Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 15:13, курсовая работа
ИУже с середины ХХ века перед транспортниками встала серьёзная проблема распределения ресурса мест на транспортных средствах с минимальными затратами времени, то есть разгрузить потоки очередей в билетных кассах. Непроданный вовремя билет означал наличие недогруженности и больших упущенных прибылях перевозчика. С другой стороны невозможность оперативного получения информации о наличии свободных мест в том или ином рейсе не позволяло составлять сложные маршруты поездок с предварительным резервированием билетов и стыковкой по времени убытия-прибытия клиентов.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ 4
ВВЕДЕНИЕ 5
1. Описание предметной области 6
2. Концептуальная модель предметной области 9
2.1 Высказывания, характеризующие предметную область 9
2.2 Диаграмма вариантов использования 10
2.3 Диаграмма активностей Продажи билета 11
2.4 Диаграмма классов предметной области 15
3. Проблемы предметной области и концепция информационной системы 16
3.1 Проблемы предметной области 16
3.2 Концепция информационной системы 16
3.2.1 Основные понятия 16
3.2.2 Функциональные требования 17
3.2.3 Нефункциональные требования 18
4. Концептуальная модель информационной системы 18
4.1 Списки ответственности 19
5. Логическая модель информационной системы 23
5.1 Модель поведения 23
5.2 Модель структуры 27
6. Реализация модели в среде CASE-средства 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
В самом общем виде использование системы отражено на рисунке 1:
Рисунок 1. Общая диаграмма вариантов использования
Сложность системы не позволяет обойтись общим видом, и для дальнейшей разработки необходима большая детализация, представленная на рисунке 2:
Рисунок 2. Уточнённая диаграмма вариантов использования ИС продажа билетов автотранспорт
На рисунке 3 представлена диаграмма активностей продажи билета. В данной активности (варианте использования «Оформить поездку») могут быть одинаково задействованы как Пассажир, самостоятельно использующий систему посредством терминала самообслуживания, так и Кассир, работающий с Пассажиром со своего АРМ, никакие другие роли здесь больше не требуются.
Рисунок 3. Диаграмма активностей продажи билетов
На рисунке 4 представлена диаграмма активностей сдачи билета. Сдать билет Пассажир может только через Кассира в кассе возврата, все операции с системой производит Кассир.
Рисунок 4. Диаграмма активностей сдачи билета
На рисунке 5 представлена диаграмма активностей получения отчёта. Получить отчёт может только СлужебныйКлиент(имяРоли) формы отчётов утверждены и разрешены для определённой роли.
Рисунок 5. Диаграмма активностей получения отчёта
Диаграмма классов моделирует отношения ключевых объектов. Данная диаграмма представлена на рисунке 6.
Рисунок 6. Диаграмма классов предметной области
В результате проведения проблемного анализа выявлены следующие проблемы:
Основные требования
Обеспечивающие требования
К информационной
системе предъявляются
Вспомогательные требования
К информационной
системе предъявляются
Перечислим основные нефункциональные требования, предъявляемые к системе:
Таблица 2 - Высказывания концептуальной схемы.
Прецедент |
Краткое описание |
Аутентификация |
Запускается Клиентом при совершении ответственных действий, позволяет разграничить права доступа и зафиксировать ответственность конкретного лица. |
Получить информацию (данные) |
Запускается Клиентом системы, в зависимости от роли, определённой аутентификацией, позволяет получить необходимую, разрешённую информацию (посмотреть расписание, получить отчёт, получить данные для внешней АИС). |
Забронировать |
Запускается Пассажиром или Кассиром, непосредственно работающим с пассажиром, позволяет забронировать билет. |
Оформить поездку (купить билет) |
Запускается Пассажиром или Кассиром, непосредственно работающим с пассажиром, позволяет оформить продажу билета. |
Снять бронь |
Запускается Пассажиром или Кассиром, непосредственно работающим с пассажиром, позволяет снять бронь билета. |
Возврат билета |
Запускается Кассиром, непосредственно работающим с пассажиром, позволяет оформить возврат билета. |
Обмен данными с БД |
Запускается Системой, обеспечивает информационный обмен системы. |
Определив на основе анализа функциональных
требований архитектуру проектируемой
ИС, определим поведение в рамках
концептуальной модели ИС. Для этого
зададим поведение системы
На рисунке 7 приведена диаграмма последовательности, моделирующая оформление продажи билета. Вместо конкретных типов пользователей присутствует АбстрактныйКлиент.
Рисунок 7. Оформление продажи билета.
На рисунке 8 приведена диаграмма последовательности, моделирующая оформление сдачи билета. Вместо конкретных типов пользователей присутствует АбстрактныйКассир.
Рисунок 8. Оформление сдачи билета
Для разработки архитектуры ПО ИС, целесообразно использовать шаблон трехслойной архитектуры.[7]
Представим основные высказывания по каждому слою архитектуры:
Представим назначение классов по слоям в таблице 3.
Таблица 3 – Назначение классов концептуальной модели
№ |
Наименование класса |
Назначение класса |
Слой представления | ||
Client |
Граничный класс, отвечающий за отображение формы Клиента ИС, расписания, полей ввода аутентификационных данных, отсылку параметров поиска и данных аутентификации. | |
ClientPassenger |
Граничный класс, потомок класса Client, отвечающий за отображение рабочей формы Пассажира, запуск процедур бронирования, отмены брони и покупки билета. | |
ClientStaff |
Граничный класс, потомок класса ClientPassenger, отвечающий за отображение рабочей формы Служебного Клиента (Кассира, Внешнего клиента), запуск процедур оформления возврата билета и получения отчёта. | |
Слой предметной области | ||
GateUI |
Граничный класс, отвечающий за взаимодействие с классами слоя предметной области | |
ControllerUI |
Управляющий класс, методы которого отвечают за управление приложением в целом | |
RulesUI |
Класс хранения, содержащий данные бизнес-правил | |
ControllerDB |
Управляющий класс, методы которого отвечают за управление обменом данными с БД | |
RulesDB |
Класс хранения, содержащий данные правил работы с БД | |
Timetable |
Класс хранения, содержащий данные о расписании. | |
Trip |
Класс хранения, содержащий данные рейса. | |
Bus |
Класс хранения, содержащий данные автобуса. | |
Ticket |
Класс хранения, содержащий данные билета. | |
Payment |
Класс хранения, содержащий данные счёта об оплате. | |
ProofOfPayment |
Класс хранения, содержащий данные документа подтверждающего оплату. | |
Report |
Класс хранения, содержащий данные отчёта. | |
Passenger |
Класс хранения, содержащий данные пассажира. | |
Staff |
Класс хранения, содержащий данные служащего. | |
Слой источника данных | ||
GateDB |
Граничный класс для взаимодействия с БД |
Диаграмма классов, моделирующая структуру ИС на концептуальном уровне, представлена на рисунке 9.
В данном разделе содержится набор UML-диаграмм, моделирующих функциональные возможности и структуру программного обеспечения ПО ИС на логическом уровне. Исходными данными для диаграмм логической модели служат диаграммы концептуальной модели ИС.
Модель поведения разработана посредством диаграмм последовательности. На рисунке 10 представлена модель поведения, моделирующая сдачу билета пассажиром через абстрактного Кассира (n).
Рисунок 10. Диаграмма последовательности, моделирующая сдачу билета
На рисунке 11 представлена модель взаимодействия, моделирующая сдачу билета пассажиром через абстрактного Кассира (n).
Рисунок 11. Диаграмма взаимодействия, моделирующая сдачу билета.
На рисунках 12 и 13 представлена диаграмма последовательности, моделирующая продажу билета.
Рисунок 12. Диаграмма последовательности, моделирующая продажу билета (начало).
Рисунок 13. Диаграмма последовательности, моделирующая продажу билета (окончание).
На рисунке 14 представлена диаграмма взаимодействия, моделирующая продажу билета:
Рисунок 14. Диаграмма взаимодействия, моделирующая продажу билета.
Представлена на рисунках 15 и 16 для более полной детализации:
Рисунок 15. Диаграмма классов, моделирующая ПО ИС на логическом уровне
Рисунок 16. Диаграмма классов ИС
В качестве примера реализации модели в среде Case-средства опишем процесс моделирования диаграмм логической модели ПО ИС.
В качестве среды разработки ИС было выбрано CASE-средство фирмы Rational Software Corporation – Rational Rose Enterprise Edition. Выбор был сделан, исходя из нижеперечисленных достоинств продукта.
Работа продукта основана на универсальном языке моделирования UML (Universal Modeling Language). Благодаря уникальному языку моделирования Rational Rose способен решать практически любые задачи в проектировании информационных систем: от анализа бизнес процессов до кодогенерации на определенном языке программирования. Только Rose позволяет разрабатывать как высокоуровневые, так и низкоуровневые модели, осуществляя тем самым либо абстрактное проектирование, либо логическое.