Инновационность как фактор конкурентоспособности современного бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2013 в 17:06, курсовая работа

Краткое описание

С одной стороны, в условиях рыночной экономики и конкуренции никто никого не заставляет совершенствовать производство, повышать качество продукции. С другой стороны, без усовершенствования технологического и управленческого процессов предприятиям просто не выжить в условиях рынка. Именно инновации являются движущей силой конкуренции в нелегкой конкурентной борьбе. На основе нововведений удается использовать современные технологии и новые подходы к организации производства, повышать качество продукции, обеспечивать успех и эффективность деятельности предприятия. В своей курсовой работе я попытаюсь это доказать.

Содержание

Введение.
Инновационная стратегия и инновативность.

1.1. Понятие «инновации»

1.2 Инновативность: сущность и поэтапный анализ элементов инновационного процесса 1.3. Классификация инноваций и стадии внедрения нового продукта, технологии
2. Инновативность как фактор повышения конкурентоспособности компании
2.1. Специфика инновационной деятельности
3. Практические аспекты развития инновационного потенциала предпринимательской структуры
3.1. Проблемы инноваций в предпринимательской среде.
Инновационный потенциал.

Способы инновационного развития
3.4. Поиск конкурентных преимуществ.
Заключение
Список используемой литературы и интернет-источников.

Вложенные файлы: 1 файл

. Менеджмент курсовая работа.docx

— 267.90 Кб (Скачать файл)

Курсовая работа

Дисциплина: «Менеджмент»

Тема: Инновационность как фактор конкурентоспособности современного бизнеса.

 Содержание 

Введение.

  1. Инновационная стратегия и инновативность.

 

1.1. Понятие  «инновации»

 

1.2 Инновативность: сущность и поэтапный анализ элементов инновационного процесса  1.3. Классификация инноваций и стадии внедрения нового продукта, технологии 

2. Инновативность как фактор повышения конкурентоспособности компании 

2.1. Специфика инновационной  деятельности

3.  Практические аспекты развития инновационного потенциала предпринимательской структуры

3.1. Проблемы инноваций  в предпринимательской среде.

    1. Инновационный потенциал.

 

    1. Способы инновационного развития

3.4. Поиск конкурентных  преимуществ.

Заключение

Список используемой литературы и интернет-источников.

Введение

 Внедрение нового, прогрессивного  во все времена  имело огромное  значение для развития, как всей цивилизации, так и отдельных ее сфер, отраслей, направлений. Особо значимую роль инновационные процессы  играют в экономике.  

В современных экономических  реалиях  инновационность   становится решающим фактором для повышения конкурентоспособности предприятия, поскольку при ужесточающейся борьбе за потребителя ключевые позиции занимают наиболее конкурентоспособные предприятия, то есть те, которые могут в максимально короткие сроки приспособиться к потребностям рынка, а значит, обладающие наибольшей мобильностью.

На рубеже XX - XXI веков страны, добившиеся наибольших успехов в  сфере материального производства, смогли перейти из разряда индустриальных в постиндустриальные (Англия, Япония, США). Таким образом, происходит трансформация  структуры экономики этих стран. Приоритетами их деятельности становится производство высокотехничной и  высокотехнологичной продукции, которая  зачастую облегчает как производственный процесс, так и повседневную жизнь потребителей и базируется на плодах интеллектуальной собственности. Данная продукция известна как "инновации", а динамика создания и их внедрения - "инновационный процесс".

В России всё возрастающая роль инноваций обусловлена, во-первых, самой природой рыночных отношений, во-вторых, необходимостью глубоких качественных преобразований в экономике страны с целью выхода на траекторию устойчивого роста.

С одной стороны, в условиях рыночной экономики и конкуренции никто никого не заставляет совершенствовать производство, повышать качество продукции. С другой стороны, без усовершенствования технологического и управленческого процессов предприятиям просто не выжить  в условиях рынка.  Именно инновации являются  движущей силой конкуренции в нелегкой конкурентной борьбе.   На основе нововведений удается использовать современные технологии и новые подходы к организации производства, повышать качество продукции, обеспечивать успех и эффективность деятельности предприятия.   В своей курсовой работе я попытаюсь это доказать.  

1. Инновационная стратегия и  инновативность. 

1.1. Понятие «инновации»

Понятие «инновация» появилось  в научных исследованиях в XX в. и первоначально означало проникновение  некоторых элементов одной культуры в другую (обычаев, способов организации  жизнедеятельности, в том числе  производства). Инновации -  это результат  деятельности по обновлению, преобразованию предыдущей деятельности, приводящий к замене одних элементов другими.  В мировой экономической литературе «инновация» интерпретируется как «превращение потенциального научно-технического прогресса  в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях».

Под инновацией (англ. «innovation» — нововведение, новшество, новаторство) понимается использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления.

Понятие «инновации» как  экономической категории ввел в  научный оборот австрийский экономист  И. Шумпетер. Он впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций производственных факторов и выделил пять типичных изменений в развитии, т.е. вопросов инноваций:

  1. использование новой техники, технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;
  2. внедрение продукции с новыми свойствами;
  3. использование нового сырья;
  4. изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;
  5. появление новых рынков сбыта

На данный момент существует огромное количество вариантов толкования понятия "инновации".   А. Г. Мельник предлагает следующую трактовку данного термина: "Инновации - это продуцированные в пределах организации, реализованные в экономическом обороте конкурентные преимущества, воплощенные в коммерциализированном продукте в виде технологий, лицензий, патентов, товаров и т. п.".

 Созданию конкурентоспособного  продукта должна способствовать  реализация задач на макро- и микроуровнях.

На макроуровне (уровень государства) этими задачами являются:

  • выбор приоритетов стратегического инновационного развития;
  • выплата бюджетных субсидий лучшим инновационным проектам;
  • создание условий развития интеллектуального потенциала и предотвращение "утечки мозгов" за рубеж;
  • обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности;
  • поддержка малого и среднего бизнеса.

На микроуровне (уровень предприятия) должны реализовываться:

  • внедрение достижений науки и техники с целью снижения затрат и повышения качества продукции;
  • разработка эффективной инновационной стратегии;
  • повышение квалификации сотрудников предприятия;
  • освоение наиболее эффективных методов управления

1.2  Инновативность: сущность и поэтапный анализ элементов инновационного процесса  

Термин «инновация» стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: «инновационная деятельность», «инновационный процесс», «инновационное решение» и т. п. Для  уточнения понятия инновации, думаю, не лишне будет ознакомиться с различными взглядами на ее сущность.

Итак, по признаку содержания или внутренней структуры выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и др. Выделяются такие признаки, как масштаб инноваций (глобальные и локальные); параметры жизненного цикла (выделение и анализ всех стадий и подстадий), закономерности процесса внедрения и т.п.

 Различные ученые, в основном зарубежные (Н. Мончев, И. Перлаки, В. Хартман, Э. Мэнсфилд, Р. Фостер, Б. Твисс, И. Шумпетер, Э. Роджерс и др.), трактуют это понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования.

Например, Б. Твисс определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание. Ф. Никсон считает, что инновация — это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования. По мнению Б. Санто, инновация — это такой общественно технико-экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если инновация ориентирована на экономическую выгоду, прибыль, ее появление на рынке может принести добавочный доход. И. Шумпетер трактует инновацию как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом. Во внутренней логике нововведений — новый момент динамизации экономического развития.

Подобная деятельность имеет  общие закономерности: определяются цели изменения, новшество разрабатывается, испытывается, осваивается производством, распространяется и, наконец, «отмирает», исчерпываясь физически и морально. В процессе инновационной деятельности при преодолении инерции сложившегося порядка почти обычно возникает  проблема последствий — ожидаемых, желаемых и вредных.

Инновационная деятельность в экономике объясняется двумя  гипотезами.

Согласно  первой — в  основе этого процесса лежит технологический  толчок,  второй — давление рыночного  спроса.

Гипотеза технологического толчка основана на идее автономного  развития науки, не придающей значения обратной связи между экономической  средой и направленностью технического прогресса (Я. Ван Вейн, Ю. В. Яковец). Близкой к данной гипотезе является гипотеза экономического эффекта,   взаимоувязывающая   изобретательскую  активность и частоту последующих инноваций.

Новые научные открытия совершаются  в процессе познания окружающего  мира, т. е. установления неизвестных  ранее объективно существующих закономерностей, свойств, явлений материальной, социальной и духовной действительности, вносящих коренные изменения в уровень  познания. В ходе прикладных исследований открытия воплощаются в средства решения практических задач, в том  числе в изобретение, которое  отличает определенная научная новизна  и полезность.

Как начальный момент нововведения, изобретение своим происхождением обязано действию различных факторов: экономических, политических, социальных, технических, научных, психологических  и т. д.

Изобретательство обладает свойством накапливать предшествующий опыт решения аналогичных задач, т. е. свойством кумулятивности. Богатство и глубина накопленных в нововведениях знаний существенно влияют на возможности их реализации. В хозяйственной практике постепенное накопление опыта и знаний помогает постичь глубину проблемы, оценить ее сложность, сосредоточить ресурсы на узких местах, что предопределяет значимость для реализации инновационной деятельности фактора спроса. Приоритетный фактор—наличие потребностей экономических агентов, связанных с тенденциями экономического развития национальной и мировой экономики. Существует тесная корреляция между экономическим положением, количеством и масштабом стоящих между обществом практических задач, насущностью их решения. Формирование общественной потребности в инновационной деятельности опосредуется экономическим законом стоимости, вынуждающим экономических агентов сопоставлять размер применяемых ресурсов или совокупных издержек на инновации с результатами их освоения в материальном производстве.

Другой критерий осуществления  этой деятельности - социальный эффект в соответствии с целями конкретной экономической системы. Соотнесение  результатов и затрат, предопределяющее осуществление инновационной деятельности, происходит в следующих ситуациях:

  • Первая ситуация — спрос и предложение равновелики — источником прибыли становится снижение себестоимости продукции, а инновации используются на недостаточном уровне с позиции получения предприятием прибыли;

 

  • Вторая  ситуация — повышение совокупного  спроса над предложением, приводящее к вовлечению в производство резервов и инноваций, росту дополнительных издержек, которые покрываются увеличением  объемов производства;

 

  • Третья  ситуация — спрос ниже предложения  — уменьшаются цены и средства на инновационную деятельность, из оборота изымаются устаревшие (неэффективные) факторы производства посредством  их консервации утилизации. Достигнутый  уровень прибыли удерживается только за счет снижения издержек.

«Предприниматель сталкивается, прежде всего, со стимулированием со стороны спроса при принятии решения  в области нововведений... в обычных  условиях, определенных существующей системой экономических отношений».

Для развития национальной экономики  определяющим является спрос на новшества, а не предложения со стороны науки. «Научно-технические изобретения  могут оставаться недейственными, пока не появятся необходимые экономические  условия для их применения».      Следовательно, приоритетными для  осуществления инновационной деятельности являются экономические условия.

Гипотеза «рынок — тяга»  увязывает рост инновационных возможностей экономики с требованиями рынка, с появлением новых отраслей и  реконструкцией старых (К. Фридмен, Дж. Кларк, Л. Суто, К. Оппенлен-дер). Японский экономист Т. Коно считает, что существует четыре источника идей, на которых основываются инновации: потребности рынка; возможности науки; потребности и политика компаний; подражание действующим компаниям.

Гипотеза рыночного спроса не полностью объясняет колебания  изобретательской активности, неопределенности результатов инновационного труда. По-видимому, следует отказаться от упрощенной линейной зависимости научных  исследований и экономического спроса. Так, Н. Д. Кондратьев писал о необходимости  сочетания предложения (наличие  соответствующих научно-технических  открытий и изобретений) с возможностью их практического применения. А. И. Анчишкин, используя методы системного анализа, обосновал единство технологических, экономических, научных, социальных изменений, сопровождающих технологические сдвиги.

Все факторы, влияющие на инновационную  деятельность, функционируют комплексно и взаимообусловлены в реальной действительности. Появление нововведений зависит от факторов, взаимодействующих  друг с другом, что затрудняет выделение  приоритетных из них. Для анализа  закономерностей появления нововведения целесообразно использовать модели, основанные на принципе случайности.

Цели инновационной деятельности, способы, формы и сроки осуществления  определяются ресурсными возможностями  отдельных экономических агентов  и всего общества. Ресурсные возможности  влияют на масштабы инновационной деятельности, полноту охвата его круга социально-экономических  проблем, очередность их решения, и  в самой широкой трактовке  они включают фактически все, что  может быть использовано в инновационном  процессе, обеспечивая получение  ее конечных результатов. Однако сами конечные результаты в определенном смысле становятся исходным пунктом  следующего этапа инновационного процесса и поэтому могут также рассматриваться  в качестве ресурсов.

Информация о работе Инновационность как фактор конкурентоспособности современного бизнеса