История развития науки управления персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 20:56, курсовая работа

Краткое описание

Знание и осмысление прошлого способствует лучше¬му пониманию современного состояния науки, а также появлению и формированию новых идей. Развитие нау¬ки управления свидетельствует, что нежизненные кон-цепции гибли, а оставались только самые ценные, про¬веренные практикой и временем.

Содержание

Введение 3
1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАУКИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ 5
2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ, ФОРМИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ШКОЛ УПРАВЛЕНИЯ 11
2.1. ШКОЛА НАУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ 11
2.2. КЛАССИЧЕСКАЯ (АДМИНИСТРАТИВНАЯ) ШКОЛА 15
УПРАВЛЕНИЯ 15
2.3 ШКОЛА ПСИХОЛОГИИ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ 17
2.4 ШКОЛА НАУКИ УПРАВЛЕНИЯ 19
(КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ШКОЛА) 19
3. РАЗНООБРАЗИЕ МОДЕЛЕЙ МЕНЕДЖМЕНТА 23
3.1. ОСОБЕННОСТИ АМЕРИКАНСКОЙ МОДЕЛИ 23
3.2. ХАРАКТЕРИСТИКА ЯПОНСКОЙ МОДЕЛИ 24
4. РАЗВИТИЕ НАУКИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В РОССИИ 28
5. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА 32
Заключение 36
Библиографический список 39

Вложенные файлы: 1 файл

ККР_управление персоналом.doc

— 227.00 Кб (Скачать файл)

В 30-е гг. была проделана большая  научная и практическая работа по созданию науки об организации производства, труда и управления, результатом которой был выход в свет первого советского учебника по организации производства. В эти же годы было положено начало формированию системы подготовки кадров с высшим и средним специальным экономическим образованием для предприятий и органов управления. Кроме того, была введена новая для того времени специальность — инженер-экономист отраслевого профиля, которая вскоре стала ведущей среди экономических специальностей.

В годы Великой Отечественной войны система управления промышленностью, сложившаяся в предшествующие годы, не претерпела принципиальных изменений. Основным принципом управления продолжал оставаться хозрасчет при усилении административно-командных методов руководства. Научная работа велась по проблемам внутризаводского планирования и диспетчирования.

В послевоенный период времени возобновилась  научная и практическая работа в области организации и управления производством. Вместе с тем, имело место сокращение исследований в области управления производством. К концу 50-х гг. тематика исследований по проблемам организации и управления предприятиями начала постепенно расширяться.

 Начиная с 1957 г. был осуществлен  переход к управлению промышленностью и строительством по территориальному принципу через Советы народного хозяйства (совнархозы) экономических административных районов. Главным назначением совнархозов было пресечение ведомственных тенденций в развитии промышленности.

К этому же времени относится  рождение такой важной самостоятельной ветви экономики, как экономическая кибернетика, тесно связанной с использованием на практике экономико-математических методов. Создание этой науки в нашей стране осуществлялось под руководством академиков А.И. Берга и В.М. Глушкова. Кибернетика сыграла важную роль в развитии теории управления производством.

Дискуссия, развернувшаяся в стране в период с 1962 по 1965 гг., по вопросам совершенствования системы и методов управления народным хозяйством, предшествовала проведению хозяйственной реформы.

Период времени, начиная с 1965 г. по настоящее время, характеризуется проведением в стране трех реформ, направленных на совершенствование системы управления народным хозяйством. К ним относятся:

Реформа системы управления экономикой 1965 г.

Реформа системы управления 1979 г.

Ускорение социально-экономического развития (1986 г.) и переход к рыночным отношениям (с 1991 г. и по настоящее время).7

     В связи с произошедшими  серьезными изменениями  в политической системе управления, в стране развернулась дискуссия о механизме перехода к рынку. Специальная комиссии, возглавляемая академиком А. Г. Аганбегяном, предложила три альтернативных варианта перехода к рыночным отношениям:

внесение отдельных элементов  рынка в существующую командно-административную систему управления;

быстрый переход к рынку без  какого-либо государственного регулирования;

создание системы управления на основе регулируемой рыночной экономики. Этот вариант совершенствования системы управления соответствовал предложениям правительства.

Другая комиссия под руководством академика С. Шаталина подготовила программу, получившую название “500 дней”, в которой был намечен целый комплекс мероприятий, необходимых для перехода к регулируемому рынку. Эта программа многими учеными рассматривалась как “шоковая терапия”.

По итогам дискуссии был принят компромиссный вариант перехода от плановой системы управления к  регулируемому рынку. В его основу была положена программа “500 дней”, основной целью которой было полное разрушение административно-командной системы управления. С ноября 1991 г. начался процесс формирования рыночных отношений в России.

Однако, несмотря на принятые меры, не удалось приостановить развала экономики России. Социально-экономическая ситуация в стране продолжает ухудшаться. Было принято много ошибочных решений. Одной из причин сложившегося положения является начатая с 1992 г. политика невмешательства правительства в экономику регионов и импортно-экспортные операции. Неуправляемого рынка нет ни в одной развитой стране мира. Рынок требует управления, руководства, регулирования со стороны государства.

В настоящее время в России наблюдается  разбалансированность всего механизма  управления страной. Отечественный менеджер в своей практической деятельности сталкивается с такими проблемами, которые совсем незнакомы западному менеджеру. Поэтому в создавшихся условиях особое значение приобретает получение нового знания по искусству управления.

 

5. Особенности современного этапа

Говоря о современном этапе  эволюции управления персоналом, всё 
чаще говорят о переходе от управления кадрами к управлению человеческими ресурсами. Для управления человеческими ресурсами характерно рассмотрение персонала, как одного из важнейших ресурсов организации, необходимого для достижения ее целей. Сотрудники - важнейший ресурс организации, который необходимо сохранять, развивать и использовать в конкурентной борьбе. От персонала зависит эффективное использование всех других ресурсов.

Интегрирование управления персоналом в общую стратегию организации - важнейшее отличие управления человеческими ресурсами от управления кадрами.

Что касается России, то на протяжении десятилетий в нашей стране 
господствовал технократический подход к управлению. Во главу угла 
ставились планы, бюджеты, структуры и т.п. Идеологизированная кадровая политика была прерогативой государственных и партийных органов. Монополизм в сфере труда приводил к сужению трудовой мотивации и низкой производительности. 
         В настоящее время, с переходом к рынку, положение меняется. Практика показывает, что человеческие возможности являются определяющими в достижении любых целей. Главный потенциал любого предприятия – это персонал. Управление людьми имеет важнейшее значение для всех без исключения организаций. Большинство экспертов согласны с утверждением, что существует пять основных функций, которые выполняют менеджеры: планирование, организация, подбор персонала, руководство и контроль. Вместе эти функции представляют собой то, что обычно называют процессом управления. 
       Далеко не все руководители предприятий осознали необходимость отказа от традиционной кадровой политики, основанной на авторитарных принципах, административных методах и перехода к политике управления человеческими ресурсами. В наше время каждая организация нуждается в подразделении, которое занимается управлением персонала. Название и структура этого подразделения могут быть различны (служба по управлению персоналом, отдел по работе с кадрами и т.п.). Современным кадровым службам недостаточно, как это было раньше, только оформлять приказы на сотрудников и хранить кадровую информацию. Это подразделение должно осуществлять руководство персоналом сообразно целям деятельности организации, должно постоянно совершенствоваться, обновляться в соответствии с изменениями целей организации. Менеджеры по персоналу должны обладать знаниями в области управления персоналом в организационно-управленческом, правовом, учетно-документационном, педагогическом, социально-бытовом, психологическом, социологическом и прочих аспектах, которые позволили бы им осуществить весь цикл работ с персоналом. 
         До последнего времени само понятие «управление персоналом» отсутствовало в управленческой практике. Правда, система управления каждой организации имела функциональную подсистему управления кадрами и социальным развитием коллектива, но большую часть объема работ по управлению кадрами выполняли линейные руководители подразделений. 
         Основным структурным подразделением по управлению кадрами в организации является отдел кадров, на который возложены функции по приему и увольнению работников, а также по организации их обучения, повышения квалификации и переподготовки. Для выполнения последних функций нередко создаются отделы подготовки кадров или отделы технического обучения. 
        Отделы кадров не являются ни методическим, ни информационным, ни 
координирующим центром кадровой работы. Они структурно разобщены с 
отделами организации труда и заработной платы, отделами охраны труда и 
техники безопасности, юридическими отделами и другими подразделениями, 
которые выполняют функции управления кадрами. Службы управления персоналом, как правило, имеют низкий организационный статус, являются слабыми в профессиональном отношении. В силу этого они не выполняют целый ряд задач по управлению персоналом и обеспечению нормальных условий его работы. В их числе такие как:

- социально-психологическая диагностика;

- анализ и регулирование групповых и личных взаимоотношений, отношений 
руководителя и подчиненных,

- управление производственными и социальными конфликтами и стрессами; 
- информационное обеспечение системы управления персоналом;

- управление занятостью;

- оценка и подбор кандидатов на вакантные должности, анализ кадрового

потенциала и потребности в персонале;

- маркетинг кадров;

- планирование и контроль деловой карьеры;

- профессиональная и социально-психологическая адаптация работников;  
- управление трудовой мотивацией;

- регулирование правовых вопросов трудовых отношений;

- соблюдение требований психофизиологии, эргономики и эстетики труда. 
          Если раньше, в условиях командно-административной системы, эти задачи рассматривались как второстепенные, то при переходе к рынку они 
выдвинулись на первый план, и в их решении заинтересована каждая 
организация. 
          Основу концепции управления персоналом организации в настоящее время составляют возрастающая роль личности работника, знание его 
мотивационных установок, умение их формировать и направлять в 
соответствии с задачами, стоящими перед организацией. 
          Создавшаяся в нашей стране ситуация, изменения экономической и 
политической систем одновременно несут как большие возможности, так и 
серьезные угрозы для каждой личности, устойчивости ее существования, 
вносят значительную степень неопределенности в жизнь практически каждого человека. Управление персоналом в современных социально-экономических условиях приобретает особую значимость: оно позволяет обобщить и реализовать целый спектр вопросов адаптации индивида к внешним условиям, учета личностного фактора в построении системы управления персоналом организации.

          Можно выделить три фактора, оказывающих воздействие на людей в организации: 
          Первый - иерархическая структура организации, где основное средство 
воздействия - это отношения власти-подчинения, давление на человека 
сверху с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ.

          Второй - культура, т.е. вырабатываемые обществом, организацией, группой людей совместные ценности, социальные нормы, установки поведения, которые регламентируют действия личности, заставляют индивида вести себя так, а не иначе без видимого принуждения.

         Третий – рынок, сеть равноправных отношений, основанных на купле-продаже продукции и услуг, отношениях собственности, равновесии интересов продавца и покупателя.         

           Управление персоналом - целая система знаний, связанных с 
целенаправленным организованным воздействием на людей, занятых трудом, с целью обеспечения эффективного функционирования организации и удовлетворения потребности работника, а так же интересов трудового коллектива. Поэтому именно от выбора способа управления будет напрямую зависеть эффективность производственного процесса, и как следствие, получение прибыли.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

    Наука управления персоналом развивалась на протяжении веков, прежде чем превратилась в самостоятельную отрасль знания. Значительное влияние на ее формирование  оказали: школа научного управления, классическая (административная) школа, школа психологии и человеческих отношений, школа науки управления (количественная школа), а также выдающиеся представители этих школ, такие как Ф. Тейлор, А. Файоль, Э. Мэйо и др.

Научная и классическая теории подразумевают технико-экономический (технократический) подход к управлению кадрами предприятий, который строится на научной организации труда, внедренной в управление. Основные задачи руководства компаний сводились к: строгому контролю и наблюдению за работниками; разложению задач на простые и понятные элементы; жесткому разделению управленческих и исполнительских функций, использованию авторитарного стиля руководства; обеспечению материального стимулирования работников; учету некоторых интересов работников и соблюдению их прав.

В первой трети XX в. развиваются более отвечающие требованиям производственно-экономических процессов компаний концепции управления человеческими ресурсами, в частности, теории школы человеческих отношений. В данных исследованиях школы человеческих отношений предполагалось, что люди стремятся быть полезными и нужными организации, работники хотят быть признанными, оцененными, причастными к процессам ее развития. Основными задачами руководства являлись: создание таких условий, при которых каждый работник осознавал бы свою полезность, предоставление определенной свободы и самостоятельности в работе, взаимодействие руководителя с подчиненными и участие последних в решении несложных проблем компании, формирование чувства значимости персонала.

Во второй половине XX века появились современные теории, каждая из которых по-своему пыталась объяснить этот сложный вид управленческой деятельности. Вся совокупность новых концепций управления персоналом может быть объединена в еще один подход теоретических исследований в данной области – гуманистический. Этот подход содержит такие теории, как управление человеческими ресурсами, теорию человеческого капитала и др. Концепция человеческих ресурсов подразумевает, что персонал является таким же важным производственным ресурсом, как и финансовые, материальные, технологические и другие ресурсы, участвующие в процессе производства, и, следовательно, предприятие (организация) в процессе своего развития может либо накапливать, либо сокращать этот вид ресурса. Согласно теории человеческий капитал – это имеющийся у каждого сотрудника запас знаний, навыков, мотиваций. Инвестициями человеческого потенциала могут быть: образование, профессиональный опыт, охрана здоровья, географическая мобильность, информация.

Большое значение приобретает изучение передового и прогрессивного опыта управления зарубежных стран и использование его при анализе собственных управленческих проблем.

Очевидно, что российская модель управления персоналом 
должна учитывать как собственный, так и зарубежный теоретический опыт и 
практику, ни в коем случае при этом, не умаляя нашу самобытность, 
уникальность, пытаясь перенести на российскую почву образцы 
западной или восточной культуры. Для формирования собственной модели должны созреть, прежде всего, объективные предпосылки: во-первых, уровень развития технико-технологической базы производства, во-вторых, культурно-образовательный уровень развития наемной рабочей силы, в-третьих, 
уровень развития управленческой культуры. Все эти предпосылки действуют 
одновременно и взаимообусловлены.

  Рыночная экономика требует адекватной ей системы управления, которая должна претерпеть радикальные преобразования вместе со всем обществом. В условиях перехода к рыночным отношениям важнейшим фактором успеха становится непрерывное совершенствование теории и практики управления.

    В современных условиях одним из приоритетных направлений является выработка основных теоретических и методологических позиций по использованию менеджмента в практической деятельности российских организаций. Основной особенностью управленческой мысли становится поиск новых конкретных и реальных путей совершенствования системы управления, выработка позиции по различным проблемам управления применительно к рыночным условиям и на основе творческого осмысления передового зарубежного опыта.

 

 

 

Библиографический список

  1. Журавлев П.В., Кулапов М.Н. Мировой опыт в управлении персоналом: обзор зарубежных источников, lib.socio.msu.ru
  2. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации. – М., 1999. – 500 с.
  3. Корнюшин В.Ю. «Основы управления персоналом», учебник, Москва – 2009. – 407 с.
  4. Кравченко А.И «История менеджмента», Москва, Академический проект, 2009. – 148 с.
  5. Макарова И.К. «Управление персоналом», Москва,  Институт мирового права и экономики. – 2006 г.,  98 с.
  6. Семенова И.И. «История менеджмента», Москва – Юнити, 1999. – 202 с.
  7. Основные вехи истории управления персоналом, www.nanocorp.info
  8. Шекшня С. «Краткая история управления персоналом», uk.mos.ru

1 Станислав Шекшня «Краткая история управления персоналом», uk.mos.ru

2 Основные вехи истории управления персоналом, www.nanocorp.info

Информация о работе История развития науки управления персоналом