Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 20:42, курсовая работа
Цель исследования – определить способы формирования и перспективы развития имиджа современных библиотек.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Выявить и проанализировать литературу по данной теме, в том числе и публикации в периодической профессиональной печати.
2.Проанализировать и определить понятие имиджа библиотеки.
3.Изучить опыт формирования имиджа современных библиотек разных типов, выявить специфику формирования имиджа библиотеки.
4.Оценить воздействие внешних и внутренних факторов, влияющих на восприятие имиджа библиотеки.
Введение…………………………………………………………………….стр.3
Глава 1.Теоретические основы формирования и развития имиджа библиотеки.
1.1.Подходы к пониманию понятия имидж.…………………………….стр.5
1.2.Факторы, влияющие на формирование имиджа.…………………….стр.7
Глава 2.Методика формирования положительного имиджа библиотеки.
2.1.Методика формирования внутрибиблиотечного имиджа………….стр.16
2.2.Методика формирования внебиблиотечного имиджа………..…...стр.22
Заключение………………………………………………………………….стр.25
Список литературы…………………………………………………………стр.27
В понятие «имидж» включается как внешняя, так и внутренняя атрибутика, а также информация следующих типов:
Ориентация на такие атрибуты
при формировании имиджа библиотеки
должна принести успех.
При этом значимость каждого из атрибутов
(стоит заметить, что они перечислены произвольно,
а не в порядке возрастания или убывания)
определяется в каждом конкретном случае.
Имиджмейкерская работа должна базироваться
на следующих общих подходах:
1)производственном, т.е. когда главное
– качество услуг и продукции, социальная
ответственность, забота о пользователях.
Реализация данного подхода осуществляется
через тщательный отбор персонала, постоянное
повышение его квалификации и улучшения
качества профессиональных знаний, умений,
навыков, снижение стоимости платных информационных
услуг, технологическое совершенствование
производственных процессов и т.д. Опора
на данный подход приводит к формированию
естественного имиджа;
2)имиджмейкерском, где упор делается
на маркетинговые исследования, интенсивную
рекламу, разнообразные и массированные
PR-акции. С помощью данного подхода формируется
искусственный эмоциональный имидж;
3) менеджерском, когда гармонично интегрируются
достоинства и преимущества первого и
второго подходов, и их реализация осуществляется
в полном соответствии со стратегией,
миссией и программой развития библиотеки.
Формирование имиджа, повышение престижа
библиотеки – процесс непрерывный. Поэтому
библиотекам необходимо совершенствовать
(актуализировать, модернизировать) свой
образ, гарантируя своим настоящим и будущим
пользователям достойное качество предлагаемых
услуг и продуктов, профессионализм персонала.
В идеале все формы функционирования библиотеки
должны постоянно работать на ее рекламу:
начиная от внешнего облика здания, интерьера,
и заканчивая специальными приемами устного
обращения с каждым пользователем.
Основу имиджа составляют реальные дела
библиотеки и умение руководителей показать
выгоду, которую получат от контактов
с библиотечно-информационным центром
пользователи, потенциальные партнеры,
инвесторы, спонсоры, администрация региона
и региональные структуры гражданского
общества.
А для этого существует определенный алгоритм
формирования имиджа библиотеки:
Глава 2.Методика формирования положительного имиджа библиотеки.
Имидж библиотеки складывается из двух основных частей, компонентов: внешнебиблиотечного и внутрибиблиотечного. Первый формируется, эволюционирует и изменяется на протяжении длительного периода времени, проходит проверку временем, отражается в массовом общественном сознании, создавая авторитет в обществе. Второй имидж создается усилиями библиотеки и продвигается выбранными ее средствами и способами. Библиотека целенаправленно создает приемлемый для себя имидж, отличающий и выгодно представляющий ее в условиях конкуренции. Этот образ воспринимается внебиблиотечными группами людей и организаций, но и они, в свою очередь, вносят в него определенные коррективы в соответствии с их восприятием и видением библиотечного дела.
2.1.Формирование внутрибиблиотечного имиджа.
Внутрибиблиотечный имидж складывается из индивидуального имиджа ее сотрудников. Это наиболее значимые черты библиотекаря: личностные качества, профессионализм, добросовестное отношение к труду, раскрываемое конкретным вкладом в выполнение миссии библиотеки, поддержание ее авторитета среди населения, нормы профессионально-этического отношения к читателям, своим коллегам. Индивидуальный имидж сотрудников влияет на все моменты жизнедеятельности библиотеки. Позитивный индивидуальный имидж библиотекаря -это образ начитанного, компетентного человека, постоянно проявляющего заботу о повышении уровня своей профессиональной квалификации, оказывающего высокопрофессионально и бескорыстно помощь читателю в любой ситуации, умеющего ладить с коллегами, поддерживающего благоприятный морально- психологический климат в коллективе. Одним из эффективных способов формирования индивидуального имиджа является моделирование поведения. Модель проявляется в невербальном и речевом поведении, в поступках человека, она содержит рекомендации о том как вести себя, для того чтобы добиться планируемой цели. Выбор модели определяется конкретной целью, которую человек ставит перед собой. Выбирая модель, библиотекарь выстраивает для себя свой собственный образ, в каком бы он хотел предстать перед читателем, вызвать у контактера благоприятное впечатление, расположить его к себе и в итоге создать условия достижения поставленной цели. Например, при поведении индивидуальной работы с читателем, при проведении массовых мероприятий библиотекарь может принимать на себя ролевой, игровой образ. При проведении мероприятий с детьми он выступает в роли сказочных героев, с подростками - обращается к литературным образам, для пользователей старшего возраста - способный выслушать и посоветовать необходимую информацию. внимательный и отзывчивый собеседник. Из периодической профессиональной печати мы видим, чтопрактические семинары, круглые столы, дискуссии и другие формы обмена опытом и повышения квалификации библиотечных работников регулярно затрагивают вопросы осмысления имиджа профессии, специальности, библиотеки в целом. Имидж библиотеки, по мнению практиков, должен не только формировать и поддерживать ее положительный образ в обществе, но и обеспечивать повышение престижа профессии, в первую очередь, среди подрастающего поколения и среди выпускников библиотечных учебных заведений
Индивидуальные качества библиотекарей создают имидж группы. Основу группового имиджа составляют стереотипные представления о библиотекарях, как о социальной группе, объединенной общими профессиональными признаками. Для формирования группового имиджа важное значение имеет комфортность работы в профессиональной группе библиотекарей, которая во многом зависит от межличностной психологической совместимости. Межличностная совместимость развивается в комфортных условиях труда, взаимной доброжелательности, понимании и взаимоподдержке. При высоком уровне межличностной совместимости формируется благоприятный морально-психологический климат в коллективе, которым определяется общий настрой сотрудников и руководителей на достижение целей, определенных фундаментом имиджа. Это суммарный показатель зрелости группового имиджа, при котором коллектив начинает стабильно и профессионально качественно выполнять стоящие перед ним задачи.
Имиджевый образ выполняет функцию регулятора поведения людей в процессе общения и при этом стимулирует и активизирует многие стороны и механизмы общения. Имидж библиотеки создается при непосредственном контакте читателя с библиотекой и результатами ее деятельности. Состояние отношений «библиотекарь-библиотекарь», а также «библиотекарь-читатель» непосредственно проявляется в особенностях морально-психологического климата. Благоприятный микроклимат содействует развитию внутрибиблиотечных отношений между читателями, что также оказывает благотворное влияние на имидж библиотеки. В целях совершенствования взаимоотношений «библиотекарь-читатель» и продуцируемого ими имиджевого образа библиотеки изучают читателей, их запросы и потребности, анализируют процессы и результаты их деятельности, а затем используют полученные данные для библиотечно-библиографической обработки информации. От библиотекаря в первую очередь зависит, будет ли укрепляться эта система отношений, придет читатель в библиотеку или навсегда покинет ее.
2.2Формирование внешнебиблиотечного имиджа.
Внешнебиблиотечный имидж- это образ библиотеки, который складывается в восприятии ее людьми, внебиблиотечными организациями и обществом ( государственными и общественными организациями, средствами массовой информации, инвесторами, дарителями, спонсорами) и который создает впечатление о ней как о субъекте, осуществляющим свои обязательства перед обществом. Работа по созданию внешнебиблиотечного имиджа- это ответ на ожидания обществом эффективного библиотечного обслуживания, организованного в согласии с теми новыми веяниями и процессами, которые происходят в мире. Имидж библиотеки может быть позитивным, негативным и нейтральным. Конечно, каждая библиотека стремится к утверждению своего позитивного имиджа. Факторы, благодаря которым создается такой имидж, следующие:
Имидж библиотеки должен доказывать,
что никто другой, кроме нее, не
может оказывать таких
Позитивный имидж
Формирование имиджа зависит также и от умения библиотеки регулировать и гармонизировать свои действия, донести их до социального окружения, вызвать ответную положительную реакцию. Библиотечный имидж должен иметь четкую адресную направленность. Это постоянные пользователи библиотеки, а также читатели, по отношению к которым ведется работа по привлечению в библиотеку. Объектами доведения имиджа являются и вышестоящие организации, министерства, ведомства, руководители, определяющие библиотечную политику. Проявляет интерес библиотека и к финансовым органам, содействующим решению материально-технических проблем библиотеки, помогающим реализации программ ее развития, к творческим союзам, активно участвующим в проводимых мероприятиях, смежным организациям, пользователям, дарителям. Имидж библиотеки в значительной мере обогащается за счет связей с видными общественными деятелями, учеными, популярными людьми искусства, науки, образования. Чем шире вовлекаются эти люди в процесс работы библиотеки, тем более привлекательными становятся проводимые ею мероприятия, тем с большим интересом и уважением относится к ним общественность. Продвижение имиджа должно быть ориентировано и на молодежь- самую активную и перспективную аудиторию. Поэтому библиотеки должны осуществлять тесную связь со школами, Домами творчества, другими молодежными объединениями. Взаимодействие библиотеки с общественностью должно осуществляться в двух направлениях: изучение аудитории пользователей и воздействие на них. Изучение аудитории осуществляется на основе социологических опросов, путем анализа библиотечной документации, изучения положительного опыта построения и продвижения имиджа родственными организациями, учета и анализа ошибок в этих вопросах.
К важной части построения имиджа библиотеки относится ее отношения со средствами массовой информации. Без прочных связей с печатью, радио, телевидением, электронными средствами информации невозможно представить сегодня результативную деятельность по созданию имиджа.
В развитии связей с общественностью значительную роль играют профессиональные периодические издания, которые отражают жизнь библиотеки, ее проблемы и процессы обновления, новые формы работы с читателями. Это журналы «Библиотека», «Библиотековедение», «Молодые в библиотечном деле», «Школьная библиотека», «Современная библиотека» и т.д.
Через средства массовой информации библиотека может оповещать своих читателей о проведении мероприятий, выставок, конференций, бесплатных экспозиций. Проводя работу со средствами массовой информации, библиотека должна определить круг источников СМИ: газет, журналов, радио и телекомпаний, которые наиболее охотно и результативно будут с ней сотрудничать, организуя постоянные рубрики о работе. Это могут быть странички культуры, отражающие массовую работу с населением, литературные композиции, рассказы о событиях в библиотечной жизни, о новых поступлениях в библиотеку, пропаганда лучших произведений печати.
При построении запоминающегося
визуального образа библиотека должна
прибегать к элементам
Составление буклетов- один из способов формирования имиджа. В буклетах может помещаться самая разнообразная информация: краткая история библиотеки, особенности обслуживания в разных отделах, правила пользования фондом, расписание работы отделов, телефоны справочных служб. Создавая буклеты, проспекты, открытки, путеводители, закладки, необходимо продумать фирменный знак, дизайн, адресное, целевое и читательское назначение.
В век электронных технологий библиотеки не могут остаться в стороне от преимуществ WEB-сайта. Сайт- это электронное лицо библиотеки, важное звено связи библиотеки с общественностью. Он доступно рассказывает о деятельности и предложениях библиотеки, в яркой, привлекательной и удобной для пользователей форме помогает ознакомиться со всем спектром ее услуг, предоставляет пользователю возможность ознакомиться с иллюстративным материалом, обратиться в библиотеку с запросом. Сайт охватывает всю область деятельности библиотеки и содержит информацию обо всех направлениях ее работы, тем самым формируя имидж библиотеки . Обновление сайта- необходимая составляющая продвижения имиджа. Если эта работа не ведется, то на сайте библиотеки отражается устаревшая информация, которая приносит скорее вред, а не пользу для продвижения имиджа.
Информация о работе Имидж современной библиотеки: формирование и развитие