История и современная система менеджмент-образования в России История и современная система менеджмент-образования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 21:07, реферат

Краткое описание

Важную при этом роль играет Государственный стандарт специальностей, по которым осуществляется менеджмент-образование, хотя его действие распространяется только на систему вузовской подготовки специалистов, а для послевузовской подготовки такого стандарта пока не существует.

Содержание

Введение 1. История менеджмент-образования в России 1.1 История менеджмент-образования 1.2 Подходы формирования теории образовательного менеджмента 1.2.1 Подход «от образования» 1.2.2 Подход от классического менеджмента 1.2.3Комплексно-методологический подход 2. Современная система менеджмент-образования в России 2.1 Менеджмент-образование в России и влияние западных стран 2.1.1 Модели подготовки управленческих кадров 2.2 Типы управления образованием 3 . Модели менеджмент-образования в России и концепция LLL 3.1 Концепция LLL 3.1.1 История концепции LLL 3.1.2 Критерии концепции LLL 3.2 Менеджмент-обрзование в России 3.2.1 Цели образования 3.2.2 Содержание образования 3.2.3 Методы и формы образования 3.3 Модели бизнес-образования в России 3.3.1 Модель I. Высшее образование 3.3.2 Модель II. Повышение квалификации 3.3.3 Модель III. Профессиональная переподготовка 3.3.4 Модель V. LLL для менеджеров МСБ Заключение Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Менеджмент в образовании.docx

— 57.68 Кб (Скачать файл)

не ограничивайте отношения  с педагогами только должностными обязанностями, вникайте в их жизнь, духовный мир  и стремления, иначе каждый педагог  неизбежно будет чувствовать  отчужденность;

помните, что жизнь педагога и ребенка не ограничивается только часами, проведенными в образовательном  учреждении, - она гораздо шире и  богаче;

общаясь с педагогом, никогда  не забывайте, что его работа составляет большую часть его жизни, - сделайте все возможное, чтобы часы, дни, годы, проведенные на работе были для педагога светлыми и радостными;

управленец должен быть причастен  к образу жизни членов педагогического  коллектива, он должен понимать, в чем  состоят общие их потребности;

встречайтесь с педагогами не только в формально-официальной  обстановке, но и в такой, где можно  просто пообщаться, «поговорить по душам».

Принцип сотрудничества предусматривает перевод управления с монологической на диалогическую основу, переход от коммуникации к общению, от субъектно-объектных к субъектно-субъектным отношениям. Приведем некоторые, вытекающие из него требования:

считайтесь с человеком  как с активным фактором, а не с пассивным элементом педагогической системы;

знайте и учитывайте личные качества педагогов и на основе этого  формируйте оптимальные социально-педагогические связи между ними, создавая рабочую  высокопродуктивную атмосферу в  образовательном учреждении;

цените в педагоге гуманное отношение к детям, компетентность, инициативу, ответственность. Всегда помните, что вам требуется не подчиненный, а сотрудник, человек дела;

создавайте атмосферу  не только возложения на педагога ответственности, но и осознания им роли и необходимости  участия в процессе управления образовательным  учреждением;

бережно относитесь к проявлению любой педагогической целесообразной инициативы со стороны своих заместителей и требуйте от них того же и по отношению к педагогам;

основными паролями совместной деятельности руководителя и педагогического  коллектива должны быть: человечность, сознательная дисциплина, инициатива, педагогически целесообразная работа. Инициатива вначале, работа потом, человечность и сознательная дисциплина – всегда;

сначала - пристальное внимание, анализ, диагноз, потом – принятие решения – вот основа сотрудничества.

Н.Витке считал, что вся  суть административной работы заключается  в создании атмосферы дружного коллективного  сотрудничества, при сочетании всеми  признанного делового и морального авторитета администрации с проявлением  самой широкой инициативы сотрудников  учреждения.

Принцип социальной справедливости предусматривает такое управление педагогическим коллективом, при котором каждый педагог находится в равном положении с другими, а его взаимодействие с администрацией строится на основе понимания человека как цели управления, а не его средства. Некоторые требования, вытекающие из этого принципа:

стремитесь равномерно распределять не только учебную, но и общественную нагрузку среди педагогов, осторожно  и постепенно включая их в социальную структуру;

создавайте условия и  предпосылки, дающие возможность проявить свои профессиональные и другие способности  не только «педагогическим звездочкам», но и всем педагогам;

поощряйте, оценивайте деятельность педагогов без предвзятости, объективно, на основе предоставления им равных «стартовых»  возможностей;

всегда при оценке труда  педагога приводите в соответствие его трудовые достижения и их общественное признание;

помните, что одной из гарантий социальной справедливости в  педагогическом коллективе является гласность, систематическое освещение в  коллективе всей деятельности аппарата управления;

руководитель должен учитывать, что уровень социальной справедливости всегда находит отражение в общественном мнении, которое оценивает его  в целом и по отдельным параметрам;

ощущение несправедливости возникает тогда, когда человек  признает, что соотношение его  трудового вклада и результата оценено  ниже (несправедливо) по сравнению с  соотношением вклада и результата других участников деятельности. Отсюда и  возникают конфликты.

Принцип индивидуального  подхода в управлении предусматривает учет руководителями индивидуальных особенностей педагогов, уровня их профессиональной подготовки, интересов, жизненного и социального опыта. Некоторые требования этого принципа формулируются следующим образом:

помните, что индивидуальный подход может опираться только на глубокое изучение системы работы каждого  педагога и его личности;

на основе этого изучения индивидуализируйте объем, частоту  и формы общения с педагогом, уровень его самостоятельности, дидактической и методической свободы, поощрение одних и расширение требований к другим;

в ходе индивидуальной работы с педагогом помогайте ему  укреплять те положительные профессиональные свойства и качества, которыми он обладает. Вселяйте в него профессиональную уверенность. Помните, что поощрение желательных  видов индивидуального поведения  всегда более плодотворно, чем подавление нежелательных. Опора на сильные  стороны приносит больше пользы, чем  бесконечный «разбор» недостатков;

одной из главных задач  индивидуального подхода в управлении образовательным учреждением является задача выравнивания профессионального  мастерства педагогов, постепенное  доведение отстающих до уровня передовых;

определяйте для каждого  педагога его индивидуальные цели и  рубежи их достижения, - этим вы обеспечите ему путь к успеху.

Принцип обогащения работы педагога заключается в стремлении руководителя разнообразить профессиональную деятельность педагога, через пробуждение профессионального интереса и поддержку его профессиональной уверенности. Некоторые конкретные требования этого принципа:

проводить с педагогами консультации по поводу их сегодняшних и будущих  профессиональных потребностей;

создать условия для включения  педагогов в инновационную деятельность;

организовывать посещение  уроков (занятий с детьми) творчески  работающих педагогов в своем  и других образовательных учреждениях;

проводить семинары, «круглые столы» по проблемам методов образовательной  деятельности;

следить за повышением квалификации педагогов.

Принцип личного  стимулирования обеспечивает личную заинтересованность педагога в работе, способствует принятию им определенных обязательств перед образовательным учреждением и коллективом. Об этом свидетельствуют некоторые требования, вытекающие из этого принципа:

каждый руководитель должен иметь хорошо продуманную систему  стимулов, включающую материальное и  моральное стимулирование. Кроме  того, необходимо помнить, что вежливость, улыбка, внимательное и чуткое отношение  руководителя также являются достаточно действенными стимулами для подчиненных;

вся работа руководителя с  педагогами должна строиться на основе стимулирования их деятельности: создание условий для труда, создание атмосферы  взаимной удовлетворенности, создание системы творческой деятельности, создание условий для самообразования и т.д.

Реализация принципа консенсуса позволит руководителю в условиях формирования у педагогов самостоятельных взглядов и различных точек зрения привести коллектив к согласию, перевести людей от конфронтации к сотрудничеству. Приведем некоторые требования этого принципа:

в основе консенсуса должна лежать объективная оценка точек  зрения членов коллектива при обсуждении проблемы или принятия решения;

руководитель должен особенно четко и логично аргументировать  свою точку зрения, чтобы ее восприняло «критическое большинство» в коллективе;

основным инструментом руководителя должен быть логический анализ ошибочных  суждений. Он должен уметь вскрывать  противоречия в суждениях коллег, добиваться осознания ими этих противоречий и пересмотра своей точки зрения, когда это необходимо;

умейте идти на взаимные уступки, но не во вред делу.

Принцип коллективного  принятия решения – это один из инструментов демократизации управления, основанный на вере в то, что люди не хотят быть вечными исполнителями. Некоторые требования принципа:

- не всякое решение  должно приниматься коллективно  (это касается оперативных ситуаций, рутинных, повторяющихся дел). Коллективно  принимаются решения играющие существенную роль в жизнедеятельности образовательного учреждения (принятие его Устава, определение режима работы, принятие Программы развития и т.д.), касающиеся практически каждого члена коллектива;

с информацией, на основе которой  будет приниматься такое решение, должен познакомиться каждый член коллектива;

решение только в том случае будет активно поддерживаться частью коллектива, если педагоги активно  участвовали в его подготовке;

всегда надо помнить, что  там, где решение, принято большинством, бывает и меньшинство, не согласное  с ним. С этим меньшинство необходимо и дальше вести работу, вовлекая его в процесс выполнения решения.

Принцип целевой  гармонизации предусматривает целеустремленность, целесообразность управления и такую работу руководителя с целями, в результате которой в образовательном учреждении появляется целевая целостность, т.е. такое положение, когда частные, лично профессиональные цели членов педагогического коллектива соответствуют общим целям образовательного учреждения, что является задачей управления образовательной системой. Некоторые принципы, вытекающие из этого принципа:

что бы в образовательном  учреждении ни делалось, - все должно делаться на основе осмысленной, предварительно сформулированной, педагогически целесообразной цели;

целевая целостность в  образовательном учреждении формируется  не сразу, это результат длительной и кропотливой работы руководителя с кадрами;

приверженность целям  образовательного учреждения связана  с убеждениями педагога, с его  приверженностью основным ценностям  образовательного учреждения и его  культуре.

Принцип горизонтальных связей обеспечивает установление связей между всеми членами педагогического коллектива, обмен информацией, опытом, не позволяет педагогу профессионально обособиться в коллективе. Вот некоторые требования принципа:

принцип реализуется в  процессе делегирования полномочий педагогам, коллективном принятии решений, установления единого статуса всех работников и др.;

горизонтальные связи  необходимо формировать целесообразно, имея программу на длительное время;

при формировании такой системы  связей необходимо учитывать неформальные, дружеские связи между педагогами, с одной стороны, они улучшат  качество работы, с другой - они могут  стать источником оппозиции администрации  и целям образовательного учреждения.

Принцип автономизации управления является одним из важнейших инструментов демократизации управления, являясь необходимым условием формирования групп линейных менеджеров (локальных руководителей внутри образовательного учреждения). Автономизация позволяет децентрализовать контроль за качеством профессиональной деятельности педагогов. Некоторые требования к осуществлению принципа:

во главе автономных участков управления обязательно должны находиться высококвалифицированные педагоги, изъявившие желание заниматься управленческой деятельностью;

желательно, чтобы педагоги, руководящие конкретными участками  управления (методическим объединением, командой диагностического сопровождения, командой учебно-программного обеспечения, командой педагогической поддержки  ребенка и т.д.) выбирались или  утверждались на собрании всего педагогического  коллектива;

все педагоги, ставшие во главе автономных подразделений, должны пройти соответствующую подготовку.

Принцип постоянного  обновления обусловливает перевод образовательного учреждения из режима функционирования в режим развития. Этот принцип – основное руководящее положение для организации процесса освоения новых технологий и методик обучения и воспитания, изменения организационных и психологических структур, иных изменений в образовательном учреждении. Некоторые требования к его осуществлению:

любые крупные изменения  необходимо заранее готовить, создавая в коллективе определенный психологический  настрой;

изменения должны быть основаны на детальном плане (проекте) и расчете, который обязательно приведет к  успеху, - если уверенности в успехе нет, их лучше не проводить;

коллектив должен готов теоретически и практически к осуществлению  изменений;

сопротивление переменам было, есть и будет, учитывая это, необходимо искать консенсус и склонять людей к идее неизбежности и обоснованности внесения изменений;

процесс перемен в образовательном  учреждении – это, прежде всего, процесс  перемен в самом педагоге, в  его личности.

Представленные выше принципы системны, - для осуществления эффективного управления каждый из них «работает» только при условии, что и остальные, взаимосвязанные с ним, также  исполняются.

3. Функции педагогического  менеджмента

В мировой практике менеджмент выступает как наука, искусство и деятельность по мобилизации интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов в целях эффективного и действенного функционирования организации. В менеджменте воедино соединяются как бы два направления: коммерческо-экономическое, или как его еще называют, организационно-техническое, и психолого-педагогическое, связанное с управлением людьми, с организацией коллектива для достижения конечной цели.

За рубежом менеджмент в образовании или школьный менеджмент определяется как «сосредоточение на процессе принятия наиболее важных решений в школе». Основная идея школьного менеджмента, например, в США базируется на децентрализации управления в системе образования, - в ее контексте школьный учитель должен быть наделен правами участвовать в разработке и принятии наиболее важных для своей школы решений.

Информация о работе История и современная система менеджмент-образования в России История и современная система менеджмент-образования в России