ИС продажи билетов автотранспорт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 15:13, курсовая работа

Краткое описание

ИУже с середины ХХ века перед транспортниками встала серьёзная проблема распределения ресурса мест на транспортных средствах с минимальными затратами времени, то есть разгрузить потоки очередей в билетных кассах. Непроданный вовремя билет означал наличие недогруженности и больших упущенных прибылях перевозчика. С другой стороны невозможность оперативного получения информации о наличии свободных мест в том или ином рейсе не позволяло составлять сложные маршруты поездок с предварительным резервированием билетов и стыковкой по времени убытия-прибытия клиентов.

Содержание

ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ 4
ВВЕДЕНИЕ 5
1. Описание предметной области 6
2. Концептуальная модель предметной области 9
2.1 Высказывания, характеризующие предметную область 9
2.2 Диаграмма вариантов использования 10
2.3 Диаграмма активностей Продажи билета 11
2.4 Диаграмма классов предметной области 15
3. Проблемы предметной области и концепция информационной системы 16
3.1 Проблемы предметной области 16
3.2 Концепция информационной системы 16
3.2.1 Основные понятия 16
3.2.2 Функциональные требования 17
3.2.3 Нефункциональные требования 18
4. Концептуальная модель информационной системы 18
4.1 Списки ответственности 19
5. Логическая модель информационной системы 23
5.1 Модель поведения 23
5.2 Модель структуры 27
6. Реализация модели в среде CASE-средства 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33

Вложенные файлы: 1 файл

KursovoyProekt.docx

— 1.03 Мб (Скачать файл)

БАЛТИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ "ВОЕНМЕХ" им.  Д. Ф.  УСТИНОВА

 

 

 

Кафедра __И3_

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВОЙ  ПРОЕКТ

 

 

по учебной  дисциплине  Проектирование информационных систем  

 

 

на тему                          ИС продажи билетов автотранспорт                  

 

студента    Сапожникова Алексея Николаевича   

Фамилия ,               Имя ,            Отчество        студента

 

группы     СИ377

 

 

 

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ


 

 __Смирнов Н.В__   / ______________ /

       Фамилия И.О.                      Подпись

 

“___" ___________________  2012  г.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2012  г.

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

Пояснительная записка  30 с., 19 рис., 3 табл., 7 источников

 

УПРАВЛЕНИЕ  ПРОЕКТАМИ, ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА, КОНЦЕПЦИЯ, КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ, ЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ, CASE-СРЕДСТВО

Объектом исследования является организация, занимающаяся продажей билетов на автотранспорт.

Цель работы – разработка логической модели программного обеспечения информационной системы по документальному и информационному обеспечению продаж билетов на автотранспорт.

В процессе проектирования для создания моделей программного обеспечения  использован язык UML.

В результате была решена задача разработки в среде CASE-средства Rational Rose v. 7.0.логической модели программного обеспечения информационной системы, обеспечивающей продажи билетов на автотранспорт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

      ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ                                4

        ВВЕДЕНИЕ                                                                                                      5

1. Описание предметной области 6

2. Концептуальная модель предметной области 9

2.1 Высказывания, характеризующие предметную область 9

2.2 Диаграмма вариантов использования 10

2.3 Диаграмма активностей Продажи билета 11

2.4 Диаграмма классов предметной области 15

3. Проблемы предметной области и концепция информационной системы 16

3.1 Проблемы предметной области 16

3.2 Концепция информационной системы 16

3.2.1 Основные понятия 16

3.2.2 Функциональные требования 17

3.2.3 Нефункциональные требования 18

4. Концептуальная модель информационной системы 18

4.1 Списки ответственности 19

5. Логическая модель информационной системы 23

5.1 Модель поведения 23

5.2 Модель структуры 27

6. Реализация модели в среде CASE-средства 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32

       СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ                                     33

 

 

 

 

 

 

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ  И СОКРАЩЕНИЯ

 

 

 

 

  1. БД — база данных;
  2. ИС — информационная система;
  3. КТ — коммерческая тайна;
  4. ПО — программное обеспечение;
  5. ПрО — предметная область;
  6. UML — унифицированный язык моделирования (Unified Modeling Language)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Уже с  середины ХХ века перед транспортниками  встала серьёзная проблема распределения  ресурса мест на транспортных средствах  с минимальными затратами времени, то есть разгрузить потоки очередей в  билетных кассах. Непроданный вовремя  билет означал наличие недогруженности и больших упущенных прибылях перевозчика. С другой стороны невозможность оперативного получения информации о наличии свободных мест в том или ином рейсе не позволяло составлять сложные маршруты поездок с предварительным резервированием билетов и стыковкой по времени убытия-прибытия клиентов. Создание автоматизированных систем продажи и бронирования билетов должно во многом ускорить и упростить для конечного пользователя процесс создания маршрутов следования, выбора компании перевозчика по ценовому или иному признаку. Создание мощных компьютерных систем бронирования средств размещения и транспорта, экскурсионного и культурно-оздоровительного обслуживания, внедрение новейшей технологии в сферу туризма, информация о наличии и доступности тех или иных видов поездок, маршрутов, туристского потенциала стран и регионов - весь комплекс этих вопросов с учётом развития интеграционных процессов ставится в повестку дня текущей и  будущей деятельности Всемирной туристской организации. Глобальное развитие систем бронирования связано с ростом спроса на туристские поездки. В системах бронирования в настоящее время можно забронировать, как номер в гостинице, железнодорожные билеты, так и доставку билетов в театр, заказ трансферта, такси, цветов и прочих дополнительных услуг. Бронирование билета – это процесс закрепления за конкретным пассажиром места на нужный рейс, по определённому классу обслуживания. Бронирование делается бесплатно и не обязывает выкупать билет до момента его выписки на бланке соответствующего перевозчика. Результатом процедуры бронирования является возможность закрепить место на одном или двух рейсах разных компаний и затем в течение нескольких дней определиться в выборе.

Автоматизированная  система продажи и бронирования билетов должна позволять получать наиболее эффективный сервис не только с помощью обслуживающих систему  людей, но благодаря исчерпывающему набору инструментальных информационных средств управления, помогающих в  бизнесе и маркетинге и предоставлять  следующие средства:

 

  • автоматизированное выписывание билетов и других документов для поездки.
  • гарантировать совершенно точную, до последней минуты скорректированную информацию о рейсах до любого пункта назначения. Это обеспечит большую доступность последних сведений о свободных местах.
  • вся нужная информация доступна с помощью одного запроса. Быстрое и простое получение комбинированных цен для сложных маршрутов в одной операции.
  • информация доступна в интерактивном режиме, запрос производится по любым обслуживаемым направлениям, клиент может сам забронировать или оформить покупку билетов.
  • немедленная выписка счёта с учётом маршрута поездки
  • автоматизированные записи, электронным путём связывающие с выбранной банковской системой.
  • получение и сохранение данных о клиенте(«профиль заказчика»), таких, как номера контактных телефонов, паспортные данные, пожелания по поводу предстоящей поездки, оценка услуг клиентом.

 

 

 

Главной целью курсового проекта является разработка информационной системы сети продажи билетов на автотранспорт. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

    • Изучить нормативные акты, регламентирующие деятельность компаний-автоперевозчиков;
    • Изучить организационную и функциональную структуру компаний-автоперевозчиков.
    • Обосновать необходимость автоматизации и подбор аппаратного обеспечения;
    • Выполнить проектирование реализацию системы автоматизации выбранных функций;
    • Обосновать экономическую эффективность использования созданного приложения.

 

  1. Описание предметной области

Объектом  исследования является деятельность автовокзала.

Основными задачами автотранспортных предприятий  и организаций, осуществляющих пассажирские перевозки, являются:

- полное  удовлетворение потребностей населения  в пассажирских автомобильных  перевозках;

- обеспечение  высокой культуры обслуживания  пассажиров и безопасности перевозок;

- выполнение  планов пассажирских перевозок;

- эффективное  использование транспортных средств,  неуклонное повышение производительности  труда, максимальное снижение  транспортных расходов;

- обобщение  и распространение передовых  методов работы.

-обеспечение  эффективного транспортного обслуживания  населения с минимальными затратами  автотранспортного предприятия.

Автовокзал  предоставляет услуги по продаже  и бронированию  билетов на рейсы  различных компаний. Каждый рейс следует  из пункта отправления в пункт  назначения. Рейс имеет дату и время  отправления, дату и время прибытия в каждый пункт по маршруту следования. Каждый рейс выполняется автобусом  определенной модели, в салоне которого есть пронумерованные места. В зависимости  от маршрута, модели, перевозчика, билет  имеет разную цену. Каждая модель автобуса характеризуется компанией-производителем.

Организация пассажирских перевозок включает:

- систематическое  изучение пассажиропотоков;

- разработку  на основе материалов обследований  пассажиропотоков: рациональных маршрутных  схем, предусматривающих при необходимости  открытие новых и изменение  направления существующих маршрутов;  выбор типа и определение количества  подвижного состава на маршрутах;

- нормирование  скоростей движения автобусов;

- выбор  систем организации движения  автобусов с использованием рациональных  режимов труда водителей;

- составление  расписаний движения автобусов  и графиков выпуска легковых  таксомоторов на линию;

- координацию  работы автомобильного транспорта  с другими видами пассажирского  транспорта;

- управление  движением транспортных средств  и оперативный контроль за регулярностью движения;

- обслуживание  пассажиров на автовокзалах, автостанциях  и в пути;

 

- разработку  текущих и перспективных планов  развития пассажирского автотранспорта  городского, пригородного и междугородного  сообщений.

 

 

Таблица 1 –  Группировка знаний предметной области по основным аспектам архитектуры предприятия.

 

Общее определение

Конкретизация

Данные

Актуальное расписание.

Актуальная информация о  рейсе(место, время, маршрут, цена, наличие свободных мест и т.д.).

Билет.

Документ о возврате билета и денежных сумм.

Бронь

Отчет, форма которого задаётся пользователем, запросившим отчёт(бухгалтер, аналитик и т.д.).

Отчёт для передачи в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах (Федеральный закон  № 16-ФЗ "О транспортной безопасности", ст. 11, п.5).

Функции

Предоставление актуальной информации о рейсе и обо всех изменениях в реальном времени.

Оформление продажи билетов.

Бронирование.

Снятие брони.

Оформление возврата билета.

Формирование отчётов  в требуемой форме.

Места обработки

Терминалы самообслуживания пассажиров.

Интерфейс пользователя в  интернете и на служебных компьютерах, в зависимости от роли(кассир, администратор, пассажир, аналитик и т.д.).

Люди

Пассажир.

Служащий автопредприятия(кассир, администратор, бухгалтер, аналитик и т.д.).

Внешние системы

Централизованные базы персональных данных о пассажирах.

База данных автопредприятия.

Другие АИС, заинтересованные в результатах разрабатываемой  системы.

Операционное время

(процессы)

Конституирующий процесс системы  можно обозначить, как «Документальное обеспечение поездки». Это процесс может состоять из следующих процессов в разных сочетаниях:

Продажа билета.

Возврат билета.

Расчёты.

Бронирование.

Снятие брони.

Формирование отчёта, необходимой  формы.

Формирование и поддержание  актуального расписания.

Цели

Выполнение бизнес-плана предприятия


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Концептуальная модель предметной области

 

Исходными данными для разработки являются знания, содержащиеся в разделе 2. Методическим основанием решения этой задачи является системный подход к моделированию ПрО, который требует представлять ПрО системой, выделяемой как целостность посредством конституирующего процесса (бизнес - процесса) [7]. Для ИС продажи билетов автотранспорт конституирующим процессом является процесс «Документальное обеспечение поездки».

    1. Высказывания, характеризующие предметную область

Перечислим  высказывания, характеризующие ПрО  продажи билетов на автотранспорт:

    1. Предметная область определяется продажей билетов на автотранспорт.
    2. Клиенту предлагается ознакомиться с расписанием и выбрать маршрут.
    3. Клиенту предоставляется информация по каждому маршруту(время отправления, прибытия на промежуточные станции и конечную станцию, наличие и число свободных мест, цена, нормативные документы, регламентирующие деятельность предприятия, права и обязанности пассажира и перевозчика, и т.д.).
    4. Клиент проходит авторизацию(вводит данные документа, удостоверяющего личность), выбирает рейс и бронирует его или оплачивает(наличными или безналичными) и получает билет(через терминал самообслуживания или кассира) или распечатывает посадочный талон у себя на принтере, если операция проводилась через интерфейс пользователя в интернете.
    5. В назначенное время клиент пребывает на автовокзал или промежуточную остановку и предъявляет контролёру посадочный талон или билет и/или документ удостоверяющий личность, данные которого были указаны при оформлении поездки. После проверки документа клиент занимает место в автобусе.
    6. В случае выкупа забронированного билета клиент должен прибыть на автовокзал в соответствующую кассу или терминал пользователя, или войти через интерфейс клиента через интернет не позднее указанного времени, иначе бронь будет автоматически снята и место поступит в продажу, и выполнить операции п.4.
    7. В случае возврата билета, клиент должен подойти к соответствующей кассе автовокзала и оформить возврат, в соответствии с правилами, с которыми клиент был ранее ознакомлен.
    8. По требованию клиента, кассир оформляет клиенту документ для финансовой отчетности.
    9. Формируется и предоставляется отчёт в ГССД(Государственная система сбора данных о пассажирах), согласно закону 16-ФЗ «О транспортной безопасности».
    10. На основании базы данных автопредприятия формируется расписание.
    11. По требованию сотрудника автопредприятия(бухгалтера, аналитика и т.п.) формируется необходимый отчёт.

Информация о работе ИС продажи билетов автотранспорт