Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 20:56, курсовая работа
Знание и осмысление прошлого способствует лучше¬му пониманию современного состояния науки, а также появлению и формированию новых идей. Развитие нау¬ки управления свидетельствует, что нежизненные кон-цепции гибли, а оставались только самые ценные, про¬веренные практикой и временем.
Введение 3
1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАУКИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ 5
2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ, ФОРМИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ШКОЛ УПРАВЛЕНИЯ 11
2.1. ШКОЛА НАУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ 11
2.2. КЛАССИЧЕСКАЯ (АДМИНИСТРАТИВНАЯ) ШКОЛА 15
УПРАВЛЕНИЯ 15
2.3 ШКОЛА ПСИХОЛОГИИ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ 17
2.4 ШКОЛА НАУКИ УПРАВЛЕНИЯ 19
(КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ШКОЛА) 19
3. РАЗНООБРАЗИЕ МОДЕЛЕЙ МЕНЕДЖМЕНТА 23
3.1. ОСОБЕННОСТИ АМЕРИКАНСКОЙ МОДЕЛИ 23
3.2. ХАРАКТЕРИСТИКА ЯПОНСКОЙ МОДЕЛИ 24
4. РАЗВИТИЕ НАУКИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В РОССИИ 28
5. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА 32
Заключение 36
Библиографический список 39
Термин “научное управление” впервые был предложен в 1910 г. Л. Брайдейсом. После смерти Тейлора это название получило всеобщее признание применительно к его концепции.
Ф.У. Тейлор пришел к мысли организовать
труд, который предполагает выработку
многочисленных правил, законов и формул,
которые заменяют собой личные суждения
индивидуального работника и которые
могут быть с пользой применяемы только
после того как будет произведен статистический
учет, измерения показателей деятельности
сотрудников.
Он расчленил всю работу исполнителя на
составные части, систематизировал все
имеющие достижения в области организации
производственного процесса. Отдельные
достижения были прохронометрированы,
а рабочий день расписан по секундам. Таким
образом, Ф. У. Тейлор на практике в ряде
случаев отыскал тот объем работы, соответствующим
образом выполняя который, рабочий наиболее
рационально может отдавать свою рабочую
силу в течение длительного времени. Он
предложил научную систему знаний о законах
рациональной организации труда, составными
элементами которой является математический
способ исчисления себестоимости, дифференциальная
система оплаты труда, метод изучения
времени и движений, способ рационализации
трудовых приемов, инструкционные карточки.
Создавая свою систему, Тейлор не ограничивался только вопросами рационализации труда рабочих. Значительное внимание Тейлор уделял лучшему использованию производственных фондов предприятия. Требование рационализации распространялось также и на планировку предприятия и цехов.
Функции осуществления взаимодействия элементов производства были возложены на плановое или распределительное бюро предприятия, которому в системе Тейлора отводилось центральное место.
Важным вкладом Тейлора было признание того, что работа по управлению — это определенная специальность. Основной задачей предложенной им системы Тейлор считал сближение интересов всего персонала предприятия.
В основе
теории Ф.У. Тейлора лежит 4 принципа:
1. Создание
научного фундамента заменяющего старые,
сугубо практические методы работы, научное
исследование каждого отдельного вида
трудовой деятельности.
2. Отбор рабочих и менеджеров
на основе научных критериев, их подбор
и профессиональное обучение.
3. Сотрудничество
администрации с рабочими в деле практического
внедрения научной организации труда.
4. Равномерное
и справедливое распределение обязанностей
и ответственности между рабочими и менеджерами.
Тейлор пришел
к важному выводу, что главная причина
низкой производительности кроется в
несовершенной системе стимулирования
рабочих. Он разработал систему материальных
стимулов. Награду он представлял не только
как финансовое вознаграждение, но и советовал
предпринимателям шагать на уступки.
Идеи Ф. Тейлора были развиты
его последователями, среди которых
в первую очередь следует назвать Генри Лоуренса Гантта, наиболее близкого его ученика.
Он интересовался уже не отдельными операциями,
а производственными процессами в целом.
Согласно
Ганнту "основные различия между наилучшей
сегодняшней и прежними системами состоят
в способах планирования распределения
задач, а также способах распределения
поощрений за их "выполнение". Ганнт
является первооткрывателем в области
оперативного управления и календарного
планирования деятельности предприятий,
Он разработал целую систему плановых
графиков (графики Ганнта), позволяющих
благодаря его высокой информированности
осуществлять контроль запланированного
и составлять календарные планы на будущее.
К числу организационных инноваций Ганнта
следует отнести его систему заработной
платы с элементами повременной и сдельной
форм оплаты. Такая система оплаты работников
резко повысила их заинтересованность
в выполнении и перевыполнении высокой
нормы (при невыполнении запланированной
нормы работники оплачивались по часовой
ставке).
Френк Гилбрет и его супруга Лилиан Гилбрет занимались вопросами рационализации труда рабочих и исследованием возможностей увеличения выпуска продукции за счет роста производительности труда. Супруги Гилбрет стояли у истоков микроэлементарного нормирования. Они изобрели прибор микрохронометр, который в сочетании с кинокамерой позволял точно определить количество и состав движений при выполнении заданной операции. С помощью этого прибора им удалось выделить 17 основных, то есть наиболее часто повторяющихся движений кисти руки, которые они назвали, перевернув наоборот свою фамилию, "треблингами"4. Метод формирования рациональных операций на основе "треблинг-подхода" был одной из форм реализации идеи Тейлора о наличии некоторого единственного оптимального метода труда при выполнении повторяющихся работ. Недаром лозунгом исследовательской работы Фрэнка и Лилиан Гилбрет был "единственный наилучший способ".
Стоит отметить, что Лилиан Гилберт стала одним из родоначальников исследований в области управления персоналом в современных условиях. Она изучала проблемы научного подбора, расстановки и подготовки кадров. Теория "научного управления" основана на идее минимизации вложений капитала в наемную рабочую силу. Научный подход требовал сведения на нет зависимости технологических процессов от субъективного человеческого фактора, от отношения к труду и качества работы исполнителей.
Генри Форд продолжил идеи Тейлора в области организации производства. В системе Тейлора центральное место занимал ручной труд. Форд заменил ручной труд машинами, т. е. сделал дальнейший шаг в развитии системы Тейлора.
Важным вкладом этой школы было
систематическое использование
стимулирования, с поставленной задачей,
заинтересовать работников в увеличении
производительности и объема производства.
Тейлор и его современники фактически
признавали, что работа по управлению
персоналом – это определенная специальность,
и что организация в целом выиграет, если
каждая группа работников сосредоточится
на том, что она делает успешней всего.
Идеи, заложенные
школой научного управления, были развиты
и применены к управлению организаций
в целом, прежде всего представителями
административной школы управления.
2.2. КЛАССИЧЕСКАЯ (АДМИНИСТРАТИВНАЯ) ШКОЛА
УПРАВЛЕНИЯ
Классическая или административная школа управления занимает отрезок времени с 1920 по 1950 гг. Родоначальником этой школы считается Анри Файоль, французский горный инженер, выдающийся менеджер-практик, один из основоположников теории управления.
В отличие от школы научного управления, которая занималась в основном вопросами рациональной организации труда отдельного рабочего и повышением эффективности производства, представители классической школы занялись разработкой подходов к совершенствованию управления организацией в целом.
Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. Файоль и его сподвижники относились к администрации организаций, поэтому часто классическую школу называют административной.
Заслуга Файоля заключается в том, что он разделил все функции управления на общие, относящиеся к любой сфере деятельности, и специфические, относящиеся непосредственно к управлению промышленным предприятием. В работе «Общее и промышленное управление» А. Файоль очертил сферу деятельности администрации, которую можно представить в виде шести направлений:
- техническая (технологическая) деятельность;
- коммерческая деятельность (закупка, продажа и обмен);
- финансовая деятельность (поиски капитала и эффективное его использование);
- защитная деятельность (защита собственности и личности);
- бухгалтерская деятельность (инвентаризация, балансовые ведомости, издержки, статистика);
- администрирование (воздействует только на личный состав, не оказывая непосредственного влияния ни на материалы, ни на механизм).
Основной функцией управления, его наиболее важной частью Файоль считал администрирование.
В отличие от Ф.У. Тейлора Файоль отрицал необходимость наделения функциональных работников административными правами, указал на необходимость создания штабов, которые не должны обладать правом руководства, а лишь осуществлять подготовку дальнейших указаниям и выявлять возможные способы совершенствования организации. Особое внимание Файоль уделял составлению плана и прогноза.
Последователями Файоля, развившими и углубившими основные положения его учения, являются Линдал Урвик, Л. Гьюлик, М. Вебер, Д. Муни, Алфред П. Слоун, Г.Черч.
На основе разработок Файоля и его последователей сформировалась классическая модель организации, базирующейся на четырех главных принципах:
четкое функциональное разделение труда;
передача команд и распоряжений сверху вниз;
единство распорядительства (“никто не работает более чем на одного босса”);
соблюдение “диапазона контроля”
(осуществление руководства огр
Все вышеуказанные принципы построения организации справедливы и для настоящего времени, несмотря на то, что достижения научно-технического прогресса наложили на них определенный отпечаток. Так, широкое использование в практической деятельности электронно-вычислительной техники упростило связи между органами (звеньями) управления в организации за счет ускорения обработки информации.
В целом же для классической школы менеджмента характерно игнорирование человека и его потребностей.
2.3 ШКОЛА ПСИХОЛОГИИ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Одним из недостатков школы научного управления и классической школы было то, что они до конца не осознавали роли и значения человеческого фактора, который, в конечном счете, является основным элементом эффективности организации. Поэтому школу психологии и человеческих отношений, которая устранила недостатки классической школы, часто называют неоклассической школой.
Первая попытка применить
психологический анализ к
В 20—30-е годы нашего столетия зародилась школа человеческих отношений, в центре внимания которой находится человек.
Одним из главных отличий школы психологии и человеческих отношений является внесение в нее бихевиоризма, т. е. теории человеческого поведения. Бихевиоризм исключал роль сознания и воли человека и акцентировал все внимание только на поведении человека. Роль основного регулятора поведения человека отводилась выгоде.
Одним из основателей школы психологии и человеческих отношений является профессор Школы бизнеса Гарвардского университета Элтон Мэйо.
Представители школы “человеческих отношений” рекомендовали уделять серьезное внимание изменению неформальной структуры при перестройке формальной структуры организации. Формальный менеджер должен стремиться к тому, чтобы стать и неформальным лидером, завоевав “привязанности людей”. Это – не простая задача, а “социальное искусство”.
Ранее применяемые методы перестали давать необходимые результаты. Рабочие, в течение многих десятилетий занимающиеся тяжелым, монотонным и бесперспективным трудом, все чаще и чаще стали, открыто выражать свое недовольство методами нещадной их эксплуатации на предприятиях. Это нашло свое выражение в различных формах социального протеста: в конфликтах рабочих с мастерами, различных формах стачек, усилении текучести рабочей силы и прочее.
В конечном итоге все это привело к осознанию необходимости выработки новых форм взаимоотношений между рабочими и управляющими, без наличия которых индустриальное производство обречено на крах.
Постепенно сформировался принципиально новый взгляд на человеческие ресурсы. На предприятии менеджер имеет дело с человеком в целом, а не только с его опытом, квалификацией и образованием.
Большое место в исследованиях ученых, примыкающих к школе психологии и человеческих отношений, занимают проблемы мотивации людей в организации. К числу исследователей, уделивших этим проблемам значительное внимание, следует отнести: А. Маслоу, Ф. Герцбергера, Д. Макклеланда, К. Альдерфера.
Огромный вклад в развитие бихевиористского направления и наследия Мэйо внес Абрахам Маслоу (1908—1970), американский психолог, один из лидеров гуманистической психологии. Маслоу известен как создатель иерархической теории потребностей (40-е гг.), получившей название «пирамида потребностей».
В соответствии с учением Маслоу человек имеет множество различных потребностей, которые можно разделить на пять основных категорий:
1. Физиологические потребности, необходимые
для
выживания человека (потребности в пище,
одежде, воде,
воздухе, убежище и т. п.).
2. Потребности в безопасности и уверенности в будущем.
3. Потребности принадлежности и причастности (человек стремится быть членом коллектива, участвовать в совместных мероприятиях, он ищет внимания к себе, привязанности и поддержки, дружбы и любви).
4. Потребности признания и самоутверждения (испытывает потребность в самоуважении, признании его личных достижений, служебном росте, уважении со стороны окружающих, лидерству в коллективе).
5. Потребности самовыражения (человек стремится к наиболее полному использованию своих знаний, способностей, умения и навыков).
По теории Маслоу все эти потребности можно расположить в виде строгой иерархической структуры, на нижнем уровне которой находятся физиологические потребности, а на верхнем уровне — потребности самовыражения. Располагая потребности по уровням, Маслоу хотел показать, что в первую очередь требуют удовлетворения физиологические потребности, а после того, как они будут удовлетворены, возникнет необходимость удовлетворения потребностей более высокого уровня.
Информация о работе История развития науки управления персоналом