Инновационные стратегии предприятий РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 12:41, реферат

Краткое описание

Стратегическое управление организацией — это основа современного менеджмента в условиях постоянных изменений окружающей среды, ужесточающейся конкуренции. При этом наиболее сложны в управлении инновационные стратегии развития предприятия.

Содержание

Введение
1. Понятие и особенности инновационных стратегий
2. Классификация инновационных стратегий
3. Стратегии виолентов, патиентов, коммутантов, эксплерентов
4. Инновационные предприятия России
4.1 Малые и средние инновационные предприятии
4.2 Крупные инновационные корпорации России

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ПО ИННОВАЦИОННОМУ МЕНЕДЖМЕНТУ.doc

— 126.00 Кб (Скачать файл)

Коммутантная стратегия  характерна для многих частных российских фирм.

Эксплерентная (пионерская) стратегия связана с созданием  новых или с радикальным преобразованием  старых сегментов рынка, это первопроходцы  в поиске и реализации революционных  решений преимущественно 1-го хода.

Среди подобных фирм первопроходцы в выпуске персональных компьютеров (Apple, «Зенит», «Осборн» и другие), биотехнологии («Джинентек») и другие.

Сила эксплерентов обусловлена  внедрением принципиальных нововведений, они извлекают выгоду из первоначального  присутствия на рынке. Они в 85 случаях из 100 терпят крах, но за счет 15 случаев получают огромный технический, финансовый и моральный успех. Они являются двигателями научно-технического прогресса.

Девиз эксплерентов: «Лучше и дешевле, если получится».

Матрица «Издержки —  потребительная ценность», определяющая место для различных форм инноваторов представлена на рис. 2.

Рис. 2. Матрица «Издержки  — потребительная ценность» для  нахождения стратегии инноваторов 

 

Анализ рис.2 показывает, что труднее всего фирмам, придерживающимся стратегии эксплерента, так как им для выживания приходится одновременно повышать качество товаров и снижать их себе стоимость. Чтобы удержаться в данном сегменте рынка при отсутствии возможности совершенствования технологии или организации производства, фирме часто приходится идти на снижение цены товара и уменьшение доли прибыли. Коммутанты и патиенты при сохранении на прежнем уровне издержек производства (при сохранении технологии и организации производства) повышают качество выпускаемых товаров путем внедрения инноваций. Виоленты реализуют стратегию внедрения инновации в совершенствование технологии, организации производства, труда и управления. Фирмы, не внедрившие своевременно инновации в продукт и процессы, оказались неудачниками, рынок в соответствии с объективным законом конкуренции их вытеснил (или вытеснит).

Из рассмотренных стратегий  наиболее рискованной является стратегия  эксплерентов, так как им приходится решать двойную задачу. Однако на частичном  улучшении трудно удержаться на рынке. Исследования Ж.-Ж. Ламбена показывают, что главным фактором успеха новых товаров на рынках является повышение их качества. Например, в 1993 г. 58% прибыли американским компаниям дали новые товары.

В настоящее время крупные американские, японские, европейские компании с целью монополизации выпуска товаров по радикальным инновациям и снижения влияния венчурного бизнеса на конечные результаты идут по пути концентрации и диверсификации производства. Американские компании (корпорации) «Дженерал моторе», «Форд мотор», «Дженерал электрик», японские «Сони», «Тойота», шведская «Электролюкс», германская «Сименс», южно-корейская «Самсунг» и многие другие организации свои стратегии формируют на основе следующих принципов:

а) диверсификация выпускаемых товаров;

б) сочетание в портфеле товаров, совершенствуемых в результате внедрения различных видов инноваций;

в) повышение качества товаров и  ресурсосбережение за счет углубления НИОКР и активизации инновационной  деятельности;

г) применение по различным товарам, в зависимости от их конкурентоспособности, различных стратегий: виолентов, патиентов, коммутантов или эксплерентов;

д) развитие международной интеграции и кооперирования;

е) повышение качества управленческого  решения и др.

Из сказанного можно сделать  вывод: фирму можно назвать по типу стратегии только в том случае, когда она специализируется на одном виде выпускаемого товара или выполняемой услуги. Если фирма выпускает несколько видов товара, то по ним она часто применяет разные стратегии. В этом случае нивелируется риск в целом по фирме. Здесь уместно напомнить поговорку: «Нельзя класть все яйца в одну корзину».

В целом анализ стратегий  функционирования крупных фирм показывает, что с увеличением доли чистой конкуренции среди других структур рынка увеличивается доля эксплерентной  стратегии. «Кто не рискует, тот не пьет шампанское». 

 

4.ИННОВАЦИОННЫЕ  ПРЕДПРИЯТИЯ РФ

 

4.1.Малые   и  средние инновационные   предприятия

 

Основу инновационного предпринимательства составляют малые  инновационные фирмы – технологические  лидеры в зарождающихся отраслях экономики, открывающие новые сегменты рынка, развивающие новые производства, повышающие наукоемкость и конкурентоспособность производства и тем самым способствующие формированию новых технологических укладов. [21]

К сильным сторонам малых  инновационных предприятий относятся  следующие:

- оперативное принятие  управленческий решений, позволяющее сократить длительность инновационного цикла;

- низкий уровень накладных  расходов, благодаря прямым и  персональным контактам с ними;

- отсутствие бюрократических  процедур в организации в виду  минимальной управленческой иерархии  предприятий [12].

Трудности в деятельности таких предприятий связаны с  низким профессиональным уровнем менеджмента, ограниченными возможностями внешнего финансирования, низкой специализацией рабочих мест. Из-за отсутствия множества  структурных подразделений, что  связано с незначительной степенью разделения труда, малые инновационные предприятия не получают синергетический эффект.

Учредителям малых инновационных  предприятий свойственна высокая  мотивация предпринимательской  деятельности несмотря на персональную ответственность за ее успех в условиях коммерческого риска. К мотивам инновационного предпринимательства можно отнести:

- возможность реализации  собственных творческих проектов;

- высокая степень самостоятельности  и свободы в принятии решений; 

- утверждение высокого имиджа и творческое признание успеха в инновационной сфере и др.

Повышенной инновационной  активности малого предпринимательства  способствуют свобода поисков, отсутствие бюрократизма, быстрая апробация  новшеств и то, что инновационная  деятельность – это единственная возможность для предпринимателя, хозяйствующего в небольшой фирме, повысить свой статус, создать более масштабную организацию. Из-за ограниченности всех видов ресурсов малый бизнес заинтересован в ускоренной разработке и использовании новых технологий, производстве новых продуктов, доведении до стадии промышленного образца нововведений, которые передаются на коммерческой основе для использования крупным предприятиям.

Многие экономисты связывают  инновационное предпринимательство  со способностью продвижения инноваций посредством рискового бизнеса, а к субъектам инновационного предпринимательства относят малые рисковые фирмы, способные реализовать коммерчески привлекательные новшества и получить на этой основе прибыль. Однако помимо малых форм инновационного предпринимательства (типичными представителями являются венчурные предприятия, создаваемые для апробации, доработки и доведения до промышленной реализации рисковых нововведений), функционируют средние и крупные организационные формы инновационного предпринимательства. [22]

Как малые, так и средние  формы инновационных предприятий  могут быть представлены следующими организациями:

- деловой центр (бизнес-инкубатор), содействующий развитию совместного  предпринимательства и обеспечивающий  управление и услуги в юридической, бухгалтерской, экономической и другой деятельности малым предприятиям;

- внедренческая фирма,  специализирующаяся на внедрении,  патентовании и лицензировании, продвижении на рынок научно-технических  новшеств и объектов инновационной деятельности, доведении изобретений до коммерческого использования и продаже лицензий.

В отличие от названных  выше форм инновационного предпринимательства, венчурные (рисковые) фирмы являются временными структурами, создаваемыми для получения конкретного конечного инновационного продукта.

Малые инновационные  предприятия имеют по сравнению  с подобными крупными субъектами высокие шансы на получение предпринимательской  прибыли при:

- использовании стратегии,  ориентированной на малые ниши  рынков;

- отсутствии жесткой конкуренции и сложных барьеров на рынке;

- невысокой капиталоемкости  производства и продвижении на  рынок; 

- использовании результатов  базисных, пионерных НИОКР в пограничных  областях науки и техники; 

- возможности прямых  контактов с потребителями;

- возможности многовариантного  использования результатов выполненных  НИОКР, приложение их к различным  потребностям;

- относительной стабильности  экономических условий деятельности  и устойчивость цен на сырье,  материалы, комплектующие, энергию и др.

Малые инновационные  предприятия в России в настоящее  время действуют в сфере разработки программных продуктов, лазерной техники, маркетинговых исследований, в области  «улучшающих» нововведений, т.е. в основном заняты модернизацией продукции, производимой крупными предприятиями и имеющей хорошие рыночные перспективы. Именно поэтому они могли бы оказать существенное влияние на улучшение качества и повышение конкурентоспособности производимой продукции. Малые предприятия, созданные специалистами научно-исследовательских институтов, крупных НПО и функционирующие по сути как их необходимые партнеры, занимаются, в зависимости от текущих потребностей, исследованиями, разработками и даже производством. Основное приложение сил таких фирм ориентировано на оказание научно-инженерных услуг [13].

Динамика развития малого предпринимательства показывает, что  обеспечение роста производства и наращивание производственного  и научного потенциала невозможно без  привлечения необходимых инвестиций. В условиях ограниченности финансовых ресурсов всех институциональных инвесторов, неразвитости рыночных институтов и инфраструктуры инновационной деятельности, государственное регулирование инновационного развития экономики играет для России особую роль [7].

Малые технологические фирмы занимаются доведением научных исследований и разработок до готового рыночного продукта, выпуском малых серий продукции. Они играют роль интерфейса между наукой, производством и рынком, сканируют рынок, поставляют заказы на рыночно ориентированные исследования и разработки, осуществляют продвижение разработок на рынок. Вложенные в инновационную инфраструктуру средства возвращаются повышением занятости и увеличением сбора налогов.

В России созданы практически  все необходимые базовые элементы поддержки инновационного предпринимательства, которые в совокупности способны оказать содействие малым инновационным предприятиям в их становлении и деятельности. Вместе с тем значительная часть трудностей и препятствий на пути становления и развития российского малого предпринимательства лежит за рамками самой сферы малого предпринимательства

Малый и средний бизнес институционально утвердился как основа экономики России, закрепив за собою  выполнение как социальных, так и  хозяйственных функций.

Однако малый бизнес в России играет еще не достаточно активную роль. Российский малый бизнес отстает от своего европейского аналога как в части решения проблем занятости, так и в насыщении рынков товарами и услугами. Инвестиции российских компаний в исследования и разработки остаются на низком уровне. К тому же спрос на продукцию инновационных компаний в России также остается низким [2].

Многие российские малые  и средние предприятия по своей  природе являются инновационными, поскольку  были созданы на базе научно-исследовательских институтов и вполне могли бы производить инновационную продукцию на рынках в условиях XXI века. Однако нынешней уровень коммерциализации результатов научно – исследовательской деятельности предприятий учреждений пока остается низким, а у персонала инновационных компаний еще нет необходимых навыков и опыта управления бизнесом, проведения исследований рынка и пр. Большинство российских компаний не знают, как превратить свои инновации в конечную продукцию, которую можно продать на рынке. Предпринимателям не хватает знаний по менеджменту, маркетингу, они не могут свободно общаться с зарубежными партнерами и клиентами на английском языке. Часто инновационные компании не знают, где можно получить необходимую информацию, знания и опыт. Поскольку в одиночку предприятию трудно стать действительно инновационным, успех инноваций и инновационного бизнеса зависит от сотрудничества нескольких инновационных компаний. Но сложность состоит в том, что сами компании пока еще не осознали необходимость такого сотрудничества, и каждая компания продолжает работать в одиночку. Информацию, например, о средствах и способах защиты прав интеллектуальной собственности, а также информацию по законодательству, связанному с инновационным бизнесом, по-прежнему получить из внешних источников достаточно сложно.

 

4.2 Крупные  инновационные корпорации России

 

Крупные инновационные  предприятия отличаются консервативностью  и медленно реагируют на новые  общественные потребности и коммерчески  выгодное воплощение новых идей в  рыночный продукт[21]. Эффективность работы крупных инновационных предприятий повышается при:

Информация о работе Инновационные стратегии предприятий РФ