История и современная система менеджмент-образования в России История и современная система менеджмент-образования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 21:07, реферат

Краткое описание

Важную при этом роль играет Государственный стандарт специальностей, по которым осуществляется менеджмент-образование, хотя его действие распространяется только на систему вузовской подготовки специалистов, а для послевузовской подготовки такого стандарта пока не существует.

Содержание

Введение 1. История менеджмент-образования в России 1.1 История менеджмент-образования 1.2 Подходы формирования теории образовательного менеджмента 1.2.1 Подход «от образования» 1.2.2 Подход от классического менеджмента 1.2.3Комплексно-методологический подход 2. Современная система менеджмент-образования в России 2.1 Менеджмент-образование в России и влияние западных стран 2.1.1 Модели подготовки управленческих кадров 2.2 Типы управления образованием 3 . Модели менеджмент-образования в России и концепция LLL 3.1 Концепция LLL 3.1.1 История концепции LLL 3.1.2 Критерии концепции LLL 3.2 Менеджмент-обрзование в России 3.2.1 Цели образования 3.2.2 Содержание образования 3.2.3 Методы и формы образования 3.3 Модели бизнес-образования в России 3.3.1 Модель I. Высшее образование 3.3.2 Модель II. Повышение квалификации 3.3.3 Модель III. Профессиональная переподготовка 3.3.4 Модель V. LLL для менеджеров МСБ Заключение Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Менеджмент в образовании.docx

— 57.68 Кб (Скачать файл)

В нашей стране руководитель (начальник цеха, директор завода, главный  врач больницы, директор школы, заведующий детским садом и т.д.) до сих  пор назначался на должность на основе оценки своих профессиональной готовности к выполнению функций инженера, врача, учителя, воспитателя. В результате он становился организатором деятельности производственных единиц (цехов, заводов, отделов, больниц, школ, детских садов и т.п.), руководителем производственной деятельности. Менеджер же является организатором людей и должен иметь, кроме профессиональной, специальную подготовку в области искусства управления людьми.

Внедрение педагогического менеджмента в практику деятельности современного образовательного учреждения вызвано необходимостью осуществления адекватного управления в условиях реформирующегося российского образования, когда образовательные учреждения уходят от единообразия, предоставляют населению вариативные образовательные услуги, развиваются, на основе демократизации, участвуют в инновационных процессах. Но такое значительное изменение объекта управления – школы, дошкольного образовательного учреждения и т. д. - требует изменения и субъекта управления.

Педагогический  менеджмент в работах некоторых современных авторов выступает как комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления образовательными системами, направленный на повышение их эффективности.

1.  Педагогический менеджмент имеет свою специфику и присущие только ему закономерности. Профессиональные знания по менеджменту обусловливают осознание управленцами, связанными с образованием, трех различных инструментов управления: 1) организации, иерархии управления, основное средство здесь - воздействие на человека сверху с помощью мотивации, планирования, организации, контроля, стимулирования и пр; 2) культуры управления, т.е. вырабатываемых и признаваемых обществом, организацией, группой людей ценностей, социальных норм и установок, особенностей поведения; 3) рынка, рыночных отношений, т.е. отношений, основанные на купле-продаже продукции и услуг, на равновесии интересов продавца и покупателя.

нт, маркетинг, микроэкономика, бухгалтерский учет, финансы и кредит, банковское дело, предпринимательство, бизнес-планирование, страхование, налогообложение, ценообразование, психология управления, хозяйственное право.

Тем не менее различия образовательных программ проявляются в следующих факторах:

Объем учебных часов, рассчитанных в соответствии с продолжительностью обучения. Многие образовательные программы  ориентированы на интенсивную подготовку по своим объемным характеристикам. Правда при этом нередко приходится наблюдать, что методики преподавания остаются прежними.

Различны программы и  в своей ориентации на определенные методические приемы обучения. Во многих программах явно не хватает кейсов, визуализированных форм представления  материала, компьютерных тренингов.

Есть отличия и по степени  элективности предлагаемых знаний и навыков. Во многих случаях образовательная программа представляет собой жесткий набор дисциплин, отражающих представление бизнес-школы о потребностях реального предпринимательства и менеджмента, а не интересы слушателя. В этом случае исчезает и мотивация выбора знаний слушателем, формируется психологическая установка на единственную оптимальность решения, снижается потенциал вариантности мышления и творческого подхода.

 
2.2 Типы управления образованием 

В основу типологии систем управления в образования заложены следующие логические различения:

1.  интерпретаций (уровней) систем: процессы, функции, организации и структуры, материал.

2.  интеллектуальных процессов, включенных в принятие управленческих решений: мышление, понимание, рефлексия.

В зависимости от системного уровня выделяют следующие типы управления в образовании:

·  Стратегическое управление образованием (управление целями образования)

·  Управление процессами (управление развитием, управление функционированием, инновационное управление и т.д.)

·  Организационное управление, или управление структурными преобразованиями

·  Управление персоналом, управление ресурсами (материально-техническим обеспечением, информационными ресурсами и т.д.)

В зависимости от наличия  интеллектуальных процессов в управлении можно зафиксировать тип административного  управления, где интеллектуальные процессы сведены к минимуму, и рефлексивного  управления, где практически все  интеллектуальные процессы присутствуют и являются приоритетными и порождающими исполнительские функции. Для административной системы управления предпочтительная закрытая, иерархическая, вертикальная организация деятельности. Для рефлексивной системы управления — открытая, сетевая, смешанная и демократичная  форма организация деятельности.  

  
3. Модели менеджмент-образования в России и концепция LLL   3.1 Концепция LLL   3.1.1 История концепции LLL

Ростки концепции непрерывного образования можно обнаружить у  Платона, Конфуция, Сократа, Аристотеля, Сенеки и других выдающихся древних  гигантов мысли. Идеи непрерывного образования  представлены во взглядах Вольтера, Гете, Руссо, которые связывали их с  достижением полноты человеческого  развития.

Первые попытки реализовать  идею непрерывности образования  были реализованы в ХIII-XIV вв. в городах Европы на базе так называемых «цеховых школ», которые открывались и содержались ремесленными цехами.

Основателем современных  представлений о непрерывном  образовании признан Ян Амос Коменский, в педагогическом наследии которого содержится ядро мысли, которая воплощена в наши дни в концепции непрерывного образования.

Идея непрерывности образования  получила новые интерпретации в  стране после 1917 г., чему способствовало формирование новой системы образования. Появлялись новые формы и виды образовательных учреждений, в том  числе и для образования взрослых, повышения квалификации работающих. Однако к концу 60-х годов прошлого века концепция непрерывного образования  была благополучно провалена, так и  не успев стать центральной образовательной  системой. Эпизодические обращения  к этой проблеме основаны были скорее на интуиции отдельных ученых и практиков.

В принятой еще Гособразованием СССР 18 марта 1989 года Концепции непрерывного образования закладывалась идея «стимулирования продвижения к более высоким ступеням и уровням образования наиболее способных, лучше подготовленных, активно работающих над своим совершенствованием членов общества». Дальнейшее объективное развитие техники и технологии заставляет любого профессионала постоянно «надстраивать» знания над своим прежним «базовым» образованием.  

3.1.2 Критерии концепции  LLL

·  охват образованием всей жизни человека;

·  вертикальная интеграция: преемственность между отдельными этапами и уровнями образования человека;

·  «увязка» общего, политехнического и профессионального образования;

·  открытость, гибкость системы образования;

·  разнообразие содержания, средств и методик, времени и места обучения;

·  возможность свободного выбора учащимся изучаемых дисциплин;

·  равноправная оценка и признание образования не по способам его получения, а по фактическому результату;

·  наличие механизмов стимулирования мотивации личности к учебе.

Основополагающим принципом  программы непрерывного образования  Элитариум является ее опережающий характер. Благодаря продолжительности программы (5 лет), слушатель может прогнозировать необходимость в будущей профессиональной квалификации и заранее получить те знания, которые ему понадобятся в обозримом будущем.

Различие традиционной системы  и концепции непрерывного образования   

3.2 Менеджмент-обрзование в России   3.2.1. Цели образования

Ориентировка на подготовку человека к выполнению определенных функций в уже сложившихся  социальных и экономических условиях. Человек рассматривается как  программируемый элемент образовательной  системы, не имеющий свободы выбора и реальных возможностей определения  своих целей и способов их достижения.

Ориентируется на целостное  развитие человека как личности на протяжении всей его жизни, на повышение  возможностей его трудовой и социальной адаптации в быстро меняющемся мире. Ставит целью развитие способностей обучающегося, его стремлений и возможностей, а также разностороннего саморазвития.  

3.2.2 Содержание образования 

Содержание характеризуется  поверхностной "энциклопедичностью", перегруженностью информационным и  фактологическим материалом. Часто материал не связанным ни с реалиями современного общества, ни с запросами самого учащегося. Образование представлено как определенный объем знаний, умений, навыков, которые должны быть прочно усвоены учащимся для последующего применения.

Содержание ориентируется  на опережение развития общества, профессиональной карьеры, личных навыков и качеств, и других сфер социальной практики. Предполагает преемственность и  многовариантность общего и профессионального образования. Помимо самих знаний, умений, навыков в содержание входит сам процесс, опыт их приобретения и практического применения, пути и способы самостоятельного добывания, поиска и открытия, самообразования — "личностный опыт" как компонент содержания образования. 

3.2.3 Методы и формы  образования 

Роль преподавателя сводится к доходчивому преподнесению  познавательной информации. Доминируют описательные методы обучения, носящие. Проблемные и практические методы используются больше для иллюстрации и наглядности. Доминирует воспроизводство образцов прошлого опыта. В основном используются такие формы организации учебы, при которых каждый ученик осваивает материал с одинаковым темпом для всей группы учащихся.

Преподаватель выполняет  функции организатора учебы и  призван на деле обеспечить индивидуальный подход в обучении. Доминируют продуктивные, активно-творческие методы обучения, предлагающие самостоятельную и творческую деятельность проблемно-практического характера. Цель — дать не только знания, но и опыт их самостоятельного добывания. Обучение строится по индивидуальному принципу, при котором каждый учащийся имеет возможность продвигаться вперед в освоении материала своим темпом. 

3.3 Модели бизнес-образования в России

Ниже представлены 4 модели бизнес-образования в России, выделенные В.В.Годиным и дополненные пятой моделью В.И.Маршева.

Life Long Learning – это обучение:

·  Всех

·  Всему

·  В любом возрасте

Существуют три уровня подготовки менеджеров с т.зр. процесса (или последовательности стадий) приобретения компетенций (знаний, умений и навыков) и видов деятельности в процессе обучения и научения:

·  Базовая подготовка в области менеджмента

·  Повышение квалификации в области менеджмента

·  Переподготовка в сферу деятельности «менеджмент»

В российской системе образования  используются 5 организационных форм или моделей менеджмент-образования, отражающих идеи концепции обучения менеджменту в течение всей жизни.

3.3.1 Модель I. Высшее образование

Undergraduate (Basic) Education; Bachelor Graduate; Master of Science; Master of Art

Цель: Развитие личности, вывод  на профессиональный уровень специалиста  в конкретной области менеджмента.

Назначение: Позволяет занять достойное место на рынке труда  в сфере бизнеса и менеджмента.

Документы: Диплом специалиста (5 лет) с присвоением первой квалификации по классификатору специальностей (специалист-практик, работник штабного подразделения. Диплом магистра управления (6 лет) с присвоением академической степени (научный работник, преподаватель, аналитик).

Контингент: Лица с аттестатом о среднем образовании (первое высшее) или с дипломом бакалавра (магистратура).

Формы обучения 1: Первое высшее образование (очное, очно-заочное, экстернат, дистанционное обучение).

Формы обучения 2: Ускоренное (второе) высшее образование (3 года), магистратура (2 года).

Содержание обучения: Определяется государственными стандартами.

Финансирование: Бесплатное (по гарантии Конституции Российской Федерации), частично (до 25% контингента) — платное.  

3.3.2 Модель II. Повышение квалификации 

(Management Training)

Цель: Формирование более  квалифицированного руководителя.

Назначение I: Тематическое обучение по вопросам конкретного производства в рамках тематических и проблемных семинаров (от 72 до 100 часов), по месту основной работы.

Документ I: Удостоверение  о повышении квалификации (государственное).

Назначение II: Углубленное  изучение актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических  проблем по профилю профессиональной деятельности в образовательном  учреждении повышения квалификации (свыше 100 часов).

Документ II: Свидетельство  о повышении квалификации (государственное).

Назначение III: Краткосрочное (до 72 часов) изучение конкретных вопросов, актуальных проблем, методик профессионального  характера на семинарах и рабочих  сессиях.

Документ III: Сертификат об участии  в программе (негосударственный).

Контингент: Руководители и  специалисты, желающие повысить квалификацию.

Формы обучения: Очная, очно-заочная (вечерняя, модульная).

Содержание обучения: По усмотрению образовательного учреждения или заказчика.

Финансирование: Платное 

3.3.3 Модель III. Профессиональная  переподготовка 

(Executive Development)

Цель: Введение в профессию  менеджера.

Документ:Диплом о профессиональной переподготовке (свыше 500 часов), т.е. дополнительное образование без присвоения квалификации.

Информация о работе История и современная система менеджмент-образования в России История и современная система менеджмент-образования в России