Исследование организации стратегического планирования в российских организациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 13:46, курсовая работа

Краткое описание

Стратегическое планирование - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Динамичный процесс стратегического планирования является

Содержание

Введение 3
1. Планирование как функция управления предприятием 5
1.1Сущность планирования 6
1.2.Виды стратегического планирования 6
1.3.Необходимость стратегического планирования на предприятии 9
2. Методология и организация стратегического планирования 11
2.1.Система методологии и логика стратегического планирования 11
2.2.Принципы методологии стратегического планирования 15
2.3.Миссия, цели, задачи 17
2.4.Ограничение стратегического планирования 21
3. Разработка стратегии фирмы 26
3.1.Анализ внутренней среды фирмы 26
3.2.Анализ внешней среды фирмы 29
3.3.Разработка миссии 33
3.4.Анализ стратегического потенциала 34
3.5.Разработка стратегии 36
Заключение 37
Список использованных источников 39

Вложенные файлы: 1 файл

HAI-0557.docx

— 129.68 Кб (Скачать файл)

Решению любых  проблем управления, а следовательно, и стратегического планирования имеет определенную логику.

Содержание  логики стратегического планирования  раскрывают следующие ее структурные  элементы:

  1. определение и формирование цели и системы целей, которые преследует в планируемом периоде  субъект, стратегического планирования;
  2. анализ исходного уровня развития объекта стратегического планирования в период, предшествующий планируемому и уточнение параметров достигнутого уровня и его структуры к началу этого периода;
  3. определение объема и структуры потребностей общества в планируемом периоде, в результатах функционирования соответствующих объектов стратегического планирования;
  4. выявление объема и структуры ресурсов, имеющихся на начало планируемого периода и вновь создаваемых в планируемом периоде;
  5. согласование, балансирование потребностей и ресурсов социально экономических подсистем различного уровня путем преодоления временных противоречий, несоответствий между ними, на основе шкалирования, ранжирования  потребностей и подготовка управленческих решений в форме стратегических прогнозов, программ и планов.

Центральное место в логике занимает процесс  формирования целей, которые ставятся перед соответствующими социально -экономическими системами в планируемом периоде.

Под целями в стратегическом планировании понимают желательные состояния или результаты функционирования соответствующего объекта  планирования в определенный момент будущего.

Задачи - это цели. Достижение которых желательно к определенному моменту времени в пределах стратегического планирования.

Цели могут  быть недостижимы в пределах планируемого периода, но приближение к ним  за это время должно быть возможным. Задачи должны быть в принципе осуществимыми в течении планируемого периода.

Любой субъект, стратегического планирования на стадии формулирования целей и задач  должен:

  • определить цели планируемой системы и перевести их на язык задач, что позволяет получить своеобразный график выполнения последних;
  • предусмотреть четкую формулировку всех задач и разработать критерии оценки прогресса в выполнении каждой из них;
  • исключить возможные противоречия, конфликты между задачами, то есть решить, что делать, если выполнение одной задачи противоречит  выполнение другой.

Анализ исходного  уровня состояния объекта стратегического  планирования в предплановый период -вторая важная процедура логики планирования. Значение этой процедуры определяется, тем фактом, что развитие национальной экономики, корпорации, фирмы в ближайшее после базисного периода годы, в значительной мере предопределено наличными производственными мощностями, трудовыми ресурсами и другими факторами воспроизводства, которые сложились в предплановый период.

Третий структурный элемент логики стратегического планирования -все стороннее изучение объема и структуры потребностей общества, его отдельных подсистем в планируемом периоде. Выявление потребностей общества в различных товаров и услугах через-вычайно важная процедура логики стратегического планирования так как любая фирма, корпорация, общественные институты возникают и функционируют для удовлетворения определенных потребностей людей. Под ними понимают объективно необходимые условия протекания жизненных процессов, соответствующие исторической ступени развития общества, общественного производства и общественных отношений. Потребность -некое специфическое состояние человека (группы людей, общества в целом), возникающие в следствии того, что это человек существует. Во первых. Как сам по себе, то есть в виде отдельной биологической особи; Во вторых, является составной частью общественной системы; в третьих, взаимодействует с внешней средой.

Подсистемами  потребностями общества являются: а) потребности в материальных благах; б) нематериальные потребности. Подсистема материальных потребностей охватывает потребности общества в благах, имеющих важную предметную форму. Ее основными элементами являются потребности производства (текущие), потребности накопления, непроизводственные потребности населения, потребности научных учреждений.

Подсистема  не материальных потребностей охватывает потребности общества в духовных и социальных благах, создаваемых  в отраслях национальной экономики, результаты деятельности которых не имеют вечной, предметной формы.

Для того, чтобы  общество могло существовать и развиваться, необходимым элементом его потребностей являются потребности отраслей, так  называемого реального сектора  экономики. Значительная часть элементов  основного капитала рабочего времени общества, должна затрачиваться на то, чтобы обеспечить функционирование предприятий добывающей промышленности и сельского хозяйства, продукция которых идет в преобладающей массе на производственное потребление.

Потребности текущего производства определяется на основе информации, содержащейся в балансах “Ресурсы и использование”. Этот баланс позволяет определить полный объем использования продукции на внутреннем рынке. Он составляется в натуральном выражении в разрезе важнейших видов продукции и топливных ресурсов ( рис. 2).

 

 I Ресурсы в т. ч.                              II Использование -всего в т. ч..

Производство                                               На внутреннем рынке

Импорт                                                         Экспорт

Запасы на начало года                                 Запасы на конец года

 

Рис.2. “Ресурсы и использование”

 

В процессе расчета общего объема используемых на внутреннем рынке материальных и  топливных ресурсов применяют формулу.

 

Вр =П + И +З1 - Э -З2      или       Вр =Р - Э - З2 ;                     (1)

 

где Вр -полный объем использования продукции на внутреннем рынке в натуральном выражении;

П -объем производства продукции;

И -импорт продукции;

З1 -запасы на начало года; 

З2 -Запасы на конец года;

Э -экспорт продукции;

Р -общий объем ресурсов продукции.

Потребности в средствах производства и предметов  потребления для накопления, увеличение резервов и страховых фондов исчисляются  на основе расчетов возможного объема капитального строительства, увеличение текущих и страховых запасов материальных ресурсов, прироста или возмещение использованных раннее федеральных материальных резервов.

Удовлетворение  потребностей предполагает наличие  у общества хозяйствующих субъектов, соответствующих ресурсов. Расчеты  их объема и являются содержанием четвертого элемента логики стратегического планирования.

Ресурсы общества - это его потенциалы: естественно  ресурсный, трудовой, научно -технический, экономический, социальный, духовный, внешне -политический. Потенциал -совокупность имеющихся возможностей, средств в какой либо области. Наибольшее значение для стратегического планирования имеют классификации: а) по сферам жизни деятельности общества: экономический, социальный, экологический, духовный, политический, правовой; б) по элементам производственных сил: естественно -ресурсный, трудовой, информативный, технический, организационный; в) по отраслям национальной экономики: промышленный, строительный, аграрный, транспортный, финансово -кредитный, социально -инфраструктурный; г)по региональным таксономам: субъектов федерации, городов, районов и т. д.

Ресурсы, которыми может располагать общество, его  отдельные подсистемы и структурные  элементы в планируемом периоде  состоят из двух групп: а) наличных ресурсов; б) ресурсов создаваемых в плановом периоде.

Для текущих  планов наибольшее значение имеют наличные ресурсы. В средне срочном стратегическом планировании важность обоих видов  ресурсов при мерно одинакова. В  стратегическом долгосрочном планировании решающее значение приобретают ресурсы создаваемые в течение планового периода.

После комплексного расчета общественных и личных потребностей и определения ресурсов, которыми будет располагать общество для  экономического, социального и духовного  развития, а так же хозяйствующие  субъекты для обеспечения их нормального функционирования в перспективе, переходят к очень трудной работе -согласованию ресурсов и потребностей, приведению их в оптимальное соответствие между собой. Это заключительная стадия в логике стратегического планирования.

На основе искомого соответствия между  потребностями и ресурсами можно  завершить разработку прогнозов  и формировать стратегический план.

 

 

2.2.Принципы  методологии стратегического планирования

Под принципами планирования следует понимать объективную  категорию науки планирования, выступающую в качестве отправного основополагающего понятия, выражающего совокупное действие ряда законов развития как объекта планирования, и определяющего задачи, направление и характер составления, возможности выполнения плановых заданий, а также проверки их выполнения.

Стратегическое  планирование является центральным  элементом системы управления обществом, фирмой, для него также общезначимыми  являются четыре общих принципа управления, к которым относятся:

  1. Принцип единства экономики и политики при приоритете политики.
  2. Принцип единства централизма и самостоятельности.
  3. Принцип научной обоснованности и эффективности управленческих решений
  4. Принцип сочетания общих и локальных интересов при приоритете интересов более высокого ранга и стимулирование личной и коллективной заинтересованности в выполнении управленческих решений.

Применительно к стратегическому планированию названные принципы имеют следующее  содержание.

1. Принцип  единства экономики и политики  при приоритете политики при приоритете политики. Содержанием этого принципа является требование. Согласно которому разработчики прогнозов, стратегических программ и планов должны исходить из целей политики, намеченной к реализации  соответствующими субъектами управления. Политика это не что иное, как организационно оформленная система интересов соответствующих общностей людей. Она выражает их отношение между собой и к государству, направление его деятельности в сторону, позволяющую реализовать эти интересы. В системе интересов центральное место занимают экономические интересы, они являются определяющими по сравнению со всеми другими и в этом смысле политика не может не быть концентрированным выражением экономики. Вместе с тем, для беспрепятственного развития экономики, нужны соответствующие политические условия, необходимо государство со всеми своими институтами, органами власти. Поэтому политика выступает в качестве направляющего русла, в рамках которого функционирует экономика любой страны. Следовательно, без приоритетного начала политики в управлении экономикой последняя не может успешно развиваться, чем и определяется соотношение между экономикой и политикой. На микро уровне собственники коммерческих  формируют политику, определяющую направление их развития, распределение финансовых результатов деятельности в соответствии со своими интересами.

2.Принцип  единства централизма и самостоятельности.  Сущность этой закономерности  стратегического планирования состоит  в том, что подготавливаемые  регулирующими органами проекты  решений в форме прогнозов, стратегических программ и планов, с одной стороны, должны базироваться на информации о намерениях хозяйствующих субъектов, учитывая их интересы, а с другой - обеспечивать воздействие на них в нужном для общества направлении. В рамках фирмы, корпорации, централизм и самостоятельность в стратегическом планировании, находят свое конкретное применение в предоставлении своим филиалам максимально возможной свободы в хозяйственной деятельности, в т.ч. и в планировании, но в рамках общей стратегии фирмы, корпорации.

3.Принцип  научной обоснованности и эффективности  прогнозов, стратегических программ  планов означает необходимость  учета в процессе их составления  следующих требований:

а) действие всей системы законов  развития общества, определяющих содержание и направление отдельных элементов и сфер деятельности. Разрабатывая прогнозы, проекты стратегических программ и планов, их составители должны исходить из сущности, содержания и форм проявления в практической деятельности и экономических законов рыночного хозяйства, и законов развития социальных отношений, и законов развития науки и техники;

б) глубокое изучение и практическое использование в плановой работе достижений современной отечественной  и зарубежной науки и техники, в целях своевременного осуществления структурной перестройки экономики. Материализации в хозяйственной практике важнейших направлений научно технического прогресса, экологизации производства, обеспечении его социальной направленности, а также высокий уровень интенсификации и эффективности;

в) на основе широкого использования  экономических инструментов ориентировать  фирмы, корпорации  на своевременное  техническое вооружение, конструкцию  и обновление производства, восприимчивость  к научному прогрессу. Быстрое реагирование на постоянно изменяющиеся потребности общества;

г) обеспечение в процессе стратегического  планирования  органического единства  стратегических и тактических планов, программ и прогнозов;

д.) повышение степени достоверности  планово-учетной информации, являющейся информационной базой для расчетов показателей прогнозов, стратегических программ и планов;

е.) постоянное совершенствование  технологии разработки всех плановых документов;

ж) обеспечение комплексного использования всех других элементов  методологии стратегического планирования.

Информация о работе Исследование организации стратегического планирования в российских организациях