Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 17:39, лекция
Поскольку управление как сознательная человеческая деятельность по организации производства в целях удовлетворения разного рода потребностей имеет давнюю историю, то, очевидно, столь же продолжительную историю имеют знания, идеи, взгляды и представления об организации управления, которые постоянно сопровождали эту деятельность. Изучение истории как реального управления, так и идей управления необходимо и актуально всегда, когда речь идет о формировании науки управления, об оценке уровня ее достижений, о тенденциях ее дальнейшего развития.
Говоря об экономической и политической жизни России, нельзя не сказать о деятельности П.А. Столыпина. Оценка Столыпина и у современников, и у историков далеко не однозначна: одни считают его выдающимся организатором, прогрессивным реформатором, другие – реакционным государственным деятелем, реформаторские усилия которого были направлены на спасение самодержавия, укрепление помещичьего землевладения и дальнейшее закабаление крестьянства.
П.А. Столыпин (1862–1911 гг.) – выдающийся государственный деятель России, происходивший из старинного дворянского рода, окончил физико-математический факультет Петербургского университета в 1883 г. В 1906 г. был назначен министром внутренних дел и премьер-министром России. Столыпин был организатором проведения целой серии реформ, выступал против хаоса, беззакония (1905–1906 гг.), коррупции, взяточничества и других дестабилизирующих явлений, характерных для России того времени. Столыпин подверг аргументированной критике уравнительный принцип распределения земли, убеждая, что этот принцип препятствует повышению плодородия почвы, внедрению агротехнической культуры, не стимулирует производительность труда. Столыпин считал, что необходимо дать способному трудолюбивому крестьянину возможность укрепить за собой плоды своих трудов и представить их в неотъемлемую собственность. Пусть собственность будет общая там, где община еще не отжила, пусть она будет подворная там, где община уже не жизненна, но пусть она будет крепкая, пусть будет наследственная (Столыпин П.А. Нам нужна великая Россия. - М., 1991. С.93–94).
2 Развитие менеджмента в СССР и Российской Федерации в ХХ в.
Формирование отечественной науки управления и организации труда разворачивалось в 1920-е годы на фоне острой дискуссии вокруг системы Тейлора. В России развитие научного менеджмента долгое время шло под флагом «научная организация труда» (НОТ).
Социально-экономическая ситуация в России начала ХХ в.
Социально-экономическая ситуация в России начала ХХ в. была обусловлена следующими событиями:
– первая революция 1905 г. породила многочисленные акты городского насилия;
– Первая мировая война (1914–1917 гг.) явилась причиной миллионных жертв и многочисленных нарушений в экономике;
– Гражданская война (1918–1921 гг.) унесла еще несколько миллионов человеческих жизней и опустошила страну;
– Русско-польская война (1919–1920 гг.), закончившаяся поражением России;
– создание системы ГУЛАГ в начале 1920-х годов, включая уничтожение представителей элиты предреволюционного периода и их массовое бегство из России;
– процессы индустриализации и коллективизации в начале и середине 1930-х годов породили массовый голод и миллионы смертей на Украине и в Казахстане;
– «великая чистка и террор» в середине и конце 1930-х годов, когда миллионы заключенных находились в трудовых лагерях, более миллиона человек были расстреляны, несколько миллионов умерли в результате безжалостного обращения.
В первой половине ХХ в. в истории России выделяются периоды, отличающиеся своеобразием социально-экономической и политической ситуации:
1917–1920 гг. – период военного коммунизма, гражданской войны;
1921–1928 гг. – период НЭПа;
1929–1940 – годы первых пятилеток, массовой коллективизации и социалистической индустриализации, время кардинальной реконструкции производственного потенциала страны.
Период «военного
коммунизма» характеризуется
Период военного коммунизма, гражданской войны характеризуется следующими явлениями:
– крестьянские восстания;
– глухое недовольство рабочих;
– рост спекуляции;
– нехватка продуктов.
Все это первоначально приписывалось проискам идейных противников, прежде всего, меньшевиков и эсеров. Однако таких находилось все меньше, и поэтому перед руководством страны встал вопрос о необходимости разрешения этой ситуации. Способом такого рода решения проблемы стало введение в стране новой экономической политики (НЭП).
Период НЭПа был, пожалуй, самым многообещающим в истории советской культуры. Хронологически почти целое десятилетие оказалось такой стадией развития общества, которая существенно отличалась как от предыдущей (серебряный век), так и от последующей (усиление командно-административной системы).
Этот период выделяется деятельностью блестящей плеяды исторических личностей, выдающихся ученых. В науке управления это прежде всего, Н.А. Витке, А.К. Гастев, А.А. Богданов (Малиновский), Ф.Р. Дунаевский, О.А. Ерманский и др.
Широкое распространение в России получил термин НОТ – научная организация труда.
Научная организация труда (НОТ) – совершенствование организации труда на основе достижений науки и техники, физиологии и гигиены труда.
В период новой экономической политики с позиций управления выделялось три уровня – высший, средний, низший. Центральным звеном советского управления является планирование. Планирование – одна из функций управления, процесс разработки планов, включающий определение показателей деятельности предприятия (организации) в условиях существующей ограниченности ресурсов и времени.
Важнейшим фактором, обусловившим процесс становления отечественного научного менеджмента, явилось проведение Первой Всероссийской инициативной конференции по научной организации труда и производства (1921 г.), на которой поднимались такие теоретические проблемы, как организация труда в масштабах общества, хозяйственная планомерность, рационализация труда, психофизиология труда, рефлексология труда, психология труда, гигиена труда, стимулирование труда, отношение к тейлоризму.
В результате Первой Всероссийской инициативной конференции по НОТ обнаружились существенные расхождения в общетеоретических трактовках НОТ и управления.
Тейлористы, представленные И. Каннегисером, Н. Гредескулом и др., были склонны отожествлять тейлоризм с научной организацией труда и управления. Они утверждали, что учение Тейлора Ф. не только принципиально неоспоримо, но и универсально, т.е. практически полностью приемлемо в любых общественно-экономических условиях.
Антитейлористы, представленные О. Ерманским, В.М. Бехтеревым, Л.В. Грановским, резко выступали против тезиса о политико-идеологической нейтральности тейлоризма и обращали внимание на недопустимость его отождествления с «научной организацией труда», отмечая ориентированность тейлоровского учения на максимальную, выходящую за пределы возможностей человеческого организма интенсификацию труда, что было несовместимо с ценностями нового строя, утвердившегося в России.
«Платформа 17-ти» – школа НОТ, представленная П. Керженцевым, И. Бурдянским, М. Рудаковым, И. Шпильрейном, ратовавшими за необходимость широких теоретических обобщений в области НОТ и управления, за широкое вовлечение общественности в работу по НОТ через различные низовые ячейки, кружки, общества.
«Группа 4-х» – школа НОТ, отражающая взгляды научной школы Центрального института труда во главе с А. Гастевым. Сторонники этого течения предостерегали от опасности чрезмерного теоретизирования и предлагали заниматься в первую очередь практическими вопросами, рекомендуя начинать всю работу по научной организации труда с отдельного человека, с рационализации трудовых операций.
После Первой Всероссийской конференции возникло массовое движение за научную организацию труда и управления. Ведущими научными институтами были следующие:
• Центральный институт труда при ВЦСПС – ЦИТ (директор А.К. Гастев).
• Казанский институт научной организации труда – КИНТО (директор И.М. Бурдянский).
• Всеукраинский институт труда – ВСУИТ (директор Ф.Р. Дунаевский).
• Таганрогский институт научной организации производства – ТИНОП (директор П.М. Есманский).
• Государственный институт техники управления при НК РКИ – ГИТУ (директор Е.Ф. Розмирович) и др.
Одна из важнейших разработок этого периода – обоснование принципов управления, учитывающих такие особенности социалистической системы хозяйствования, как централизация и прямое управление производственно-хозяйственной деятельностью предприятий со стороны государственных органов. С учетом этих принципов разрабатывались подходы к формированию структур и процессов управления на предприятиях и в государственных органах, а также элементы системных методов.
Среди ученых, усилия которых были направлены на поиск новых путей развития научной организации труда, производства и управления в условиях социализма, следует прежде всего назвать А.А. Богданова.
А.А. Богданов (Малиновский) (1873–1928 гг.), политический деятель, врач, философ, экономист, член Российской социал-демократической рабочей партии в 1896–1909 гг., большевик, с 1905 г. член руководства группы «Вперед». Автор утопических романов «Красная звезда», «Инженер Мэнни», с 1918 г. идеолог пролеткульта. Основное сочинение – «Всеобщая организационная наука» (т. 1–2, 1913–1917 гг.). Выдвинул идею создания науки об общих принципах организации – тектологии, предвосхитил некоторые положения кибернетики. С 1926 г. организатор и директор Института переливания крови; погиб, производя на себе опыт.
Свои основные идеи он
изложил в докладе на тему «Организационная
наука и хозяйственная планомер
Вопросами совершенствования теории и практики организации труда занимался другой известный советский ученый А.К. Гастев.
А.К. Гастев (1882–1938 гг. или 1941 г.), русский поэт и ученый, организатор Центрального института труда (1920 г.). Сборники стихов: «Поэзия рабочего удара» (1918 г.), «Пачка ордеров» (1921 г.); публицистические книги «Как надо работать» (1921 г.). Труды по рациональной организации и культуре труда. Репрессирован, реабилитирован посмертно.
Гастевым сформулирована и обоснована концепция, получившая название «трудовые установки» (1924 г.). По мнению Гастева, труд рабочего должен носить творческий характер, а сам рабочий должен быть активным рационализатором производственного процесса. Для этого необходима перестройка производства в целом и рабочих мест, в частности, на основе разработанных Гастевым принципов.
Внедрением методики трудовых установок в практическую деятельность занимался Центральный институт труда (ЦИТ), созданный осенью 1920 г. при ВЦСПС, в задачи которого входила научная разработка вопросов производительности труда и выработка способов наиболее продуктивного труда рабочих.
В качестве объекта для изучения трудовых установок была выбрана элементарная операция – рубка зубилом и опиловка. Изучение этой операции длилось в ЦИТ три года, развернулось в 64 самостоятельные научные проблемы, но так и не было завершено.
Недостатком концепции трудовых установок Гастева является слабая разработка самой методики трудовых установок, выбор слишком узкой базы исследования, ориентация на индивидуальность рабочего.
Важная роль в развитии научной организации труда и управления в СССР принадлежит видному экономисту О.А. Ерманскому (1866–1941 гг.), который внес значительный вклад в создание теории социалистической рационализации. Основные положения этой теории раскрыты им в книге «Научная организация труда и система Тейлора» (1922 г.). Чтобы рационально организовать работу, необходимо подобрать человека к профессии (или специальности) или же профессию (специальность) – к конкретному человеку. В этом – суть первого из трех принципов, выдвинутых Ерманским – принципа положительного подбора (сочетание сил должно усиливать друг друга, а не ослаблять).
Второй принцип – основной закон организации – организационная сумма больше арифметической суммы сил, ее составляющих.
Главным из трех принципов Ерманского является третий – принцип оптимума, который он называл «стержнем проблемы рационализации»: нахождение коэффициента рациональности путем сопоставления проделанной работы с затраченной энергией. Принцип оптимума требует наилучшего, оптимального применения всех видов энергии для достижения наибольшего коэффициента рациональности. Рассматривая производительность и интенсивность труда, Ерманский определял производительность качеством рабочей силы, ее подготовкой, степенью технической вооруженности труда. Интенсивность же должна возрастать только до определенной нормы (оптимума).