Инновационность как фактор конкурентоспособности современного бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2013 в 17:06, курсовая работа

Краткое описание

С одной стороны, в условиях рыночной экономики и конкуренции никто никого не заставляет совершенствовать производство, повышать качество продукции. С другой стороны, без усовершенствования технологического и управленческого процессов предприятиям просто не выжить в условиях рынка. Именно инновации являются движущей силой конкуренции в нелегкой конкурентной борьбе. На основе нововведений удается использовать современные технологии и новые подходы к организации производства, повышать качество продукции, обеспечивать успех и эффективность деятельности предприятия. В своей курсовой работе я попытаюсь это доказать.

Содержание

Введение.
Инновационная стратегия и инновативность.

1.1. Понятие «инновации»

1.2 Инновативность: сущность и поэтапный анализ элементов инновационного процесса 1.3. Классификация инноваций и стадии внедрения нового продукта, технологии
2. Инновативность как фактор повышения конкурентоспособности компании
2.1. Специфика инновационной деятельности
3. Практические аспекты развития инновационного потенциала предпринимательской структуры
3.1. Проблемы инноваций в предпринимательской среде.
Инновационный потенциал.

Способы инновационного развития
3.4. Поиск конкурентных преимуществ.
Заключение
Список используемой литературы и интернет-источников.

Вложенные файлы: 1 файл

. Менеджмент курсовая работа.docx

— 267.90 Кб (Скачать файл)

Состав субъектов рыночных отношений, к числу которых относятся  только те организационно-хозяйственные  единицы, целью деятельности которых  является получение прибыли (предпринимательского дохода), как конечного результата деятельности, составляет понятие «предпринимательская структура (ПС)». Под предпринимательской  структурой мы понимаем обособленную, гибкую к изменению внешних условий  структуру экономической системы, характеризующуюся устойчивостью, инновационностью, стратегической нацеленностью, конкурентоспособностью, покупательской направленностью, элементами которой являются подразделения или отдельные участники, основная цель которых — получение прибыли в результате использования имущества, продажи товаров, оказания услуг, ведения работ.

 Развитие предпринимательской  структуры представляет собой  последовательный и целенаправленный  процесс изменения ее качества. Процесс развития предполагает  изменения, поэтому управлять  развитием означает сознательно  и целенаправленно вносить изменения,  ведущие к успеху, повышающие  жизнеспособность, придающие предпринимательской  структуре новое качество. Предпринимательская  структура является самоокупающейся  или самофинансируемой системой, которая должна обеспечивать  рентабельную работу. Для успешного  взаимодействия с другими субъектами  предпринимательского процесса, своевременного  обеспечения динамичного конкурентного  преимущества, современной предпринимательской  структуре необходимо обзавестись  обширной ресурсной базой, которая  могла бы составить его потенциал.

 Потенциал (лат. potentia — сила) в общем понимании рассматривается как источник, возможности, средства, запасы, которые могут быть приведены в действие, использованы для достижения определенной цели. Однако потенциал является чем-то большим, чем просто заданный набор определенных возможностей для эффективного функционирования. Потенциал — это базовая составляющая предприятия, объединяющая в себе цели, движущие силы и источники развития.

    1. Инновационный потенциал.

 Базируясь  на анализе отечественных и  зарубежных подходов к определению  понятия «потенциал», можно сделать  вывод о том, что потенциал  предприятия представляет собой  объективные возможности по максимальному  использованию имеющихся ресурсов  для достижения поставленных  целей.

Под потенциалом предпринимательской  структуры понимают совокупность различных  ресурсов, которые находятся в  распоряжении данной фирмы и используются ею в процессе производственной деятельности. В состав ресурсов входят: земельные  площади, производственные мощности, численность  и качество персонала, финансовые ресурсы, мастерство менеджеров, прочность внутренних организационных структур фирмы, эффективность  стратегических и управленческих установок, многообразие методов взаимодействия с другими субъектами бизнеса. 

 Современный бизнес  предпринимательских структур —  это инновационный бизнес, это  среда, без которой невозможно  его существование. Инновация  — это нововведение, повышающее  социально-экономическую эффективность  производства в любой сфере  деятельности предприятия: в технике,  технологии, организации труда, условиях  труда, управлении, финансовой деятельности, учете и отчетности и т.д.  Инновация может давать не  только экономический эффект, но  и социальный (улучшение социально-психологической  среды в коллективе, повышение  квалификации и знаний и т.д.).

Инновацию, как экономическую  категорию необходимо рассматривать  с трех позиций. Во-первых, инновация  — это процесс обновления выпускаемой  предприятием продукции и/или совершенствования  производства с целью повышения  его эффективности, выраженной в  практическом применении новейших достижений науки и техники.

 Во-вторых, инновация —  это особый вид товара, который  реализуется на рынке посредством  внедрения новшеств в различные  сферы деятельности, т.е. на нее  распространяются все законы  функционирования в рыночной  среде. Инновация способна сочетать  в себе все свойства товара  — потребительскую и меновую стоимость, цену, качество и т.д. Однако следует отметить, что инновация становится товаром лишь при определенных условиях: при наличии значительных преимуществ по сравнению с существующими товарами, при обосновании реальной возможности коммерциализации идеи, при наличии возможных областей применения.

 В-третьих, инновация  — это социальное явление,  которое в значительной степени  определяет отношения того или  иного общества к новшеству,  к изменению сложившихся устоев, к переходу от одной стадии  развития к другой. Инновация  является частью культуры, поэтому  стремление к нововведениям необходимо  воспитывать, а не только стимулировать  с позиции экономического роста.

 Инновационная деятельность  традиционно рассматривается как  вид деятельности, связанный с  научными исследованиями и разработками, и трансформацией полученных  результатов в новый или усовершенствованный  продукт, технологический процесс,  подход (метод) организации и управления. Таким образом, инновационное  развитие позволяет предприятию  увеличивать свой экономический  потенциал и достигать поставленных  целей путем стратегических изменений  системы.

 Под инновационным  развитием понимается, прежде всего,  цепь реализованных новшеств. Оно  более успешно, когда охватывает  не одну узкую область (например, производство деталей), а включает  в себя такие сферы, влияющие  на общий результат, как управление, маркетинг, обучение персонала,  финансы, продажу и т.д.

3.3. Способы инновационного развития

 Способы инновационного  развития — это совокупность  мероприятий, приводящих в конечном  итоге к разработке и реализации  новых идей и знаний в предпринимательской  структуре с целью их практического  использования для удовлетворения  запросов потребителей продукции  с использованием ресурсов инновационного  развития. К ресурсам инновационного  развития относятся:

  • обеспеченность человеческими ресурсами;
  • обеспеченность источниками инвестиционных ресурсов;
  • техническая и технологическая оснащенность производства.

 Инновационное развитие  направлено на устойчивый рост  и повышение конкурентоспособности  предпринимательской структуры.  Развитие — это совершенствование,  рост и расширение. Всякое развитие  характеризуется специфическими  объектами, структурой (механизмом), источником, формами и направленностью.

 Инновационное развитие  предприятий означает изменение  направлений деятельности, структуры  организации производства, набора  выполненных функций, уровня эффективности  деятельности. Развитие, т.е. движение  вперед на предприятиях означает  продолжение их функционирования  или существования. В процессе  формирования конкурентных преимуществ  ПС необходимо учитывать воздействие  факторов инновационной среды  на инновационное развитие.

Воздействие факторов инновационной  среды на инновационное развитие в процессе формирования конкурентных преимуществ ПС:

 Реализация способов инновационного развития ПС составляет одно из основных конкурентных преимуществ. Исследования и мониторинг потребностей рынка, необходимость постоянного обновления продукции и повышение уровня ее инновационности, требуют оценки влияния способов инновационного развития на уровень конкурентоспособности ПС.

 Под инновационным  развитием потенциала предпринимательской  структуры следует понимать процесс  постоянной реализации новшеств, охватывающих все бизнес-процессы  ПС, с максимальным использованием  имеющихся ресурсов, для достижения  поставленных целей. В управлении  таким процессом должны быть  задействованы предприимчивые специалисты  инноваций, способные не только  генерировать инновационные идеи, но и быстро воплощать их  в бизнес. В современных условиях  инновационное развитие ПС становится  одним из определяющих условий  обеспечения эффективного функционирования  и поддержания высокого уровня  конкурентоспособности. Развитие  ПС можно отнести к эффективному в том случае, когда ресурсы направлены в те области, где они могут обеспечить максимальную конкурентоспособность в течение длительного периода. Управление формированием и инновационным развитием потенциала ПС позволит обеспечить достижение высокой конкурентоспособности за счет обеспечения максимальных темпов обновления инновационной продукции и технологий.

3.4. Поиск конкурентных преимуществ.

Предпринимательская фирма  — это особый экономический агент, конкурирующий посредством внедрения  новых товаров, новых технологий, новых источников сырья или новых  типов организации. Целью данной фирмы является не максимизация прибыли  через минимизацию издержек, а  поиск стратегического преимущества на основе продуктовых, технологических или организационных инноваций. Сущность инновационного развития предпринимательской структуры заключается в том, что на вновь созданном или действующем предприятии, способном выпускать (выпускающем) определенную продукцию (работу или услуги), создаются условия для выдвижения новаторских предпринимательских идей.

 Можно согласиться  с мнением А.Ю. Прихач, что инновационный процесс способен на такую отдачу, эффективность которой намного выше, чем при стандартных подходах и приемах. Высокая эффективность объясняется тем, что новация, в частности, может выступать в виде идеи, реализация которой позволит получить, за счет оригинальности, такую прибыль, которую обеспечило бы, при сравнении с обычной деятельностью, только значительное инвестиционное вливание и увеличение масштабов производства.

Становление инновационной  модели предпринимательства привело  к смещению конкуренции от ценовых  форм к неценовым, перенося акценты конкурентной борьбы в сторону выявления потребительских предпочтений, индивидуализации спроса, поиска наиболее эффективных способов их удовлетворения. Конкурентоспособность предпринимательской структуры — понятие многоаспектное, достигаемое как за счет факторов внешнего окружения, так и за счет внутренних факторов. На конкурентоспособность оказывает непосредственное влияние инновационное развитие потенциала предпринимательской структуры. Повышение уровня конкурентоспособности достигается путем увеличения показателей конкурентоспособности и за счет усовершенствования основных критериев, оказывающих влияние на конкурентоспособность предпринимательской структуры.

 Конкурентоспособность  предпринимательской структуры  формируют: конкурентоспособность  идеи, продукции, производственной  системы и системы реализации  продукции (товаров и услуг). Она  представляет собой способность  предпринимательской структуры  в рыночных условиях реализовывать  стратегию трансформации источников  конкурентных преимуществ в конкурентные  преимущества за счет инновационного  развития потенциала, производить  и реализовывать конкурентоспособную  продукцию и получать прибыль  выше среднего уровня в отрасли.

 Источники конкурентных  преимуществ — это исходные  факторы, способствующие разрешению  противоречия конкурентных отношений  в пользу их обладателя, что  сопровождается обретением им  конкурентных преимуществ, укреплением  конкурентных позиций и получением  прибыли, превышающей среднеотраслевой  уровень. В качестве источников  конкурентных преимуществ могут  выступать следующие факторы:

  • уровень производительности труда;
  • квалификация персонала;
  • качество и технический уровень производимых изделий;
  • управленческое мастерство, стратегическое мышление на различных уровнях управления и другие.

Для успешного взаимодействия с другими субъектами предпринимательского бизнеса, своевременного обеспечения  конкурентного преимущества, каждой предпринимательской структуре  надлежит не только обзавестись обширной ресурсной базой, которая составляет его потенциал, но и инновационно его развивать.

 Системный анализ позволяет  оценить весь комплекс факторов, определяющих интегральный потенциал  предприятия и конкурентоспособность.  Но для эффективного управления  конкурентоспособностью предприятия  нужно ориентироваться на ряд  принципов, представленных в таблице  ниже:

Принципы эффективного управления конкурентоспособностью предпринимательской  структуры:

Наименование принципа

Краткая характеристика

1.

Принцип системности

Поведение каждого элемента системы  влияет на поведение системы в  целом. Для оценки факторов повышения  конкурентоспособности предприятия  все показатели, характеризующие  различные стороны этого процесса, должны быть сведены в систему.

2.

Принцип комплексной оценки факторов

Каждый показатель системы характеризует  влияние на рассматриваемый процесс  какого-либо фактора или группы факторов. Соответственно, показатели должны строиться  с учетом комплекса факторов, обуславливающих  конкурентоспособность.

3.

Принцип функциональной направленности

Принцип функциональной направленности управления повышением конкурентоспособности  предприятия, предполагающий использование  показателей, характеризующих уровень: планирования, организации, учета и  контроля, мотивирования и стимулирования, координации и регулирования.

4.

Принцип учета специфики деятельности

Система должна предусматривать показатели, характеризующие отраслевые особенности  и их влияние на конкурентоспособность.

5.

Принцип иерархичности показателей

Данный принцип предполагает их ранжирование от общих к частным. К первым относятся сводные, обобщающие показатели, обеспечивающие интегральную характеристику основных направлений повышения конкурентоспособности. Частные показатели должны дополнять их с учетом влияния на исследуемый процесс особенностей деятельности предприятия.

6.

Принцип информационного обеспечения

Система должна содержать такие показатели, расчет которых может быть обеспечен  имеющейся (в действующих формах учета и статистической отчетности) информацией, обладающей достаточной  достоверностью. Показатели, полученные в результате абстрактных построений или экспертным путем, мало способствуют управлению конкурентоспособностью.

7.

Принцип обеспечения 

сопоставимости

Необходима сопоставимость показателей  по их характеристикам, методам получения  информации, единицам измерения и  способам расчета.

8.

Принцип непрерывности

Предполагает корректировку тех  или иных показателей системы, либо включение в нее дополнительных показателей по мере поступления новых данных об объекте исследования и окружающей его конкурентной среде. Такая корректировка должна иметь дискретный характер и осуществляться только по результатам практики использования системы показателей.

Информация о работе Инновационность как фактор конкурентоспособности современного бизнеса