Имидж современной библиотеки: формирование и развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 20:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – определить способы формирования и перспективы развития имиджа современных библиотек.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Выявить и проанализировать литературу по данной теме, в том числе и публикации в периодической профессиональной печати.
2.Проанализировать и определить понятие имиджа библиотеки.
3.Изучить опыт формирования имиджа современных библиотек разных типов, выявить специфику формирования имиджа библиотеки.
4.Оценить воздействие внешних и внутренних факторов, влияющих на восприятие имиджа библиотеки.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….стр.3
Глава 1.Теоретические основы формирования и развития имиджа библиотеки.
1.1.Подходы к пониманию понятия имидж.…………………………….стр.5
1.2.Факторы, влияющие на формирование имиджа.…………………….стр.7
Глава 2.Методика формирования положительного имиджа библиотеки.
2.1.Методика формирования внутрибиблиотечного имиджа………….стр.16
2.2.Методика формирования внебиблиотечного имиджа………..…...стр.22
Заключение………………………………………………………………….стр.25
Список литературы…………………………………………………………стр.27

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая № 2..docx

— 50.67 Кб (Скачать файл)

Московский государственный  университет культуры и искусств

Институт информационных технологий и библиотек

Вечернее отделение

 

 

 

 

 

Курсовая работа

«Имидж современной библиотеки:

формирование и развитие»

 

 

 

 

                                   Выполнила: студентка гр.407 Ковалева В.Н.

                                                    Проверил:

                                      

                                                 Москва  2012

                                            Содержание

Введение…………………………………………………………………….стр.3

Глава 1.Теоретические основы формирования и развития имиджа библиотеки.

1.1.Подходы к пониманию понятия  имидж.…………………………….стр.5

1.2.Факторы, влияющие на формирование имиджа.…………………….стр.7

Глава 2.Методика формирования положительного имиджа библиотеки.

2.1.Методика формирования внутрибиблиотечного имиджа………….стр.16

2.2.Методика формирования внебиблиотечного имиджа………..…...стр.22

Заключение………………………………………………………………….стр.25

Список литературы…………………………………………………………стр.27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 В настоящее время наблюдается усиление внимания к проблемам формирования сильного (способного оказывать положительное влияние на маркетинговое окружение) имиджа организации. Сильный корпоративный имидж становится необходимым условием достижения устойчивого и продолжительного делового успеха, что особенно актуально для коммерческих организаций. Вместе с тем, некоммерческие организации (библиотеки, музеи, культурно-досуговые и образовательные учреждения) также осознают социальную ценность имиджа организации в глазах общественности.

В современных условиях библиотека столкнулась со значительными трудностями  в привлечении массового читателя, располагающего теперь возможностями  пользоваться многочисленными альтернативными  источниками получения знаний и  информации. Бурное развитие процессов  информатизации поставило перед  библиотеками сложные задачи, от решения которых во многом зависит ее дальнейшее развитие, место, которое она будет занимать в социокультурной среде. Во всем читательском мире наблюдается падение интереса к книге, чтению, все чаще традиционные источники информации заменяются электронными носителями. Поэтому вопросы улучшения имиджа библиотеки сегодня как никогда актуальны. А это в свою очередь требует технических нововведений, расширения и обновления традиционных функций, освоения новых коммуникационных практик, новых методов и форм обслуживания читателей. Удачно сформированный корпоративный имидж позволяет укрепить позиции учреждения в местном сообществе, привлечь нужных партнеров, развивать перспективные направления деятельности.

 Сегодня тема имиджа библиотеки является одной из наиболее актуальных, обсуждаемых и интересных в библиотечных кругах. Наблюдается заметный рост исследовательского интереса к проблемам имиджа. Все чаще на страницах периодической профессиональной печати обсуждаются вопросы имиджа библиотеки, библиотечного специалиста, престижа профессии.

Объект исследования- имидж современной библиотеки.

Предмет-формирование положительного имиджа библиотеки.

Цель исследования – определить способы формирования и перспективы развития имиджа современных библиотек. 
Для достижения поставленной цели   необходимо решить  следующие задачи:

1.Выявить и проанализировать литературу по данной теме, в том числе и публикации в периодической профессиональной печати.

2.Проанализировать и определить  понятие имиджа библиотеки. 
3.Изучить опыт формирования имиджа современных библиотек разных  типов, выявить специфику формирования имиджа библиотеки.

4.Оценить воздействие  внешних и внутренних факторов, влияющих на восприятие имиджа  библиотеки.

Данная работа состоит  из введения, двух глав, заключения и  списка литературы. В первой главе  определяются подходы к  определению  понятия «имидж» и рассматриваются  особенности  имиджа, его виды и  значение.

Во второй главе более  подробно рассмотрены способы и  методы формирования внебиблиотечного и внутрибиблиотечного имиджа. 

 

Глава 1.Теоретические основы формирования и развития имиджа библиотеки.

1.1. Подходы к  пониманию понятия «имидж».

В общественном сознании все  более закрепляется представление  об имидже как об определенной ценности, от которой зависит успешность деятельности любой организации. Это понятие  активно используется в средствах  массовой информации, в системе маркетинга, рекламы и связей с общественностью. Имидж относят к таким социальным реальностям, как человек, группа людей или организация (например, имидж артиста, членов правительства, страны) и результатам их деятельности (взглядам, теориям и т.д.). Понятие имиджа имеет ряд близких по значению слов: мнение, рейтинг, репутация, образ, отношение, известность, слава, популярность, престиж, авторитет и т.п.

Проблема имиджа в западных странах (главным образом в США) становится актуальной с 1950-х годов. В 60-х годах XX столетия в Америке  и Европе отмечен рост числа исторических, социологических, философских и  психологических исследований имиджа. В отечественной науке до конца 80-х годов, близкие по направленности исследования проводились в рамках психологии пропаганды, массовых коммуникаций, социального познания. Большой размах получило изучение индивидуального  и общественного сознания. В целом, отечественная научная мысль  имеет значительную базу для плодотворного  исследования ставшей актуальной проблематики имиджа.

 Имидж происходит от  латинского слова imago - образ, которое связано с другой лексемой - imitari, т.е. имитировать. Толковый словарь Вебстера дает следующее определение этого понятия: имидж - искусственная имитация или подача внешней формы определенного объекта, особенно личности. Он является мысленным представлением о человеке, товаре или институте, направленно формируемым в общественном сознании с помощью паблисити, рекламы или пропаганды [12, с.5

Другие исследователи  утверждают, что термин "имидж" имеет англоязычные корни и наиболее часто употребляется для определения  того образа, который конструируется, создается с целью вызвать  желаемые изменения в сознании и  поведении людей, оказать на них  определенное социально-психологическое  воздействие. Вот определение, предложенное  
И. Алёшиной: имидж — это образ организации в представлении групп общественности. Подчеркнём, что имидж может быть различным для различных групп, поскольку желаемое поведение этих групп в отношении организации может различаться. Так, для широкой общественности может быть предпочтительной гуманистическая позиция библиотек. Для партнёров — стабильность и надёжность.

Имидж, с точки  зрения З. Фрейда, — это, скорее всего, идеальный образ человека или  предмета. 
М.В. Томилова считает, что «имидж есть целостное восприятие (понимание и оценка) организации различными группами общественности, формирующееся на основе хранящейся в их памяти информации о различных сторонах деятельности организации» [10, C.6]. Другими словами, содержание понятия «имидж организации» включает две составляющие (описательную и оценочную).

Е.В. Змановская полагает, что имидж можно раскрыть через цепочку ассоциаций «образ – впечатление – молва –репутация – слава – престиж – общественное мнение» и определить как «эмоционально окрашенный публичный образ кого-либо/чего-либо, принимающий форму устойчивого социального стереотипа» [4, C.9]. Носитель имиджа называется его субъектом, прототипом или прообразом, потребитель имиджа – объектом или имиджевой аудиторией.

Как социально-психологический  феномен имидж имеет ряд особенностей:

  • формируется в процессе непосредственного или опосредованного взаимодействия людей;
  • одновременно зависит и от качества своего прототипа, и от особенностей окружающих людей (имиджевой аудитории);
  • выступает в форме обобщенного группового образа/представления, постепенно принимающего форму социального стереотипа;
  • имеет символическую форму;
  • требует специальных усилий со стороны носителя.

Таким образом, сопоставив все  определения и формулировки можно  прийти к выводу, что имидж организации - это целенаправленно формулируемый  образ организации, имеющий характер стереотипа, совокупность ассоциаций и впечатлений о ней, который  складывается в массовом сознании людей  и связан с конкретным представлением.

1.2. Факторы, влияющие на формирование имиджа библиотеки

 В настоящее время имидж библиотеки является актуальным предметом исследования библиотечной имиджелогии. В контексте библиотечной имиджелогии под образом (имиджем) библиотеки понимается социально-коммуникативная категория, являющаяся связующим звеном между социумом и культурно-информационным институтом — библиотекой. Разработка библиотечной имиджелогии как профессиональной инновации обусловлена глобальными преобразованиями в российском и мировом сообществе конца XX — начала XXI столетий. Формирование положительного образа (имиджа) библиотеки — многогранный противоречивый процесс. Его продуктивность, результаты напрямую зависят не только от правильного применения методологии и инструментария непосредственно из библиотечной теории и практики, но и от апробации и использования ключевых положений и инструментария других отраслей. Исследование условий, механизмов и инструментария, присущих процессу формирования имиджа, и составляет проблематику библиотечной имиджелогии.

В библиотековедении проблема имиджа активируется в ракурсе имиджа руководителя библиотеки и библиотекаря, имиджа библиотеки. К сожалению, приходится констатировать, что образ библиотек  и библиотекаря в глазах широкой  общественности оставляет желать лучшего. Долгое время библиотекари не пытались сломать стереотипное представление  о себе. Но прошло время, и в стране, и внутри библиотечного сообщества произошёл целый ряд изменений. Библиотекари получили возможность  общаться с коллегами из разных стран, приходит понимание себя и места  своей профессии в мире, возникает  потребность во взгляде на себя со стороны, встаёт вопрос имиджа библиотечной профессии.  
На построение и изменение имиджа требуется длительное время, нередко измеряемое годами. Заниматься процессом формирования и поддержания нужного имиджа должны специалисты, к которым причисляются имиджмейкеры, специалисты по связям с общественностью (PR-специалисты), организаторы рекламных кампаний и др. Одними из актуальных проблем имиджелогии остаются проблемы изучения имиджа организаций, выбора методик и стратегий создания позитивного корпоративного имиджа (М.В. Томилова, Э.А. и А.Э. Капитоновы, В.М. Шепель, Г.Г. Почепцов и др.). В некоммерческой сфере проблемам имиджа организации и ее персонала, рекламе и связям с общественностью уделяют внимание Г.Л. Тульчинский, Г.Б. Паршукова, С.Г. Матлина, И.В. Минкина, А.Н. Ванеев, Р. Панова и др.

Имиджу, как особому психическому образу присущи следующие общие  характеристики:

  • он - идеальный объект, возникающий в сознании людей, но в какой-то мере и реалистичен: явное приукрашивание достоинств приведет к снижению доверия;
  • он не подлежит прямому измерению, оценить его можно лишь по отношениям, проявляющимся в общении, деятельности, выборе, поэтому при создании имиджа необходимо проводить его мониторинг и изучать реакции на него;
  • имидж неустойчив, его постоянно надо «подкреплять» рекламой или разнообразными целевыми РR-акциями;
  • как стереотип имидж содержит ограниченное число компонентов: сложность конструкции только мешает его восприятию, а, следовательно, делает отношение к нему неоднозначным;
  • имидж прагматичен, то есть, ориентирован на ограниченный круг задач, соответствующих целям организации или особенностям настоящей ситуации, ее развития;
  • имидж предполагает сильный эмоциональный отклик, это следует из самого его определения;
  • эффективный имидж целостен и непротиворечив, соответствует однозначным обобщенным представлениям;
  • эффективный имидж обладает свойством вариабельности: абсолютно «жесткая и неизменная конструкция» неприемлема, ситуация трансляции имиджа всегда динамична, может возникнуть необходимость внесения корректив.

Главной функцией имиджа  является формирование положительного отношения к кому- либо или чему- либо. Если положительное отношение  сформировано, то за ним,  как результат  влияния социальных связей, обязательно  последуют доверие и,в свою очередь, высокие оценки и уверенный выбор. Такова психологическая цепочка, порождаемая положительным отношением. К тому же положительный имидж, как правило, способствует повышению престижа, а, следовательно, авторитета и влияния. Позитивный имидж является также важным фактором высокого рейтинга, что важно в насыщенной разнообразной информацией публичной деятельности. Имидж библиотеки как организации может создаваться в различных содержательных пластах: имидж руководителя, имидж библиотекаря(индивидуально), корпоративная культура( команда), имидж проекта или услуги, дизайн и фирменный стиль.

По направленности имидж  разделяется на внешний и внутренний.  Очевидно, что между данными видами имиджа могут и должны быть тесные связи. Но на практике часто встречаются несовпадения, когда внешний имидж соответствуем стандартам, а внутренний являет ему полную противоположность. В большинстве случаев администрация и сотрудники библиотеки наибольший акцент делают на создание внешнего имиджа, пуская на самотек формирование внутреннего. Это приводит к неблагоприятному психологическому климату внутри коллектива, к негативному восприятию библиотеки «изнутри». В связи с этим необходимо упомянуть, что по целенаправленности PR-деятельности выделяются естественный и искусственный имиджи. Естественный имидж складывается стихийно, без специальных PR-акций и рекламы, в результате практической деятельности организации. Искусственный специально создается рекламой и PR-акциями и не в полной мере соответствует характеру и результативности деятельности организации. На первых этапах работы по связям с общественностью доминируют искусственные имиджи, приукрашивающие реальность, а в дальнейшем происходит их взаимная адаптация и сближение. Стихийно складывающийся имидж в большинстве случаев отличается низкой эффективностью. Целенаправленная работа с общественным мнением, носящая профессиональный и системный характер, позволяет быстро сформировать необходимое впечатление о работе библиотеки.

Информация о работе Имидж современной библиотеки: формирование и развитие