Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 21:35, курсовая работа
Целью данной курсовой работы как раз и является рассмотрение развития организационного поведения как науки и определение роли данной дисциплины в развитии современного менеджмента.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи, а именно:
сформулировать определение дисциплины «Организационное поведение;
проследить развитие концепций организацонного поведения;
рассмотреть современные теории управления;
определить различие между понятиями «менеджер» и «руководитель»;
выявить уровень организационного поведения в современном менеджменте.
Введение 3
Глава 1 6
§1. Концепция организационного поведения 6
§2. Понятие управления 12
§3. Факторы, влияющие на организационное поведение 13
§4. Эволюция моделей организационного поведения 14
Выводы к Главе 1 17
Глава 2 18
§1. Взаимосвязь организационного поведения с поведенческими науками 18
§2. Значение организационного поведения и роль менеджера в организации . 21
§3. Современные подходы к управлению . 22
§4. Наука управления в настоящее время 24
Выводы к Главе 2 26
Заключение 31
Список использованной литературы 32
Приложение 33
§ 4. Эволюция моделей организационного поведения
В рамках существующих подходов и школ научной мысли выделяют четыре ключевых этапа развития теории организационного поведения.
Первый этап — «классический» — получил наибольшее развитие в 20–30-е гг. в США и Европе; связан с именами основателей «научного менеджмента» Фр. У. Тейлора, супругов Фр. и Л. Гилберт, А. Файоля, Х. Эмерсона и др. Поведенческая сторона их исследований связана с рационализацией труда и рабочих и управляющих, которая должна способствовать росту производительности труда.
Второй этап — формирование «менеджмента человеческих отношений» на основе результатов «хоторнского эксперимента». Эти эксперименты проводились в Хоторне, близ Чикаго, на заводе General Electric в течение 12 лет (включая обработку и анализ данных) с 1927 по 1939 гг.7 Первоначально целью исследований было определение влияния материальных факторов (условий труда, рабочего времени, оплаты труда и др.) на рост производительности труда. Но корреляция между этими параметрами и производительностью труда оказалась невысокой, а ее рост (в среднем на 40%) оказался следствием неформальных отношений между работниками и формированием неформальных малых групп. Установлено решающее влияние социально-групповых норм поведения и неформальных отношений на производительность труда, которые в ряде случаев блокировали экономические стимулы.
Третий этап связан с отходом от жесткого рационализма в организационном поведении, переходом к менеджменту человеческих отношений, усиленному гуманистическим подходом и развитием теорий мотивации (А. Маслоу, Д. Макгрегор, Ф. Герцберг и др.). Основа такого подхода — учет психологии личности, ее потребностей и мотивов. Это период формирования структуры и основного содержания организационного поведения как научной и учебной дисциплины.
Четвертый этап — 70-е гг. XX в. — получил название «культурологический». В этот период в США обратили внимание на особо успешные компании, на уникальность их корпоративной культуры, в которой организационное поведение занимает особое место. Корпоративной культуре и организационному поведению, сравнению организационной культуры различных стран посвящены работы Э. Шайна, А, Петтигрю, У. Оучи, Г. Хофштеде и др. 4
Таблица 3
Этапы развития
организационного поведения (ОП) и изменение
представлений о путях
Этапы развития ОП |
Доминирующие факторы эффективности |
История и структурные изменения в обществе и рыночной экономике |
I этап |
Производительность труда |
Рост размеров производства за счет большого количества неквалифицированной рабочей силы, послевоенная миграция населения и кономическая депрессия 20–30-х гг., начало формирования массовых рынков услуг |
II и III этапы |
Производительность и продуктивность, развитие |
Усиление роли корпоративной
собственности, появление и институализация
профессионального менеджмента, |
IV этап |
Качество |
Наукоемкое и высокотехнологичное производство, укрепление и расширение мировых рынокв, усиление конкуренции, активизация связей экономики с международной политикой |
Современный этап развития теории организационного поведения связан с разработкой эволюции моделей организационного поведения, проведенной специалистами Института бизнеса и делового администрирования АНХ под руководством А. Кочетковой (Таблица 4) 5
Таблица 4
Эволюция моделей организационного поведения
№ |
Типичные модели |
Новые модели |
Особенности эволюции |
1 |
Авторитарная |
Авторитарная с командной |
Формирование моделей поведения (например, специальные подразделения) |
2 |
Опекающая |
Не изменилась |
Возможно появление фактически
не развивающихся организаций |
Выводы к Главе 1.
Для изучения становления концепции организационного поведения необходимо рассматривать историю развития науки в целом.
В развитии науки организационного поведения ученые предлагают выделять два этапа: эмпирический и научный.
Первые попытки осмыслить поведение человека возникали еще в глубокой древности (в IV-V вв.до н.э.).
Предпосылками становления
научной концепции организацион
Принято считать, что на научной основе организационное поведение развивалось с середины XIX в. в рамках учений гештальтпсихологии, фрейдизма, бихевиоризма, гуманистической психологии и др.
Теория управления как наука возникла в конце прошлого века и с тех пор претерпела значительные изменения.
Само понятие «научное управление» впервые ввел в обиход не Фридерик У. Тейлор, по праву считающийся родоначальником теории управления, а представитель американских фрахтовых компаний Луис Брандейс в 1910 г.
Впоследствии и сам Тейлор широко пользовался этим понятием подчеркивая, что «управление – это подлинная наука, опирающаяся на точно определенные законы, правила и принципы».
Глава 2.
Роль организационного поведения в развитии современного менеджмента в России.
Как видно из Главы 1 над ролью организационного поведения знаменитые управленцы задумывались достаточно давно. Организационное поведение — это наука, необходимая любому специалисту в области менеджмента человеческих ресурсов. От того, насколько адекватно менеджер оценивает сложившуюся ситуацию и поведение сотрудников, принимает правильные решения, зависит эффективность его деятельности и деятельности возлагаемой им группы и в конечном счете эффективность достижения целей организацией в целом.
Организационное поведение — комплексная прикладная наука, изучающая поведение людей для определения наиболее эффективных методов управления для достижения организацией поставленных целей. Развитие организационного поведения сего дня — это интеграция соответствующих областей общей, социальной и экспериментальной психологии, психологии управления, теории организации, социологии, политологии, антропологии. Одновременно организационное поведение использует мировые достижения философии, логики, риторики, педагогики, этики, права, а также методы воздействия на личность и организацию морали, искусства и т.п.
На рис.1. представлена
наглядная схема уровней
О Р Г А Н И З А Ц И Я
ГРУППА ЛИЧНОСТЬ |
Рисунок 1 – Уровни изучения поведения в организации
Таким образом можно четко выделить предмет дисциплины и цели организационного поведения: (См.: Глумаков В.Н. Организационное поведение. М.: ЗАО «Финстатин-форм», 2002. C. 10; Доблаев В.Л. Организационное поведение. М.: ИКФ «ЭКМОС», 2002. С. 10.)
Предмет дисциплины — основные закономерности и факторы, определяющие поведение людей в организации в условиях совместной трудовой деятельности и межличностного общения.
Цели организационного поведения:
На рисунке 2 представлена комплексная таблица, иллюстрирующая взаимосвязь организационного поведения с комплексными науками.
Рисунок 2 – Взаимосвязь организационного поведения и поведенческих наук
В схеме, приведенной Дж. Д. Джорджем и Г.Р.Джунсом отражено их видение значения организационного поведения (рис.3)6
Рисунок 3 – Что такое организационное поведение.
Менеджер как управленец в современной
организации выполняет ряд
Таблица 5
Задачи, выполняемые современным менеджером в организации
Планирование |
Определение менеджерами организационной стратегии, а именно: организационных целей и ресурсов, необходимых для их достижения. Изучение организационного поведения позволяет менеджерам повысить качество принимаемых решений через исследование используемых приемов планирования, возникающих при этом конфликтов, механизмов группового взаимодействия. |
Организация. |
При организации работы менеджеры определяют структуру взаимодействия работников, их соподчиненность, распределение по группам, отдельным командам для достижения поставленных целей. |
Руководство |
Координация со стороны менеджеров отдельных сотрудников и групп, их мотивация и поощрения на достижение общих целей, что является важнейшим аспектом воздействия на их организационное поведение. |
Контроль |
Сопоставление фактических результатов трудовой деятельности с запланированными, выяснение причин возникающих отклонений и в случае необходимости корректировка организационного поведения сотрудников. Функция контроля позволяет менеджерам определить, насколько грамотно ими осуществлены планирование, организация и руководство. |
«Управлять – значит приводить к успеху других».
Эффективность и качество управленческого труда определяются, прежде всего обоснованностью методологии решения проблем, т.е. подходов, принципов, методов.
Без хорошей теории практика слепа. Однако к менеджменту применяют только некоторые подходы и принципы, хотя в настоящее время известны более 13-ти научных подходов:
При применении комплексного подхода должны учитываться технические, экологические, экономические, организационные, социальные, психологические, политические и иные аспекты менеджмента и их взаимосвязи. Если упустить один из них, то проблема не будет решена.
Интеграционный подход к менеджменту нацелен на исследование и усиление взаимосвязей между:
• отдельными подсистемами и элементами системы менеджмента;
• стадиями жизненного цикла объекта управления;
• уровнями управления по вертикали;
• уровнями управления по горизонтали.
Интеграция – это углубление сотрудничества субъектов, управление взаимодействием и взаимосвязями между компонентами системы управления.
Маркетинговый подход предусматривает ориентацию управляющей подсистемы при решении любых задач на потребителя:
• повышение качеств объекта в соответствии с нуждами потребителя;
• экономия ресурсов у потребителя за счет повышения качества;
• экономия ресурсов в производстве за счет факторов масштаба производства, научно-
технического прогресса (НТП);
• применение системы менеджмента.
Сущность функционального
подхода к менеджменту
При динамическом подходе объект управления рассматривается в динамическом развитии, причинно-следственных связях и соподчиненности, производится ретроспективный анализ за пять и более лет и перспективный анализ (прогноз).