обязательной информации об изготовителе, исполнителе, продавце в тех случаях, когда их деятельность подлежит лицензированию или государственной аккредитации, включено требование о представлении потребителю данных о номерах лицензии и свидетельства о государственной аккредитации, сроках их действия, а также информация об органе, их выдавшем. Это особенно важно для потребителей образовательных услуг, поскольку от наличия лицензии и аккредитации зависит качество образования, статус диплома об окончании вуза, право на отсрочку от призыва в армию.

В ст. 10 Закона теперь особо  оговорено, что информация о товарах, работах, услугах в обязательном порядке должна содержать цену в  рублях. В настоящее время сплошь и рядом можно наблюдать указание цены только в так называемых «у.е.». А что скрывается за у.е. - доллары, евро или что-то совсем условное, покупатель узнает только при оплате товара, и перевод у.е. в российские рубли зачастую оказывается для него весьма неожиданным и неприятным. При этом надо понимать, что данная норма не запрещает указывать цену на товары и услуги в других единицах помимо рубля. Такую возможность продавцам предоставляет ст. 317 ГК РФ. Однако отсутствие на ценнике рублевого эквивалента теперь попадает под действие п. 1 ст. 14.8 Кодекса об административных правонарушениях РФ и предусматривает, что «нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда».[15, c. 8]

В соответствии с Гражданским  процессуальным кодексом РФ расширен перечень судов, куда может обращаться потребитель в случае нарушения его прав. К судам, находящимся по месту жительства истца, причинению ему вреда или месту нахождения ответчика, добавлены также суды, находящиеся по месту пребывания истца, а также по месту жительства индивидуального предпринимателя, месту заключения договора либо месту нахождения представительства или филиала организации, допустившего нарушение.

Теперь в ситуации, когда  потребитель не имеет возможности  обменять товар надлежащего качества из-за отсутствия в продаже аналогичного товара на день обращения к продавцу, и он пользуется своим правом отказаться от исполнения договора купли-продажи, его требование о возврате уплаченной за указанный товар денежной суммы подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата указанного товара. В ранее действующей редакции статьи этот срок не был определен, и добиваться возврата денег потребителю приходилось иногда месяцами. В соответствии с новой редакцией п. 6 ст. 13 при удовлетворении законных требований потребителя суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50 процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.[16, c. 9]

В закон добавлена статья о полномочиях высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации  в области защиты прав потребителей. В прежней редакции закона были определены полномочия и права федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений потребителей, что позволяло большинству органов власти субъектов РФ самоустраниться от такой важной социальной и экономической функции, как защита прав потребителей.

Удалось внести определенные изменения и добавления в ст. 45 и 46 Закона, касающиеся прав общественных объединений потребителей. Теперь закон  устанавливает, что публикация результатов сравнительных испытаний качества товаров, работ, услуг не является рекламой. Более четким и объемлющим стало определение о возмещении общественным объединениям потребителей расходов, понесенных ими по делам в интересах неопределенного круга потребителей, через суд. В эти расходы теперь включены судебные издержки, а также иные необходимые, возникшие до обращения в суд и связанные с рассмотрением дела расходы, в том числе на проведение независимой экспертизы, в случае выявления в результате такой экспертизы нарушения обязательных требований к товарам (работам, услугам).[17, c. 5]

Данная норма теперь также  распространяется и на органы местного самоуправления, которые будут выступать  в судах с исками в защиту неопределенного круга потребителей.

Немного внимания следует уделить также и тем изменениям в законе, которые изначально были внесены правительством в Государственную Думу. Эти изменения предусматривают ответственность импортеров, обязательное требование информировать потребителя о наличии генно-инженерно-модифицированных добавок в продуктах питания, определяют порядок организации дистанционной продажи товаров и содержат ряд других очень важных для потребителя требований. Во-первых, преамбула закона дополнена определением уполномоченной организации. В ней четко прописывается, что такая организация, созданная на территории Российской Федерации на основании договора с изготовителем (продавцом), в том числе с иностранным изготовителем (продавцом), наделяется полномочиями на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества. В преамбулу также вводится понятие об импортере. По всему тексту закона, наряду с продавцом, изготовителем и исполнителем, теперь прописана ответственность уполномоченных организаций и импортеров. Данные изменения в законе должны существенно облегчить защиту нарушенных прав и, в первую очередь, прав потребителей импортных товаров, поскольку, кроме продавцов (часто исчезающих с рынка), зарубежных изготовителей (к которым практически невозможно подступиться), теперь образована цепочка из уполномоченных организаций и импортеров, к которым можно будет предъявить законные претензии. Во-вторых, как нам кажется, удалось преодолеть коллизию, возникшую после изменений в Законе «О защите прав потребителей», внесенных в 1999 г. и отменивших норму установления шестимесячного гарантийного срока в тех случаях, когда изготовитель его не устанавливал. Введение нормы о возможности предъявления претензий к продавцу (изготовителю) товара на обнаруженные недостатки по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, не вполне компенсировало отмененную норму, поскольку потребитель получал право предъявить требования к изготовителю (продавцу), если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. Теперь закон ввел, наряду с гарантийным сроком, понятие «дополнительное обязательство». В новой редакции закона записано, что изготовитель вправе принять дополнительное обязательство в отношении недостатков товара, обнаруженных по истечении установленного им гарантийного срока; содержание, срок действия такого обязательства и порядок осуществления потребителем прав по такому обязательству определяются изготовителем. Дополнительное обязательство может установить и продавец. В этом случае содержание, срок действия такого обязательства и порядок осуществления потребителем прав по такому обязательству определяются договором между потребителем и продавцом. То есть за пределами гарантийного срока изготовитель и продавец могут установить дополнительные гарантии на товар, но при этом удовлетворение претензий потребителя в случае обнаружения им недостатков товара, ограничить одним или несколькими из предусмотренных ст. 18 Закона требований. Например, по истечении шестимесячного гарантийного срока, еще в течение года безвозмездно устранять недостатки товара. По нашему мнению, введение этой нормы будет усиливать конкуренцию, стимулировать предоставление потребителю, пусть и не в полном объеме, как во время гарантийного срока, но вполне определенных дополнительных обязательств. В-третьих, в законе появилась новая очень важная статья, определяющая права и ответственность потребителя и продавца при дистанционном способе продажи товаров.

Информация о работе Защита прав потребителей на територии Сахалинской области