Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 12:41, реферат
Стратегическое управление организацией — это основа современного менеджмента в условиях постоянных изменений окружающей среды, ужесточающейся конкуренции. При этом наиболее сложны в управлении инновационные стратегии развития предприятия.
Введение
1. Понятие и особенности инновационных стратегий
2. Классификация инновационных стратегий
3. Стратегии виолентов, патиентов, коммутантов, эксплерентов
4. Инновационные предприятия России
4.1 Малые и средние инновационные предприятии
4.2 Крупные инновационные корпорации России
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Филиал
федерального государственного бюджетного
образовательного
учреждения высшего профессионального
образования
«Кемеровский государственный университет» в г.Прокопьевске
(ПФ КемГУ)
ИННОВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЙ РФ
Реферат по дисциплине «Инновационный менеджмент»
Выполнил:
студентка очной формы
обучения, гр. УП-09, 4 курс,
8 семестр
Воробьева Лидия Викторовна
Рецензент:
доцент, к.э.н. Шубина Н.П.
Прокопьевск 2013
Содержание |
||||
Введение |
||||
1. |
Понятие и особенности инновационных стратегий |
|||
2. |
Классификация инновационных стратегий |
|||
3. |
Стратегии виолентов, патиентов, коммутантов, эксплерентов |
|||
4. |
Инновационные предприятия России |
|||
4.1 |
Малые и средние инновационные предприятии |
|||
4.2 |
Крупные инновационные корпорации России |
1.Понятие и особенности
Стратегическое управление организацией — это основа современного менеджмента в условиях постоянных изменений окружающей среды, ужесточающейся конкуренции. При этом наиболее сложны в управлении инновационные стратегии развития предприятия.
Инновационная стратегия — одно из средств достижения целей организации (корпорации, фирмы), отличающееся от других средств своей новизной, прежде всего для данной организации и, возможно, для отрасли, рынка, потребителей.
Стратегии вообще и инновационные в частности направлены на развитие и использование потенциала организации и рассматриваются как реакция на изменение внешней среды. Поэтому многообразие инновационных стратегий обусловливается составом компонентов внутренней среды предприятия.
Инновационными стратегиями могут быть: инновационная деятельность организации, направленная на получение новых продуктов, технологий и услуг; применение новых методов в НИОКР, производстве, маркетинге и управлении; переход к новым организационным структурам; применение новых видов ресурсов и новых подходов к использованию традиционных ресурсов.
Инновационные
стратегии создают особо
- повышение уровня
неопределенности результатов.
- управляющей системой данной организации появляется качественно новый объект управления — инновационно-инвестиционный проект;
- усиление потока
изменений в организации в
связи с инновационной
2.Классификация инновационных стратегий
Инновационная стратегия — это совокупность последовательных видов поведения, позволяющих организации позиционировать себя на рынке, а изменения в стратегии могут рассматриваться как реакция на изменения в окружающей среде.
Инновационные стратегии бывают двух видов:
1. Активные (технологические)
2. Пассивные (маркетинговые)
Активные инновационные стратегии представляют собой реагирование на происходящие и возможные изменения во внешней среде путем проведения постоянных технологических инноваций. Избрав одну или несколько активных стратегий, фирма выбирает в качестве главного фактора успеха использование новой технологической идеи. Среди активных инновационных стратегий можно выделить два различных типа стратегий: лидерства и имитации.
Если технология, воплощенная в новом продукте или услуге, является совершенно новой для рынка, то фирма реализует стратегию технологического лидерства. В случае, когда технологическая идея уже известна рынку, но используется впервые самой компанией, речь идет об имитационных стратегиях.
Стратегия тех. лидера – используется крупными ТНК, позволяющими себе выделять значительные денежные средства на проведение НИОКР и имеющих сильную производственную и маркетинговую базу, ориентирована на создание новой продукции не имеющей аналогов на рынке.
Имитационная стратегия – стратегия, повторяющая поведение технологического лидера на рынке:
1. Стратегия следования за лидером - используют фирмы обладающие сильной производственной базой и имеющая возможности финансирования НИОКР (компания ждет пока технологический лидер выведет свою новую продукцию на рынок, а затем начинает производить аналогичную продукцию, при этом участвует технологические и маркетинговые ошибки лидера).
2. Стратегия копирования - применяется фирмами, не имеющими возможности осуществления собственных научных разработок, но обладающих сильной маркетинговой базой (фирма покупает лицензию у лидера или его последователя на право производства товара на рынке и после этого начинает выпуск точной копии продукции). Для получения прибыли фирма вынуждена проводить грамотную ценовую политику.
3. Стратегия зависимости - используется небольшими компаниями, признающими свою второстепенную роль по отношению к лидеру, и поэтому внедряют инновации только по требованию потребителя или компании лидера (фирма имитирует инновацию с учетом требований и изменений стандартов качества, либо когда сам рынок полностью перестраивается на новую продукцию).
4. Усовершенствование - является традиционным вариантом проведения инноваций компании, который состоит в принятии необходимых совершенствований продукции фирмы с целью снижения ее с/с, для этого компания внедряет автоматизированное производства, используют дешевую рабочею силу и сырье, либо внедряют безотходное производство.
Пассивные инновационные стратегии связаны с фокусированием внимания фирмы на постоянных маркетинговых инновациях и модифицировании товара. На современном этапе развития рыночной экономики лишь немногие фирмы используют изолированно маркетинговые инновационные стратегии. Как правило, компания применяет комплексную систему сочетания активных инновационных стратегий и маркетинговые инновации как по отношению к новому продукту, так и в рамках основного ассортимента.
Маркетинговые инновационные стратегии бывают 2 видов: условно-маркетинговые и маркетинговые.
Условно маркетинговые инновационные стратегии делятся на несколько групп по областям их применения: новая дифференциация продукта; выход на новые целевые рынки; инновации в области ЗР — place, price, promotion (сбытовая, ценовая и коммуникационная политика).
Маркетинговые инновационные стратегии бывают 3-х видов:
1. Качественная дифференциация – это придание товару особых свойства надежности, долговечности, экологичности, что позволяет компании создать себе определенную положительную репутацию и имидж на рынке. Стремясь выделить, отличить свою продукцию от среднерыночного стандарта, компании активно усовершенствуют разнообразные аспекты качества.
2. Социальный маркетинг – это поиск преимуществ от достижения образа своей компании в глазах общественности как заботящейся о служащих, производящей экологически чистую продукцию и в целом ориентированной на нужды общества. Способом создания имиджа социально ориентированной компании является участие в благотворительных актах, учреждение социальных фондов, политика управления персоналом, подразумевающая равные возможности для женщин и национальных меньшинств. Это вызывает доверие и заинтересованность со стороны потребителей, служащих и других социальных институтов, обеспечивая долгосрочную эффективность и конкурентоспособность фирмы.
3. Стратегия сегментации – это фокусирование деятельности фирмы на удовлетворении нужд и потребностей отдельных сегментов рынка. Данная стратегия достигается путем присвоения продукту черт и характеристик, наиболее конкурентоспособных в данном сегменте.
3. Стратегии виолентов, патиентов, коммутантов, эксплерентов
Степень реализации стратегии фирмы по достижению конкурентоспособности выпускаемой продукции во многом зависит от рациональности организационной формы инноватора (фирмы). Специалисты в инновационной деятельности рассматривает 4 типа компаний (или типа стратегий) в зависимости от их целей: виоленты, коммутанты, патиенты, эксплеренты (рис. 1).
Рис. 1. Сегменты рынка для различных форм инноваторов
Условные обозначения:
А-А — стандартный бизнес;
Б-Б — специализированный бизнес;
1 — сегмент виоленты;
2 — сегмент эксплеренты;
3 — сегмент коммутанты;
4 — сегмент патиенты.
Виолентная (силовая) стратегия характерна для фирм, действующих в сфере крупного, стандартного производства. Фундаментальный источник сил — массовое производство продукции хорошего (среднего) качества по низким ценам. За счет этого фирма обеспечивает большой запас конкурентоспособности.
Девиз фирм: «Дешево, но прилично» (но не «Дорого и плохо»).
Примеры: автомобили «Тойота», «Шевроле», холодильники «Сименс», «Электролюкс», сигареты «Мальборо», «Кэмел» и др. К ним относится большинство российских крупных промышленных предприятий.
Патиентная (нишевая) стратегия типична для фирм, вставших на путь узкой специализации для ограниченного круга потребителей. Свои дорогие и высококачественные товары они адресуют тем, кого не устраивает обычная продукция.
Их девиз: «Дорого, зато хорошо».
Они стремятся уклониться от прямой конкуренции с ведущими корпорациями. Эти фирмы называют «хитрыми лисами» экономики.
Для отечественных фирм эта стратегия может быть принята в качестве предпринимательской философии. Она призывает не бороться напрямую с ведущими корпорациями, а выискивать недоступные для них сферы деятельности. Такой подход серьезно повышает шансы слабого в соперничестве с сильными.
Вероятно, в дальнейшем в патиенты превратятся многие наши передовые предприятия, в том числе бывшие оборонные.
Коммутантная (соединяющая)
стратегия преобладает при
Виоленты и патиенты
не всегда могут удовлетворить