Имидж современной библиотеки: формирование и развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 20:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – определить способы формирования и перспективы развития имиджа современных библиотек.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Выявить и проанализировать литературу по данной теме, в том числе и публикации в периодической профессиональной печати.
2.Проанализировать и определить понятие имиджа библиотеки.
3.Изучить опыт формирования имиджа современных библиотек разных типов, выявить специфику формирования имиджа библиотеки.
4.Оценить воздействие внешних и внутренних факторов, влияющих на восприятие имиджа библиотеки.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….стр.3
Глава 1.Теоретические основы формирования и развития имиджа библиотеки.
1.1.Подходы к пониманию понятия имидж.…………………………….стр.5
1.2.Факторы, влияющие на формирование имиджа.…………………….стр.7
Глава 2.Методика формирования положительного имиджа библиотеки.
2.1.Методика формирования внутрибиблиотечного имиджа………….стр.16
2.2.Методика формирования внебиблиотечного имиджа………..…...стр.22
Заключение………………………………………………………………….стр.25
Список литературы…………………………………………………………стр.27

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая № 2..docx

— 50.67 Кб (Скачать файл)

В понятие «имидж» включается как внешняя, так и внутренняя атрибутика, а также информация следующих  типов:

  • финансовое благополучие;
  • имидж персонала;
  • дизайн рабочих помещений;
  • деловые коммуникации библиотеки и ее и персонала;
  • качество деятельности, продукции и услуг;
  • личность руководителя и его команды;
  • внешние атрибуты (название, фирменный стиль, эмблема, символика, место расположения);
  • традиции организации;
  • корпоративная культура;
  • стоимость товара и услуг;
  • паблисити, рекламная известность.

Ориентация на такие атрибуты при формировании имиджа библиотеки должна принести успех.  
При этом значимость каждого из атрибутов (стоит заметить, что они перечислены произвольно, а не в порядке возрастания или убывания) определяется в каждом конкретном случае. 
Имиджмейкерская  работа должна базироваться на следующих общих подходах:  
1)производственном, т.е. когда главное – качество услуг и продукции, социальная ответственность, забота о пользователях. Реализация данного подхода осуществляется через тщательный отбор персонала, постоянное повышение его квалификации и улучшения качества профессиональных знаний, умений, навыков,  снижение стоимости платных информационных услуг, технологическое совершенствование производственных процессов и т.д. Опора на данный подход приводит к формированию естественного имиджа; 
2)имиджмейкерском, где упор делается на маркетинговые исследования, интенсивную рекламу, разнообразные и массированные PR-акции. С помощью данного подхода формируется искусственный эмоциональный имидж; 
3) менеджерском, когда гармонично интегрируются достоинства и преимущества первого и второго подходов,  и  их реализация осуществляется в полном соответствии со стратегией, миссией и программой развития библиотеки. 
Формирование имиджа, повышение престижа библиотеки – процесс непрерывный. Поэтому библиотекам необходимо совершенствовать (актуализировать, модернизировать) свой образ, гарантируя своим настоящим и будущим пользователям достойное качество предлагаемых услуг и продуктов, профессионализм персонала. В идеале все формы функционирования библиотеки должны постоянно работать на ее рекламу: начиная от внешнего облика здания, интерьера, и заканчивая специальными приемами устного обращения с каждым пользователем.  
Основу имиджа составляют реальные дела библиотеки и умение руководителей показать выгоду, которую получат от контактов с библиотечно-информационным центром пользователи, потенциальные партнеры, инвесторы, спонсоры, администрация региона и региональные структуры гражданского общества. 
А для этого существует определенный алгоритм формирования имиджа библиотеки:

  • выявление сложившегося к данному времени общественного представления о библиотеке, имидж которой предстоит формировать;
  • определение ожидаемого имиджа, предпочтений и ожиданий аудитории;
  • конструирование в ответ на предпочтения и ожидания аудитории идеального имиджа, черт и характеристик, которыми, по её мнению, должна обладать библиотека;
  • разработка стратегии формирования (корректирования) имиджа, плана действий; включение процесса формирования имиджа, то есть последовательный перевод в реальность характеристик сконструированного имиджа библиотеки путем реализации стратегического и оперативного плана его формирования;
  • контроль за процессом формирования имиджа, реализацией стратегического и оперативного планов, в частности, замер промежуточных состояний объекта и сравнение их с идеальной имиджевой моделью;
  • корректировка идеальной модели, приведение к оптимальному состоянию ее самой, а также имиджевой стратегии и тактики;
  • мониторинг сформированного имиджа библиотеки, действия по его сохранению, актуализации, модернизации.

 

 

 

Глава 2.Методика формирования положительного имиджа библиотеки.

Имидж библиотеки складывается из двух основных частей, компонентов: внешнебиблиотечного и внутрибиблиотечного. Первый формируется, эволюционирует и изменяется на протяжении длительного периода времени, проходит проверку временем, отражается в массовом общественном сознании, создавая авторитет в обществе. Второй имидж создается усилиями библиотеки и продвигается выбранными ее средствами и способами. Библиотека целенаправленно создает приемлемый для себя имидж, отличающий и выгодно представляющий ее в условиях конкуренции. Этот образ воспринимается внебиблиотечными группами людей и организаций, но и они, в свою очередь, вносят в него определенные коррективы в соответствии с их восприятием и видением библиотечного дела.

2.1.Формирование  внутрибиблиотечного имиджа.

Внутрибиблиотечный имидж складывается из индивидуального имиджа ее сотрудников. Это наиболее значимые черты библиотекаря: личностные качества, профессионализм, добросовестное отношение к труду, раскрываемое конкретным вкладом в выполнение миссии библиотеки, поддержание ее авторитета среди населения, нормы профессионально-этического отношения к читателям, своим коллегам. Индивидуальный имидж сотрудников влияет на все моменты жизнедеятельности библиотеки. Позитивный индивидуальный имидж библиотекаря -это образ начитанного, компетентного человека, постоянно проявляющего заботу о повышении уровня своей профессиональной квалификации, оказывающего высокопрофессионально и бескорыстно помощь читателю в любой ситуации, умеющего ладить с коллегами, поддерживающего благоприятный морально- психологический климат в коллективе. Одним из эффективных способов формирования индивидуального имиджа является моделирование поведения. Модель проявляется в невербальном и речевом поведении, в поступках человека, она содержит рекомендации о том как вести себя, для того чтобы добиться планируемой цели. Выбор модели определяется конкретной целью, которую человек ставит перед собой. Выбирая модель, библиотекарь выстраивает для себя свой собственный образ, в каком бы он хотел предстать перед читателем, вызвать у контактера благоприятное впечатление, расположить его к себе и в итоге создать условия достижения поставленной цели. Например, при поведении индивидуальной работы с читателем, при проведении массовых мероприятий библиотекарь может принимать на себя ролевой, игровой образ. При проведении мероприятий с детьми он выступает в роли сказочных героев, с подростками - обращается к литературным образам, для пользователей старшего возраста - способный выслушать и посоветовать необходимую информацию. внимательный и  отзывчивый собеседник. Из периодической профессиональной печати мы видим, чтопрактические семинары, круглые столы, дискуссии и другие формы обмена опытом и повышения квалификации библиотечных работников регулярно затрагивают вопросы осмысления имиджа профессии, специальности, библиотеки в целом. Имидж библиотеки, по мнению практиков, должен не только формировать и поддерживать ее положительный образ в обществе, но и обеспечивать повышение престижа профессии, в первую очередь, среди подрастающего поколения и среди выпускников библиотечных учебных заведений

Индивидуальные качества библиотекарей создают имидж  группы. Основу группового имиджа составляют стереотипные представления о библиотекарях, как о социальной группе, объединенной общими профессиональными признаками. Для формирования группового имиджа важное значение имеет комфортность работы в профессиональной группе библиотекарей, которая во многом зависит от межличностной психологической совместимости. Межличностная совместимость развивается в комфортных условиях труда, взаимной доброжелательности, понимании и взаимоподдержке. При высоком уровне межличностной совместимости формируется благоприятный морально-психологический климат в коллективе, которым определяется общий настрой сотрудников и руководителей на достижение целей, определенных фундаментом имиджа. Это суммарный показатель зрелости группового имиджа, при котором коллектив начинает стабильно и профессионально качественно выполнять стоящие перед ним задачи.

Имиджевый образ выполняет функцию регулятора поведения людей в процессе общения и при этом стимулирует и активизирует многие стороны и механизмы общения. Имидж библиотеки создается при непосредственном контакте читателя с библиотекой и результатами ее деятельности. Состояние отношений «библиотекарь-библиотекарь», а также «библиотекарь-читатель» непосредственно проявляется в особенностях морально-психологического климата. Благоприятный микроклимат содействует развитию внутрибиблиотечных отношений между читателями, что также оказывает благотворное влияние на имидж библиотеки.  В целях совершенствования взаимоотношений «библиотекарь-читатель» и продуцируемого ими имиджевого образа библиотеки изучают  читателей, их запросы и потребности, анализируют процессы и результаты их деятельности, а затем используют полученные данные для библиотечно-библиографической обработки информации. От библиотекаря в первую очередь зависит, будет ли укрепляться эта система отношений, придет читатель в библиотеку или навсегда покинет ее.

2.2Формирование  внешнебиблиотечного имиджа.

Внешнебиблиотечный имидж- это образ библиотеки, который складывается в восприятии ее людьми, внебиблиотечными организациями и обществом         ( государственными и общественными организациями, средствами массовой информации, инвесторами, дарителями, спонсорами) и который создает впечатление о ней как о субъекте, осуществляющим свои обязательства перед обществом. Работа по созданию внешнебиблиотечного имиджа- это ответ на ожидания обществом эффективного библиотечного обслуживания, организованного в согласии с теми новыми веяниями и процессами, которые происходят в мире. Имидж библиотеки может быть позитивным, негативным и нейтральным. Конечно, каждая библиотека стремится к утверждению своего позитивного имиджа. Факторы, благодаря которым создается такой имидж, следующие:

  • библиотеку должны знать, у нее должны быть свои, запоминающиеся особенности, своя тематическая направленность, свой читательский контингент. К элементам, формирующим имидж, можно отнести сайт и Интернете, слоган, различные рекламные акции, в том числе и печатные материалы, пропаганду услуг библиотеки в СМИ.
  • Приобщение библиотеки к социальной среде. Библиотека ведет информационную, педагогическую, просветительскую работу, заботится о досуге читателей, их комфортной работе в библиотеке, помогает молодым читателям в выборе профессии, осуществляет подбор литературы специалистам по интересующим их проблемам, читателям пожилого возраста скрашивает досуг, организует общение между библиотекарем и читателями, между читателями, с внебиблиотечными организациями. Этим создается чувство общности библиотеки с населением. Создается образ учреждения, заботящегося о благе людей, стремящегося помочь им в овладении знаниями, осуществляющего особую социально-психологическую функцию в обществе.

Имидж библиотеки должен доказывать, что никто другой, кроме нее, не может оказывать таких специфических  услуг, нигде не могут быть созданы  такие условия для работы самых различных категорий населения, нигде об удовлетворении читательских интересов и потребностей не могут и не будут так профессионально заботиться и не окажут такого спектра услуг, как в библиотеке.

Позитивный имидж подтверждается ее репутацией, в соответствии с  которой все оказываемые пользователям  услуги характеризуются высоким  качеством и разнообразием. Применяются такие формы и методы обслуживания читателей, которые развивались и совершенствовались на основе традиций, апробированных временем, и поэтому надежны и признаны читателями.

Формирование имиджа зависит  также и от умения библиотеки регулировать и гармонизировать свои действия, донести их до социального окружения, вызвать ответную положительную  реакцию. Библиотечный имидж должен иметь четкую адресную направленность. Это  постоянные пользователи библиотеки, а также читатели, по отношению к которым ведется работа по привлечению в библиотеку. Объектами доведения имиджа являются и вышестоящие организации, министерства, ведомства, руководители, определяющие библиотечную политику. Проявляет интерес библиотека и к финансовым органам, содействующим решению материально-технических проблем библиотеки, помогающим реализации программ ее развития, к творческим союзам, активно участвующим в проводимых мероприятиях, смежным организациям, пользователям, дарителям. Имидж библиотеки в значительной мере обогащается за счет связей с видными общественными деятелями, учеными, популярными людьми искусства, науки, образования. Чем шире вовлекаются эти люди в процесс работы библиотеки, тем более привлекательными становятся проводимые ею мероприятия, тем с большим интересом и уважением относится к ним общественность. Продвижение имиджа должно быть ориентировано и на молодежь- самую активную и перспективную аудиторию. Поэтому библиотеки должны осуществлять тесную связь со школами, Домами творчества, другими молодежными объединениями. Взаимодействие библиотеки с общественностью должно осуществляться в двух направлениях: изучение аудитории пользователей и воздействие на них. Изучение аудитории осуществляется на основе социологических опросов, путем анализа библиотечной документации, изучения положительного опыта построения и продвижения имиджа родственными организациями, учета и анализа ошибок в этих вопросах.

К важной части построения имиджа библиотеки относится ее отношения со средствами массовой информации. Без прочных связей с печатью, радио, телевидением, электронными средствами информации невозможно представить сегодня результативную деятельность по созданию имиджа.

В развитии связей с общественностью  значительную роль играют профессиональные периодические издания, которые  отражают жизнь библиотеки, ее проблемы и процессы обновления, новые формы  работы с читателями.  Это  журналы «Библиотека», «Библиотековедение», «Молодые в библиотечном деле», «Школьная библиотека», «Современная библиотека» и т.д.

Через средства массовой информации библиотека может оповещать  своих  читателей о проведении мероприятий, выставок, конференций, бесплатных экспозиций. Проводя работу со средствами массовой информации, библиотека должна определить круг источников СМИ: газет, журналов, радио и телекомпаний, которые  наиболее охотно  и результативно  будут с ней сотрудничать, организуя  постоянные рубрики о работе. Это могут быть странички культуры, отражающие массовую работу с населением, литературные композиции, рассказы о событиях в библиотечной жизни, о новых поступлениях в библиотеку, пропаганда лучших произведений печати.

При построении запоминающегося  визуального образа библиотека должна прибегать к элементам корпоративного дизайна. Архитектура здания, вывески, фирменный знак, логотип - все это  маркетинговые инструменты построения имиджа. Большое значение должно придаваться фирменному стилю. Известный специалист по имиджу библиотеки Е.Ю.Цесарская публикует на страницах профессиональной печати эффективные приемы создания фирменного стиля библиотеки, прежде всего многокрасочных проспектов. «Проспект,- подчеркивает автор,- является итогом серьезного анализа деятельности и составной частью представления библиотеки населению. Он адресован библиотечным специалистам, представителям различных организаций, вузов, предпринимателям, руководителям предприятий, организаций. Содержание проспекта отражает историю библиотеки, основные направления ее деятельности, характеристику изданий, которыми комплектуется библиотека.»

Составление буклетов- один из способов формирования имиджа. В буклетах может помещаться  самая разнообразная информация:  краткая история библиотеки, особенности обслуживания в разных отделах, правила пользования фондом, расписание работы отделов, телефоны справочных служб. Создавая буклеты, проспекты, открытки, путеводители, закладки, необходимо продумать фирменный знак, дизайн, адресное, целевое и читательское назначение.

В век электронных технологий библиотеки не могут остаться в стороне  от преимуществ  WEB-сайта.  Сайт- это электронное лицо библиотеки, важное звено связи библиотеки с общественностью. Он доступно рассказывает о деятельности и предложениях библиотеки, в яркой, привлекательной и удобной для пользователей форме помогает ознакомиться со всем спектром ее услуг, предоставляет пользователю возможность ознакомиться с иллюстративным материалом, обратиться в библиотеку с запросом. Сайт охватывает всю область деятельности  библиотеки и содержит информацию обо всех направлениях ее работы, тем самым формируя имидж библиотеки . Обновление сайта- необходимая составляющая продвижения имиджа. Если эта работа не ведется, то на сайте библиотеки отражается устаревшая информация, которая приносит скорее вред, а не пользу для продвижения имиджа.

Информация о работе Имидж современной библиотеки: формирование и развитие