6. Конкретно-исторический
подход. В изучении и решении проблем
управления важная роль отводится конкретно-историческому
подходу, в соответствии с которым каждое
явление должно рассматриваться в динамике.
В развитии любого объекта управления,
например, можно выделить стадии его жизненного
цикла: проектирование и создание; рост;
зрелость; завершение. Очевидно, что цели,
а следовательно, и проблемы управления
на этих стадиях различаются, и довольно
существенно. Это вызывает необходимость
выбора из всего арсенала методов наиболее
соответствующих объективным условиям,
отражающим циклическое (или «возрастное»)
состояние объекта. Поэтому при анализе
проблем, связанных с управлением, важны
такие параметры, как время образования
организации и основные события развития
(роста, объединения, разукрупнения, приватизации
и т.д.). Если объект создается заново, необходимо
ознакомиться с перспективами его развития,
намерениями о вхождении в союзы, ассоциации
и т. д.
7. Методы социологических
исследований. Методы социологических исследований
широко используются в решении проблем,
связанных с людьми в организациях, их
ролью в возникновении отклонений от запланированных
целей, в выборе направлений действий
и заинтересованностью в выполнении намеченного
плана мероприятий. Социологические исследования
проводятся путем сбора и обработки информации
о потребностях и интересах персонала
организации, о характере взаимоотношений
между людьми и группами, о типе культуры,
сложившемся под воздействием структурного
состава кадров и других факторов развития
организации. С этой целью широко применяют
интервью и анкетные опросы, наблюдения
и самонаблюдения, изучение документов
и факторов группового поведения и др.
Все это дает необходимую информацию,
на основании которой можно прогнозировать
реакцию персонала организации на те или
иные решения, а также управлять поведением
как отдельных индивидов, так и групп людей,
чтобы обеспечить их реализацию3.
3. Описание методов
исследования
Алгоритм - это конечный
набор правил, позволяющих чисто
мехаически решать любую конкретную задачу
из некоторого класса одотипных задач.
Если модель описывает зависимость между
исходными данными и искомыми величинами,
то алгоритм представляет собой последовательость
действий, которые надо выполнить, чтобы
от исходных данных перейти к искомым
величинам.
Удобной формой записи алгоритма является
блок схема. Она не только достаточно наглядно
описывает алгоритм, но и является основой
для составления программы. Каждый класс
математических моделей имеет свой метод
решения, который реализуется в алгоритме.
Поэтому очень важной является классификация
задач по виду математической модели.
При таком подходе задачи, различные по
содержанию, можно решать с помощью одного
и того же алгоритма. Алгоритмы задач принятия
решений, как правило, настолько сложны,
что без применения ЭВМ реализовать их
практически невозможно.
4) Составление программы.
Алгоритм записывают
с помощью обычных математических
символов. Для того, чтобы он мог быть
прочитан ЭВМ необходимо составить программу.
Программа - это описание алгоритма решения
задачи, заданное на языке ЭВМ. Алгоритмы
и программы объединяются понятием "математическое
обеспечение". В настоящее время затраты
на математическое обеспечение составляют
примерно полторы стоимости ЭВМ, и постоянно
происходит дальнейшее относительное
удорожание математического обеспечения.
Уже сегодня предметом приобретения является
именно математическое обеспечение, а
сама ЭВМ лишь тарой, упаковкой для него.
Далеко не для каждой задачи
необходимо составлять индивидуальную
программу. На сегодняшний день созданы
мощные современные программные
средства - пакеты прикладных программ
( ППП ). ППП - это объединение модели, алгоритма
и программы. Зачастую, к задаче можно
подобрать готовый пакет, который прекрасно
работает, решает многие задач, среди которых
можно найти и наши. При таком подходе
многие задачи будут решены достаточно
быстро, ведь не надо заниматься программированием.
Если нельзя использовать ППП для решения
задачи без изменения его или модели, то
нужно либо модель подогнать под вход
ППП, либо доработать вход ППП, чтобы в
него можно было ввести модель. Такую процедуру
называют адаптацией. Если подходящий
ППП находится в памяти ЭВМ, то работа
пользователя заключается в том, чтобы
ввести необходимые искомые данные и получить
требуемый результат.
5) Ввод исходных данных.
Прежде чем ввести исходные данные в ЭВМ,
их, естественно, необходимо собрать. Причем
не все имеющиеся на производстве исходные
данные, как это часто пытаются делать,
а лишь те, которые входят в математическую
модель. Следовательно, сбор исходных
данных не только целесообразно, но и необходимо
производить лишь после того, как будет
известна математическая модель. Имея
программу и вводя в ЭВМ исходные данные,
мы получим решение задачи.
6) Анализ полученного решения
К сожалению достаточно
часто математическое моделирование смешивают
с одноразовым решением конкретной задачи
с начальными, зачастую недостоверными
данными. Для успешного управления сложными
объектами необходимо постоянно перестраивать
модель на ЭВМ, корректируя исходные данные
с учетом изменившейся обстановки. Нецелесообразно
тратить время и средства на составление
математической модели, чтобы по ней выполнить
один единственный расчет. Экономико-математическая
модель является прекрасным средством
получения ответов на широкий круг росов,
возникающих при планировании, проектировании
и в ходе производства. ЭММ может стать
надежным помощником при принятии каждодневных
решений, возникающих в ходе оперативного
управления производством.
Статистический график – чертеж, на
котором при помощи условных геометрических
фигур (линий, точек или других символических
знаков) изображаются статистические
данные. Статистический график – это наглядная
характеристика изучаемой статистической
совокупности.
Правильно построенный график
делает статистическую информацию более
выразительной.
Графический метод находит широкое применение
в коммерческой деятельности. Он служит
иллюстрацией сложившегося положения
дел на рынке товаров и услуг, конъюнктуры
спроса и предложения, рекламы товаров.
Статистические графики имеют важное
аналитическое значение. Графический метод
– это продолжение и дополнение табличного
метода. Если при чтении таблицы что–то
остается незамеченным, обнаруживается
на графике. Статистические графики показывают
общую картину изучаемого явления, дают
его обобщенное представление. При графическом
изображении статистических данных становится
более выразительной сравнительная характеристика
изучаемых показателей, отчетливее проявляется
тенденция развития изучаемого явления,
лучше видны основные взаимосвязи.
Применение графиков в статистике насчитывает
более чем двухсотлетнюю историю. Основоположником
графического метода в статистике коммерческой
деятельности считают английского экономиста
У. Плейфейра (1731—1798 гг.). В его работе «Коммерческий
и политический атлас» (1786 г.) впервые были
применены способы графического изображения
статистических данных (линейные, столбиковые,
секторные и другие диаграммы).
Любой график состоит из
графического образа и вспомогательных
элементов. Методы исследования
в экономике широко применяю экономико-математическое
моделирование, которое сегодня является
одним из наиболее распространенных методов
исследования проблем экономики. Оно позволяет
выявлять причины, последствия, закономерности
процессов. Экономические модели помогают
описывать реальность в упрощенном виде,
они являются абстрактным обобщением
при помощи графиков, уравнений и необходимо
для наглядного описания взаимосвязей
между экономическими переменными. Модели
помогают лучше понимать явления экономической
действительности, поскольку не включают
множество второстепенных деталей, усложняющих
видение сути процессов и связей между
ними.
3.1 Социологические,
прогнозные, плановые и эксперементальные
исследования Современные организационно-производственные
системы представляют собой интеграцию
людей и машин. Поэтому социологические
исследования - это необходимый элемент
любого исследования систем управления.
Они должны быть направлены, прежде всего,
на выявление источников геополитических,
политических особенностей и определяемых
ими рисков, а также социальных рисков
в системе управления, связанных с особенностями
данной организации.
Необходимо учитывать, что, так как роль
человеческого фактора по мере усложнения
технологий постоянно возрастает, возрастает
и роль социологических исследований
систем управления. Как и другие виды исследований,
социологические исследования могут быть:
- по периоду проведения
относительно процессов в системе
управления: предшествующими (прогнозными
или плановыми), в реальном масштабе времени,
последующими;
- по отношению к исследуемой
системе: внутренними и внешними. Социологическим
исследованием системы управления
называется разновидность обществоведческих
исследований, в которой рассматривают
общество, коллектив, индивидуума как
целостную социокультурную подсистему,
влияющую на эффективность, затраты, риск
системы управления, и используют специфические
приемы сбора, обработки и анализа первичной
социологической информации.
Социологические исследования систем
управления могут быть комплексными и
специальными, целевыми.
По глубине существующей проблемы можно
выделить функциональные, структурные
и параметрические социологические исследования
систем управления.
Социологические исследования
систем управления могут проводиться
в различных формах: обследование внешней
среды системы управления; наблюдение;
включенное наблюдение; экспертные оценки
и анкетирование; построение сценариев
развития и др.
При социологических исследованиях систем
управления нужно помнить, что право определяет
рамки социально дозволенного и предписанного
поведения членов организации. Таким образом,
оно предопределяет рамки возможных социологических
исследований систем управления, социально-экономических
экспериментов.
Проведение социологических исследований
систем управления, не отвечающих правилам
честных исследований, непринятие своевременных
решений по результатам исследований
или их неисполнение порождают социальные
риски в деятельности организаций различных
уровней вплоть до государства. Практика
показала, что попытки уклониться от назревших
в социальной сфере систем управления
решений приводят к обострению проблемы.
Прогнозирование,
планирование Исследования показывают, что
прогнозирование и планирование приносят
пользу в управлении. Наблюдается тесная
связь между успехом организации и планированием.
Любая организация для выживания должна
осуществлять: развитие, производство,
управление.
Планирование не является отдельным одноразовым
событием в силу двух причин. Во-первых,
большинство организаций стремятся продлить
существование как можно дольше и изменяют
цели функционирования в соответствии
с изменением внешних условий или состоянием
элементов системы. Во-вторых, планирование
должно осуществляться непрерывно в силу
неопределенности будущего.
Прогнозирование-планирование представляет
многоэтапный процесс раскрытия неопределенностей,
связанных с внешней средой и состоянием
ОПС. При исследовании роль прогнозирования
и планирования неразрывно связана с ролью
принятия решения. Выработка и принятие
управленческих решений - узловая процедура
цикла управления в деятельности предпринимателей
и менеджеров всех уровней.
Исследования прогнозов
и планов (в том числе последующие)
могут дать важную информацию о системе
управлении, правильности действий лица,
принимающего решения.
Связь решения и прогнозирования проявляется
в том, что до принятия решения необходимо:
получить информацию, обработать ее, провести
анализ информации, представить информацию
в удобной форме.
При прогнозном исследовании одновременно
используют: гипотезы и экспертные оценки
на базе интуитивных знаний; предметную
информацию и логику; количественные данных
и математические методы. Преобладание
одного из видов информации или методов
- еще не повод отрицать прогнозирование
вообще.
С другой стороны, необходимо учитывать,
что плановый характер решения порождает
неопределенность в оценке последствий
принимаемого решения и риски в управлении.
Эта неопределенность связана с тем, что
за период с момента получения информации
до момента исполнения управляющего воздействия
может происходить старение информации,
на основании которой принималось решение,
в частности, изменение функций, структуры,
параметров объекта прогнозирования
или внешней среды. Кроме того, возможны
неполнота знаний, ошибки в выборе метода
(риски изучения), неправильный баланс
в треугольнике «люди - цели - ресурсы»
при менеджменте (риск действия).
Частота прогнозирования может быть связана
с некоторым календарным периодом (один
раз в год, квартал и т.д.). Но если высока
опасность критического отклонения параметров
от заданных значений или появления недопустимых
значений параметров, то прогноз выполняется
так часто, насколько это возможно4.