Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 19:58, курсовая работа
• На сегодняшний день в России, Трудовой кодекс, защищает в равной степени как интересы работника, так и интересы работодателя;
• В этих условиях правовой институт, регулирующий сферу разрешения индивидуальных трудовых споров отражает особенности защиты интересов сторон в условиях рыночной экономики;
• Правовой институт, регулирующий разрешение индивидуальных трудовых споров – неотъемлемая часть системы права развитого демократического государства.
Цель работы: исследовать правовые аспекты разрешения индивидуальных трудовых споров, их объектный и субъектный состав и присущие им особенности.
ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие, виды и подведомственность индивидуальных трудовых споров
1.1. Понятие индивидуального трудового спора
1.2. Причины и обстоятельства возникновения индивидуальных трудовых споров
1.3. Подведомственность индивидуальных трудовых споров
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1
2. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров
2.1. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в комиссиях по трудовым спорам (КТС)
2.2. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в судах
2.3.Особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров отдельных категорий работников
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
· молодого специалиста, направленного по окончании профессионального обучения в установленном порядке на данное производство;
· другого лица, с которым администрация в соответствии с законодательством обязана была заключить трудовой договор, например направленного органом занятости в счет установленной данному работодателю квоты приема инвалида или подростка;
· беременной женщины или женщины, имеющей детей до трехлетнего возраста, одинокой матери, имеющей детей до 14-летнего возраста (ребенка-инвалида до 16 лет), при отказе в приеме по мотивам материнства.
Непосредственно судом также рассматриваются все трудовые споры о возмещении работодателем вреда, причиненного работнику в связи с увечьем или иным повреждением здоровья на работе, если потерпевший не согласен с решением страховщика (фонда социального страхования), а по спору о компенсации морального вреда - с решением работодателя, по заявлению об этом потерпевшего (его семьи) или если он не получил в установленный 10-дневный срок ответа фонда или работодателя на его заявление. Но данный спор может решать и орган Гострудинспекции по выбору потерпевшего (его семьи). После вынесения решения этой инспекцией, если работник с ним не согласен, закон не исключает его обращение с иском в суд.
Часть 3 ст. 391 ТК - новая в трудовом праве России[2]. Она предусматривает, что суд непосредственно рассматривает также споры: об отказе в приеме на работу; лиц, работающих по трудовому договору у работодателей - физических лиц; лиц, считающих, что они подвергались дискриминации. Тем самым впервые законодатель отнес эти споры к трудовым и сделал это на уровне Кодекса.
Что касается работников у работодателей - физических лиц, то суд и раньше решал все трудовые споры домашних работников, обслуживающих семьи граждан (поводырей у слепых, нянь, домработниц и т.д.). Теперь же физические лица имеют по десять и более таких работников, и с каждым годом количество работников у работодателей - физических лиц растет. У них нет профсоюзов, и единственной защитой от произвола хозяина для них является суд.
Споры о дискриминации законодатель впервые прямо отнес к трудовым спорам, не указав "в сфере труда"[3]. Поскольку такие споры возможны и до того, как лицо стало работником, т.е. дискриминация при приеме на работу, когда по мотиву национальности или наличия малолетних детей гражданам отказывают в приеме на работу. Причины отказа работодатель по требованию лица, кому он отказал в приеме на работу, обязан дать в письменном виде (ст. 64 ТК).
Статья 3 Кодекса запрещает дискриминацию в труде и закрепляет ее понятие (ст. 3 ТК). Часть 3 ст. 3 ТК установила альтернативную подведомственность трудовых споров о дискриминации в сфере труда - по выбору лица (работника) он может обратиться в орган федеральной инспекции труда и (или) в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда. Он может обратиться и одновременно в оба указанных органа, поскольку подпункт "и" в ч. 3 этой статьи указывает на такое его право.
Споры о дискриминации в труде кроме споров о дискриминации при отказе в приеме на работу может рассматривать и мировой судья, как и все другие трудовые споры, указанные в ст. 391, кроме споров об отказе в приеме на работу, о восстановлении на работе и о возмещении вреда по увечью на производстве, которые решает районный суд непосредственно.
Заявления (иски) в суд по трудовым спорам могут подаваться по территориальной их подсудности, т.е. согласно ст. 28 и 29 ГПК РФР - иски о восстановлении на работе подаются по месту нахождения работодателя, его филиала, представительства или по месту жительства истца-работника.
Мировые судьи решают трудовые споры, кроме споров о восстановлении на работе, по материальной ответственности работника и работодателя за нанесенный ущерб, вред. Эти споры остаются в компетенции судов общей юрисдикции, согласно ст. 24 и 25 ГПК РФ.
Таким образом, Трудовой кодекс РФ определил, что трудовые споры разрешаются только двумя юрисдикционными органами: комиссией по трудовым спорам и судом.
Хотя не стоит еще забывать о том, что Инспекция Министерства Труда РФ может в императивном порядке понуждать работодателя устранить нарушения в отношении какого-либо работника или группы работников. Такие действия выполняются по жалобе работника.
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1
В первой главе мы рассмотрели понятие индивидуального спора, вопросы нормативного закрепления права работников на трудовые споры, вопросы связи права на индивидуальные трудовые споры с вопросами возникновения трудовых правоотношений, вопросы возможности реализации работниками права на индивидуальные трудовые споры. Данные проблемы очень многогранны. Это будет видно из содержания следующих глав, когда будут рассматриваться непосредственно вопросы правового регулирования реализации права на трудовые споры применительно к определённым ситуациям.Так же мы выяснили, что основными причинами возникновения индивидуальных трудовых споров является невыполнение какой-либо из сторон трудового договора обязанности по удовлетворению требований другой стороны, которые закреплены в трудовом законодательстве. Узнали, что трудовые споры решаются только двумя юрисдикционными органами: комиссией по трудовым спорам и судом. И какие споры решаются с помощью КТС, а какие с помощью суда.
ГЛАВА 2. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров
Статья 383 Трудового кодекса регулирует общий порядок рассмотрения трудовых споров.
Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров - это форма процесса их разбирательства в данном органе, т.е. последовательные действия юрисдикционных органов, наделенных государством властными полномочиями решать трудовые споры с принятием к рассмотрению подведомственного данному органу спора, подготовка его к рассмотрению, действия в процессе рассмотрения, вынесение решения по спору и контроль за исполнением этого решения, и если оно не выполняется добровольно, то проведение действий по его принудительному исполнению.
Каждый юрисдикционный орган: КТС, суд, вышестоящий орган для споров с альтернативной подведомственностью является самостоятельным органом со своим порядком рассмотрения трудовых споров. Хотя возможность последовательного рассмотрения спора сначала в КТС, затем в суде и называется общим порядком, но порядок у каждого из этих двух органов свой, по-разному законодательно регулируемый.
Порядок рассмотрения трудовых споров в КТС регулируется главой 60 Трудового кодекса РФ (ст. 383-390) и иными федеральными законами.
Порядок рассмотрения трудовых споров в суде регулируется ст. 390-397 главы 60 Трудового кодекса РФ и иными федеральными законами, а также гражданским процессуальным законодательством. Под иными федеральными законами для КТС и суда имеются в виду законы, которые устанавливают альтернативную подведомственность некоторых трудовых споров, т.е. работник сам решает, куда обратиться - в вышестоящий орган или в суд. Следовательно, такой спор не подведомствен КТС.
Часть вторая ст. 383 ТК предусматривает, что особенности рассмотрения трудовых споров некоторых категорий работников устанавливаются федеральными законами. Рассмотрению этого вопроса будет посвящен отдельный параграф. Следовательно, согласно ст. 383 ТК порядок рассмотрения трудовых споров определяют только Трудовой кодекс и иные федеральные законы. Никакие подзаконные акты не могут его изменять. Не могут его изменять и законы субъектов Федерации. Однако последние на практике принимают ряд законов, которые устанавливают также альтернативную подведомственность трудовых споров муниципальных служащих - право на обращение за разрешением возникшего трудового в органы местного самоуправления или в суд[1].
2.1 Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в комиссиях по трудовым спорам (КТС)
Юристы справедливо отмечают, что при возникновении трудового конфликта между работником и работодателем многие стремятся сразу подать иск в суд, даже не потрудившись как следует разобраться в проблеме. В то же время большинство этих споров вполне разрешимо мирным путем и в рамках самой организации. Для этого и создаются на предприятиях комиссии по трудовым спорам (КТС). Они призваны примирить спорящие стороны до обращения в суд, а возможно, и предотвратить такое обращение, ведь для организации оно неизбежно связано с материальными затратами и другими неприятностями[1].
Трудовой кодекс предусматривает, что КТС разрешает спор, если работник не смог договориться непосредственно с работодателем (ст.385 ТК РФ). Но комиссия не вправе отказаться рассматривать заявление, даже если сотрудник и не пытался вести такие переговоры. В этом случае члены комиссии вызовут заявителя и работодателя на собеседование и сделают все возможное, чтобы их помирить. Создание комиссии КТС можно создать в любой организации независимо от численности работников. Комиссия по трудовым спорам создается по инициативе работников и (или) работодателя. Как правило, на практике инициатором ее создания выступает выборный профсоюзный орган, а если его нет, то совет трудового коллектива. Чтобы у работодателя возникла обязанность выделить в состав комиссии своих представителей, должно быть решение коллектива работников о создании комиссии, принятое на общем собрании (конференции). Но такое решение может принять и сам работодатель. В этом случае у работников появляется обязанность избрать своих представителей в комиссию.
Комиссии создаются из равного числа представителей работников и работодателя. Работники избирают своих представителей на общем собрании (конференции) работников организации. Кроме того, их может делегировать представительный орган с последующим утверждением на общем собрании.
Войти в комиссию могут любые работники независимо от членства в профсоюзе, занимаемой должности, выполняемой работы. Порядок избрания комиссии определяется самим собранием (конференцией) работников. Голосование по решению общего собрания может быть открытым или тайным. Собрание устанавливает и число голосов, необходимых для избрания комиссии. Представители работодателя назначаются в комиссию руководителем организации.
КТС может быть создана на определенный срок или бессрочно. Организационно-техническое обеспечение ее деятельности осуществляет работодатель. Комиссия избирает из своего состава председателя и секретаря.
В крупных организациях могут действовать несколько комиссий по трудовым спорам, если по решению общего собрания трудового коллектива решено создавать комиссии в структурных подразделениях организации.
Новый Трудовой кодекс РФ по сравнению с ранее действовавшим законодательством существенно расширил права работодателей при формировании комиссии[2].
Ранее, согласно статье 203 КЗоТ РСФСР, комиссия по трудовым спорам избиралась общим собранием (конференцией) трудового коллектива. При этом законодательством не устанавливалось численное соотношение в комиссии представителей работников и работодателя. Поэтому была возможна ситуация, когда работники на общем собрании могли избрать в комиссию только своих представителей, не привлекая к участию в работе комиссии работодателя.
В новом Трудовом кодексе РФ такая ситуация полностью исключена. В соответствии со статьей 384 ТК РФ количество представителей работников и работодателя в комиссии должно быть равным.
Более того, общее собрание трудового коллектива может избирать в состав комиссии только представителей работников. Что же касается представителей работодателя, то они назначаются в комиссию руководителем организации. Работники вообще не вправе избирать в комиссию представителей работодателя.
По ранее действующему законодательству комиссии по трудовым спорам создавались только на предприятиях с числом работающих не менее 15 человек (ст.203 КЗоТ РСФСР). В настоящее время согласно Трудовому кодексу РФ комиссии по трудовым спорам должны образовываться на всех предприятиях независимо от числа работников[3].
Комиссия по трудовым спорам (КТС) принимает к своему рассмотрению трудовые дела при наличии двух условий:
· если имеются доказательства соблюдения предварительного порядка урегулирования споров путем переговоров (ст.385 ТК РФ);
· если трудовой спор относится к компетенции комиссии.
В случае если работник, не пытаясь разрешить спор непосредственно с работодателем, сразу же обращается в комиссию, в рассмотрении спора ему откажут. Доказательствами соблюдения предварительного порядка разрешения спора могут быть:
· письменный отказ работодателя удовлетворить требования работника;
· письменное заявление работника, где изложены его требования работодателю с отметкой работодателя о принятии заявления;
· кроме того, можно использовать свидетельские показания сослуживцев - очевидцев попытки работника провести с работодателем переговоры.
Компетенция комиссии по трудовым спорам очень широка. Она может принимать к своему рассмотрению любые индивидуальные трудовые споры, за исключением споров, в отношении которых Трудовой кодекс или законы прямо устанавливают иной порядок рассмотрения.
Какие же споры нельзя рассмотреть в КТС?
Как следует из статьи 391 ТК РФ, этот орган не может рассматривать трудовые споры по заявлению работника:
· о восстановлении на работе независимо от причины увольнения;
· об изменении даты и формулировки причины увольнения;
· о переводе на другую работу;
· об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы.
А работодатель не может заявить в КТС:
· о возмещении работником вреда, причиненного организации;
Информация о работе Информационное и техническое обеспечение системы управления персоналом