Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 10:44, курсовая работа
Актуальность исследования состоит в том, что специфика системы местного самоуправления опирается на властные структуры в вопросах реализации, в пределах собственной компетенции закрепленных полномочий, на гражданское общество при максимальной приближенности и взаимодействии с населением, а также на хозяйствующих субъектов, представляющих собой муниципальные образования – производителей и потребителей продукции и услуг с собственным бюджетом. Это позволяет говорить о целесообразности принципиально нового подхода к функционированию и возможностям отдельных институтов властных полномочий. Система местного самоуправления как раз является таким единым институтом, который сочетает в себе все вышеперечисленные составляющие.
Введение………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы местного самоуправления………………….5
1.1. Основные этапы становления системы МСУ в РФ……………….5
1.2. Понятие и принципы МСУ в РФ…………………………………...7
1.3. Функции МСУ………………………………………………………10
2. Анализ системы МСУ в Вологде…………………………………….13
2.1. Характеристика системы МСУ…………………………………….13
2.2.Факторы препятствующие органам МСУ………………………….17
3. Совершенствование организации МСУ……………………………..25
Заключение ………………………………………………………………32
Список использованной литературы……………………………………33
Благодаря общим принципам,
в соответствии с которыми функционирует
МСУ, его органы осуществляют свою работу
слаженно и в соответствии с определенным
порядком. Но, в то же время, их работа
предопределена теми устоями, которые
существуют в данной территории и
подчиняются обычаям и
Под понятием «функции местного самоуправления» понимается ряд основных направлений работы муниципалитета. Функциональный набор возможностей местного самоуправления обусловливается природой его происхождения, местом муниципального самоуправления в системе народовластия, теми задачами и целями, к достижению которых направлена муниципальная деятельность. Местное самоуправление, является одной из составляющих основы любого демократического строя, так как представляет собой олицетворение народной власти и осуществляет обеспечение приближения управления к гражданам. Утверждая демократические начала организации и осуществления власти на местном уровне, муниципальное самоуправление укрепляет основы народовластия. [10]
С учетом роли местного самоуправления в организации и осуществлении власти народа, задач, решаемых в процессе муниципальной деятельности и полномочий местного самоуправления, можно выделить следующие основные функции местного самоуправления:
Центральное место в управленческом цикле, осуществляемом в муниципальном управлении (как, впрочем, и в корпоративном), занимает планирование. Все остальные управленческие функции, в конечном счете, зависят от того, каковы цели организации и каковы способы их достижения, что и определяется в ходе планирования. Таким образом, планирование можно определить как деятельность, направленную на определение целей и способов действия, обеспечивающих достижение этих целей. [8]
Функция организации в муниципальном
управлении обеспечивает формирование
системы органов управления муниципальным
образованием, их внутренней структуры,
связей как внутри этих органов, так
и между ними. Особое значение в
этой связи приобретает формирование
оптимальной организационной
Функция руководства непосредственно
направлена на сотрудников организации
и призвана обеспечить такое их поведение,
которое преследует достижение целей
организации, в данном случае системы
органов муниципального управления.
По этой причине эффективное лидерство
становится высокоценным качеством
руководителя, имеющим особое значение
в сфере муниципального управления
еще и потому, что нередко такому
руководителю приходится обеспечивать
не только должное поведение работников
муниципалитета, но и отдельных организаций
и предприятий ему
Содержание контроля- как завершающей функцией управления состоит в том, чтобы, сравнивая полученные результаты деятельности муниципального управления с плановыми, определять в случае необходимости корректирующие меры.
Завершая рассмотрение функций
управления, следует еще раз отметить,
что «изолированное»
Местное самоуправление - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами Вологодской области, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций.
Принадлежность прав местного самоуправления населению города Вологды:
-участвовать в городских референдумах, собраниях, голосовании по вопросам изменения границы, преобразования муниципального образования и инициировать их проведение;
-избирать и быть избранными в органы и на выборные должности местного самоуправления;
-равного доступа к муниципальной службе;
-обращаться в органы и к должностным лицам местного самоуправления и получать ответ по существу своего обращения;
-получать достоверную информацию о деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления;
-инициировать отзыв депутата, выборного должностного лица местного самоуправления, участвовать в процедуре отзыва;
-судебной защиты прав на участие в местном самоуправлении.
Местное самоуправление в городе Вологда осуществляется:
-выборный представительный орган - Вологодскую городскую Думу;
-высшее должностное лицо - Главу города Вологды;
-исполнительно-
-контрольный орган - Контрольно-счетную палату города Вологды.
Высшим непосредственным выражением власти населения города Вологды являются референдум и свободные выборы.
Изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений в Устав муниципального образования "Город Вологда". Решение Вологодской городской Думы об изменении структуры органов местного самоуправления вступает в силу не ранее чем по истечении срока полномочий Вологодской городской Думы, принявшей указанное решение. Решение об изменении срока и (или) перечня полномочий органов местного самоуправления вступает в силу не ранее чем по истечении срока полномочий Вологодской городской Думы, принявшей указанное решение.
Решение об изменении срока и (или) перечня полномочий Главы города Вологды применяется только к Главе города Вологды, избранному после вступления в силу соответствующего решения (за исключением случаев изменения перечня полномочий в связи с изменениями, внесенными федеральными и областными законами). [10]
Вологодская городская Дума подотчетна и подконтрольна населению, а по вопросам исполнения бюджетной сметы на финансовое обеспечение деятельности Вологодской городской Думы и ее аппарата, соблюдения установленного порядка рассмотрения проекта бюджета города, отчета о его исполнении, порядка распоряжения муниципальным имуществом подконтрольна Контрольно-счетной палате города Вологды.
Депутаты Вологодской городской Думы, выборные должностные лица местного самоуправления подотчетны и подконтрольны населению и Вологодской городской Думе. Глава города Вологды подотчетен и подконтролен населению и Вологодской городской Думе. Администрация города Вологды подотчетна населению и Вологодской городской Думе, подконтрольна населению, Вологодской городской Думе, Главе города Вологды, а также в пределах компетенции Контрольно-счетной палаты города Вологды - Контрольно-счетной палате города Вологды, а в части исполнения отдельных переданных государственных полномочий - уполномоченным органам государственной власти. Контрольно-счетная палата города Вологды подотчетна населению и Вологодской городской Думе, подконтрольна Вологодской городской Думе.
Анализ деятельности органов государственной власти, а также органов местного самоуправления в Вологодской области показал достаточно высокую степень наполненности правовой основы местного самоуправления на уровне Вологодской области. Органы государственной власти области проводят систематический анализ федерального законодательства на предмет реализации полномочий органов власти области в сфере организации местного самоуправления, оказывают правовую, методическую, информационную и организационную поддержку муниципальным образованиям.
Развивается правовая база на уровне местного самоуправления. Издание муниципальных правовых актов осуществляется достаточно интенсивно как представительными органами, так и главами муниципальных образований: менее чем за два года существования муниципальных образований была урегулирована основная часть вопросов местного значения в большинстве сфер, по которым должно осуществляться местное самоуправление. Активно развивается правовая база местного самоуправления в экономической и финансовой сферах. Во всех муниципальных образованиях приняты местные бюджеты, осуществляется процесс перераспределения объектов собственности. [8]
В целом, оценивая правовую основу осуществления местного самоуправления в Вологодской области, необходимо отметить, что существующее правовое регулирование муниципальной реформы в Вологодской области в основном соответствует требованиям федерального законодательства, осуществлялось и осуществляется достаточно полно и своевременно. Органы государственной власти области используют многообразные формы взаимодействия с органами местного самоуправления, влияя на содержание и методы работы муниципалитетов, достаточно четко обозначая свою позицию по отношению к тому, что происходит в сфере местного самоуправления, и добиваясь развития муниципалитетов в нужную (с точки зрения федерального законодателя) сторону с учетом областных особенностей и условий.
Исходя из требований Федерального закона N 131-ФЗ, в Вологодской области принято значительное число законов, которыми:
установлены наименования органов местного самоуправления муниципальных образований;
регламентируется реестр муниципальных должностей муниципальной службы в муниципальных образованиях;
определяются условия
устанавливаются предельные (максимальные) нормативы размера оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений;
устанавливаются показатели, используемые
для формирования расходов областного
бюджета на текущее содержание учреждений,
финансируемых из областного бюджета,
для формирования фондов финансовой
поддержки муниципальных
устанавливается административная ответственность за нарушение должностным лицом местного самоуправления порядка и срока письменного ответа на обращения граждан в органы местного самоуправления,
а также регламентируются другие вопросы. [6]
2.2. Факторы препятствующие органам МСУ
В соответствии с Федеральным законом № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 1 января 2006 г. в Вологодской области организовано местное самоуправление на двух уровнях: окружном (районном) и поселенческом.
Информация о работе Исследование организации местного самоуправления в муниципальном образовании