История и тенденции развития менеджмента в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 18:43, реферат

Краткое описание

На мой взгляд, данная тема является актуальной, т.к. истоки управленческой мысли всегда являлись началом фундаментальных исследований и поисков. Россия с ее особой интеллектуальностью нисколько не уступала в данном направлении другим странам. Целью данной работы является изучение истории и тенденций развития менеджмента в России.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть сущность менеджмента, изучить процесс развития менеджмента в России, а также рассмотреть перспективы развития менеджмента.

Содержание

Введение………………………………………………………………...................3 1.Эволюция менеджмента………………………………………………………..4
2. История менеджмента в России………………………………........................8
2.1 Краткий обзор управленческой мысли в России…………………………...8
2.2 Принципы формирования российского менеджмента……………………11
2.3 Наша экономика и современный менеджер ………………………………13
3. Будущее менеджмента………………………………………………………..15
3.1 Перспективы развития менеджмента………………………………………15
3.2 Российский менеджмент и национальная культура……………………….17
4. Краткий обзор российского опыта…………………………………………...21
5. По югу СССР…………………………………………………………………23
Заключение……………………………………………………………………….27
Список литературы………………………………………………………………28

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по управлению.doc

— 206.50 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РФ

Троицкий филиал

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Челябинский Государственный Университет»

Кафедра управления.

 

 

 

 

        

 

Реферат на тему: «История и тенденции развития менеджмента в России».

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                          

 

 

                                                                                                                              

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                               Выполнил:

                                                                                                                               Студент  ТУ-201

                                                                                                                               Яровая В.В.

                                                                                                                               Проверил:

                                                                                                                               Кокорев А.Б

                                                                                                                                                                                    

 

 

 

 

 

 

 

Троицк 2012

Содержание:

 

Введение………………………………………………………………...................3 1.Эволюция менеджмента………………………………………………………..4

2. История менеджмента в России………………………………........................8

2.1 Краткий обзор управленческой  мысли в России…………………………...8

2.2 Принципы формирования российского  менеджмента……………………11

2.3 Наша экономика и современный  менеджер ………………………………13

3. Будущее менеджмента………………………………………………………..15

3.1 Перспективы развития менеджмента………………………………………15

3.2 Российский менеджмент и национальная  культура……………………….17

4. Краткий обзор российского  опыта…………………………………………...21

5. По югу  СССР…………………………………………………………………23

Заключение……………………………………………………………………….27

Список литературы………………………………………………………………28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           -2-

Введение. 
 
Так исторически сложилось, что Россия отстала в своем экономическом развитии от «рыночных» стран мира, и теперь должна пройти этап переустройства (или трансформации) общества, осуществляя творческий синтез зарубежного опыта с учетом своей уникальности и самобытности. Как известно, экономические законы, в отличие от законов природы, опосредованы «живыми людьми», в желаниях и выборах которых наличествуют ожидания, нормы, установки, традиции, моральные и нравственные ценности.

Наши неудачи в проведении экономических реформ связаны с неопределенностью стратегии кардинального переустройства общества (включая политическую, социальную и нравственную среду), а также со слепым копированием чужого и чуждого нам опыта. Мы не учли, что Россия имеет свою тысячелетнюю историю предпринимательства и что «…русская народная этика и эстетика, имеющие еще дохристианские корни, создавали в жизни и ведении бизнеса атмосферу почитания идеалов добра, справедливости и правды», — об этом нам напоминает немецкий предприниматель[1].Чтобы не допускать грубых ошибок в дальнейшем, нам необходимо критически переосмыслить опыт внутрифирменного и отраслевого управления в мире, но главное — научиться находить наилучшие (оптимальные) решения в условиях недостаточной стабильности и неопределенности социально- экономической жизни, характерной для сегодняшней России.

На мой взгляд, данная тема является актуальной, т.к. истоки управленческой мысли всегда являлись началом фундаментальных исследований и поисков. Россия с ее особой интеллектуальностью нисколько не уступала в данном направлении другим странам. Целью  данной работы является изучение истории и тенденций развития менеджмента в России.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть сущность менеджмента, изучить процесс развития менеджмента в России, а также рассмотреть перспективы развития менеджмента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                           -3-

1. Эволюция          менеджмента.

 
 
Первый этап развития менеджмента начался в начале двадцатого столетия и связан с учением Ф.Тейлора после публикации его книги "Принципы научного управления", в которой он впервые рассмотрел научные подходы и принципы построения системы управления. Используя систему управления, разработанную Ф.Тейлором, американские фирмы и Америка в целом наглядно продемонстрировали ее практическую значимость и влияние на развитие экономики. Однако системный анализ предложенной Ф.Тейлором модели управления показал, что эта система Тейлора пока нашла ограниченное применение вследствие непонимания ее сути рыночными структурами, фирмами и их руководителями. Именно под воздействием учения Тейлора чуть позже появляются научные работы по менеджменту Френка, Гильберта,Ганита.

 

Второй этап развития менеджмента связан с новыми подходами в развитии учения о менеджменте, на основе учения Ф.Тейлора, но с принципиально новыми подходами. Появится и апробируется на практике так называемая классическая (адмистративная) школа управления, родоначальниками которой стали А.Файоль, П.Урвик, Д.Муни, П.Слоун. В частности, А.Файоль впервые предположили новую теорию менеджмента, раскрывающую его функции, принципы и необходимость теоретического изучения.

 

Третий этап развития менеджмента стал называться "неоклассическим", нарождается и начинает развиваться школа "человеческих отношений", развитие которой связано с именами ученых А.Файоля, Д.Муни, П.Слоуна, Э.Мейо. На этом этапе апробируется социологическая концепция групповых решений.

 

Четвертый этап развития менеджмента относится к периоду 1940 – 1960 гг. В эти годы происходит эволюция управленческой мысли, которая направлена на развитие теории организации менеджмента на основе достижений психологической и социологической наук, оказывающих решающее воздействие на человека в системе управления.

 

Пятый этап развития управленческой мысли отличается от всех предыдущих тем, что происходит становление современных количественных методов обоснования управленческих решений под воздействием широкого использования в практике экономико-математических методов и электронно-вычислительной техники. Этот процесс успешно развивается по настоящее время. Так, Д.Макгрегор впервые обосновал свою теорию и доказал, что отношение менеджера к своим подчиненным существенно влияет на их поведение и на рабочий климат в организации. В теории "X" - утверждение

                                                        -4-

приоритета контролирующего менеджера, в теории "У" - принцип распределения объективности (годы развития этой концепции – 1950 – 1960 г.)

 

Шестой этап развития менеджмента можно отнести к периоду 1970 – 1980 гг. Учеными – управленцами вырабатываются новые подходы в развитии теории управления, смысл которых сводится к тому, что организация – это открытая система, приспосабливающаяся к внутренней среде (организации) нужно искать во внешней среде. Исходя из такого посыла просходили установления взаимосвязей между типами сред и различными моделями управления. К этому периоду относятся теории: "стратегического менеджмента" И.Ансоффа, "теория властных структур между организациями" Г.Саланчика, "конкретной стратегии, конкурентоспособности, потребительского качества продукции и ресурсов» Портера и т.д.

 

Седьмой этап относится к 80-м гг., которые ознаменовались появлением новых подвидов в управлений, неожиданным для многих открытием "организационной структуры", как мощного механизма управления, особенно успешно использованного Японией и другими странами, с важнейшими по силе воздействия  управленческими методами.

 

Восьмой этап развития менеджмента относится к 90-м гг. На этом этапе просматриваются три основные тенденции

  • возврат к прошлому - осознание значения материальной, технической базы современного производства;

 

  • создание социальных поведенческих элементов - это усиление внимания не только к организационной культуре, но и к различным формам демократизации управления, участие рядовых работников в прибылях, в осуществлении управленческих функций в других сферах деятельности; 
  • усиление международного характера управления. Переход многих стран к открытой экономике, участие в конкурентной борьбе, организации современной деятельности;

По мнению М.Мескона и других, за всю историю эволюции систем управления человечество выработало всего три принципиально различных инструмента управления, т.е. воздействия на людей.

Иерархия – это организация, где основное средство воздействия отношения власть – подчинение, давление на человека сверху с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ.

Культура - т.е. вырабатываемые и признаваемые обществом организации, групповые ценности, социальные нормы, установки, шаблоны поведения, ритуалы, которые заставляют человека вести себя так, а не иначе.

 Рынок, т.е. наличие сети равноправных отношений по горизонтали,

 

                                                                -5-

основанных на купле-продаже продукции и услуг, на отношениях собственности, на равновесии интересов продавца и покупателя. На каждом этапе развития менеджмента формировались соответствующие школы управления. М.Мескон выделяет четыре такие школы, в которых показаны методы и принципы их формирования.

 
I. Школа научного управления.

 
1. Использование научного анализа  для определения лучших способов  выполнения задачи. 
 
2. Отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач, и их обучение. 
 
3. Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения их задач. 
 
4. Систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности. 
 
5. Отделение планирования и обдумывания от самой работы.

 
II. Классическая школа управления.

 
1. Развитие принципов управления. 
 
2. Описание функций управления. 
 
3. Систематизированный подход к управлению всей организации. 

 
III. Школа человеческих отношений  и школа поведенческих наук.

 
1. Применение приемов управления  межличностными отношениями для  повышения степени удовлетворенности и производительности. 
 
2. Применение наук о человеческом поведении к управлению и формированию организации таким образом, чтобы каждый работник мог быть полностью использован в соответствии с его потенциалом.

 
IV. Школа науки управления.

1. Углубление понимания сложных управленческих проблем благодаря разработке и применению моделей. 
2. Развитие количественных методов в помощь руководителям, принимающим решения в сложных ситуациях.


                                                               -6-

В число основных направлений развития научных школ управления можно отнести такие подходы:

  • научного направления;
  • административный
  • с точки зрения человеческих отношений;
  • с точки зрения науки о поведении;
  • с точки зрения количественных методов;
  • к управлению как к процессу;
  • системный;
  • ситуационный;

Информация о работе История и тенденции развития менеджмента в России