Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 12:36, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - определить направления по повышению эффективности деятельности органов по защите прав потребителей на муниципальном уровне.
Для достижения этой цели решаются следующие задачи:
- рассмотреть историю создания организаций по защите прав потребителей и виды юридической и экономической (экономико-социальной) ответственности;
- изучить правовые основы защиты прав потребителей;
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ГЛАВА. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД К ЕЕ АСПЕКТАМ 6
1.1 История создания организаций по защите прав потребителей и виды юридической и экономической (экономико-социальной) ответственности 6
1.2 Общественные организации по защите прав потребителей в ряду организаций по защите прав потребителей и их полномочия 12
1.3. Правовые основы защиты прав потребителей 17
2 ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА ТЕРРИТОРИИ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ 24
2.1. Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Сахалинской области 24
2.2. Деятельность Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по
Сахалинской области 29
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
По мнению автора, в целом принятие изменений и дополнений в Закон «О защите прав потребителей» - это еще один большой шаг на пути к цивилизованному потребительскому рынку.[19, c. 5]
Стратегия развития Российской Федерации до 2020 г. провозгласила развитие личности как базовую предпосылку для решения основных экономических и социальных проблем. Выдвигая в качестве одного из приоритетов информирование и просвещение населения по вопросам национальной политики в сфере защиты прав потребителей, можно ожидать, что потребитель не только сделает правильный выбор на потребительском рынке товаров, работ, услуг, но и сможет в перспективе сыграть роль регулятора на подлинно конкурентном рынке.
С другой стороны, построение правового государства требует не только формирования соответствующей законодательной основы, но и адекватного ей поведения людей, что, в свою очередь, предполагает знание населением своих законных прав и обязанностей и умение применять их в различных ситуациях. Практическое претворение этого направления должно преследовать цель приобретения потребителями и предпринимательским корпусом определенных навыков и стереотипов поведения в условиях рыночной экономики, что в результате способствовало бы самостоятельному разрешению ими возникающих проблем. Решение поставленных вопросов позволит на качественно новом уровне обеспечение защиты прав потребителей и повышение жизненного уровня населения.
2 ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА ТЕРРИТОРИИ Сахалинской области
2.1. Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Сахалинской области
Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Федеральная служба) является Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Сахалинской области (далее -Управление), осуществляющее функции по контролю и надзору в сфере oбеcпечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
Управление является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим
наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. Полное наименование - Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Сахалинской области. Сокращенное наименование - Управление Роспотребнадзора по Сахалинской области.[20, c. 4]
Имущество Управления является федеральной собственностью и закреплено за ним на праве оперативного управления.
Место нахождения Управления и его территориальных отделов определяется Федеральной службой.
Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Положением о Федеральной службе, актами Федеральной службы и настоящим Положением.
Управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с Территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти Сахалинской области, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Основные задачи
Основными задачами Управления являются:
- организация и осуществление надзора и контроля за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области
- обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка;
- предупреждение вредного воздействия на человека факторов среды обитания;
- профилактика инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) населения.
Полномочия Управления
Управление в пределах своей компетенции осуществляет:
- надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей, в том числе:
- государственный санитарно-эпидемиологический надзор за:
- разработкой схем градостроительного планирования развития территорий, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, при размещении объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установлении их санитарно-защитных зон, выбором земельных участков под строительство, а также за проектированием, строительством, реконструкцией, техническим перевооружением, расширением, консервацией и ликвидацией промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства иных объектов;
- проектной документацией о планировке и застройке городских и сельских поселений, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации объектов, а также за предоставлением земельных участков под строительство, вводом в эксплуатацию построенных и реконструированных объектов; производством, транспортировкой, хранением, применением (пользованием) и утилизацией продукции производственно-технического назначения, в случаях, когда требуется непосредственное участие человека, и товаров для личных и бытовых нужд граждан, технологиями их производства, потенциально опасных для человека химических, биологических веществ и отдельных видов продукции, пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующими с ними материалов и изделий и технологиями их производства;
- производством, применением (использованием) и реализацией населению новых видов продукции (впервые разрабатываемых или внедряемых), новыми технологическими процессами производства продукции;
- радиационной безопасностью, в том числе дозами облучения населения и персонала от техногенных, природных, медицинских источников ионизирующих излучений;
- реализацией населению продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также её применением (использованием) в промышленности, сельском хозяйстве, гражданском строительстве, на транспорте;
- организацией питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других), в том числе за приготовлением пищи и напитков, их хранением и реализацией населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);
- организацией питания в дошкольных и других образовательных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, оздоровительных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения;
- водными объектами, используемыми для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купания, занятий спортом, отдыха и в лечебных целях, в том числе водными объектами, расположенными в черте городских и сельских поселений;
- осуществлением эксплуатации централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения и систем питьевого водоснабжения на транспортных средствах индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами;
- состоянием атмосферного воздуха по критериям безопасности и (или) безвредности для человека в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздуха в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (местах постоянного или временного пребывания человека);
- состоянием почвы по критериям безопасности и (или) безвредности городских и сельских поселений и сельскохозяйственных угодий;
- условиями и способами сбора, использования, обезвреживания, транспортировки хранения и захоронения отходов производства и потребления;
- содержанием жилых помещений;
- санитарно-эпидемиологическим состоянием лечебно-профилактических учреждений;
- эксплуатацией производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта;
- деятельностью или работой отдельных цехов, участков, сооружений, оборудования, транспорта, выполнением отдельных видов работ и оказанием услуг;
- условиями труда, рабочими местами и трудовыми процессами, технологическим оборудованием, организацией рабочих мест, коллективными и индивидуальными средствами защиты работников, режимом труда, отдыха и бытовым обслуживанием работников в целях предупреждения профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда;
- условиями работы с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами, в том числе условиями работы в области генной инженерии, и с возбудителями инфекционных заболеваний;
- условиями работы с машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, которые являются источниками физических факторов воздействия на человека (шума, вибрации, ультразвуковых, инфразвуковых воздействий, теплового, ионизирующего, неионизирующего и иного излучения), использованием машин, механизмов, установок, устройств и аппаратов, а также производством, применением (использованием), транспортировкой, хранением и захоронением радиоактивных веществ, материалов и отходов, являющихся источниками физических факторов воздействия на человека;
- использованием программ, методик и режимов воспитания и обучения, технических, аудиовизуальных и иных средств обучения и воспитания, учебной мебели, а также учебников и иной издательской продукции;
- дошкольными и другими образовательными учреждениями независимо от организационно-правовых форм
2.2. Деятельность
Управления Федеральной службы
по надзору в сфере защиты
прав потребителей и
В 2011 году Управлением было проведено 85 проверок предприятий всех форм собственности на соблюдение и выполнение правил предоставления услуг. В результате проверок было выявлено 157 административных правонарушений в сфере санитарного законодательства и в области защиты прав потребителей, по которым должностными лицами составлялись административные протоколы с последующей передачей их для принятия решения уполномоченным на то другим государственным органом.[22, c. 5]
Из 157 административных правонарушений на 130 были наложены административные штрафы (полномочными органами). Сумма наложенных штрафов составила 1 353 156, 52 рублей. При этом сумма взысканного штрафа составила 931 200 рублей. 65 лиц привлечены к административной ответственности за правонарушения.
За нарушения
законодательства в области обеспечения
санитарно-эпидемиологического
За первое полугодие 2012 года за аналогичные нарушения было наложено 387 ед. штрафов, из которых взыскали 112 ед. в сумме –328 694 руб. Было вынесено 74 предупреждений, из которых по 7 приняты решения о привлечении к ответственности и 8 человек были временно отстранены от работы. Основные нарушения значатся за предприятиями торговли продовольственными продуктами.
Мы видим, что нарушения за первое полугодие 2012 года уже составили более 165 % по сравнению с результатами за 2011 год в целом.
В июле 2012 года в адрес Управления Роспотребнадзора по Сахалинской области поступило по телефону «горячей линии» 217 обращений от граждан и организаций Сахалинской области.
Наибольшее количество обращений по телефону «горячей линии» 156 (72%) поступило на нарушения прав потребителей.
Из них:
- на нарушения
правил продажи отдельных
- на оказание некачественных услуг - 53.
47 (22 %) обращений
поступивших по телефону «
Из них:
- на качество
пищевых продуктов и
- на условия проживания в жилых помещениях - 7;
- на состояние
территории городских и
- на эксплуатацию общественных помещений - 6;
- на планировку
и застройку городских
- на качество питьевой воды и питьевого водоснабжения 3;
- на атмосферный воздух - 1;
- на условия труда - 2;
- на условия воспитания и обучения - 4.
На все поступившие вопросы граждан и организаций Сахалинской области по «горячей линии» специалистами были даны разъяснения, рекомендации и предложения о направлении в адрес Управления Роспотребнадзора по Сахалинской области письменных заявлений для рассмотрения и принятия мер, а также рекомендации по вопросам не входящим в компетенцию службы обратиться по подведомственности в другие контролирующие организации.
2.2. Проблемы в работе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Сахалинской области
Несмотря на то, что были разработаны и приняты правовые акты, регулирующие деятельность территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека существуют некоторые проблемы. В Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Сахалинской области существуют следующие проблемы:
Информация о работе Защита прав потребителей на територии Сахалинской области