Инновационный менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 14:00, контрольная работа

Краткое описание

В современной экономике роль инноваций значительно возросла. Без применения инноваций практически невозможно создать конкурентоспособную продукцию, имеющую высокую степень наукоемкости и новизны. Таким образом, в рыночной экономике инновации представляют собой эффективное средство конкурентной борьбы, так как ведут к созданию новых потребностей, к снижению себестоимости продукции, к притоку инвестиций, к повышению имиджа (рейтинга) производителя новых продуктов, к открытию и захвату новых рынков, в том числе и внешних.

Содержание

1.Инновация 3
2.Какие функции выполняют инновации 7
3.Инновационный менеджмент 13
4.Организация инновационного менеджмента на малом предприятии 16
5.Современные практические приемы инновационного менеджмента 19
Заключение 29
Список использованных источников 30

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 45.03 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ 

1.Инновация                                                                                  3                                                                                                                                                                                                           

2.Какие функции выполняют  инновации                               7                                                                           

3.Инновационный менеджмент                                                 13                                                                                   

4.Организация инновационного  менеджмента  

   на малом предприятии                                                              16

5.Современные практические  приемы 

  инновационного менеджмента                                                  19          

Заключение                                                                                     29

                                                                                                                       

Список использованных источников                                        30                                                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Инновация

Современный научно-технический  прогресс немыслим без интеллектуального  продукта, получаемого в результате инновационной деятельности.

Под инновацией (англ. innovation — нововведение, новаторство) мы понимаем «инвестицию в новацию» как результат практического освоения нового процесса, продукта или услуги.

Новация (лат. novation — изменение, обновление) представляет собой какое-то новшество, которого не было раньше: новое явление, открытие, изобретение, новый метод удовлетворения общественных потребностей и т.п.

Инновация представляет собой  материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику  или технологию, в новые формы  организации производства труда, обслуживания, управления и т.п.

Процесс создания, освоения и распространения инноваций  называется инновационной деятельностью  или инновационным процессом.

Результат инновационной  деятельности можно назвать также  инновационным продуктом.

Как определяется понятие  «инновация» в официальной терминологии

Официальными российскими  терминами в области инновационной  деятельности являются термины, используемые в «Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы», одобренной постановлением Правительства  РФ от 24 июля 1998г. № 832. В частности, в  этом документе дается следующее  определение инновации:

«Инновация (нововведение) —  конечный результат инновационной  деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности».

Какие еще понятия связаны  с термином «инновация» 

С термином «инновация» тесно  связаны понятия «изобретение»  и «открытие».

Под изобретением понимают новые приборы, механизмы, инструмент, созданные человеком.

Под открытием подразумевают  процесс получения ранее неизвестных  данных или наблюдение ранее неизвестного явления природы. В отличие от инновации, открытие делается, как правило, на фундаментальном уровне и не преследует целью получить выгоду.

Роль инновации в современной  экономике 

В современной экономике  роль инноваций значительно возросла. Без применения инноваций практически  невозможно создать конкурентоспособную  продукцию, имеющую высокую степень  наукоемкости и новизны. Таким образом, в рыночной экономике инновации представляют собой эффективное средство конкурентной борьбы, так как ведут к созданию новых потребностей, к снижению себестоимости продукции, к притоку инвестиций, к повышению имиджа (рейтинга) производителя новых продуктов, к открытию и захвату новых рынков, в том числе и внешних.

Как подразделяют инновации 

Подразделение инноваций  на конкретные группы по определенным признакам называют классификацией инноваций. В практике управления инновациями  используют различные классификаторы инноваций.

В зависимости от технологических  параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные. Продуктовые инновации включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов. Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии).

По типу новизны для  рынка инновации делятся на: новые  для отрасли в мире; новые для  отрасли в стране; новые для  данного предприятия (группы предприятий).

По стимулу появления (источнику) можно выделить:

• инновации, вызванные развитием науки и техники;

• инновации, вызванные потребностями производства;

• инновации, вызванные потребностями рынка.

По месту в системе (на предприятии, в фирме) можно выделить:

• инновации на входе предприятия (сырье, оборудование, информация и др.);

• инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);

• инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной).

В зависимости от глубины  вносимых изменений выделяют:

• радикальные (базисные) инновации, которые реализуют крупные изобретения и формируют новые направления в развитии техники;

• улучшающие инновации, которые реализуют мелкие изобретения и преобладают на фазах распространения и стабильного развития научно-технического цикла;

• модификационные (частные) инновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии.

Какие еще классификаторы инноваций существуют

Приведенная выше классификация  свидетельствует о том, что процессы нововведений многообразны и различны по своему характеру. Поэтому существует множество классификаторов инноваций, предлагаемых отечественными и зарубежными  авторами. Среди них такие известные  зарубежные специалисты в области  экономики и менеджмента как  Й. Шумпетер, И. Ансофф и П. Друкер. В отечественной литературе по инновациям можно выделить классификации, предложенные А. Н. Цветковым, П. Н. Завлиным и А.В. Васильевым, В. В. Горшковым и Е.А. Кретовой, Э. А. Уткиным, Г. И. Морозовой и Н.И. Морозовой, А. И. Пригожиным и др.

В Научно-исследовательском  институте системных исследований (РНИИСИ) разработана расширенная  классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия: технологические; производственные; экономические; торговые; социальные; в области управления.

Можно ли считать инновацией любое изменение технологических  процессов или выпускаемой предприятием продукции 

Непременным свойством инновации  является научно-техническая новизна. Поэтому необходимо отличать инновации  от несущественных видоизменений в  продуктах и технологических  процессах (изменения цвета, формы  и т.п.); незначительных технических  или внешних изменений продукта, а также входящих в него компонентов; от расширения номенклатуры продукции  за счет освоения производства не выпускавшихся  прежде на данном предприятии, но уже  известных на рынке.

Как оценить «новизну»  инновации?

«Новизна» инноваций оценивается  по технологическим параметрам, а  также с рыночных позиций. Сегодня  описание технологических инноваций  базируется на международных стандартах, рекомендации по которым были приняты  в г. Осло в 1992г. (так называемое «Руководство Осло»). Эти стандарты охватывают новые продукты и новые процессы, а также их значительные технологические изменен

 

2.Какие функции выполняют  инновации.

Инновация как экономическая  категория отражает наиболее общие  свойства, признаки, связи и отношения  производства и реализации нововведений. Сущность инновации проявляется  в ее функциях. Функции инновации  отражают ее назначение в экономической  системе государства и ее роль в хозяйственном процессе. Особую роль играют инновации в повышении конкурентоспособности предприятий.

Можно сказать, что инновация  выполняет следующие три функции:

1. воспроизводственную;

2. инвестиционную;

3. стимулирующую.

Воспроизводственная функция  означает, что инновация представляет собой важный источник финансирования расширенного воспроизводства. Смысл  воспроизводственной функции состоит  в получении прибыли от инновации  и использовании ее в качестве источника финансовых ресурсов.

Прибыль, полученная за счет реализации инновации, может использоваться по различным направлениям, в том  числе и в качестве капитала. Этот капитал может направляться на финансирование новых видов инноваций. Таким  образом, использование прибыли  от инновации для инвестирования составляет содержание инвестиционной функции инновации.

Получение предпринимателем прибыли за счет реализации инновации  прямо соответствует основной цели любой коммерческой организации. Прибыль  служит стимулом для предпринимателя  для внедрения новых инноваций; побуждает его постоянно изучать  спрос, совершенствовать организацию  маркетинговой деятельности, применять  современные методы управления финансами. Все вместе это составляет содержание стимулирующей функции инновации.

Что необходимо для развития инноваций 

Побудительным механизмом развития инноваций, в первую очередь, является рыночная конкуренция. В условиях рынка  производители продукции или  услуг постоянно вынуждены искать пути сокращения издержек производства и выхода на новые рынки сбыта. Поэтому предпринимательские фирмы, первыми освоившие эффективные  инновации, получают весомое преимущество перед конкурентами.

Инновация является реализованным  на рынке результатом, полученным от вложения капитала в новый продукт  или операцию (технологию, процесс). В связи с этим необходимо подчеркнуть, что при всем разнообразии рыночных новшеств важным условием для их практической реализации в Вашем бизнесе является привлечение инновационных инвестиций в достаточном объеме.

Что может дать внедрение  инновации малому предприятию или  предпринимателю?

В силу своей специфики  малым предприятиям приходится проявлять  большую активность на рынке, используя  свою гибкость и способность к  быстрой переориентации. Поэтому  зачастую именно малые предприятия  становятся первооткрывателями новых  продуктов и новых технологий в различных отраслях. Как уже  было замечено, инновационная деятельность способствует повышению выживаемости компании в конкурентной борьбе, что  особенно важно для малого предприятия. Кроме того, при реализации инновации, предложенной к продаже, происходит обмен «деньги — инновация». Денежные средства, полученные предпринимателем в результате такого обмена, во-первых, покрывают расходы по созданию и  продаже инноваций, во-вторых, приносят прибыль от реализации инноваций, в-третьих, выступают стимулом к созданию новых  инноваций, в-четвертых, являют Что  такое «жизненный цикл инновации».

Все экономические процессы, как и жизнь человека, протекают во времени, т.е. имеют начало, движение вперед и окончание. Потребности и установки людей изменяются по мере того, как они переходят от одного этапа жизни к другому. Точно также любые товары и услуги проходят через ряд стадий, которые в совокупности представляют собой некоторую разновидность жизненного цикла.

Что представляет собой жизненный  цикл инновации 

Цикл означает совокупность взаимосвязанных явлений, процессов, работ, образующих законченный круг развития в течение какого-либо промежутка времени.

Жизненный цикл инновации  представляет собой определенный период времени, в течение которого инновация  обладает активной жизненной силой  и приносит производителю и/или  продавцу прибыль или другую реальную выгоду.

Для чего в практике бизнеса  используется концепция жизненного цикла инновации 

Концепция жизненного цикла  инновации играет принципиальную роль при планировании производства инноваций  и при организации инновационного процесса. Эта роль заключается в  следующем:

• Концепция жизненного цикла инновации вынуждает руководителя хозяйствующего субъекта анализировать хозяйственную деятельность как с позиции настоящего времени, так и с точки зрения перспектив ее развития.

Информация о работе Инновационный менеджмент