Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 13:45, курсовая работа
Цель курсового исследования – изучить методологию и организацию тестовых исследований проблем управления, разработать рекомендации по совершенствованию управления на ООО «АЛЬБА» на основе тестирования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие и сущность тестов;
ВВЕДЕНИЕ 2
Теоретические основы применения тестирования в исследовании проблем управления 5
Методология и организация тестовых исследований проблем управления
8
Принципы организации и проведения тестирования 12
Состав и выбор методов тестирования 10
Совершенствование управления ООО «АЛЬБА» на основе тестирования 22
Организационная характеристика ООО «АЛЬБА» 13
Организация и проведение тестирования на предприятии 15
Анализ результатов тестирования ООО «АЛЬБА» 18 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 22
ВВЕДЕНИЕ 2
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 22
ВВЕДЕНИЕ
Особым методом исследования проблем управления, наиболее популярным в современных условиях и, пожалуй, достаточно эффективным является метод тестирования.
В управлении при помощи тестирования можно исследовать проблемы использования ресурсов (в частности, важнейшего из них – времени), уровень квалификации персонала, распределение функций управления, сочетание формального и неформального управления, стиль управления и многие другие.
Тестирование является достоверным индикатором будущих успехов при исследовании проблем управления, и признается универсальным методом в исследования, оно экономически эффективно и способно приносить материальную выгоду предприятию.
Цель курсового исследования
– изучить методологию и
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие и сущность тестов;
2. Охарактеризовать виды тестов и сферу их применения на предприятии;
3. Изучить критерии качества тестов;
4. Рассмотреть принципы
организации и проведения
5.Определить состав и выбор методов тестирования;
6. Дать характеристику этапов тестирования.
Объект исследования – тестирование в исследовании систем управления.
Предмет – совершенствование управления ООО «АЛЬБА» на основе тестирования.
В первой главе курсового исследования речь идет о теоретических основах применения тестирования в исследовании систем управления: приведены виды тестов, сфера их применения на предприятии, критерии качества тестов.
Во второй главе представлены
методология и организация
При написании курсовой работы был использован широкий круг литературы.
Подробно рассмотреть понятие, сущность, виды тестирования помогли учебники таких авторов, как Анастази А., Батаршева А.В., Короткова А.В.; критерии качества тестов – Дураковой И.Б. При исследовании методологии и организации тестирования большую роль сыграли учебные пособия Игнатьевой А.В., Десслера Г. При написании работы использовались следующие журналы: «Управление персоналом», «ЭКО: экономика и организация промышленного производства», «Высшее образование в России».
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
Существует множество определений теста. Тест - это удовлетворяющая критериям исследования эмпирико-аналитическая процедура или система высказываний, позволяющая получить объективное отражение реально существующих отношений между людьми, их свойств, признаков и количественных параметров. С точки зрения исследования проблем управления, тест - это метод изучения глубинных процессов деятельности человека, посредством его высказываний или оценок по поводу функционирования системы управления. [11, с.81].
Современный тест – это теоретически и эмпирически обоснованная система заданий, позволяющая получать измерения соответствующих психологических свойств. Теоретическое обоснование предполагает всесторонний анализ теста и результатов его применения в свете достижения современной науки. Эмпирическое обоснование теста связано с обращением к опыту, измерениям, эксперименту [7, с.132].
По форме представления тесты можно разделить на два основных типа: стандартизированные и проективные. Стандартизированные в свою очередь делятся на два подтипа: тест–опросники и тест–задания.
Стандартизированными называются тесты, прошедшие этап стандартизации (проверку на валидность и надёжность, соответствие другим требованиям, предъявляемым к тестам). Такие тесты ориентированы на оценку и могут служить надёжным средством психодиагностики.
Тест–опросник содержит серию вопросов, по ответам на которые судят о психологических качествах испытуемого. В тест–задании испытуемому предлагается серия соответствующих заданий, по итогам выполнения которых определяют наличие или отсутствие и степень развития у него характерологических черт (свойств личности).
Достоинством
Недостатком стандартизированных тестов является определенная трудность обеспечения индивидуального подхода к испытуемым в процессе тестирования. У людей с пониженной стрессоустойчивостью, как отмечает А.Г. Шмелев, возникают определенные нарушения саморегуляции, они начинают волноваться, ошибаться в элементарных для них вопросах. Во-время заметить такую реакцию на тест - задача, которая по силам лишь квалифицированному и добросовестному экспериментатору [2, с.14].
В определенных условиях применение стандартизированных тестов (тест-опросников и тест-заданий) становится просто нецелесообразным. Это относится к тем случаям, когда испытуемые не желают признавать у себя отрицательные личностные качества и мотивы поведения либо просто не в состоянии осознать их наличие. В этих ситуациях прибегают к использованию проективных тестов.
Проективные тесты предназначены для изучения психологических особенностей людей и их поведения, особенностей, которые вызывают негативное отношение со стороны самих испытуемых. В основе проективных тестов лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые психологические свойства личности и недостатки поведения индивид склонен приписывать другим людям. О психологических особенностях испытуемого судят на основании того, как он воспринимает и оценивает соответствующие ситуации, поведение людей, какие личностные качества и мотивы он им приписывает.
Единой системы классификации тестов в исследовании проблем управлении к настоящему времени ещё не выработано. Наиболее распространённой является система деления тестов по предмету диагностирования, т.е. по тому качеству, которое оценивается с помощью предъявляемого теста.
Тесты обычно используются в качестве вспомогательных средств при принятии решений, связанных с профессиональной деятельностью, включая индивидуальное профконсультирование и решения руководителей организаций, касающиеся подбора и расстановки кадров.
Отбор и распределение
персонала на промышленных предприятиях – важная область
применения тестирования. От оператора
на линии сборки или делопроизводителя
до управленцев высшего звена вряд ли
найдётся работа, для которой тестирование
не оказалось бы полезным при решении
вопроса о найме, распределении обязанностей,
переводе на новое место, повышении по
службе или увольнении. Эффективное применение
тестов в большинстве таких ситуаций,
особенно касающихся высококвалифицированной
работы, возможно лишь тогда, когда тесты
используют в качестве дополнения к специальному
собеседованию с кандидатами, создающему
условия – в виде биографического контекста
– для правильной интерпретации тестовых
показателей конкретного кандидата. Тем
не менее, тестирование составляет важную
часть полной программы управления трудовыми
ресурсами [1,с.17].
2. МЕТОДОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕСТОВЫХ
ИССЛЕДОВАНИЙ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
2.1. Принципы организации и проведения тестирования
При проведении тестирования следует использовать следующие методологические принципы:
1. Проблема – это противоречие, которое предстаёт нам иногда в качестве абсурда (неожиданно, непривычно, необъяснимо, нелогично, абстрактно). Методология работы с проблемой обеспечивает качественное планирование исследования, и его организацию.
2. Принцип оценки: любые
события, явления,
3. Принцип распознавания.
Всегда возникает
Методологические принципы исследования помогают найти эффективный вариант его проведения, целенаправленного осуществления. Принципы – это правила деятельности, которые её, с одной стороны, ограничивают, а с другой стороны – поддерживают, потому что они отражают концентрированный опыт успешного исследования [5, с. 18].
Действенность теста – точность, с которой тест, интервью и т.п. оценивает то, для чего он был разработан, или выполняет предопределённую ему функцию. Действенность отвечает на вопрос: «Оценивает ли этот тест то, для оценки чего он был предназначен?». Действенность теста всегда определяется по тому, что он оценивает. При найме на работу термин «действенность» означает, что тест относится к выполнению данной работы, другими словами, что результаты теста должны дать представление о способности человека выполнять определённую работу. Если это не подтверждается, то дальнейшая проверка не имеет никакого смысла. Тестирование характеризуется двумя основными параметрами, показывающими его действенность: эффективностью критериев и действенностью содержания [3, c. 100].
Эффективность критериев
– эффективность, основанная на том,
что баллы теста (прогноз) связаны
с уровнем исполнения (критерий).
Эффективность критериев
Действенность содержания – тест, содержание которого эффективно, содержит ряд задач и навыков, действительно необходимых для выполнения рассматриваемой работы.
Действенность содержания – набор задач и навыков, включённых в тест, необходимых для выполнения рассматриваемой работы.
Основная задача – определить содержание
работы в виде поведенческих стереотипов,
затем случайным образом
Доказательство содержательной действенности теста на практике сложнее, чем в теории. Доказать, что задания, предлагаемые испытуемым при тестировании, на самом деле являются образцом задач, выполняемых в процессе реальной работы, и что условия тестирования адекватны реальным рабочим условиям, не всегда легко [5, c. 197].
Помимо действенности имеется другая важная характеристика теста – достоверность.
Достоверность – постоянство баллов, набранных одним и тем же человеком при повторном тестировании с теми же эквивалентными тестами.