Исследование организации стратегического планирования в российских организациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 13:46, курсовая работа

Краткое описание

Стратегическое планирование - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Динамичный процесс стратегического планирования является

Содержание

Введение 3
1. Планирование как функция управления предприятием 5
1.1Сущность планирования 6
1.2.Виды стратегического планирования 6
1.3.Необходимость стратегического планирования на предприятии 9
2. Методология и организация стратегического планирования 11
2.1.Система методологии и логика стратегического планирования 11
2.2.Принципы методологии стратегического планирования 15
2.3.Миссия, цели, задачи 17
2.4.Ограничение стратегического планирования 21
3. Разработка стратегии фирмы 26
3.1.Анализ внутренней среды фирмы 26
3.2.Анализ внешней среды фирмы 29
3.3.Разработка миссии 33
3.4.Анализ стратегического потенциала 34
3.5.Разработка стратегии 36
Заключение 37
Список использованных источников 39

Вложенные файлы: 1 файл

HAI-0557.docx

— 129.68 Кб (Скачать файл)

4.Принцип  сочетания общих и локальных  интересов при приоритете интересов  более высокого ранга и стимулирование  личной и коллективной заинтересованности  в выполнении заданий стратегических  программ и планов. Этот принцип означает: во - первых, объективную необходимость органической увязки интересов различных классов, социальных слоев, коллективно коммерческих организаций и отдельных работников в единую систему и обеспечение в процессе управления стратегических целей программ и проектов планов, а также подготовки мероприятий, способствующих их достижению; во-вторых, при регулировании воспроизводственных процессов, происходящих в национальной экономике с помощью федеральных и региональных целевых, комплексных стратегических программ и планов, решать эти проблемы исходя из приоритета для всех членов общества интересов укрепления его безопасности и других обще человеческих ценностей; в- третьих, создание с помощью системы экономических стимулов, в виде разнообразных форм заработной платы, премий, налоговых и кредитных льгот, обеспечения необходимыми материальными ресурсами, личной коллективной заинтересованности работников в успешном выполнении плановых заданий. Несогласованность интересов хозяйствующих субъектов, внутри трудовых коллективов не позволяет управлять экономическими и социальными процессами, достигать на меченых целей, а отсутствие экономических стимулов трудовой активности людей, ведет к низкой эффективности труда, к разрушению самой экономической системы.

 

2.3. Миссия, цели, задачи 

Всю совокупность ориентиров деятельности фирмы можно  разделить на три основных типа:

  • Идеалы –ориентиры, которые мы не рассчитываем достичь в обозримом периоде, но допускаем приближение к ним;
  • Цели –наиболее общие ориентиры деятельности фирмы в плановом периоде, достижение которых предполагается в полном объеме или в своей большей части;
  • Задачи –конкретные, количественно измеряемые ориентиры, описание серии рабочих функций, определяющие форму и время выполнения задания.

Разработка стратегии  предполагает определение идеалов и целей. В рамках оперативного планирования фирма намечает конкретные задачи для каждого из участников работы.

К идеалам экономической  организации можно отнести ее видение.

Видение – это руководящая философия  бизнеса, обоснованное существование фирмы, не сама цель, а, скорее, чувство основной цели фирмы. То есть, видение –это идеальная картина будущего, то состояние, которое может быть достигнуто при самых благоприятных условиях. Видение определяет уровень притязаний в процессе стратегического планирования.

Примеры видения.:

  • Видение фирмы “Мерк” специализирующейся в сфере здравоохранения: “Мы занимаемся бизнесом для сохранения и улучшения человеческой жизни. Все наши действия должны быть измеряны с точки зрения достижения этой цели”
  • Видение компании “Диснея”: “Делать людей счастливыми”

Концепция “видения”  завоевывает все большую популярность в мире

бизнеса. Возрастающее значение видения определяется следующими

факторами.

  1. Видение является хорошим средством мотивации работников фирм, особенно крупных, децентрализованных, оно помогает сплачивать, объединять деятельность людей в едином направлении.

В видении  обычно не подчеркивается желание получить прибыль, оно объединяет индивидуальные идеалы всех участников организации в единый эталон ценностей. С точки зрения видения пересекается с внутрифирменной культурой, основным элементом которой является система ценностей организации.

  1. Видение создает чувство перспективы в деятельности организации, обеспечивает преемственность следующих друг за другом целей фирмы. Любая цель ограничивает рамки действия фирмы, а у видения нет финишной черты, оно создает импульс для постоянного прогресса.

Миссия является более  конкретным ориентиром, чем видение. В отличие от видения  у миссии есть своя финишная черта –период времени, по истечении которого она должна быть выполнена. Миссия должна быть сформулирована так, чтобы ее выполнение сочеталось с напряжением сил в организации с определенным риском деятельности. Срок выполнения миссии должен быть  обозримым и достаточно невелик (чаще всего это 5 лет) для того, чтобы нынешнее поколение работников могло увидеть результаты своего труда. Миссия дает также общее направление деятельности организации.

Миссия  – это цель, для которой организация  существует и которая должна быть выполнена в плановом периоде. Миссия является комплексной целью, она включает как внутренние , так и внешние ориентиры деятельности фирмы, выражая таким образом суть того успеха, которого должна добиться организация.

Особое  значение миссии для деятельности организации заключается в следующем:

  • во –первых, миссия является базисом, точкой опоры для всех плановых решений организации, для дальнейшего определения своих целей и задач;
  • во –вторых, создает уверенность, что организация преследует не противоречивые, ясные, сравниваемые цели;
  • в –третьих, миссия помогает сосредоточить усилия работников на выбранном направлении, объединяет их действия;
  • в –четвертых, миссия создает понимание и поддержку среди внешних участников организации (акционеров, финансовых фирм и т.д.), тех, кто заинтересован в ее успехе.

Содержание миссии должно включать в себя следующие основные пункты.

  1. Описание продуктов и / или услуг, предлагаемых организацией.
  2. Характеристика рынка – организации определяет своих основных потребителей, клиентов, пользователей.
  3. Цели организации, выраженные в терминах выживания, роста, доходности.
  4. Технология; характеристика оборудования, технологических процессов, инноваций в области технологии.
  5. Философия: здесь должны быть выражены базовые взгляды на ценности организации, служащие основой для создания системы мотивации.
  6. Внутренняя концепция, в рамках которой организация описывает собственное впечатление о себе, указывая источники силы, основные слабости, степень конкурентно способности, фактор выживания.
  7. Внешний образ компании, ее имидж, подчеркивающий экономическую и социальную ответственность компании перед партнерами, потребителями, общества в целом. В этой части миссия должна передать впечатление, которое фирма хочет произвести на внешний мир.

Содержательные  пункты обычно отражаются в положении  о миссии, их последовательность и  сочетание могут быть различными в зависимости от решения конкретной фирмы. Формирование миссии является обычным  явлением для высоко развитого бизнеса. в Российской экономике в последнее время составлении миссии начали заниматься вновь возникшие частные экономические организации, достигшие определенного роста и успеха. Определение миссии является, безусловно, полезным занятием также и для небольших фирм или только создающихся форм бизнеса. Предпочтение является сочетание короткого лозунга, определяющего основное направление действий фирмы, с хорошо проработанным текстом миссии, включающим все перечисленные пункты. Например, банк “Менатеп”: “Менатеп” должен стать надежным международным банком, предлагающим высококачественные услуги организациям и частным лицам в России и в Европе”. Компания “Лукойл” главной целью считает “стать компанией мирового класса”. Таким образом выделяется основная, наиболее значимая цепь деятельности фирмы.

Цели в  отличии от миссии, выражают отдельные  конкретные направления деятельности организации. Важность определения  целей связана с тем, что они:

  • Являются фундаментом для процесса менеджмента в целом: планирования,

организации, мотивации, контроля;

  • Определяют способы повышения эффективности организации;
  • Лежат в основе принятия любого делового решения;
  • служат руководством для формирования конкретных плановых показателей.

Типы целей  в организации –это экономические и неэкономические.

  1. К неэкономическим можно отнести социальные цели, например улучшение условий труда. Иногда экономические цели могут отличаться от ожиданий некоторых внутренних или внешних сил организации. Так, акционеры могут быть недовольны тем, что организация повышает расходы на переоборудование цеха, потому что такие затраты не создают краткосрочной прибыли. Люди это самый важный фактор успеха организации, поэтому нельзя забывать об их интересах.
  2. Экономические цели организации, выраженные в показателе хозяйственной деятельности, можно, в свою очередь, разделить на количественные и качественные. Примере количественной цели - увеличение доли рынка фирмы к 2000 году на 15%. Пример качественной цели - достижение фирмой технологического превосходства в отрасли.

Как экономические так  и неэкономические цели могут  быть разделены с точки зрения периода их достижения кратко -, средне - и долгосрочные. Долгосрочные цели, как правило, не имеют чересчур выраженных количественных характеристик, они в большей степени связаны с миссией фирмы. Краткосрочные цели обязательно имеют конкретное содержание и указывают:

  • что должно быть достигнуто (в том числе в количественном выражении);
  • когда цель должна быть достигнута;
  • кто конкретно (какое подразделение организации) выполняет задачу по достижению цели.

Когда цели определены их нужно исследовать  на предмет качества. Главными критериями здесь являются следующие.

  • максимально возможная конкретность целей. Чем более конкретно сформулирована цель, тем легче ее достичь.
  • Цели должны быть рассчитаны на приемлемый уровень усилий работников. Достижение целей не должно быть слишком долгим процессом, это означало бы, что фирма недоиспользует свой потенциал. Однако усилия не должны быть чрезмерными, иначе будет утрачен интерес к работе и ослаблена мотивация.
  • Гибкость целей и наличие пространства для их корректировке в связи с непредвидимыми изменениями.
  • Измеримость целей.
  • Сопоставимость целей.

Сопоставимыми должны быть:

  • цели из различных ключевых пространств. То есть показатели прибыли должны соответствовать показателям рыночной продукции фирмы;

цели внутрифирменной  иерархии целей, каждая из которых должна соответствовать цели более высокого уровня.

Западные  ученые установили шесть ценностных  ориентаций ( Таб.1),  которые оказывают воздействие на принятие  управленческих решений,  и связали эти ориентации со  специфическими типами целевых предпочтений. Общие фирменные цели формируются и устанавливаются на основе общей  миссии организации и определенных ценностей и целей, на которые  ориентируется высшее руководство. Конкретные и измеримые цели (это позволяет создать четкую базу отсчета для последующих решений и оценки хода работы). Ориентация  целей  во времени (здесь необходимо уяснить не только, что фирма хочет осуществить, но также когда должен быть достигнут  результат).  Достижение цели (служит повышению эффективности организации); установление же трудно достижимой цели может привести к катастрофическим результатам. Взаимно поддерживающие цели (действия и решения,  необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других целей). Цели будут значимой частью процесса стратегического  управления  только в том случае, если высшее руководство правильно их  сформулирует, эффективно институционализирует, проинформирует о  них и стимулирует их осуществление во всей организации.

 

 

2.4. Ограничения планирования

Возможности планирования предприятия ограничены рядом объективных и субъективных причин. Рассмотрим наиболее важные из них.

 

  1. Неопределенность  рыночной среды

Любая экономическая  организация, будь то западная фирма  или российское предприятие, в своей  деятельности неизбежно сталкивается с неопределенностью. Фирмы не обладают достаточными данными о своем  настоящем и будущем, они не в состоянии предугадать все изменения, которые могут быть и произойти в рыночной среде. Планирование и является одним из способов “прояснения” внутренних и внешних условий деятельности.

То есть планирование – это инструмент преодоления  неопределенности. Там, где есть планирование, неопределенность сокращается. Однако любой, даже самой мощной фирме или альянсу фирм не по силам полностью устранить неопределенность, значит целиком спланировать свою деятельность. Ведь устранит неопределенность, значит, устранить сам рынок, разнообразие несовпадающих  интересов и действий  субъектов рынка.

 

Таблица 1

 

Ценностные  ориентации

 

 

Категория ценностей

Типы  предпочт. Целей

Теоритические

Истина, знание, рацио

нальное мышление

Долгосрочные  иследования и разработки

Экономические

Практичность, полез-ность, накопление богатства

Рост, прибыльность, результаты

Политические 

Власть, признание

Общий объем  капитала продаж, количество работников

Социальные 

Хорошие человечес-киеотношения, привязанность, отсутствие конфликта

Социальная  ответствен-ность относительно прибыльности, косвенная конкуренция, благоприят-ная  атмосфера в           организации

Эстетические 

Художественная  гармония, состав.ю форма и симетрия

Дизайн изделея, качество привлекательность

религиозные

Согласие  во вселенной

Этика, моральные  проблемы


 

Существует  два основных способа усиления контроля над внешней средой:

  • фирма использует внутренний потенциал для контроля рыночной ситуации, и в первую очередь для контроля над спросом, что является достаточно ресурсоемкой и долговременной задачей, которая не под силу большому числу фирм.
  • фирма совершенствует свое сотрудничество с другими участниками хозяйственной деятельности, что снижает затраты ресурсов каждой фирмы –участницы сотрудничества и создает благоприятные результаты в более короткий период.

Информация о работе Исследование организации стратегического планирования в российских организациях