Инновационность как фактор конкурентоспособности современного бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2013 в 17:06, курсовая работа

Краткое описание

С одной стороны, в условиях рыночной экономики и конкуренции никто никого не заставляет совершенствовать производство, повышать качество продукции. С другой стороны, без усовершенствования технологического и управленческого процессов предприятиям просто не выжить в условиях рынка. Именно инновации являются движущей силой конкуренции в нелегкой конкурентной борьбе. На основе нововведений удается использовать современные технологии и новые подходы к организации производства, повышать качество продукции, обеспечивать успех и эффективность деятельности предприятия. В своей курсовой работе я попытаюсь это доказать.

Содержание

Введение.
Инновационная стратегия и инновативность.

1.1. Понятие «инновации»

1.2 Инновативность: сущность и поэтапный анализ элементов инновационного процесса 1.3. Классификация инноваций и стадии внедрения нового продукта, технологии
2. Инновативность как фактор повышения конкурентоспособности компании
2.1. Специфика инновационной деятельности
3. Практические аспекты развития инновационного потенциала предпринимательской структуры
3.1. Проблемы инноваций в предпринимательской среде.
Инновационный потенциал.

Способы инновационного развития
3.4. Поиск конкурентных преимуществ.
Заключение
Список используемой литературы и интернет-источников.

Вложенные файлы: 1 файл

. Менеджмент курсовая работа.docx

— 267.90 Кб (Скачать файл)

Инновации выступают средством  решения производственных и коммерческих задач экономических агентов. Заинтересованность экономических агентов обусловлена  долей распределения эффекта  от конечных результатов инновационной  деятельности, т. е. распределения будущих  прибылей от реализации новшеств. В  хозяйственной сфере не всегда развитие осуществляется посредством нововведений. Так, постепенное разрастание одного и того же количества продукции, либо показателей производственной деятельности не являются инновациями. Последние  связаны с процессами перехода хозяйственной  системы из одного состояния в  другое, в ходе которого осуществляются инициируемые и контролируемые изменения.

Иногда инновация рассматривается  как процесс. В этой концепции  признается, что нововведение развивается  во времени и имеет отчетливо  выраженные стадии.

Методология системного описания инноваций в условиях рыночной экономики  базируется на международных стандартах. В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной  деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе  к социальным услугам .

Инновация может быть рассмотрена  как в динамическом, так и в  статическом аспекте. В последнем  случае инновация представляется как  конечный результат научно-производственного  цикла.

На практике понятия «новшество», «новация», «нововведение» нередко  отождествляются, хотя между ними есть и некоторые различия.

Под новшеством понимается новый  порядок, новый метод, изобретение. Нововведение означает, что новшество  используется. Словосочетание «нововведение» в буквальном смысле означает процесс  использования новшества. С момента  принятия к распространению новшество  приобретает новое качество и  становится инновацией.   Период времени между появлением новшества  и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным  лагом.

Инновационная деятельность предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, которые  в своей совокупности приводят к  инновациям.

При осуществлении инновационной  деятельности различаются ее объекты  и субъекты. Объектами инновационной  деятельности являются разработки техники  и технологий предприятиями, находящимися независимо от организационно-правовой формы и формы собственности  на территории страны.

Субъекты инновационной деятельности — юридические лица независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, физические лица, иностранные организации и граждане, а также лица без гражданства, участвующие в инновационной деятельности. Права субъектов гарантируются Конституцией Российской Федерации. Среди субъектов могут быть и инноваторы.

Инноватор — автор инновации (открытия, изобретения, полезной модели, проектного решения, рацпредложения, ноу-хау, промышленного образца или иного вида инновации).

1.2. Классификация инноваций и  стадии внедрения нового продукта, технологии

В процессе инновационной  деятельности предприятие может  функционировать с наибольшей результативностью, лишь четко ориентируясь на определенный объект и руководствуясь максимальным учетом воздействия факторов внешней  и внутренней среды. Для этого  необходима подробная классификация  инноваций, их свойств и возможных  источников финансирования. 

Классификация новаций и  инновационных процессов:

Из рисунка следует, что  наиболее характерными показателями нововведений являются такие показатели, как абсолютная и относительная новизна, приоритетность и прогрессивность, уровень унификации и стандартизации, конкурентоспособность, адаптивность к новым условиям хозяйствования, способность к модернизации, а также показатели экономической эффективности, экологической безопасности и пр. Все эти показатели новшества являются, по сути, воплощением показателей технико-организационного уровня нововведения и его конкурентоспособности. Их значимость определяется по степени влияния этих факторов на конечные результаты деятельности предприятия: на себестоимость и прибыльность продукции, ее качество, объем продаж и прибыли в краткосрочном и долгосрочном периодах, уровень рентабельности хозяйственной деятельности. Показатели технического уровня новшества определяют технический уровень производства в целом.

Для принципиально новых  видов продукции, технологии и услуг  особенно важен показатель их патентной  и лицензионной чистоты и защиты, ибо они являются не только интеллектуальными  продуктами первого рода, то есть обладают приоритетностью, абсолютной новизной, но и являются оригинальным образцом, на основании которого тиражированием получают новшества-имитации, копии или интеллектуальный продукт второго рода. Интеллектуальный продукт защищается правом собственности, вот почему предприятию для развития инновационной деятельности необходимо наличие патентов, лицензий, изобретений и "ноу-хау".

Среди инноваций-имитаций различают  технику, технологию и продукцию  рыночной новизны, новой сферы применения и новшества сравнительной новизны (то есть имеющие аналоги на лучших зарубежных и отечественных предприятиях) и нововведения-усовершенствования. В свою очередь нововведения-усовершенствования по предметно-содержательной структуре  подразделяются на вытесняющие, замещающие, дополняющие, улучшающие и пр. Достаточно один раз посмотреть телевизионную рекламу, например, жвачки или зубной пасты, чтобы понять, о чем идет речь.

В инновационной деятельности можно выделить так называемые материальные носители нововведений. К ним относятся:

  • нормативно-техническая документация (методики, регламенты, стандарты, технические условия и пр.);
  • проектно-конструкторская документация;
  • научные публикации, статьи, диссертации, патенты, лицензии, "ноу-хау", изобретения;
  • образцы новых товаров;
  • образцы нововведений – технологических процессов, новых видов техники (машин, оборудования, приборов, ЭВМ и т.д.);
  • новые виды информационных устройств.

Риск инноваций пропорционален степени их новизны: он резко возрастает для принципиально новых видов. Так, по мнению западных исследователей производства  30% новинок устаревают уже на стадии освоения, 200 – на стадии производства, а из 80-100 идей только одна получает воплощение и доходит  до потребителя. Да и рынок отвергает  до 40% новинок по товарам широкого потребления, до 20% по товарам производственного  назначения и до 18% по различным видам  услуг.

  1. Инновационность как фактор повышения конкурентоспособности компании.

2.1. Специфика инновационной деятельности

Специфика инновационной  деятельности состоит в том, что  она выполняет экономическую  функцию: вовлекает в коммерческий и некоммерческий обмен научно-технические  достижения, способствуя распространению  производственного опыта на национальном и международном звене. Посредством  некоммерческого обмена передаются знания научно-технического, информационного,  рекламно-технического характера, предназначенные  для обучения и подготовки специалистов в определенных отраслях производства, что позволяет анализировать  состояние и перспективы развития науки, техники и производства. В  некоммерческом обмене участвуют сведения, материалы и публикации общедоступного характера; научные открытия, раскрывающие новые теоретические принципы науки  и закономерности, которые не могут  быть переданы в частную собственность, поскольку являются общечеловеческим достоянием или для которых не имеется конкретных способов применения, приносящих прибыль.

Обмен научно-техническими достижениями и технологическими новшествами  в некоммерческой форме происходит посредством  научно-технических  публикаций (книги, обзоры, рефераты, патентные фонды и др.).  Методом проведения выставок, ярмарок, конференций, симпозиумов, семинаров.  В результате деятельности центров научно-технической информации. В итоге организации технического обучения в системе образования, переподготовки кадров, а также посредством взаимных визитов и деловых контактов специалистов, применяющихся для наблюдения, сбора и обмена информацией и т.п.

Применение коммерческих методов обмена в тех областях, где в настоящее время используются некоммерческие, могло бы тормозить  технический прогресс и образование  в обществе, усложнить процессы накопления и передачи знаний.

Коммерческий обмен различными объектами инновационного продукта осуществляется на рынке инноваций. Рынок инноваций представляет  собой совокупность организационно-экономических отношений, возникающих в процессе обмена результатами инновационной деятельности и согласования  интересов его участников по ценам, срокам и масштабам такого обмена.

Развертывание инновационных  процессов на предприятии может  происходить посредством приобретения им нового оборудования и организации  на его основе производственного процесса.

Обеспечение устойчивости развития предприятия является наиважнейшей, судьбоносной значимости задачей любого предприятия.

Обеспечение высоких темпов и качества экономического развития предполагает ускоренное решение одной  из важнейших задач — повышение конкурентоспособности предприятий. Повышение конкурентоспособности тесно связано с активизацией инновационных процессов — внедрением высоких технологий в производство, в том числе ресурсосберегающих, и расширением выпуска инновационной продукции, обладающей лучшими потребительскими свойствами и способной успешно соперничать на внутреннем и внешнем рынке.

Структурным проблемам воспроизводства  и производства инновационной и  инвестиционной сферы посвящены многие экономические исследования отечественных и зарубежных ученых. Реструктуризация производства является приоритетной задачей не только в условиях трансформации экономики, но и в эффективно функционирующем воспроизводстве, что обеспечивает непрерывную замену устаревших технологий более прогрессивными, а ядром структурных изменений служит инновационная сфера. Можно полагать, что наивысшей степени экономическая интеграция достигает в инновационной сфере.

Возрастающая роль инноваций  обусловлена, во-первых, самой природой рыночных отношений, во-вторых, необходимостью глубоких качественных преобразований в экономике России с целью  выхода на траекторию устойчивого роста.

 

В условиях рыночной экономики  и конкуренции никто никого не заставляет совершенствовать производство, повышать качество продукции, кроме  угрозы банкротства. Движущей силой  конкуренции является стимул к нововведениям. Именно на основе нововведений удается  использовать современную технологию и организацию производства, повышать качество продукции, обеспечивать успех  и эффективность деятельности предприятия. Решение этих задач требует новаторского, предпринимательского подхода, сутью которого являются поиск и реализация инноваций.

  1. Практические аспекты развития инновационного потенциала предпринимательской структуры.

3.1. Проблемы инноваций в предпринимательской среде.

В первой части  работы я рассмотрела теоретические  вопросы развития инновационной  деятельности. Вторая часть будет  посвящена практическим аспектам   развития инновационного потенциала предпринимательской структуры.

Проблемам инноваций и предпринимательства посвящено множество и теоретических исследований и практических разработок.  В то же время, несмотря на повышение интенсивности исследований по данным направлениям, наблюдается весьма низкий уровень инновационной активности предприятий. Причин подобной ситуации много, но главная из них — это отсутствие у основной массы предприятий условий для осуществления этого вида деятельности, низкий уровень восприимчивости к новшествам. Бизнес и инновации оказываются оторванными друг от друга. Такое положение дел на практике нашло свое отражение и в теории — научные исследования проблем предпринимательства в очень незначительной степени касаются инновационных вопросов. Можно без преувеличения сказать, что отсутствие необходимой увязки двух этих проблем в методологическом плане не способствует сокращению разрыва между инновационной и предпринимательской деятельностью в реальной экономике.

 Предпринимательство  приобретает особую важность  в условиях перехода к инновационному  типу развития. Актуально и положение  Й. Шумпетера о том, что предприниматели являются основными двигателями механизмов производства, обмена и распределения в условиях рынка, а новаторство в деятельности предпринимателя — это источник общего движения.

 В настоящее время  в теоретико-методологических построениях,  определяющих сущностную природу  предпринимательской деятельности, укоренилась точка зрения, согласно  которой целью предпринимательства  является извлечение прибыли  (дохода) путем удовлетворения индивидуальных  и коллективных потребностей  в товарах, работах и услугах.

 Быстрые и динамичные  изменения последнего десятилетия  способствовали развитию особого  типа организаций, получивших  название предпринимательских, появление  которых связано с необходимостью  создания реальных экономических  ценностей на устойчивой и  постоянной основе путем поиска  и реализации всех имеющихся  возможностей. Этому же соответствовала  мотивация работников. И, наконец,  предпринимательские структуры,  как способ вознаграждения отдельных  лиц и групп, были вызваны  к жизни необходимостью балансировки  выгоды и риска, получаемых  и разделяемых отдельными лицами  и группами.

Информация о работе Инновационность как фактор конкурентоспособности современного бизнеса