Информатизация в муниципальном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 05:51, курсовая работа

Краткое описание

В современном обществе информацию рассматривают как один из основных ресурсов его развития, а информационные системы и технологии как одно из средств повышения эффективности работы людей. Информация и знание становятся определяющим экономическим фактором, а также важнейшим национальным ресурсом, который в определенном смысле подобен недрам, воде, лесам и т. п. и который в значительной степени определяет благосостояние государства. Сохранение, развитие и рациональное использование национального информационного ресурса является задачей государственного значения [36. C.7]. Существенная роль информацион¬ных технологий в развитии общества состоит в ускорении про¬цессов получения, распространения и использования общест¬вом новых знаний.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
1
ПОНЯТИЯ И ПРИНЦИПЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ


Понятие информационных технологий
5

1.2. Понятие муниципальной информационной системы
6
2
ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
10

2.1. Электронная Россия» - Федеральная целевая программа
10

2.2. Применение информационных технологий в управленческой деятельности
18
3
ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
322

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
35

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
378

Вложенные файлы: 1 файл

информатизация.docx

— 510.58 Кб (Скачать файл)

Информационная  система муниципального образования  должна строиться, исходя из принципов:

  • масштабируемости (сохранение работоспособности системы при увеличении числа пользователей и объемов обрабатываемой информации, возможности последующей адаптации к растущим нагрузкам и дополнительным функциям: расширяемость для обеспечения возможности подключения к вновь появляющимся внешним системам);
  • открытости (возможность расширения функционального наполнения системы за счет открытого прикладного программного интерфейса);
  • модульности (деление системы на независимые модули с возможностью простого сопряжения). 

Итак, информационная система муниципального образования  представляет собой комплекс сложных  программных систем. Выше мы рассмотрели  понятие муниципальной информационной системы, виды  и принципы построения информационной системы в государственном  и муниципальном управлении, обобщенную структуру информационной системы .[32. C.720].

 

      1. ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В

     ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

 

    1. «Электронная Россия» — Федеральная целевая программа

 

Идея «Электронной России» возникла в начале 2000 года, когда Министерство экономического развития и торговли России работало над стратегическим планом развития страны до 2010 года. Было понятно, что для сокращения экономического отставания от развитых стран, необходимо развивать сектор высоких технологий, в котором возможно достичь большей  производительности, чем в секторе  сырьевом. А без компьютеров и мощной телекоммуникационной инфраструктуры добиться этого нельзя .[23. C. 83].

В феврале 2001 года глава правительства  РФ Михаил Касьянов подписал распоряжение о разработке программы «-Электронная Россия». Через два месяца была готова её первоначальная версия, которая затем была рассмотрена на расширенном заседании коллегии Минэкономразвития. После многочисленных согласований с различными ведомствами, выяснения мнения делового сообщества и внесения, соответствующих корректив, как в содержательную часть программы, так и в её бюджет, 28 января 2002 года «Электронная Россия (2002—2010 годы)» была одобрена правительством. Координатором программы назначили Министерство РФ по связи и информатизации .[11].

Главным разработчиком программы  выступила Высшая школа экономики (ВШЭ) — один из ведущих государственных  университетов России в экономической  и управленческой области. Помимо ВШЭ, над документом работали Минэкономразвития, Министерство по связи и информатизации, Министерство образования, Федеральное  агентство правительственной связи  и информации. Кроме того, в разработке «Электронной России» принимали  участие Бюро экономического анализа, Межведомственный аналитический центр, НИИ «Информатика», эксперты российских и зарубежных ИТ-компаний, представители  академической науки. Репрезентативность группы, занимавшейся подготовкой программы, позволила учесть потребности всех слоёв общества и добиться, чтобы  в результате реализации программы  эти потребности были удовлетворены  максимально полно.

Однако, это удалось не в полной мере, особенно много проблем возникло на уровне муниципального управления. Кроме того, возникла необходимость  связать программу с административной реформой и реформой местного самоуправления. Поэтому 15 августа 2006 года выпущено Постановление № 502 «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Электронная Россия (2002—2010 годы)». [20. C.110].

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы это, во-первых, повышение эффективности бюджетных расходов на внедрение ИТ в деятельность органов государственной власти и снижение затрат на организацию обмена информацией на межведомственном уровне, во-вторых, уменьшение административной нагрузки на граждан и организации, связанной с предоставлением в органы государственной власти необходимой информации, снижение количества вынужденных обращений граждан в органы государственной власти для получения государственных услуг и необходимого времени ожидания, в-третьих, обеспечение информационной открытости органов государственной власти, повышение уровня доверия и взаимодействия, сокращение затрат времени на реализацию гражданами РФ своих конституционных прав и обязанностей; и, в-четвертых, повышение оперативности и качества принимаемых решений, сокращение издержек на организацию административно-управленческих процессов.

Таким образом, успех программы  будет означать, что органы власти всех уровней станут более доступными для граждан, а их деятельность –  более прозрачной и эффективной. Прозрачность достигается за счет обязательной электронной публикации и создания баз данных по всем документам, не имеющих  статуса секретных, эффективность  – за счет перевода в электронную  форму значительных объемов документооборота.

В первую очередь это имеет большое  значение для уровня муниципалитета, так как «местное самоуправление – это тот уровень власти, который  наиболее приближен к населению, им формируется и ему непосредственно  подконтролен; именно на этом уровне решаются вопросы удовлетворения основных жизненных  потребностей населения. Именно местное  самоуправление и является той частью публичной власти, которая обеспечивает, в конечном счете, устойчивость и демократический характер всей системы властных институтов. Информатизации органов местного управления принадлежит особая роль, так как именно эти структуры стоят ближе всего к гражданам, и именно к ним граждане чаще всего обращаются за информацией о деятельности власти» [13]. Потому современные технологии должны обеспечить необходимый уровень информатизации населения, эффективность управления и контроля на уровне муниципалитетов.

В программе предусматривается  реализация мероприятий по целому ряду основных направлений:

1. Формирование стандартов и рекомендаций в сфере использования информационных и коммуникационных технологий в государственном управлении.

Целью направления является повышение  эффективности использования и  внедрения ИКТ в деятельность органов государственной власти на основе формирования единой системы  организационно-технических норм, требований, принципов, регламентов и методических материалов, обеспечивающих эффективное  создание и согласованное развитие государственных информационных систем и информационно-технологической  инфраструктуры в соответствии с  приоритетами модернизации системы  государственного управления.

2. Обеспечение эффективного межведомственного информационного взаимодействия на основе информационных и коммуникационных технологий и интеграция государственных информационных систем

Информационное взаимодействие на межведомственном уровне с использованием информационных и коммуникационных технологий может осуществляться посредством:

  • транзакционного обмена данными между отдельными государственными информационными системами;
  • регламентированного удаленного доступа органов государственной власти к сведениям, содержащимся в государственных информационных системах;
  • межведомственного электронного документооборота.

Целью выполнения мероприятий указанного направления является повышение  эффективности государственного управления за счет обеспечения оперативного межведомственного  информационного взаимодействия органов  государственной власти в электронном  виде в рамках выполнения возложенных  на них функций.

В рамках названного направления предполагается выполнение следующих мероприятий:

  • разработка стандартов и протоколов обмена данными в электронном виде на межведомственном уровне;
  • создание федерального центра управления межведомственным информационным обменом и доступом к данным государственных информационных систем;
  • формирование системы удостоверяющих центров в области использования электронной цифровой подписи;
  • создание защищенной межведомственной системы электронного документооборота;
  • обеспечение регламентированного доступа органов государственной власти к данным государственных информационных систем;
  • интеграция государственных информационных систем в рамках решения конкретных задач государственного управления.

В результате выполнения мероприятий  данного раздела ожидается повышение  качества и оперативности взаимодействия органов государственной власти между собой, а также снижение издержек при взаимодействии органов  государственной власти и органов местного самоуправления с гражданами и организациями .[30].

3. Обеспечение эффективности взаимодействия органов государственной власти с населением и организациями на основе информационных и коммуникационных технологий

В целях повышения эффективности  взаимодействия органов государственной  власти с гражданами и организациями  за счет создания информационных систем, поддерживающих предоставление юридически значимой и справочной информации и  непосредственно самих государственных  услуг, в том числе с использованием возможностей сети Интернет.

Предполагается выполнение следующих  мероприятий:

  • создание информационной системы ведения реестра государственных услуг и обеспечения информационной поддержки населения, а также создание системы раскрытия информации из государственных информационных систем, в том числе электронных регистров, реестров, кадастров;
  • обеспечение предоставления государственных услуг в электронном виде, в том числе с использованием сети Интернет.

4. Внедрение информационных систем управления деятельностью органов государственной власти

В целях создания условий для  оперативности повышения качества подготовки управленческих решений  органами государственной власти на основе внедрения современных информационных и коммуникационных технологий, а  также эффективного выполнения ими  своих функций необходимо обеспечить внедрение соответствующих информационно-аналитических  систем.

В рамках названного направления выполняются  следующие мероприятия:

  • создание единой информационной системы мониторинга ключевых показателей социально-экономического развития Российской Федерации и контроля результативности деятельности органов государственной власти по их достижению;
  • создание системы информационно-аналитического обеспечения специального назначения;
  • развитие системы информационно-технологического обеспечения деятельности Администрации Президента РФ, Аппарата Правительства РФ, Федерального Собрания РФ.

5. Создание типовых программно-технических решений поддержки деятельности органов государственной власти

Целью мероприятий указанного направления  является повышение эффективности  бюджетных расходов на внедрение  информационных технологий в деятельность органов государственной власти путем централизованного создания, развития и последующего тиражирования  программно-технических решений  поддержки выполнения типовых для  органов государственной власти функций и задач .[7.C.320].

В рамках направления предусмотрено  выполнение следующих мероприятий:

  • создание типовых программно-технических решений поддержки деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
  • создание фонда программ, используемых в органах государственной власти, и разработка методической базы, регулирующей вопросы их повторного применения иными органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Создание типовых программно-технических решений поддержки деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Целью указанного мероприятия является преодоление сложившегося разрыва  между органами государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органами местного самоуправления в сфере использования информационных и коммуникационных технологий за счет разработки и тиражирования типовых  программно-технических решений  поддержки выполнения их основных функций.

Методическое обеспечение типового решения в сфере информационных технологий включает весь набор административных и технических регламентов его  функционирования и использования.

Программно-техническое обеспечение  типового решения в сфере информационных технологий содержит необходимый набор  прикладного программного обеспечения, разрабатываемого для автоматизации  отдельных процессов в деятельности органов власти. Создаваемое прикладное программное обеспечение, предназначенное  для распространения среди субъектов  Российской Федерации и муниципальных  образований, должно быть многоплатформенным и включать лишь те коммерческие продукты, которые имеют лицензии на их бесплатное использование в рамках данного  типового решения.

В рамках мероприятия предполагается сформировать перечень типовых программно-технических  решений, а также обеспечить разработку и апробирование типовых программно-технических  решений в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.

Информация о работе Информатизация в муниципальном управлении