Исследование организации местного самоуправления в муниципальном образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 10:44, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования состоит в том, что специфика системы местного самоуправления опирается на властные структуры в вопросах реализации, в пределах собственной компетенции закрепленных полномочий, на гражданское общество при максимальной приближенности и взаимодействии с населением, а также на хозяйствующих субъектов, представляющих собой муниципальные образования – производителей и потребителей продукции и услуг с собственным бюджетом. Это позволяет говорить о целесообразности принципиально нового подхода к функционированию и возможностям отдельных институтов властных полномочий. Система местного самоуправления как раз является таким единым институтом, который сочетает в себе все вышеперечисленные составляющие.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы местного самоуправления………………….5
1.1. Основные этапы становления системы МСУ в РФ……………….5
1.2. Понятие и принципы МСУ в РФ…………………………………...7
1.3. Функции МСУ………………………………………………………10
2. Анализ системы МСУ в Вологде…………………………………….13
2.1. Характеристика системы МСУ…………………………………….13
2.2.Факторы препятствующие органам МСУ………………………….17
3. Совершенствование организации МСУ……………………………..25
Заключение ………………………………………………………………32
Список использованной литературы……………………………………33

Вложенные файлы: 1 файл

titulnik.docx

— 131.45 Кб (Скачать файл)

ФГБОУ ВПО

  «Вологодский государственный технический  университет»

 

Экономический факультет

Кафедра менеджмента

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Дисциплина: «Исследование систем управления»

Наименование  темы: «Исследование организации  местного самоуправления в муниципальном  образовании»

 

 

 

Руководитель

         к.н.п., доцент   Советова Н.П.

Выполнил (а) студент

      Уният Н.Я.

Группа, курс

        3 курс ЭГУ – 31             

Дата сдачи 

____________________________

Дата защиты

Оценка по защите

____________________________

_______________________________________


 

 

 

 

 

 

 

 

Вологда

2012 г.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3

1. Теоретические  основы местного самоуправления………………….5

1.1. Основные этапы становления системы МСУ в РФ……………….5

1.2. Понятие и принципы МСУ в РФ…………………………………...7

1.3. Функции МСУ………………………………………………………10

2. Анализ системы МСУ в Вологде…………………………………….13

2.1. Характеристика системы МСУ…………………………………….13

2.2.Факторы препятствующие органам МСУ………………………….17

3. Совершенствование организации МСУ……………………………..25

Заключение ………………………………………………………………32

Список использованной литературы……………………………………33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

        Опыт проведения  преобразований в различных сферах  социальной и экономической жизни  показал, что только те из  них имеют шанс на успех,  которые осознанно поддерживаются  на региональном и местном  уровнях, одобряются населением. В условиях кризиса данный  тезис не только не потерял  своей актуальности. Напротив, в  данной ситуации «от того, насколько  синхронно, совместно, солидарно  будут действовать государство  с одной стороны, и гражданское  общество с другой стороны, - зависит  успех».

Актуальность исследования состоит  в том, что специфика системы  местного самоуправления опирается  на властные структуры в вопросах реализации, в пределах собственной  компетенции закрепленных полномочий, на гражданское общество при максимальной приближенности и взаимодействии с  населением, а также на хозяйствующих  субъектов, представляющих собой муниципальные  образования – производителей и  потребителей продукции и услуг  с собственным бюджетом. Это позволяет  говорить о целесообразности принципиально  нового подхода к функционированию и возможностям отдельных институтов властных полномочий. Система местного самоуправления как раз является таким единым институтом, который  сочетает в себе все вышеперечисленные  составляющие.

Цель исследования состоит в  теоретической и практической реализации методологии оптимального управления в сфере регионального развития для создания определенных преимуществ  для общественно-социальной и экономической  сферы.

В соответствии с заданной целью  в курсовой работе рассматривается  задача рассмотреть методы и способы  совершенствования МСУ В Вологодской  области.

Объектом исследования является методология  анализа и совершенствования  организации МСУ.

Предметом исследования – являются показатели развития МСУ в Вологодской  области.

В соответствии с намеченными целями и задачами в первой главе исследования будут раскрыты теоретические аспекты  возникновения и дальнейшего  развития основ самоуправления . Вторая глава исследования посвящается  анализу и тенденциям социально-экономического развития МСУ в Вологодской области  . И в третьей главе исследования речь пойдет о совершенствовании организации МСУ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретические основы местного самоуправления
    1. Основные этапы становления системы МСУ в РФ

          Общепризнанные принципы и нормы международного права, а также ряд международных договоров Российской Федерации устанавливают правила регулирования вопросов, связанных с организацией местного самоуправления (статья 15 Конституции Российской Федерации). Из них главным международным актом в вопросах, которые связанны с местным самоуправлением, является Европейская хартия местного самоуправления, которая была принята Советом Европы 15 октября 1985 года (Российская Федерация является членом Совета Европы с 28 февраля 1996 года. Европейская хартия ратифицирована Государственной Думой 20 марта 1998 года и вступила в силу на территории Российской Федерации с 1 сентября 1998 года Хартия в которой установлен ряд важнейших принципов, которые формально лежат в основе организации местного самоуправления, а также гарантируют права органов местного самоуправления.[4]

          Есть определенный список моделей местного самоуправления в Российской Федерации. В юридической литературе разработаны 5 главных моделей МСУ:

1) сущностная;

2) функциональная;

3) организационно-структурная; 

4) материально-финансовая;

5) правовая.

          В последнее время выделяется также один тип модели - «территориальный». Все данные модели являются взаимообусловленными, а также подтвержденными конституционными нормами.

          Дореволюционный этап был отмечен различными реформаторскими изменениями в области местного самоуправления. Самые существенные реформенные реорганизации были осуществлены к началу 60-х годов XIX века, когда вскоре после упразднения крепостного права императором Александром II был подписан указ правительственному Сенату о вступлении в законную силу с 1 января 1864 года «Положения о земских учреждениях». Самым существенным фактором, способствующим появлению на свет земства, стал указ от 19 февраля 1861 года, в соответствии с которым больше 20 миллионов крепостных крестьян приобрели «вольные». [3]

          Системы местного самоуправления, которые функционировали в Советском Союзе, а также в РФ в 80-е годы XX века, характеризовались следующим образом. В соответствии с Конституцией СССР, местные Советы обязаны были возглавлять на своей территории государственные, хозяйственные и социально-культурные строительные объекты; ратифицировать плановые проекты экономического и общественного развития, а также местный бюджетный фонд; руководить подвластными им органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями; гарантировать соблюдение законодательства, охранять государственный и общественный порядок, стоять на охране прав граждан; и способствовать упрочению обороноспособности государства.

          Главной ступенью развития реформы муниципального управления, как уже указывалось выше, стало принятие 9 апреля 1990 года Закона Союза Советских Социалистических Республик, который назывался «Об общих началах местного самоуправления местного хозяйства в СССР». Кроме характерных особенностей, в соответствии с которыми широкие полномочия передавались МСУ, появилось и укрепилось понимание тех условий, что данные полномочия и работа органов самоуправления должна была базироваться на твердой финансовой и экономической основе.

          В 1993 году была принята новая Конституция РФ, которая зафиксировала законодательно положение о том, что органы местного самоуправления больше не входят в систему органов государственной власти. В соответствии со ст. 132 определялась сфера проблем местного значения: «органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

          Существенным событийным этапом в становлении системы МСУ в России было принятие ФЗ от 28 августа 1995 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В законодательном акте органы МСУ характеризовались как самостоятельные, и их функции должны были осуществляться под их собственную ответственность. Право граждан на реализацию местного самоуправления регулируется такими тезисами закона, как: признание равенства граждан; права в соответствии с выборами избирать или быть избранными в органы МСУ; а также равноправный доступ к муниципальным службам

В результате проведенной реформы  народонаселение будет иметь  возможность активнее участвовать  в жизни своего округа, области, района и проявлять инициативу в осуществлении  власти органами МСУ. [4]

1.2. Понятие и принципы  МСУ в РФ

          В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации в нашей стране признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий является самостоятельным органом. В соответствии с законодательством органы местного самоуправления не считаются частью или участником системы органов государственной власти. В пункте 2 статьи 3 данного основополагающего документа говорится о том, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Следовательно, местное самоуправление представляет собой одну из форм реализации народом своей власти. [2]

Также главные моменты  и принципы данного института  особенно подробно освещены в главе 8 Конституции Российской Федерации, в которой статьями 130, 131, 132 и 133 закреплены общие положения об организации  местного самоуправления в России.

В соответствии с информацией из вышеперечисленных статей, местное  самоуправление в Российской Федерации  позволяет принимать самостоятельные  решения по некоторым вопросам, которые  имеют только лишь местное значение. Например, среди таких вопросов могут  быть такие моменты как владение, использование и распоряжение элементами муниципальной собственности. Принятие решений по вопросам производится собранием  граждан через созыв референдумов, выборов, а также других форм прямого  волеизъявления, через выборные и  другие органы местного самоуправления. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и  на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура  органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Смена границ территорий, непосредственно в которых  имеет силу местное самоуправление, возможна только лишь с учетом населения  соответствующих территорий. [6]

Принципы местного самоуправления — это обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых им органов, самостоятельно осуществляющих управление местными делами.

В принципах местного самоуправления находят отражение требования объективных закономерностей и тенденций развития местной власти. Для них характерно следующее:

    • Принцип предопределяют построение и функционирование муниципальной власти.
    • Выступая теоретической основой муниципального строительства, принципы помогают уяснить сущность местного самоуправления, его отличительные черты и признаки.
    • Принципы выступают в качестве критерия оценки действующей системы местного самоуправления: насколько она отвечает началам идеям, выраженным в принципах местного самоуправления.
    • Принципы местного самоуправления, отражая сущностные признаки и черты местного самоуправления, способствуют сохранению преемственности в развитии институтов местного самоуправления. [5]

Реализация принципов  местного самоуправления обеспечивается не только их правовым закреплением в законодательстве, уставах муниципальных образований, но и системой соответствующих данным принципам организационных форм и методов муниципальной работы.

К общим принципам местного самоуправления относятся:

    • самостоятельность решения населением вопросов местного значения;
    • организационное обособление местного самоуправления, его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций;
    • соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям;
    • ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением;
    • многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления;
    • соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
    • законность в организации и деятельность местного самоуправления;
    • гласность деятельности местного самоуправлении;
    • коллегиальность и единоначалие в деятельности местного самоуправления;
    • государственная гарантия местного самоуправления

Информация о работе Исследование организации местного самоуправления в муниципальном образовании