Как социально-экономическая
система регион может быть
представлен в виде совокупности
пяти основных подсистем:
- системообразующей базы;
- системообслуживающего комплекса;
- экологии;
- населения;
- инфраструктуры рынка.2
Главным фактором, обеспечивающим
взаимосвязь и взаимодействие
пяти основных подсистем региона
между собой, интегрирующим их
в единую социально-экономическую
систему, является деятельность
людей. Человек выступает органической
частью каждой из подсистем.
Он часть природы, основной
компонент производительных сил
народного хозяйства и, наконец,
часть населения, так как через
связи и отношения с другими
людьми образует собственно социально-территориальную
общность.
Понятие "регион" в научной
и практической литературе используется
для обозначения различных территориальных
общностей. Регионом может быть
и субъект Федерации, и административный
округ, и район, и средний
или крупный город с окрестностями,
и другие территориальные образования.
Термин "территория" трактуется
менее широко, так как регион
подразумевает не только территориальную,
но и социально-экономическую,
этническую, историческую, культурную
общность. Таким образом, регион
- это территориальная общность
людей, имеющая производственно-функциональные,
административные, социально-культурные
признаки. Данная расширительная
трактовка позволяет рассматривать
вопросы управления территориальным
развитием вне зависимости от
специфики того или иного объекта.
Безусловно, величина и характер
объекта управления определяют
специфику методов воздействия
и регулирования, в то же
время многие принципы, подходы
и технологии управления развитием
города и региона разного масштаба
сходны. И в городе, и в районе,
и в субъекте Федерации необходимо
осуществлять разработку стратегии
развития, оценивать положительные
и отрицательные стороны этого
развития, выявлять факторы конкурентоспособности,
формировать общую и функциональные
стратегии, вести стратегический
контроль, проводить мероприятия
городского и регионального маркетинга.1
Местная власть должна не
только оперативно решать неотложные
проблемы (снабжение населения продуктами
питания, поддержка малообеспеченных
семей, мобилизация новых источников
сокращения дефицита местного
бюджета), но и иметь конкретные
программы действий на ближайшую
и более отдаленную перспективу.
Эти программы позволяют властным
структурам координировать работу
всех органов и лиц, заинтересованных
в развитии региона, и обеспечивать
целенаправленность такого развития.
Как известно, в современной
России сохраняются источники
кризиса регионов, вызванные несовершенством
бюджетного федерализма. Пока
еще у каждого региона остается
возможность получить дополнительные
средства не столько за счет
вовлечения внутренних резервов
роста, сколько за счет перераспределения
федеральных бюджетных средств.
При этом вступают в силу
механизмы как прямого лоббирования
в верхних эшелонах власти, так
и перераспределения ресурсов за счет
несовершенства того или иного законодательства,
прежде всего налогового. Существенными
факторами, определяющими развитие российских
регионов, должны стать четко сформулированные
принципы бюджетного федерализма и зафиксированные
правила перераспределения централизованных
ресурсов, которые послужат стимулом для
поиска внутрирегиональных резервов развития.
В условиях, когда перераспределение ресурсов
между регионами будет стабильным и упорядоченным,
особенно актуальными станут вопросы
управления социально-экономическим развитием
регионов.
Поэтому вполне очевидна
необходимость выработки концепции
управления развитием на основе
новых научных идей, подходов, механизмов,
методов, учитывающих изменение
содержания и структуры общественного
развития. Пока же большинству
предлагаемых в настоящее время
концепций и программ развития
по вопросам стабилизации, выхода
из кризиса, перехода к рыночной
экономике недостает ориентации на
человека.
Человек, с его способностями
и потребностями, условиями жизни
и деятельности, нереализованным
творческим потенциалом, по-прежнему,
как в разрушенной тоталитарной
системе, так и отжившей централизованной
административно-командной экономике,
не стал еще центром всех
идей, концептуальных построений, методологий,
программ практических действий.1
В сложившейся кризисной
ситуации в регионах центральное
значение имеет создание условий
устойчивого функционирования тех
объектов инфраструктуры, которые
обслуживают неотложные нужды
человека и создают необходимые
условия его жизнеобеспечения:
- экология;
- культура;
- образование, воспитание детей;
- личная и общественная безопасность;
- медицинское обслуживание;
- торговля, обеспеченность продуктами
питания и товарами народного потребления;
- муниципальные услуги (услуги ЖКХ,
пожарная безопасность, уборка мусора,
общественный
- транспорт, дороги);
- средства связи и массовой
информации.2
Необходимо создать все условия
для реализации принципа экономического
самоопределения и самоутверждения
личности, предпринимательской свободы
и возможности творческой деятельности
каждого с тем, чтобы способный
и трудолюбивый человек достигал
в обществе более высокого
социального статуса. Совершенствование
личности должно рассматриваться
как цель и как одна из
движущих сил общественного развития.
Развитие регионов и городов
должно быть, в свою очередь,
ориентировано на создание необходимых
условий для достойной жизни
населения, повышение ее уровня
и качества. Оценка результатов
социально-экономического развития
должна проводиться на основе
новых критериев, показателей
и нормативов, выражающих эти
условия.
Таким образом, концептуальные
основы эффективного управления
развитием региона неразрывно
связаны с формированием условий,
обеспечивающих достойную жизнь
человека, ее высокий уровень
и качество. Главный компонент
социально-экономического развития
- это воспроизводство самого
человека с созданием всей
инфраструктуры его жизнеобеспечения
и жизнедеятельности, а также
свободного развития. Данные подходы
позволяют выработать новые ориентиры
и направления развития регионов,
определить приоритетные факторы
многократного повышения эффективности,
разработать механизмы и технологии
управления развитием регионов.1
Местные органы власти на
уровне региона, города или
района, предоставляя услуги жителям
и предприятиям (содержание дорог,
водо-, тепло- и энергоснабжение, уборка
мусора, содержание парков, мест отдыха
и пр.), управляют функционированием территории,
но одновременно осуществляют управление
и ее социально-экономическим развитием.
Другими словами, органы местной власти
управляют и функционированием, и развитием.
Управление функционированием часто рассматривается
в качестве основной задачи органов власти.
В то же время управление социально-экономическим
развитием - весьма важная функция органов
городского и районного управления.
Управление развитием может
осуществляться с помощью широкого
спектра разнообразных стратегий,
программ, конкретных действий и
одноразовых управленческих решений,
посредством которых местная
администрация стремится стимулировать
развитие экономики региона или
города, создавать новые рабочие
места, увеличивать налоговую
базу, расширять возможности для
определенных видов экономической
активности, в которых заинтересовано
местное сообщество.
Не умаляя значения первой
из отмеченных функций местной
администрации (функции обслуживания),
можно с уверенностью сказать,
что функция социально-экономического
развития становится все более
значимой. Особое значение приобретает
она в переходный период, когда
к традиционным вопросам экономического
развития присоединяются вопросы
формирования и развития рыночной
инфраструктуры и преодоления
кризисных явлений, сопровождающих
переход экономики из одного
состояния в другое.
Целенаправленные действия
региональной администрации по
социально-экономическому развитию
региона - обязательная и, можно
сказать, центральная функция
органов власти региона, позволяющая
решать, проблемы кризиса и драматических
структурных изменений. Выход
из кризиса может оказаться
болезненным, если экономические
процессы будут пущены на самотек,
и в то же время он может
быть более гладким, если региональная
администрация будет активно
воздействовать на процессы экономического
развития, используя имеющиеся местные
преимущества и формируя новые.1
К сожалению, региональные органы управления
чаще действуют как "пожарная команда",
а не как заботливый родитель, думающий
о будущем своего ребенка. Стратегические
вопросы социально-экономического развития
регионов отодвигаются на задний план,
что недопустимо, особенно в условиях
кризиса, который поразил большинство
российских регионов.
Многочисленные исследования
подтверждают, что саморазвитие
регионов предполагает партнерство
населения, власти и собственников.
Часто это партнерство касается
обычных функций регионального
управления (функционирование учреждений
образования, медицинского обслуживания,
поддержание в нормальном состоянии
дорог, жилого фонда и инженерной
инфраструктуры по снабжению
электроэнергией, водой и теплом).
В то же время в вопросах
стратегического характера, затрагивающих
аспекты развития города или
региона в целом, данное партнерство
почти не просматривается. В
этой обстановке требуется определенная
политическая воля органов местной
власти, чтобы взять на себя
выполнение функций по активизации
данного партнерства и усилению
экономического развития.
В современной России, как
известно, многие регионы испытывают
тяжелый кризис, связанный со
структурными изменениями в народном
хозяйстве в целом. Реальная
практика демонстрирует полный
спектр всех возможных вариантов:
от помощи стагнирующему традиционному
старому производству до радикальной
поддержки новых видов экономической
активности, создающих новые рабочие места.
Весьма плодотворной концепцией,
позволяющей эффективно анализировать
проблемы экономического развития
региона, является концепция основного
и вспомогательного производства.
В любом регионе можно выделить
основную промышленность, т. е.
ту, продукция которой главным
образом вывозится из региона,
и вспомогательное производство,
продукция которого потребляется
преимущественно в его пределах.
Например, машиностроительный завод можно
рассматривать в качестве основного производства,
а всю обслуживающую инфраструктуру -
почту, детские сады, школы, поликлиники,
банки, страховые учреждения, экспедиционные
и транспортные службы, строительство
и пр. - в качестве вспомогательного. Обычно
при расширении основного производства
увеличивается и вся обслуживающая его
инфраструктура; возникает так называемый
мультипликативный эффект. Основное производство
можно рассматривать как своеобразный
ускоритель экономического роста.1
В качестве основного производства
не всегда выступает машиностроительное,
химическое, металлургическое производство.
Можно привести и такой пример.
Найден источник минеральной
воды. Для того, чтобы он успешно эксплуатировался,
кроме разливочной линии требуется разместить
производство по изготовлению тары. В
этом же регионе возникает необходимость
расширить складское хозяйство, развить
дополнительно транспорт, экспедиционные
и страховые услуги. Так из источника минеральной
воды "вырастает" целая цепочка взаимосвязанных
между собой видов деловой активности.
Данный пример показывает, как основное
производство может служить стимулом
развития связанных с ним производств.
Аналогичные цепочки возникают при развитии
туристического, гостиничного бизнеса,
при строительстве жилья и пр.
Вместе с тем основное
производство может быть не
только ускорителем, но и тормозом
развития, в частности, в том
случае, когда количество рабочих
мест в нем сокращается в
процессе структурной перестройки.
При достаточно быстрых структурных
сдвигах, обусловленных научно-техническим
прогрессом, главным фактором успешного
развития региона становится
не основное, а вспомогательное
производство. Долгосрочное процветание
региона зависит от того, насколько
развита в нем инфраструктура
и насколько готова она взять
на себя нагрузку нового основного
производства. Чем больше развита
инфраструктура ("вспомогательное"
производство), тем более гибкой
является вся экономика региона
или города, тем на более прочной
основе базируется его экономическое
развитие и процветание. Таким
образом, в условиях быстрой
смены основных производств главным
фактором устойчивого социально-экономического
развития становится степень развитости
всей городской инфраструктуры. Это дает
основание по-новому взглянуть на роль
так называемых вспомогательных производств,
оценить их как "первичный" фактор
социально-экономического развития и
залог его процветания в будущем.