Изучение методов адаптации человека к организационному окружению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2013 в 22:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение методов адаптации человека к организационному окружению.
Сформулированная цель определила следующие задачи исследования:
- дать определение организации и описать роль организации в современном обществе; охарактеризовать основные признаки организации; рассмотреть внутреннюю среду организации;
- дать понятие об адаптации и методах ее реализации;
- проанализировать методы адаптации молодых работников

Содержание

Введение…………………………………………………………………...…..3
1. Общая характеристика внутренней среды организации………….........5
1.1 Понятие организации……………………………………………………..5
1.2 Внутренняя среда организации………………………………………….8
2. Общая характеристика адаптации и методов ее реализации…………..11
2.1 Характеристика адаптации……………………………………………...11
2.2 Методы адаптации……………………………………………………….16
Заключение………………………………………………..………………….25
Список использованной литературы……………………………………….26
Приложения………………………………………………………………….27

Вложенные файлы: 1 файл

менеджмент.docx

— 71.66 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………...…..3

1. Общая характеристика внутренней среды организации………….........5

1.1 Понятие организации……………………………………………………..5

1.2 Внутренняя среда организации………………………………………….8

2. Общая характеристика адаптации и методов ее реализации…………..11

2.1 Характеристика адаптации……………………………………………...11

2.2 Методы адаптации……………………………………………………….16

Заключение………………………………………………..………………….25

Список использованной литературы……………………………………….26

Приложения………………………………………………………………….27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Организация – сложный организм. В нем переплетаются и уживаются интересы личности и групп, стимулы и ограничения, жесткая технология и инновации, безусловная дисциплина и свободное творчество, нормативные требования и неформальные инициативы. У организаций есть свой облик, культура, традиции и репутация.

Вступая во взаимодействие с организацией, человек интересуется различными аспектами этого взаимодействия, касающимся того, чем он должен пожертвовать для интересов организации, что, когда и в каких объемах  он должен делать, в каких условиях функционировать в организации, с кем и сколько времени  взаимодействовать, что будет давать ему организация и т.п. От этого  и ряда других факторов зависит удовлетворенность  человека взаимодействиями с организацией, его отношение к организации  и его вклад в деятельность организации.

Установление органичного  сочетания двух этих сторон взаимодействия человека и организации является одной из важнейших задач менеджмента, так как оно обеспечивает основу эффективного управления организацией.

Для того чтобы понять, как  строится взаимодействие человека с  организацией, необходимо уяснить, в  чем суть проблемы взаимодействия человека и организации, какие характеристики личности определяют поведение человека в организации и какие характеристики организационного окружения оказывают  воздействие на включение человека в деятельность организации.  

Одним из основных результатов  взаимодействия человека и организации  является то, что человек, анализируя и оценивая результаты своего труда  в организации, вскрывая причины  успехов и неудач во взаимодействии с организационным окружением, анализируя опыт и поведение своих коллег, задумываясь над советами и рекомендациями начальства и сослуживцев, делает для  себя определенные выводы, которые  в той или иной мере сказываются  на его поведении, приводят к изменению его поведения с целью адаптации к организации, с целью достижения лучшего взаимодействия с организационным окружением. Таким образом, адаптация персонала на рабочем месте является необходимым звеном кадрового менеджмента. К сожалению, важность мероприятий по профориентации и адаптации работников в нашей стране не достаточно серьезно воспринимается кадровыми службами на протяжении долгого периода. До сих пор многие государственные предприятия и коммерческие организации не имеют даже базовых программ адаптации. В то же время, имеется большой зарубежный опыт использования адаптационных техник.

Поэтому, важность проблемы к адаптации человека к организационному окружению на данный момент очень  актуальна. И каждый успешный и грамотный  руководитель организации должен умело  использовать определенные методы адаптации  для более успешной работы не только всего коллектива, но и самой организации  в целом.1

Целью курсовой работы является изучение методов адаптации человека к организационному окружению.

Сформулированная цель определила следующие задачи исследования:

- дать определение организации  и описать роль организации  в современном обществе; охарактеризовать  основные признаки организации;  рассмотреть внутреннюю среду  организации;

- дать понятие об адаптации  и методах ее реализации;

- проанализировать методы  адаптации молодых работников 

Объект исследования –  адаптация человека к организационному окружению.

Предмет исследования –  изучение методов адаптация человека к организационному окружению.

Методами исследования являются анализ, сравнение и обобщение  данных, опубликованных в научной  литературе и периодической печати, в практической части использованы методы изучения документов, анкетирование

 

 

 

1. Общая характеристика  внутренней среды организации

1.1 Понятие организации

Организация как объект представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных  элементов (свойство организационной  сложности) и особое единство с внешним  окружением. Для нее характерна целенаправленность функционирования и развития. Организация  — это самоорганизующаяся система  на всех этапах своего жизненного цикла. Именно такое понимание и положено в основу теории организации. Организации  не могут быть предметом изучения только одной науки — теории организации. Они должны рассматриваться как  предмет междисциплинарного изучения. Система наук об организации представлена в Приложении 1.

Организациями традиционно  называют институты, объединяющие людей  для достижения определенных целей. Организации, ставшие к концу XX века практически универсальной формой человеческой жизни, обладают набором  родовых признаков, которыми являются: наличие целей существования  и развития, внутренней структуры  и особой культуры, постоянное взаимодействие с внешней средой, использование  человеческих, натуральных и материальных ресурсов. Комбинация этих характеристик  уникальна для каждой организации  и определяет ее специфику.2

Люди играют специальную  роль в развитии организаций. С одной  стороны, они являются создателями  организаций, определяют их цели и выбирают методы достижения этих целей. С другой стороны, люди являются важнейшим ресурсом, используемым всеми без исключения организациями для реализации собственных  целей. В этом качестве – персонала организации они нуждаются в управлении.

Наряду со структурным  подходом, отражающим преимущественно  статику организации, ключевое значение имеет поведенческий подход, нацеленный на выявление динамики организации  и ставящий в центр исследований человека, систему отношений между  людьми, их компетентность, способности, мотивацию к труду и к достижению установленных целей.

Определяющая роль в обеспечении  жизнеспособности организаций и  достижении ими своих целей принадлежит  науке об управлении. Вопрос о разграничении  теории организации и науки об управлении в проводимых исследованиях  и публикуемых работах решается неоднозначно. В одних работах (и  их немало) теория организации рассматривается  как составная часть науки  об управлении. Мотивируется это тем, что управление как целенаправленная деятельность по переводу объекта в  желаемое состояние не может рассматриваться  в отрыве от природы и свойств  управляемого объекта. В ряде работ  по теории управления формулируются  основные категории, закономерности, принципы и типология организационных  систем, но не проводится строгое разграничение, к какому ответвлению общей теории — к организации или управлению — относится тот или иной постулат.3

Имеется также большое  число работ, выделяющих проблемы организации  в относительно самостоятельную  область знаний. Исходная позиция  их авторов состоит в том, что  «организация» отвечает на вопрос, чем управлять, а «управление» —  зачем и как воздействовать на объект. Понимание организации создает  основу для изучения управления. Такая позиция позволяет глубже и всесторонне исследовать закономерности и принципы построения организаций разных типов, выявить наиболее подходящие условия и пути обеспечения действенности отдельных элементов, взаимосвязей и взаимозависимостей, учесть особенности каждой стадии жизненного цикла субъектов хозяйствования. 4

Интересы комплексного решения  проблем организаций требуют  учета того, что в состав их элементов  входят объекты двоякой природы. С одной стороны, это факторы, определяющие социально-экономическую  структуру организации (индивидуумы  с их способностями, интересами и  подготовленностью, социальные совокупности, подразделения, распределение полномочий и ответственности, неформальные отношения, потоки информации). С другой стороны, это элементы, определяющие производственно-техническую структуру организации (орудия труда, материальные ресурсы, технологические правила)5.

Вклад психологии в понятие  организации проявляется в наибольшей мере через изучение и прогнозирование  поведения индивидуума, определение  возможностей изменения поведения  людей. Психология выявляет условия, мешающие или способствующие рациональным действиям  и поступкам людей.

На вопросы, возникающие  в процессе функционирования организации, о том, как индивидуумы ведут  себя в групповой деятельности и  почему они ведут себя так, а не иначе, дает ответы социальная психология.

Связь теории организации  с экономической наукой определяется объективной потребностью формировать  цели и стратегию организаций  как основу для их построения, обеспечения  внутренних и внешних взаимодействий.

Таким образом, существуют различные  трактовки термина «организация». В одних случаях он употребляется  для обозначения деятельности по упорядочению всех элементов определенного  объекта во времени и пространстве. Во многих других случаях организация  рассматривается как объект, обладающий упорядоченной внутренней структурой. В нем сочетаются многообразные  связи (физические, технологические, экономические, правовые) и человеческие отношения.

Организации окружают современного человека на протяжении всей его жизни  и определяют порядок жизни в  обществе, контролируют его соблюдение, являются средством выражения наших взглядов и интересов.6

 

 

 

1.2 Внутренняя  среда организации

В организации постоянно  возникают проблемы, которые могут  изменить ее положение, и чтобы все ее элементы действовали и были разумно скоординированы, необходимо непрерывное поступление ресурсов. Производственный аппарат изнашивается, технология устаревает, материалы нужно пополнять, работники увольняются. Чтобы обеспечить жизнеспособность организации, эти ресурсы необходимо, не прерывая производственного процесса, заменять элементами равной производительности.

Другие внутренние проблемы возникают из-за недостатков взаимодействия и скоординированности разных участков организации. Одной из причин того, что работники уходят, а учредители организации не желают вкладывать свои сбережения, является неудовлетворенность этих групп условиями труда и вознаграждением за участие в организации, может стать таким сильным, что возникнет угроза самому существованию организации.

Важной ситуационной переменной является структура организации. Под  структурой организации понимают количество, состав ее подразделений, ступеней управления в единой взаимосвязанной системе. Структура устанавливает такие  взаимоотношения уровней управления и функциональных подразделений, которые  позволяют наиболее эффективно достигать  цели организации. Этому способствует специализированное разделение труда.7

Характерной особенностью специализированного  разделения труда является то, что  данная работа закрепляется за специалистами, т. е. теми, кто способен ее выполнять  лучше других. При производстве любого механизма работа разделяется на многочисленные малые операции. Благодаря  правильному разделению труда в  организации по горизонтали осуществляется ее успешная деятельность. Очень важным в этом плане является и вертикальное разделение труда.

Каждый руководитель имеет  в своем подчинении определенное количество людей, что представляет собой его сферу контроля. Сфера  контроля определяет тип организационной  структуры.

Внутренним переменным фактором в организации является постановка задач. Под задачей понимается предписанная работа (группа работ или часть  работы), которая должна быть выполнена  заранее установленным способом и в установленные сроки. При  разработке структуры организации  в каждую должность включают ряд  задач, которые являются частью общего объема работы для достижения цели.

Другой, более важный внутренний переменный фактор — технология. Технология — это средство преобразования сырья  в искомые продукты и услуги. Она  предполагает сочетание квалифицированных  навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих  технических знаний, необходимых  для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации или людях. 9

Мощным внутренним переменным фактором управления являются люди. Человеческая переменная рассматривается в управлении в трех направлениях: поведение людей (отдельных людей, людей в группах, руководителя), менеджер в роли лидера, влияние менеджера на поведение  отдельных людей и групп.

На индивидуальное поведение  человека и его успешную деятельность оказывает влияние множество  факторов. Среди них ведущее место  занимают потребности людей, их умственные и физические способности, ценности, взгляды, притязания.

Потребность людей представляет собой внутреннее физиологическое  или психологическое ощущение недостатка чего-либо. К базисным, физиологическим потребностям относятся потребности в пище, питье, тепле, к психологическим — потребность в причастности к какому-либо обществу или группе людей.

Большое влияние на поведение  людей оказывает ожидание, т. е. насколько  вероятно свершение чего-то значимого  для них.

Одним из различий между  людьми является их отношение к чему-либо. Отношение трактуется как положительное  или отрицательное восприятие вещей, людей или любых факторов внешней  среды, которые влияют на их поведение. Отношение к работе определяет реакцию  людей на изменение рабочей обстановки.

На поведение людей  влияют также ценности — общие  убеждения о том, что хорошо и  что плохо. Ценности люди приобретают  в процессе обучения. Обычно те ценности, которые существуют в культуре данного  общества, присущи организациям и  их менеджерам. В каждой организации складывается своя система ценностей, что, в конечном счете, составляет ее нравственный облик: правила, мораль, обычаи.

Информация о работе Изучение методов адаптации человека к организационному окружению