Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 18:43, реферат
На мой взгляд, данная тема является актуальной, т.к. истоки управленческой мысли всегда являлись началом фундаментальных исследований и поисков. Россия с ее особой интеллектуальностью нисколько не уступала в данном направлении другим странам. Целью данной работы является изучение истории и тенденций развития менеджмента в России.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть сущность менеджмента, изучить процесс развития менеджмента в России, а также рассмотреть перспективы развития менеджмента.
Введение………………………………………………………………...................3 1.Эволюция менеджмента………………………………………………………..4
2. История менеджмента в России………………………………........................8
2.1 Краткий обзор управленческой мысли в России…………………………...8
2.2 Принципы формирования российского менеджмента……………………11
2.3 Наша экономика и современный менеджер ………………………………13
3. Будущее менеджмента………………………………………………………..15
3.1 Перспективы развития менеджмента………………………………………15
3.2 Российский менеджмент и национальная культура……………………….17
4. Краткий обзор российского опыта…………………………………………...21
5. По югу СССР…………………………………………………………………23
Заключение……………………………………………………………………….27
Список литературы………………………………………………………………28
Сформировать такой корпус управленцев нового типа - задача исключительно сложная. Сама жизнь, практика рыночной экономики, предпринимательства будет способствовать ее решению, помещая тех, кто сегодня у руля предприятий, и тех, кто входит в эту новую для себя роль, в ситуацию естественно протекающего социального отбора. Но многое, конечно, зависит и от целенаправленной деятельности по подготовке и переподготовке кадров, по изучению и распространению передового опыта управления, по применению достижений управленческой науки на практике.
Один из очевидных путей приспособления
к рынку состоит в освоении опыта стран,
живущих в его условиях уже не одну сотню
лет. Весьма ценным аспектом этого опыта
в XX веке является сфера деятельности
и область знаний, охватываемая емким
понятием "менеджмент", которое стало
уже интернациональным. При этом, когда
говорят "менеджмент" подразумевают
и людей-менеджеров, профессионально осуществляющих
функцию управления. В настоящее время в большинстве российских
вузов, ведущих обучение по данной специальности,
исходная учебная дисциплина по управлению
(чаще всего называемая “Введение в теорию
менеджмента” или “Основы менеджмента”)
преподается уже на первых курсах. Естественно,
что основная часть слушателей имеет незначительный
жизненный и еще меньший управленческий
опыт. В то же время общепризнано, что менеджмент
– это и наука и искусство, и что овладение
знаниями в этой области невозможно без
получения соответствующих практических
навыков. До сих пор в большинстве случаев данную
проблему пытались решить введением в
систему подготовки активных методов
обучения - деловых игр, разбора конкретных
ситуаций (“кейс-стади”) и др. Представляется,
что для первокурсников такие методические
формы малоэффективны. Это связано в первую
очередь с недостатком у них знаний по
экономике и финансам, без которых невозможен
серьезный разбор конкретных ситуаций.
Практика показывает, что на данной стадии
обучения больше пользы
приносят обычные семинарские занятия,
на которых преподаватель может
практических задач, позволяющих закрепить базовые понятия и категории. Однако в этом случае курс менеджмента становится сугубо теоретическим, что
3.Будущее менеджмента.
3.1.Перспективы развития
Перспектива современного управления и менеджмента - в решении проблемы наиболее эффективного управления и использования умственного труда. За 20 век менеджмент уже решил проблему эксплуатации физического труда, но сегодня никто не понимает, как эксплуатировать интеллектуальный труд.
Перспективы развития менеджмента в России и за рубежом включают в себя следующие положения:
Ориентация на новые условия и факторы развития нашла отражение в принципах менеджмента, формулировка которых показывает возросшую роль человека, его профессионализма, личностных качеств, а также всей
системы взаимоотношений людей в организациях. Например, в составе важнейших принципов, которыми рекомендуется пользоваться менеджерам в последнем десятилетии текущего века, нередко называются следующие:
Практическое воплощение новых принципов управления весьма сложно и требует радикального пересмотра всей философии бизнеса, изменения психологии работающих (в том числе менеджеров), повышения их квалификации и роста личного потенциала.
В ведущих странах Запада целеполагание приоритетов социально-экономического развития оформляется в политических документах, как правило, имеющих форму докладов глав правительств. Реализация приоритетов осуществляется через целевые программы, государственный бюджет и законодательство.
Формально в действующей у нас системе регулирования есть элементы подсистемы развития. Согласно законодательству правительство обязано регулярно разрабатывать прогнозы и программы, выдерживать соответствующие нормативы финансирования науки и образования при планировании федерального бюджета, планировать инвестиционную политику. В реальности, однако, в рамках прежней системы регулирования экономики эти элементы оставались невостребованными и практически атрофировались.
Так участники Х Всероссийского экономического
форума сошлись во мнении, что "в свете
исторического опыта страны, в частности
последних 15 лет, закономерен вывод: России
необходима долгосрочная стратегия".
Стратегия развития должна включать
в себя определение приоритетов долгосрочного
социально- и технико-экономического развития,
сохранение и приумножение научно-производственного
потенциала страны, формирование на этой
основе промышленной, внешнеторговой
и бюджетной политики, обеспечение их
реализации за счет использования гарантий,
осуществления целевых инвестиционных
и научно-технических программ, работы
институтов развития, планирования бюджета
и развития государственного сектора,
регулирования инвестиционной и стимулирования
инновационной активности.
Полезным, а в наших условиях необходимым
элементом такой стратегии
должно быть индикативное планирование. Оно должно органично включать научно-техническую и промышленную политику, включая политику реструктуризации предприятий, создавать подъем конкурентоспособности отечественных предприятий и условия для выращивания национальных лидеров – локомотивов экономического роста.
Необходимо иметь ясный образ задач управления
социально-экономическим развитием. В
качестве первого приближения образом
цели мы можем считать некоторую заданную
величину годового ВВП страны на душу
населения.
Причем здесь надо сделать несколько
оговорок и внести некоторые ограничения.
Первым ограничением является численность
населения. Демографические процессы
довольно инерционны. Определяющие их
динамику факторы зависят от предыстории
на интервале десятков и даже сотен лет,
от экологии, от уровня технологии. Существует
и очень большая зависимость от состояния
экономики и от ожиданий населения в конкретный
исторический момент. Поэтому мы можем
с довольно большой степенью точности
оценить, для какого числа граждан в обозримой
перспективе мы должны создать достойные
условия жизни.
Предполагается, что это будет порядка 200 млн. человек.Это не значит, что надо ориентироваться на силовые методы регулирования численности. Должна быть создана такая экономико-правовая и социальная среда, что тенденция к оптимальной численности становится "осознанной необходимостью".
Вторым ограничением при формировании образа цели является номенклатура составляющих ВВП. В зависимости от того, какую структуру ВВП мы хотим обеспечить в будущем, мы получим разные уровни капитальных затрат на осуществление замысла, разный уровень потребления невосполнимых глобальных ресурсов и даже различный уровень интеллектуального потенциала нации. Навскидку представляется, что ВВП должен быть порядка 30 тыс. экю на душу населения в год. Это примерно в пять раз больше, чем сегодня в Москве, и в десять больше, чем в России.
3.2.Российский менеджмент и
Глубокие, исключительно трудные, во многом противоречивые, но исторически неизбежные преобразования экономической среды хозяйствования в России пробудили активный интерес к менеджменту.
Едва ли найдется в России менеджер или предприниматель, который не примерил бы на себя управленческие «одежки» из американского, реже — из японского гардероба. Глобализация бизнеса отчетливо показала, что на его эффективность влияют не только так называемые жесткие факторы: земля, климат, оборудование, но и мягкие, которые нельзя осязать или измерить, но влияние которых весьма ощутимо. Одним из них является отношение к работе, формирование деловой культуры. В совокупности мягкие факторы образуют присущую жителям данной страны культуру, понимаемую как наработанный веками набор образцов поведения и привычек. Руководителей интересует прежде всего деловая культура. До сих пор не известно ни одного исследования, из которого можно было бы узнать об особенностях, преимуществах и недостатках российской деловой культуры. Между тем знание особенностей национальной деловой культуры позволяет руководителю осознать причины и вероятные последствия многих собственных решений, решений и поступков коллег и подчиненных, своего начальства или акционеров.
Российским менеджерам необходимо изучать деловую культуру своей страны, поскольку Россия позже других начала строить современные рыночные отношения.
Осознать это необходимо, потому что как бы мы ни пытались копировать западные и восточные образцы или чувствовать себя русскими предпринимателями досоветского периода, существуют реальные условия, и очень полезно их знать. Нужно попытаться понять, что уже сформировалось в российской деловой культуре и какие черты ей присущи. Разобравшись в этом, легче предвидеть, каковы реальные шансы внедрения разных моделей менеджмента в России.
Существуют три уровня культуры в бизнесе:
Национальная культура сильно влияет на организационную, которая в свою очередь влияет на управленческую. Но при сильном, волевом руководителе управленческая культура может определить организационную, а в совокупности организационные системы могут менять национальную культуру.
Предпринимательство в нашей стране
не может развиваться без такого важного
элемента, как контрактная культура. Если
контракт подписан, его надо выполнять.
Он может стать частью национальной культуры.
В настоящий момент контрактная культура
у нас весьма низкая.
В России существуют две основные проблемы:
проблема власти, поскольку руководитель
в системе без власти — не руководитель,
и проблема отношения к работе. В большинстве
российских деловых организаций власть
построена по принципу виноградной грозди:
во-первых, сверху вниз, а во-вторых, кластерами
— замкнутыми группами. И хотя между ними
существуют какие-то информационные и
иные связи, ярко выражена обособленность
каждой группы. Стоит ли сохранять такое
положение, эффективно ли это для предпринимательской
экономики, нужно проверить каждой организации.
Кластерная форма характерна и для западных бизнес-структур, но на Западе такая группа — это сплоченная команда. Значит, можно поставить вопрос: русские — коллективисты или индивидуалисты? Как показали социологические исследования, россияне — большие индивидуалисты. Однако власть считается больше с группой, чем с индивидом. Нам еще предстоит, если мы хотим видеть каждого отдельного человека в системе, менять образцы поведения как руководителя, так и подчиненного.
Информация о работе История и тенденции развития менеджмента в России