Использование зарубежного опыта в области менеджмента на российских предприятиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 15:28, курсовая работа

Краткое описание

Oднoй из важных проблем, стоящих перед российской экономикой, является недостаточный уровень подготовки управленческих кадров. Одним из путей решения этой проблемы может быть разумное использование западного опыта менеджмента.
До нeдавнего времени в отечественной литературе преобладали критические оценки теории и практики западного менеджмента, которые хотя и признавали отдельные позитивные моменты, но в целом создавали негативный фон в общественном сознании.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Анализ зарубежного опыта управления……………………………….5
Модели управления……………………………………………………………….5
1.1 Американская модель…………………………………………………….....12
1.2 Японская модель……………………………………………………….........15
1.3 Маркетинговая модель……………………………………………………...20
Глава 2. Использование элементов зарубежного менеджмента в России.....23
2.1 Проблема выбора модели управления………………………………….......23
2.2 Внедрение системы контроллинга на предприятии……………….............25
2.3 Выбор организационной культуры……………………………………...….28
2.4 Рекомендации по выбору организационной структуры………………......30
Глава 3. Развитие трудового потенциала персонала российских предприятий в контексте использования зарубежных обучающих методик…………….....32
3.1. Понятие методов развития трудового потенциала организации………...32
3.2. Обучение как основной метод развития персонала…………………...….35
Заключение…………………………………………………………………….…40
Список используемой литературы……………………………………………...42

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ (2 курс).docx

— 274.42 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО 

Уральский  государственный  горный  университет

 

 

Кафедра экономики  и менеджмента

 

                                  Курсовая работа

по дисциплине «Теория  менеджмента»

на тему: 
     «Использование зарубежного опыта в области менеджмента на российских предприятиях»

 

 

                                                                                        

 

 

                                                                                          Преподаватель: Моор И.А.

                           Студент: Можаева Д.В.      Группа:  М-11

 

 

 

 

Екатеринбург

2013


Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3

Глава 1. Анализ зарубежного опыта управления……………………………….5

Модели управления……………………………………………………………….5  

1.1 Американская модель…………………………………………………….....12  

1.2 Японская модель……………………………………………………….........15  

1.3 Маркетинговая модель……………………………………………………...20

Глава 2.  Использование элементов зарубежного менеджмента в России.....23

2.1 Проблема выбора модели  управления………………………………….......23

2.2 Внедрение системы контроллинга на предприятии……………….............25

2.3 Выбор организационной культуры……………………………………...….28

2.4 Рекомендации по выбору  организационной структуры………………......30

Глава 3. Развитие трудового потенциала персонала российских предприятий в контексте использования зарубежных обучающих методик…………….....32

3.1. Понятие  методов развития трудового потенциала  организации………...32

3.2. Обучение как  основной метод развития персонала…………………...….35

Заключение…………………………………………………………………….…40 
Список используемой литературы……………………………………………...42

 

 

 

 

                                                            Введение

Oднoй из важных проблем, стоящих перед российской экономикой, является недостаточный уровень подготовки управленческих кадров. Одним из путей решения этой проблемы может быть разумное использование западного опыта менеджмента.

До нeдавнего времени в отечественной литературе преобладали критические оценки теории и практики западного менеджмента, которые хотя и признавали отдельные позитивные моменты, но в целом создавали негативный фон в общественном сознании.

В мировой практике управления наблюдается  сосуществование различных моделей  управления: американской, японской, западноевропейской, в чем проявляется процесс  интернационализации современного менеджмента. Часто истоки тех или  иных новшеств лежат не в национально-культурных особенностях той или иной фирмы, но предопределяются объективной логикой  научно- технического прогресса.

Задача российских руководителей  заключается не в механическом перенесении  опыта западного менеджмента, а  в творческом поиске новых решений, практическом применении менеджмента  в российских организациях. 
         Рыночная экономика предъявляет повышенные требования к руководителям организаций по сравнению с централизованной как в области экономики, так и управления, права, психологии, социологии. В России большинство руководителей имеет техническое образование, в то время как в развитых странах руководители проходят специальную профессиональную подготовку. В настоящее время возникла тенденция к изменению положения в подготовке руководящих кадров – создаются различные курсы, проводятся семинары для руководителей и т.д. При этом важную роль играет изучение опыта экономически развитых стран.

В аналитической части курсовой работы разобраны отдельные аспекты  западного опыта менеджмента. В  частности, приведены основные системы  управления фирмой. Разобран процесс  осуществления основных управленческих функций западными фирмами. Особое внимание уделено функциям планирования и контроля. Приведены основные положения  системы контроллинга, призванной рационализировать осуществление этих управленческих функций на предприятии. 
Существенное значение в налаживании эффективной работы предприятия имеет рациональная организационная структура. Наиболее распространенные организационные структуры, применяемые западными корпорациями, также приведены в аналитической части курсовой работы.

Рекомендательная часть курсовой работы посвящена собственно возможностям применения западного опыта в  российской практике. Даны рекомендации по каждому из пунктов, разобранных  в аналитической части.

Цель данной работы – рассмотреть  использования зарубежного опыта  на российских предприятиях.

Задачи:

    • Разобрать отдельные аспекты западного опыта менеджмента
    • Изучить процесс осуществления основных управленческих функций западными фирмами
    • Рассмотреть возможность применения зарубежного опыта в российской практике

 

 

 

 

               Глава 1. Анализ зарубежного опыта управления

                                    Модели управления

 

          Процессы, происходящие в управлении в последние годы, называют «тихой управленческой революцией». Ее начало совпало со вступлением развитого общества в информационную стадию. На смену старому, традиционному направлению в менеджменте, нашедшему свое отражение в так называемой американской модели менеджмента, и относительно новому, поведенческому(бихевиоральному), нашедшему отражение в японской модели, приходит новое(неформальное) направление, которое называют еще маркетинговым, индивидуалистическим, информационным.

       Суть американской модели менеджмента заключается в изначальном убеждении, что успех фирмы зависит, прежде всего, от факторов, лежащих в его границах (рациональной организации производства продукции, снижения издержек за счет выявления внутрипроизводственных резервов, роста производительности труда и эффективности использования всех ресурсов). 
Фирма рассматривается как закрытая система. При таком подходе цели и задачи считаются заданными и стабильными в течение длительного времени; основой стратегии является непрерывный рост и углубление специализации производства; организационная структура строится по функциональному принципу (с четким разделением аппарата управления по службам); решающее значение имеет контроль всех видов деятельности, четкое выполнение кадрами управления указаний сверху.

     Суть японской модели менеджмента и организации деятельности сводится к тому, что идеальная организация не должна иметь ни официальной организационной структуры,ни какой-либо формальной структуры вообще. 
Японский тип организации управления, являющийся результатом специфической культуры и экономической системы, оценивается специалистами как обеспечивающий наибольшую гармоничность и мобильность организации, необходимую в современном динамичном мире. Особенности японской системы проявляются в управлении персоналом, производством, сбытом, финансами. 
Система пожизненного найма и продвижения в зависимости от выслуги лет и возраста, организация групповой работы, оплата труда с учетом возраста, вклада в рационализацию и качество процесса, системы непрерывного обучения преимущественно на производстве – основные характеристики этой модели управления. Принцип оптимизации работы всей производственной системы как целостности является определяющим в организации управления производством.

Если сторонники современной японской системы управления доказывают, что  в японских фирмах организацию приспосабливают  под человека, то в системе управления американской фирмы, напротив, представления  о функциях, задачах и должностных  обязанностях, правах и взаимодействиях  предшествуют найму работников. По сформулированным требованиям производится поиск наиболее подходящих кандидатов на конкретную должность, иными словами, людей приспосабливают к системе.

Суть новой «философии» управления определяется следующими моментами:

    • ставка делается на человека самореализующегося;
    • фирма рассматривается как живой организм, состоящий из людей, объединенных совместным ценностями, как «клан»;
    • фирме должно быть присуще постоянное обновление, питающееся внутренним стремлением и нацеленное на приспособление к внешним факторам, главным из которых является потребитель.

Признаки, характеризующие различные  модели управления организацией, приведены  в таблице.

Новая философия управления основана на системном, ситуационном подходе. Фирма  – открытая система. Главные предпосылки  ее успеха лежат не внутри, а вне  нее. Успех связывается с тем, насколько удачно фирма вписывается  во внешнюю среду (экономическую, научно-техническую, социально- политическую) и приспосабливается  к ней. Все внутреннее построение системы является ответом на воздействия  внешней среды.

Организационные механизмы приспосабливаются  к выявлению новых проблем  и выработке новых решений.

Воплощением нового подхода стало  стратегическое управление, которое  предполагает дополнение планирования потенциала фирмы планированием  ее стратегии на основе прогнозов  будущего состояния среды. Изменение  ситуации вызывает изменение стратегии. Новая концепция управления требует  новых установок персоналу, новой  управленческой культуры – готовности к риску, ориентации на освоение новых  возможностей и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1. Характеристика основных типов организаций (по Оучи)

Организация типа А 
 
(американская модель)

Организация типа Y 
 
(японская модель)

Организация типа Z 
 
(маркетинговая модель)

 
1 Наем работников на относительно  короткое время

 
1. Пожизненный наем работников

 
1. Долгосрочный наем

 
2 Индивидуальное принятие решений

 
2. Коллективное принятие решений

 
2. Коллективное принятие решений

 
3 Индивидуальная ответственность

 
3. Коллективная ответственность

 
3. Индивидуальная ответственность

 
4 Быстрое развитие и продвижение

 
4. Медленное 
 
развитие 
 
и продвижение

 
4. Медленное 
 
развитие 
 
и продвижение

 
5 Механизмы явного, точного контроля

 
5. Механизмы косвенного контроля

 
5. Косвенный неформальный контроль  с точными, формализованными критериями

 
6 Способствование развитию специализированной  карьеры работников (по вертикали)

 
6. Способствование неспециализированной карьеры работника (диверсифицированный подход)

 
6. Умеренно специализированная карьера  работников

 
7 Избирательное (дифференцированное) отношение к работнику как  к таковому

 
7. Холистический (целостный) подход к работнику как к личности

 
7. Холистический подход, включая семью


Специалисты считают, что не существует идеальной модели управления, поскольку  каждая фирма уникальна. Фирма должна искать свою собственную модель. К  факторам, определяющим выбор управленческой модели, относятся:

    • размер фирмы;
    • характер продукции;
    • характер внешней среды.

С точки зрения последнего фактора  выделяют следующие модели управления:

    • модель рационального внутрифирменного управления в спокойной внешней среде;
    • модель управления в условиях достаточно динамичного и разнообразного рынка;
    • модель в условиях динамичного научно-технического прогресса;
    • модель приспособления к спонтанно, неожиданно возникающим под воздействием внешней среды, проблемам.

Фирмы находятся в процессе постоянного  поиска своей модели управления. Это  непрерывный процесс, так как  постоянно изменяются и сама фирма, и внешняя среда. Большинство  американских компаний осуществляют организационные  изменения не реже раза в год, а  крупные реорганизации проводят каждые 4-5 лет.

Современная система управления должна быть простой и гибкой. Ее главным  критерием является обеспечение  эффективности и конкурентоспособности. По мнению специалистов, она должна иметь следующие характеристики:

    • небольшие подразделения, укомплектованные квалифицированными специалистами;
    • небольшое число уровней управления;
    • ориентация всей деятельности фирмы на потребителя.

Обоснование выбора анализируемых функций

Под функциями менеджмента (управления) понимаются несколько обособленные процессы направления деятельности менеджера, позволяющие осуществлять управляющее воздействие. 
Выделение функций менеджмента происходит в результате разделения и специализации труда в сфере управления, а это одновременно означает, что они постоянно модифицируются и углубляются. 
Различные авторы классифицируют функции управления несколько по-разному. 
Например, Мескон и др. выделяют планирование, организацию, мотивацию и контроль, И. Герчикова выделяет маркетинг, планирование, организацию и контроль. Авторы «Книги делового человека» различают семь функций управления: целеполагание, организацию, стимулирование, планирование, учет, контроль и регулирование. Ю. Кузнецов предлагает выделять следующие функции менеджмента:

Информация о работе Использование зарубежного опыта в области менеджмента на российских предприятиях