Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 18:43, реферат
На мой взгляд, данная тема является актуальной, т.к. истоки управленческой мысли всегда являлись началом фундаментальных исследований и поисков. Россия с ее особой интеллектуальностью нисколько не уступала в данном направлении другим странам. Целью данной работы является изучение истории и тенденций развития менеджмента в России.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть сущность менеджмента, изучить процесс развития менеджмента в России, а также рассмотреть перспективы развития менеджмента.
Введение………………………………………………………………...................3 1.Эволюция менеджмента………………………………………………………..4
2. История менеджмента в России………………………………........................8
2.1 Краткий обзор управленческой мысли в России…………………………...8
2.2 Принципы формирования российского менеджмента……………………11
2.3 Наша экономика и современный менеджер ………………………………13
3. Будущее менеджмента………………………………………………………..15
3.1 Перспективы развития менеджмента………………………………………15
3.2 Российский менеджмент и национальная культура……………………….17
4. Краткий обзор российского опыта…………………………………………...21
5. По югу СССР…………………………………………………………………23
Заключение……………………………………………………………………….27
Список литературы………………………………………………………………28
МИНОБРНАУКИ РФ
Троицкий филиал
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Челябинский Государственный Университет»
Кафедра управления.
Реферат на тему: «История и тенденции развития менеджмента в России».
Троицк 2012
Содержание:
Введение…………………………………………………………
2. История менеджмента в России……
2.1 Краткий обзор управленческой мысли в России…………………………...8
2.2 Принципы формирования
2.3 Наша экономика и современный менеджер ………………………………13
3. Будущее менеджмента……………………………
3.1 Перспективы развития
3.2 Российский менеджмент и
4. Краткий обзор российского опыта…………………………………………...21
5. По югу СССР…………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение.
Так исторически сложилось, что Россия
отстала в своем экономическом развитии
от «рыночных» стран мира, и теперь должна
пройти этап переустройства (или трансформации)
общества, осуществляя творческий синтез
зарубежного опыта с учетом своей уникальности
и самобытности. Как известно, экономические
законы, в отличие от законов природы,
опосредованы «живыми людьми», в желаниях
и выборах которых наличествуют ожидания,
нормы, установки, традиции, моральные
и нравственные ценности.
Наши неудачи в проведении экономических реформ связаны с неопределенностью стратегии кардинального переустройства общества (включая политическую, социальную и нравственную среду), а также со слепым копированием чужого и чуждого нам опыта. Мы не учли, что Россия имеет свою тысячелетнюю историю предпринимательства и что «…русская народная этика и эстетика, имеющие еще дохристианские корни, создавали в жизни и ведении бизнеса атмосферу почитания идеалов добра, справедливости и правды», — об этом нам напоминает немецкий предприниматель[1].Чтобы не допускать грубых ошибок в дальнейшем, нам необходимо критически переосмыслить опыт внутрифирменного и отраслевого управления в мире, но главное — научиться находить наилучшие (оптимальные) решения в условиях недостаточной стабильности и неопределенности социально- экономической жизни, характерной для сегодняшней России.
На мой взгляд, данная тема является актуальной, т.к. истоки управленческой мысли всегда являлись началом фундаментальных исследований и поисков. Россия с ее особой интеллектуальностью нисколько не уступала в данном направлении другим странам. Целью данной работы является изучение истории и тенденций развития менеджмента в России.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть сущность менеджмента, изучить процесс развития менеджмента в России, а также рассмотреть перспективы развития менеджмента.
1. Эволюция менеджмента.
Первый этап развития менеджмента начался
в начале двадцатого столетия и связан
с учением Ф.Тейлора после публикации его книги "Принципы научного
управления", в которой он впервые рассмотрел
научные подходы и принципы построения
системы управления. Используя систему
управления, разработанную Ф.Тейлором,
американские фирмы и Америка в целом
наглядно продемонстрировали ее практическую
значимость и влияние на развитие экономики.
Однако системный анализ предложенной
Ф.Тейлором модели управления показал,
что эта система Тейлора пока нашла ограниченное
применение вследствие непонимания ее
сути рыночными структурами, фирмами и
их руководителями. Именно под воздействием
учения Тейлора чуть позже появляются
научные работы по менеджменту Френка,
Гильберта,Ганита.
Второй этап развития менеджмента связан с новыми подходами в развитии учения о менеджменте, на основе учения Ф.Тейлора, но с принципиально новыми подходами. Появится и апробируется на практике так называемая классическая (адмистративная) школа управления, родоначальниками которой стали А.Файоль, П.Урвик, Д.Муни, П.Слоун. В частности, А.Файоль впервые предположили новую теорию менеджмента, раскрывающую его функции, принципы и необходимость теоретического изучения.
Третий этап развития менеджмента стал называться "неоклассическим", нарождается и начинает развиваться школа "человеческих отношений", развитие которой связано с именами ученых А.Файоля, Д.Муни, П.Слоуна, Э.Мейо. На этом этапе апробируется социологическая концепция групповых решений.
Четвертый этап развития менеджмента относится к периоду 1940 – 1960 гг. В эти годы происходит эволюция управленческой мысли, которая направлена на развитие теории организации менеджмента на основе достижений психологической и социологической наук, оказывающих решающее воздействие на человека в системе управления.
Пятый этап развития управленческой мысли отличается от всех предыдущих тем, что происходит становление современных количественных методов обоснования управленческих решений под воздействием широкого использования в практике экономико-математических методов и электронно-вычислительной техники. Этот процесс успешно развивается по настоящее время. Так, Д.Макгрегор впервые обосновал свою теорию и доказал, что отношение менеджера к своим подчиненным существенно влияет на их поведение и на рабочий климат в организации. В теории "X" - утверждение
-4-
приоритета контролирующего менеджера, в теории "У" - принцип распределения объективности (годы развития этой концепции – 1950 – 1960 г.)
Шестой этап развития менеджмента можно отнести к периоду 1970 – 1980 гг. Учеными – управленцами вырабатываются новые подходы в развитии теории управления, смысл которых сводится к тому, что организация – это открытая система, приспосабливающаяся к внутренней среде (организации) нужно искать во внешней среде. Исходя из такого посыла просходили установления взаимосвязей между типами сред и различными моделями управления. К этому периоду относятся теории: "стратегического менеджмента" И.Ансоффа, "теория властных структур между организациями" Г.Саланчика, "конкретной стратегии, конкурентоспособности, потребительского качества продукции и ресурсов» Портера и т.д.
Седьмой этап относится к 80-м гг., которые ознаменовались появлением новых подвидов в управлений, неожиданным для многих открытием "организационной структуры", как мощного механизма управления, особенно успешно использованного Японией и другими странами, с важнейшими по силе воздействия управленческими методами.
Восьмой этап развития менеджмента относится к 90-м гг. На этом этапе просматриваются три основные тенденции
По мнению М.Мескона и других, за всю историю эволюции систем управления человечество выработало всего три принципиально различных инструмента управления, т.е. воздействия на людей.
Иерархия – это организация, где основное средство воздействия отношения власть – подчинение, давление на человека сверху с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ.
Культура - т.е. вырабатываемые и признаваемые обществом организации, групповые ценности, социальные нормы, установки, шаблоны поведения, ритуалы, которые заставляют человека вести себя так, а не иначе.
Рынок, т.е. наличие сети равноправных отношений по горизонтали,
основанных на купле-продаже продукции и услуг, на отношениях собственности, на равновесии интересов продавца и покупателя. На каждом этапе развития менеджмента формировались соответствующие школы управления. М.Мескон выделяет четыре такие школы, в которых показаны методы и принципы их формирования.
|
|
|
|
|
|
|
1. Углубление понимания сложных управленческих проблем
благодаря разработке и применению моделей. |
В число основных направлений развития научных школ управления можно отнести такие подходы:
Информация о работе История и тенденции развития менеджмента в России