Изучение оценки затрат в системе менеджмента качества на предприятии ОАО «АМЗ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 14:38, дипломная работа

Краткое описание

Системы управления качеством являются эффективным средством и инструментом управления качеством продукции и обеспечением её конкурентоспособности.
Цель дипломной работы – оценка затрат в системе менеджмента качества ОАО «Арзамасский машиностроительный завод»
Объектом исследования является – ОАО «Арзамасский машиностроительный завод».

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретическая основа изучения системы менеджмента качества……………………………………………………………………………...6
1.1. Понятие системы менеджмента качества и факторы ее определяющие………………………………………………………………………6
1.2. Качество продукции, показатели, методы оценки его уровня…….14
1.3. Современная концепция управлением качеством………………….27
Глава II. Изучение оценки затрат в системе менеджмента качества на предприятии ОАО «АМЗ»………………………………………………………...34
2.1. Характеристика предприятия и анализ производственно-хозяйственной деятельности ОАО «АМЗ»………………………….…………...34
2.2. Анализ системы менеджмента качества ОАО «АМЗ»…………….48
2.3. Учет и анализ затрат на качество продукции………………………57
Глава III. Совершенствование системы менеджмента качества на предприятии ОАО «АМЗ»………………………………………………………...75
3.1. Разработка мероприятий по улучшению системы менеджмента качества на предприятии ОАО «АМЗ»…………………………………………..75
3.3. Оценка эффективности разработки мероприятий по улучшению системы менеджмента качества на предприятии ОАО «АМЗ»……...…………89
Заключение………………………………………………………………..95
Список литературы……………………………………………………….98
Приложения……………………………………………………………..101

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Василий.doc

— 2.04 Мб (Скачать файл)

Постановка системы  менеджмента качества с применением  технологий бизнес-инжиниринга и  БИГ-Мастер начинается с описания существующей деятельности предприятия ("как есть") в формате стандартной организационно-функциональной модели. Наличие такого точного модельного описания позволит:

- во-первых, системно представить деятельность предприятия (зафиксировать все виды продукции и услуг, определить требования со стороны потребителей, идентифицировать существующие функциональную и организационную структуры, произвести управленческую инвентаризацию ресурсов предприятия, выявить существующие нормативные документы, а также информацию в базах данных предприятия, которая может быть использована в СМК и т.п.)

- во-вторых, сопоставить деятельность предприятия с требованиями, содержащимися в стандарте ИСО 9000, выступающим теперь, как один из внешних регламентов. Это фактически формализует результаты диагностики, (входного аудита) и позволит определить те аспекты деятельности, на которых следует сосредоточиться при постановке СМК.

Дальнейшие работы по созданию СМК можно интерпретировать как реализацию перехода предприятия  из состояния "как есть" в состояние "как надо" для устранения выявленных несоответствий Предлагаемые технологии позволяют быстро изменять организацию и регламенты деятельности предприятия, обеспечивая проведение необходимой реструктуризации управления в контролируемых условиях. Применение, такого подхода позволит:

- представить деятельность ОАО «Арзамасский машиностроительный завод» в виде модели взаимосвязанных процессов:

- бизнес-процессов, ориентированных на удовлетворение потребностей клиентов;

- процессов, обеспечивающих эту деятельность процессов;

- процессов управления.

- определить качество (уровень зрелости) процессов ОАО «Арзамасский машиностроительный завод», разработать план совершенствования этих процессов, определить критерии оценки, методы мониторинга и анализа протекания процессов;

- использовать разработанную модель при проведении внутренних аудитов, с целью моделирования корректирующих и предупреждающих действий по изменению системы;

- создать документацию СМК, позволяющую выполнять установленную деятельность.

Хочется уделить особое внимание использованию возможностей технологий бизнес-инжиниринга для  создания и управления документами  СМК.

Применение данных технологий и инструментальных средств БИГ-Мастера  позволяет при создании СМК перейти  к реализации подхода: "Менеджмент модели" вместо "Менеджмента документов".

Основная его идея состоит в создании системы документов СМК с помощью бизнес-модели предприятия. При документировании деятельности (а это является также одним  из основных требований стандартов менеджмента качества ИСО 9000) современным решением является поддержка не системы взаимосвязанных документов, а системы взаимосвязанных информационных моделей предприятия, которые и будут порождать требуемые документы. Кроме того, благодаря технологии создания документов из единой системы моделей они не будут противоречить друг другу.

К другому классу систем управления документацией, относятся  системы электронного документооборота (Electronic Data Management - EDM). На эти системы  в СМК обычно возлагаются функции  идентификации статуса, хранения документов, управления документами на пути прохождения от одного пользователя - должностного лица к другому с возможностью контроля за их перемещением с фиксацией всех изменений и сопровождающих резолюций. Важность этих задач для СМК непосредственно следует из требований стандарта. Функции такой системы в проекте реализует Е-система БИГ-Мастера. Данная система представляет собой внутренний сайт предприятия. Основное назначение Е-системы:

- поддержка процессов разработки и мониторинга организационно-распорядительных документов управления предприятием (в том числе документов системы менеджмента качества);

- хранение электронных версий организационно-распорядительных документов, идентификация их статуса и работа с ними с учетом прав доступа пользователей.

Такой способ хранения документов СМК не только обеспечивает их в  актуализированном состоянии и  делает их доступными для сотрудников.

Главным документом, фиксирующим  полученную управленческую систему  является "Руководство по качеству" (РК).

Существуют два основных подхода к структуре и форме  Руководства по качеству (ИСО10013):

Структура Руководства  по качеству отражает структуру стандарта, содержащего требования к системе  качества.

Структура Руководства  отражает характер деятельности организации.

Первый подход нацелен, главным образом, на создание формальной системы, ориентированной на представление  СМК сертифицирующим органам.

Второй, который поддерживается БИГ-Мастером, ориентирован на реальное совершенствование процессов предприятия, т.е. при этом подходе РК описывает процессную систему деятельности, зафиксированную в бизнес-модели. Кроме того, существуют специальные разделы РК, также формируемые из модели, которые позволят лицам или организациям, заинтересованным в проверке соответствия СМК требованиям стандарта легко получить все сведения по этому вопросу.

Разработка документов СМК не является единственным условием получения сертификата соответствия.

Практика работы показывает также, что наиболее важной проблемой  создания СМК предприятия является эффективная мотивация и обучение. Причем, только при условии ясного понимания руководством компании предмета, целей, методологии и практики внедрения СМК возможно достижение результата.

Качество - это стратегическое решение. Именно, для уверенности в том, что качество воспринимается серьёзно всеми членами организации, высшее руководство должно определить и опубликовать «Политику предприятия в области качества». Возможно, исходя из этого, в проект также стоит включить этап, связанный с разработкой миссии организации, которая как инструмент внутреннего PR позволит довести Политику в области качества до каждого ее сотрудника. Это облегчит внедрение СМК.

Описание процессов  и создание эффективно действующей  системы менеджмента качества дело дорогое. Но это не потери предприятия. Это инвестиции, связанные с улучшением функционирования компании, которые многократно оправдаются в будущем. Работы проводятся по предварительно согласованному плану - графику, в котором приведены базовые календарные сроки и ориентировочная стоимость этапов. Данный план-график приведен в Приложении 9. Электронные модели компании формируются с помощью предаваемого предприятию программно-методического комплекса (ПМК)"БИГ-Мастер".

Технология ориентирована  на выполнение работ в составе рабочих групп из консультантов и сотрудников предприятия. Реализуется схема процессингового консалтинга, при котором консультанты:

- оказывают методологическую поддержку по применению методов менеджмента качества и технологий бизнес-моделирования;

- непосредственно участвуют в разработке моделей и создании внутрифирменных регламентов;

- проводят обучение сотрудников предприятия с целью обеспечения самостоятельного сопровождения созданной в ходе проекта бизнес-модели компании15.

В ходе проекта по созданию СМК предполагается широко использоваться возможности Е-системы - как для согласования документов СМК внутри предприятия, так для дистанционной поддержки системы консультантами БИГ после окончания проекта.

Таким образом, предлагаемое решение базируется на программных продуктах, способных поддерживать постоянный оперативный организационный учет, планирование и проведение изменений в масштабах всего предприятия и каждого отдельного процесса. Возможность применения любых моделей и методов управления тесно связано с наличием соответствующих инструментальных средств. Только применение современных информационных технологий делает СМК эффективно работающей системой, реальным средством постоянного развития и совершенствования бизнеса.

 

3.2. Оценка эффективности разработки мероприятий по улучшению системы менеджмента качества на предприятии ОАО «Арзамасский машиностроительный завод»

В стандарте ИСО 9000: 2006 термин "результативность" определяется как степень достижения запланированных  результатов, а "эффективность" - как соотношение между достигнутыми результатами и затраченными ресурсами. По существу, результативность относится к достижению целей организации, т.е. она отражает степень реализации проекта, а эффективность скорее относится к оценке использования ресурсов компании в ходе реализации проекта.

Сложность проблемы анализа  и оценки результативности и эффективности  связана с их многоаспектностью (можно рассматривать эти категории  применительно к продукции, процессу или системе в целом) и многоуровневостью (компания в целом, структурное подразделение, бизнес-процесс, рабочее место).

Показателями оценки результативности СМК могут быть: увеличение объема продаж; повышение производительности труда; снижение уровня брака; увеличение общих затрат на качество; увеличение числа освоенных новых технологий, новых видов профилей и типоразмеров; повышение эффективности регулирования технологических процессов; снижение вредного воздействия производства продукции на окружающую среду; проведение работ в области сертификации продукции (сертификаты соответствия); повышение удовлетворенности потребителей; увеличение доли рынка; заключение новых договоров; повышение спроса населения на продукцию предприятия; повышение уровня конкурентоспособности продукции; снижение уровня отходов производства; снижение числа жалоб от потребителей.

Оценка качества производится после внедрения системы качества, а затем разрабатываются дополнительные мероприятия по улучшению качества, которые обычно предусматривают: модернизацию выпускаемых изделий с повышением их качества; разработку и освоение новых изделий; проведение научно-исследовательских работ.

Обеспечение эффективного функционирования системы качества и ее дальнейшее совершенствование  составляют основное содержание управления качеством на предприятии.

Разработка и внедрение  системы менеджмента качества на базе стандарта ИСО 9000 относится  к организационно-экономическим  новшествам, оценка эффективности которых  сложна из-за большого числа взаимосвязанных  факторов, влияющих на этой эффективность. Кроме экономического эффекта от создания и функционирования системы качества возникают структурный и рыночный эффекты, которые чрезвычайно важны, хотя их крайне трудно оценить в денежном выражении.

Результаты структурного эффекта в ОАО «Арзамасский машиностроительный завод»: ясная, четкая стратегия предприятия; четкое распределение ответственности и последовательности действий, согласно утвержденных должностных инструкций, документооборота; управляемость процессами на всех стадиях жизненного цикла продукции16.

Результаты рыночного эффекта в ОАО «Арзамасский машиностроительный завод»: создание высокого уровня системы качества; завоевание доверия новых покупателей; юридическая безопасность в случае рекламаций, претензий.

Под эффективностью внедрения  системы качества понимается соотношение затрат на ее создание и результатов. В данном случае под результатами будем понимать сокращение затрат на качества.

Затраты на качество до разработки и внедрения системы менеджмента  качества на предприятии составляли 43 330 714,32 рублей - это 18,23% от всех материальных затрат которые в 2010 году составили 84,22% от выручки. После создания и внедрения системы менеджмента качества в ОАО «Арзамасский машиностроительный завод» предполагается, что затраты на качества сократятся на 70% и составят 5,47% от выручки - это 12 999 214,27 рублей. То есть после внедрения системы менеджмента качества они сократились на 12,76%.

Эффект = Затратыдо - Затратыпсле

Эффект = 43 330 714,32 - 12 999 214,27 = 30 331 500,05 рублей

Посчитаем, как изменилась прибыль с внедрение системы менеджмента качества.

П = В-С.

Пдо= 282 224 000 - 237 689 052,80 = 44 534 947,20 рублей

Ппосле= 282 224 000 - 207 357 552,80 = 74 866 447,20 рублей

Следовательно, после  внедрения системы менеджмента  качества на предприятии прибыль  увеличилась 30 331 500,05 рублей.

Таблица 3.1

Анализ динамики внедрения  системы 

Наименование

Сумма затрат, руб. до внедрения  СМК

Сумма затрат, руб. после  внедрения СМК

Изменение,

руб.

1. Затраты на обеспечение  качества в процессе производства

2 641 579,58

784 373,87

1 830 205,71

2. Затраты связанные  с неисправимым дефектом

4 278 402,95

1 283 520,88

2 994 882,07

3. Затраты по исправлению  дефектов

7 606 049,69

2 281 814,91

5 324 234,78

4. Затраты по сортировке  и повторной проверке продукции  с исправленным дефектом

3 803 024,84

1 140 907,45

2 662 117,39

5. Затраты по анализу  причин несоответствия продукции

1 663 823,37

499 147,01

1 164 676,36

6. Затраты по устранению  причин несоответствия продукции

7 130 671,58

2 139 201,47

4 991 470,11

7. Затраты на изолирование несоответствующей продукции

475 378,11

142 613,43

332 764,68

8. Затраты связанные  с идентификацией и прослеживаемостью

950 756,21

285 226,86

665 529,35

9. Затраты на входной  контроль 

6 655 293,48

1 996 588,04

4 658 705,44

10. Затраты на компенсации по рекламациям

1 188 445,26

356 533,58

831 911,68

11. Затраты на контроль  готовой продукции

5 704 537,27

1 711 361,18

3 993 176,09

12. Прочие

1 259 751,98

377 925,59

881 826,39

ИТОГО

43 330 714,80

12 999 214,27

30 331 500,05

Информация о работе Изучение оценки затрат в системе менеджмента качества на предприятии ОАО «АМЗ»