Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 20:01, курсовая работа
Целью курсовой работы является - теоретическое и практическое изучение проблемы лидерства и руководства в менеджменте, изучить понятия и сущность лидерства, определить лидерские способности руководителя организации и сформировать рекомендации по изменению стиля его руководства, поведения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Теоретическое изучение поставленной проблематике в курсовой работе.
Проведение исследования по изучению лидерских качеств и их влияния на выбор стиля руководства.
Проанализировать результаты получившегося исследования.
Введение
Теория Лидерства
Основные определения понятия лидерства
Теория лидерских качеств
Функции менеджмента
Реклама в магазин
Технико-экономическая характеристика магазина
Технология, формирование ассортимента товаров в магазине
Устройство и технологическая планировка магазина
. Торгово-технологическое оборудование магазина
Реклама в магазине
Технологические процессы в магазине
управление персоналом
Содержание
Введение
Феномен лидерства привлекает внимание исследователей, прежде всего, исключительной практической значимостью проблемы с точки зрения повышения эффективности управления в различных сферах общественной жизни. Лидерство основано на личных качествах лидера и социально-психологических отношениях, складывающихся в группе. Поэтому лидерство как явление, основанное на социально-психологических механизмах, следует отличать от руководства, в основе которого лежит использование экономических, организационных и командно-административных методов воздействия.
Основными признаками лидерства являются: более высокая активность и инициативность индивида при решении группой совместных задач, большая информированность о решаемой задаче, членах группы и ситуации в целом, более выраженная способность оказывать влияние на других членов группы, большее соответствие поведения социальным установкам, ценностям и нормам, принятым в данной группе, большая выраженность личных качеств, эталонных для данной группы.
Во второй половине прошлого века в связи с развитием и интенсификацией производства появлялось огромное число крупных фирм, требовавших большого числа руководителей высшего и среднего звена, способных принимать грамотные рациональные решения, и что не менее важно, умеющих работать с большими массами людей.
В результате появляется группа специалистов, которые непосредственно занимаются управленческой деятельностью, эти специалисты стали называться менеджерами. Практика показала, что на эффективность управления персоналом и качество работы предприятия в целом важное влияние оказывает стиль руководства.
Стиль руководства - явление строго индивидуальное, так как он определяется специфическими характеристиками конкретной личности и отражает особенности работы с людьми, а также технологию принятия решения именно данной личностью. Регламентируется стиль личными качествами менеджера.
Проблема выбора стиля руководства организацией
является одной из основных при осуществлении
управления. Стиль управления руководителя
своими подчиненными определяет не только
взаимоотношения между
"Правильный" стиль руководства не может
быть определен заранее,
Гипотезой курсовой работы является - предположение о том, что степень выраженности лидерских качеств влияет на выбор стиля руководства организацией.
Целью курсовой работы является - теоретическое и практическое изучение проблемы лидерства и руководства в менеджменте, изучить понятия и сущность лидерства, определить лидерские способности руководителя организации и сформировать рекомендации по изменению стиля его руководства, поведения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Предметом курсовой работы является – анализ лидерства в организации.
При написании данной курсовой работы использовались достижения отечественной и зарубежной науки в исследовании особенностей лидерства. Книги таких авторов как Кричевский Р.Л, Виханский О.С., Веснин В.Р, остальные источники указаны в списке использованной литературы. В ходе работы проработана и изучена общая и специальная литература, материалы семинаров, а также периодика.
ТЕОРИЯ ЛИДЕРСТВА
1.1. Основные определения понятия лидерства
Вопросы лидерства вызывали интерес людей с древних времен. Однако систематическое, целенаправленное и широкое изучение лидерства началось только со времен Ф.Тейлора. Было проведено очень много исследований, тем не менее, все еще не существует полного согласия по поводу того, что такое лидерство и как оно должно изучаться.
Быть менеджером и быть лидером в организации - это не одно и то же. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношений с ними, прежде всего, использует и полагается на должностную основу власти источники, ее питающие.
Лидерство - это тип управленческого
Лидерство, как и власть, - это потенциал, имеющийся у человека.
В ходе изучения проблемы лидерства ученными было предложено много различных определений данного понятия. Согласно Дж.Терри , лидерство - это воздействие на группы людей, побуждающее их к достижению общей цели. Р.Танненбаум, И.Вэшлер и Ф.Массарик определяли лидерство как межличностное взаимодействие, проявляемое в определенной ситуации с помощью коммуникационного процесса и направленное на достижение специфической цели или целей. Г.Кунц и С.О.Доннел считают, что лидерство связанно с воздействием на людей, преследующим достижение общей цели.
В практике управления лидерство - это способность эффективно использовать все имеющиеся источники власти для превращения созданного для других видения в реальность. Лидеры используют власть как средство в достижении целей группы или организации. Если лидеры достигают цели, то власть как средство используется ими для ускорения этого достижения.[7,с.174] Самым удачным понятием из выше приведенных определений я считаю, что лидерство это, прежде всего, способность, как определил это Кричевский Р.Л., способность побуждать людей, влиять на их поведение для достижения личных целей и целей организации.
Какие средства влияния и стили поведения показали себя наиболее эффективными для направления усилий людей на достижение целей организации? Это сложные вопросы, и ответы на них лежат отнюдь не на поверхности. Теория лидерства пытается выявить и предсказать, какие характеристики лидерства оказываются наиболее эффективными и почему. Ученые - бихевиористы применили три подхода к определению значимых факторов эффективного лидерства: подход с позиции личных качеств, поведенческий подход и ситуационный подход.[8,с.543]
Согласно личностной теории лидерства или теории великих людей лидерство трактуется главным образом в терминах относительно постоянных и устойчивых качеств характера индивида, т.е. считается, что лидер как бы имеет определенные врожденные черты, которые необходимы ему для того, чтобы быть эффективным. К сожалению, несмотря на сотни проведенных исследований, они не пришли к единому мнению о наборе качеств, которые непременно отличают крупного лидера. В итоге Стогдилл сделал вывод: «Человек не становится руководителем только благодаря тому, что он обладает некоторым набором личных свойств».
Стогдилл утверждает, что имеются веские
доказательства в пользу того, что в разных
ситуациях требуются различные
Ни подход с позиции личных качеств, ни поведенческий подход не смогли выявить логическое соотношение между личными качествами или поведением руководителя, с одной стороны, и эффективностью -с другой. Поэтому современная теория лидерства обратилась к ситуационному подходу. Разные ситуации требуют различных организационных структур, а также различные способы руководства - в зависимости от характера конкретной ситуации.
Ниже будут подробно рассмотрены каждый из указанных подходов с целью оценки его значимости и полезности в объяснении лидерства и возможности предсказаний с его помощью лидерского поведения.
Стили лидерства
Важный вклад поведенческого подхода заключается в том, что он помог провести анализ и составить классификацию стилей руководства. Одним из первых описание стилей лидерства дел Куртом Левин, выделивший авторитарный, демократический и пассивный стили.
Таблица 1
«Содержание трех стилей руководства по К. Левину»1
Авторитарный стиль |
Демократический стиль |
Пассивный стиль |
||
Природа стиля |
Сосредоточение всей власти и ответственности в руках лидера |
Делегирование полномочий с удержанием ключевых позиций у лидера |
Снятие лидером с себя ответственности и отречение от власти в пользу группы/ организации |
|
Прерогатива в установлении целей и выборе средств |
Принятие решений разделено по уровням на основе участия |
Предоставление возможности самоуправления в желаемом для группы режиме |
||
Коммуникационные потоки идут преимущественно сверху |
Коммуникация осуществляется активно в двух направлениях |
Коммуникация в основном строится на «горизонтальной» основе |
||
Сильные стороны |
Внимание срочности и порядку, возможность предсказания результата |
Усиление личных обязательств по выполнению работы через участие в управлении |
Позволяет начать дело так,
как это видится и без |
|
Слабые стороны |
Имеется тенденция к сдерживанию |
Демократический стиль требует много времени |
Группа может потерять скорость и направление движения без лидерского вмешательства |
Хотя выводы Левина основывались на данных полевых исследований, его классификация не получила широкого распространения, поскольку стили лидерства не увязывались с природой задания, которое выполняла группа, и слабо учитывались отношения между ее членами.
Я считаю, что деление лидерства
на данные стили по Левину вполне применимы
сегодня, действительно, в организации
можно выявить как и
В дальнейшем были предприняты попытки усовершенствовать подход, основанный на анализе поведения лидеров.
Однако наибольшую популярность среди практиков получила система описания стилей лидерства, получившая название «управленческой решетки», предложенная Р. Блейком и Дж. Моутом. «Управленческая решетка» - это двумерная схема, горизонтальная ось которой отражает ориентацию лидера на выполнение задания, а вертикальная - его ориентация на отношение между людьми. Подход Блейка и Моутон, пусть неявно, указывает на существование наилучшего стиля лидерства.[8,с.551]
Четыре системы в стиле лидерства Лайкерта
Стиль 1 - эксплуататорско-авторитарный:
слушаю только себя, принимаю решения
только сам, основа мотивации к труду подчинённых
- фиксированный заработок и премия по
результатам работ. Стиль 2 - благосклонно-авторитарный:
хвалю за хорошо выполненную работу, материально
поощряю и наказываю не только в зависимости
от формально выполненной работы, но и
учитывая усердие, инициативу, прилежность,
старательность, дисциплинированность
рабочего. Стиль 3 - консультативно-
1.2.Теория лидерских качеств
Исследование лидерства прошло несколько этапов. Первый характеризовался тем, что ученые пытались определить качества, которыми должен обладать эффективный лидер. Так родилась теория лидерских качеств.
Информация о работе Исследование стиля лидерства в конкретной организации(магазин продуктов)