Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 20:47, курсовая работа
Целью исследования является выявление основных потребностей, мотивов и стимулов человека, изучение воздействия на них с помощью механизма мотивации, а также рассмотрение осуществления мотивации в рамках организации.
Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи:
-рассмотреть основные термины и понятия мотивации;
-изучить механизм мотивации;
-изучить наиболее известные теории мотивации;
-привести примеры эффективной мотивации;
-описать методы и структуру мотивационного процесса в организации;
Введение………………………………………………………………………..…….3
1. Теоретические основы управления мотивацией персонала туристического предприятия…………………………………………………………………….……6
1.1 Понятие и сущность мотивации……………………………………………….6
1.2. Основные теории мотивации…………………………………………...……..17
1.3 Принципы мотивационного менеджмента в туристических фирмах…….…23
2. Мотивация персонала как залог успешной деятельности туристической фирмы (на примере ООО «Лайт»)……………………………………………...…25
2.1. Общая характеристика туристической фирмы ООО «Лайт»……...………..25
2.2. Анализ хозяйственной деятельности туристической фирмы ООО «Лайт»)……………………………………………………………………………...26
2.3. Анализ деятельности по мотивации персонала ООО «Лайт»)……………..30
3. Разработка рекомендаций по совершенствованию системы мотивации в туристской организации………………………………………………………..….38
Заключение………………………………………………………………………….42
Список использованной литературы………………………………………….…..44
Приложение…………………………………………………………………………46
Большое внимание руководство
уделяет улучшению
Несмотря на юный возраст фирмы, здесь сложились некоторые традиции: совместное празднование Дня рождения фирмы, Нового года и других праздников, поздравление и совместное празднование дней рождений сотрудников, походы в клубы, рестораны, корпоративные поездки на природу, отдых на теплоходах и т. п.
Диагностика существующей мотивационной среды на предприятии.
В ходе исследования была проведена диагностика и анализ структуры трудовой мотивации персонала компании, так как именно опрос - из наиболее действенных методов оценки уровня удовлетворенности персонала.
Для письменного опроса сотрудников использовалась специальная анкета, представленная в Приложении 2.
Для определения уровня мотивации сотрудников были выделены следующие категории персонала:
В опросе участвовал весь коллектив ООО «Лайт».
В результате опроса получены
данные о типах мотивации
Большинство опрошенных оказалось скорее удовлетворены размером заработка, чем неудовлетворены (86% опрошенных). 14%, скорее неудовлетворенных величиной зарплаты (уборщица).
Высокая степень удовлетворенности
большинства респондентов отмечается
также по следующим позициям - возможность
должностного продвижения, санитарно-гигиенические
условия, уровень организации труда,
уровень технической
По позициям - разнообразие работы, необходимость решения новых проблем, соответствие работы личным способностям, самостоятельность в работе, а также возможность улучшения жилищных условий - наблюдается заметная дифференциация ответов, в зависимости от занимаемой должности.
Высокий уровень удовлетворения отмечали руководящие работники.
Следующий вопрос построен с помощью линейной шкалы. 70% опрошенных отметили достаточно высокую степень удовлетворенности своей работой - 60 - 70%.
Большинство респондентов - 85% - отметили достаточно высокий уровень карьерных притязаний: они планируют повышение своего служебного статуса в ближайшие 1 - 2 года.
Среди применяемых в ООО «Лайт» методов стимулирования большинство респондентов отметили как действующие очень существенно материальное стимулирование, трудовой настрой коллектива, экономические нововведения в компании, общую социально-экономическую ситуацию в стране, а также боязнь потерять работу.
Меньшее влияние на персонал
оказывают моральное
Большинство опрошенных (95%) считает, что экономические нововведения способствуют повышению эффективности работы подразделения.
На вопрос анкеты «Заставляет
ли Вас сложившаяся социально-
Лидирующие позиции среди характеристик работы заняли — возможность профессионального роста, величина заработной платы, благоприятные условия труда, обеспеченность необходимой техникой.
Для респондентов уровня руководителей первые позиции заняли участие в управлении компанией, престиж профессии, самостоятельность в выполнении работы.
Высокий уровень трудовой активности и самоотдачи отметили 75 процентов опрошенных, среди руководителей — 100 процентов.
14% респондентов отметили беспокойство, связанное с перспективой потерять работу.
Половая структура опрошенных — 100% женщины.
Все в возрасте от 31 до 45 лет.
Все опрошенные имеют высшее образование.
Большинство опрошенных имеют стаж работы от 8 до 15 лет.
Таким образом, можно сделать
вывод, что на предприятии разработана
и успешно функционирует
Устойчивый рост объемов продаж туристких путевок, показателей выручки и прибылей свидетельствуют о высокой эффективности менеджмента на предприятии и в том числе о отражает успешность проводимых мотивационных мероприятий..
Эти значения отражают достойный уровень оплаты труда и удовлетворенность работников условиями труда, трудовыми и социальными льготами.
3.Разработка рекомендаций
по совершенствованию системы
мотивации в туристской
Существует множество способов формирования мотивационной составляющей в небольшом коллективе. В то же время нет универсального стиля управления, одинаково подходящего для осуществления руководства разными людьми. Хороший руководитель небольшой фирмы — это прежде всего хороший психолог, который в может нужный момент изменять свой стиль управления. Повышению мотивации сотрудников всегда способствует создание организационного климата, где бы имелись возможности для самореализации каждого сотрудника. Это является залогом мотивационного управления.
Основные принципы мотивационного менеджмента в применении к туристским фирмам:
• определить главное для каждой компании – цель существования и ориентировать людей эту конечную цель;
• учитывать индивидуальные
особенности и способности
• обращать внимание на те стимулы, которые в наибольшей степени способствуют росту самоуважения работника и его желания добиться выполнения поставленной задачи;
• делать все возможное для проявления индивидуальности и компетентности сотрудников;
• определить стандарты работы (что значит хорошо/плохо выполненная задача);
• добиваться строжайшего соблюдения трудовой дисциплины;
• быть терпимее к ошибкам и промахам других;
• стараться демонстрировать своими действиями и отношением что вы «за» своих подчиненных, а не «против» них;
• продумать возможности для карьерного роста для самых ценных сотрудников, определить правила, по которым бы сотрудники повышались в должности и получали поощрение исключительно за их деловые заслуги;
• внедрять новые формы организации труда, стремясь максимизировать творческое взаимодействие между работниками;
• формулировать задачи четко, понятно и не забывать контролировать их выполнение;
• обучать и повышать квалификацию своих сотрудников;
• совершенствовать свой собственный управленческий и творческий потенциал.
Эффективное управление персоналом
выдвинулось в число
Своевременное комплектование кадрами всех туристских организаций становится невозможным без четкого планирования, разработки и реализации кадровой политики.
В мотивации персонала были выявлены проблемы, связанные с неудовлетворительным уровнем мотивации и слабо развитой карьерной структурой предприятий, а также условия и организация труда, режим работы, размер заработка, что является основными причинами текучести персонала в фирмах.
Большинство сотрудников удовлетворены системой оплаты их труда, при этом многие не удовлетворены системой корпоративности, психологическим климатом в фирмах и отсутствием нематериальных поощрений в виде публичных похвал и признания заслуг.
Необходимо проведение мероприятий
по улучшению мотивационной
Большинство сотрудников - молодые люди с высшим образованием, которым необходимо удовлетворение честолюбия. Многие работники воспринимают в качестве подобной нормы похвалы в их адрес со стороны руководства на собрании коллектива, благодарности с занесением в трудовую книжку и другие аналогичные меры. Для многих сотрудников знакомы меры негативного стимулирования, такие, как выговор, снижение или лишение премии, уменьшение ставки зарплаты, перевод на более низкую ступеньку служебной лестницы.
Только небольшое число сотрудников считают, что в турфирме, в которой они работают присутствует корпоративность, при этом большинство признают корпоративность только частично. Несколько сотрудников считают психологический климат на рабочем месте комфортным, большинство же не удовлетворены ситуацией и либо находятся постоянно в состоянии конфликта с коллегами, либо с трудом сдерживают свои эмоции.
Для улучшения психологического климата, повышения сплоченности коллектива необходимо разработать и внедрить корпоративную политику фирмы, которая поможет сплотить коллектив, погасит накаленную психологическую атмосферу, повысит лояльность сотрудников к фирме и послужит дополнительным стимулом к качественной работе.
Необходимо проводить мероприятия, направленные на улучшение социально-психологического климата в коллективе. Приглашать специалиста, который проведет тренинг по тактике разрешения конфликтных ситуаций. Организовывать проведение совместных праздников.
Большинство сотрудников турфирм хотели бы публичной похвалы и признания заслуг, поэтому предлагается расширить социальный пакет, дополнив его имиджевыми составляющими в виде вручения корпоративных наград, подтвержденных материальным стимулированием.
Численность персонала турфирм всегда увеличивается и поэтому следует удерживать квалифицированные кадры, кадровой службе следует более целенаправленно заниматься мотивацией персонала. Мировая практика управления подтверждает, что вложения в кадры - самые рентабельные.
Заключение.
Мотивация труда,
несмотря на различие подходов, является
одним из основополагающих методов
управления персоналом, побуждающим
работников к достижению целей, стоящих
перед ними и организацией. Развитие
рыночных отношений в России заставляет
руководителей изменять существующие
методы и формы хозяйствования во
всех сферах современного менеджмента,
и в первую очередь при управлении
мотивацией труда персонала. Эти
изменения необходимо базировать на
существующих потребностях работников,
которые, несмотря на сложное экономическое
положение, не ограничиваются только материальной
составляющей, а представлены во всем
многообразии. Поэтому руководители,
желающие добиться эффективной работы
своих сотрудников, применяют не
только методы экономического стимулирования
и административного
Все поставленные в начале задачи курсовой работы решены. Выявлены все материальные и нематериальные методы мотивирования, применяемые на фирме. В рамках Российского бизнеса, рассмотрены и проанализированы эти методы на примере туристической фирмы ООО «Лайт».
В процессе анализа установлено,
что применяемая система
Доказана важность существования системы мотивации на фирме и комплексного применения материальных и нематериальных методов. Рассмотрены ключевые методы мотивации, необходимые в кризисной ситуации. Для наших дней это чрезвычайно актуально.
На основе анализа системы мотивации в туристической фирмы ООО «Лайт» можно сделать вывод, что, во-первых, не существует идеальной системы мотивации, а во-вторых, ей не уделяется достаточного внимания. Руководители, заинтересованные только в получении максимальной прибыли, часто забывают, что работники также заинтересованы в хорошем заработке, условиях труда и внимании к своей работе. А между тем, персонал любой фирмы является одним из основных факторов производства. И от того, насколько он будет удовлетворен своей работой, насколько он будет мотивирован на более высокие результаты, зависит успех и процветание компании.
Наибольший вес среди форм мотивации имеет оклад и индивидуальная надбавка, а затем уже следуют различные виды премий, на фоне других выделяются медицинское страхование, возможность получения кредитов и материальная помощь. Значимыми так же являются следующие мотивационные формы: хороший моральный климат в коллективе, карьера, хорошие условия труда, оплата путевок, социальные отпуска.
Список использованной литературы