История управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 17:39, лекция

Краткое описание

Поскольку управление как сознательная человеческая деятельность по организации производства в целях удовлетворения разного рода потребностей имеет давнюю историю, то, очевидно, столь же продолжительную историю имеют знания, идеи, взгляды и представления об организации управления, которые постоянно сопровождали эту деятельность. Изучение истории как реального управления, так и идей управления необходимо и актуально всегда, когда речь идет о формировании науки управления, об оценке уровня ее достижений, о тенденциях ее дальнейшего развития.

Вложенные файлы: 1 файл

Конспект лекций_ИУМ.doc

— 918.00 Кб (Скачать файл)

3) отсутствие обратной  связи;

4) неготовность к изменениям  и самоизменениям;

5) отсутствие у менеджмента среднего звена мотивов к зарабатыванию денег;

6) бытует миф, что  качества руководителя появляются  из качеств менеджера.

 

 

 

Тема 6: Современные  концепции управления

 

Ключевыми моментами  современной системы взглядов на менеджмент являются следующие принципиальные положения.

1. Применение системного подхода в управлении. Фундаментальным открытием, лежащим в основе всей науки об управлении, является представление о предприятии как о системе высочайшего порядка сложности, системы, важнейшими частями которой являются люди. Любую подлинную систему, механическую, биологическую или человеческую, характеризует взаимозависимость. Вся система не обязательно улучшается, если одна ее функция или часть совершенствуется, становится более эффективной. Эффект может быть обратным: система может быть серьезно повреждена и даже разрушена. В некоторых случаях, чтобы усилить систему, требуется ослабить ее часть, т.е. сделать ее менее точной или менее эффективной. В любой системе важна работа целого: это результат роста и динамического равновесия, приспособления и интеграции, а не простой технической эффективности.

Изначальный недостаток подходов различных школ к управлению заключается в том, что они  сосредоточивают внимание только на одном каком-то важном элементе, а  не рассматривают эффективность управления как результирующую, зависящую от многих различных факторов. В этом принципиальное отличие современного подхода к управлению. Таким образом, системный подход – это не набор каких-то руководств или принципов для управляющих, это способ мышления по отношению к организации и управлению. Именно поэтому теория систем помогла интегрировать вклады всех школ, которые в разное время доминировали в теории и практике управления.

 

2. Применение ситуационного подхода в управлении. Ситуационный подход расширил практическое применение теории систем, определив основные внутренние и внешние переменные, которые влияют на организации. Центральным моментом ситуационного подхода, как было изложено ранее, является ситуация. В соответствии с ситуационным подходом вся организация управления внутри предприятия есть не что иное, как ответ на различные по своей природе воздействия переменных, характеризующих конкретную ситуацию. Организация и методы управления строятся в соответствии с ситуацией, в которой находится в данное время предприятие или учреждение. Меняется ситуация – меняются конкретные задачи – меняются организация и методы. Таким образом, в отличие от всех предыдущих способов управления коллективными действиями, в менеджмент встроено постоянное обновление с ориентацией на конкретную ситуацию.

 

3. Новая роль управления – нововведения (инновации), интеграция, интернационализация. Вопросы нововведений, интеграции и интернационализации являются генеральными проблемами менеджмента. Они тесно взаимосвязаны между собой.

 

Нововведения (инновации). Это одна из главных узловых проблем  менеджмента. Высокие темпы научно-технического и социального прогресса выдвинули  вперед те системы управления, которые  оказались в состоянии быстро и эффективно осваивать результаты научно-технической революции. Нововведения становятся повседневным явлением. При этом проблема нововведения ставится широко: это не только новая техника или технология, но и всякие нововведения, в том числе экономические, организационные и управленческие. В будущем эффективной будет не та организация, которая хорошо работает сегодня, а та, которая ориентирована на постоянное обновление, нововведения.

 

Интеграция. Интеграция сегодня имеет широкое толкование. Это не только интеграция производства, но и интеграция производства и науки, хозяйственных и исследовательских организаций. Она включает в себя объединение, согласование производства и социального развития. Интеграция организации и личности также одно из направлений интеграции. Фирма рассматривается как живой организм, состоящий из людей, объединяемых совместными ценностями. В условиях быстрых перемен управление, опирающееся на пассивных работников, неизбежно отстает по сравнению с управлением, которому удалось мобилизовать активность работников, заставить их думать о способах работы, вовлечь в дело не только их руки, но и голову. В Японии, например, рабочий, который хорошо работает только руками, фирме не нужен. Помимо этого он должен также хорошо работать и головой, например, в кружках качества.

Интернационализация. Речь идет о процессах, которые носят  объективный характер. Это выражается в росте числа международных  корпораций и в появлении союзов типа Общего рынка и СНГ. Сама по себе эта тенденция международного разделения труда глубоко прогрессивна, она ориентирована на обеспечение максимального роста производительности труда международных компаний. К сожалению, в ряде случаев пока этот процесс развивается не столько как объект сотрудничества, сколько как процесс соперничества и конкуренции, в том числе и в рамках СНГ. Большое внимание должно быть уделено и необходимости международного сотрудничества в области управления.

 

4. Признание социальной ответственности менеджмента перед человеком и обществом в целом. Признание такой ответственности объясняется тем, что именно менеджмент создает экономическое и социальное развитие общества. Именно это обстоятельство и позволяет считать менеджмент крупнейшей социальной инновацией, обеспечивающей быстрый переход некоторых слаборазвитых стран в разряд самых развитых. Согласно наиболее распространенной точке зрения, организация в дополнение к ответственности экономического характера обязана учитывать человеческие и социальные аспекты воздействия своей деловой активности на работников, потребителей и местное население, среди которого проходит их деятельность, а также вносить определенный вклад в решение социальных проблем в целом.

Все большее распространение  получает точка зрения, согласно которой  организации несут ответственность  перед обществом, в котором они функционируют, помимо обеспечения эффективности, занятости, прибыли и ненарушения закона. Организации должны поэтому направлять часть своих ресурсов и усилий по социальным каналам. Они обязаны жертвовать на благо и совершенствование общества. Они должны ответственно действовать в таких многочисленных сферах, как защита окружающей среды, здравоохранение, образование, безопасность, культура, спорт и т.п.

 

Социальные ожидания в отношении бизнеса динамично  развиваются именно в направлении  добровольного отклика на социальные проблемы общества со стороны организации. Только соединение усилий организаций с общественностью и благотворительными учреждениями позволит разрешить проблемы тех районов, в которых они функционируют. Однако следует иметь в виду, что наметившийся явный сдвиг в сторону повышения социальной ответственности руководящих работников наталкивается на требования рядовых работников и менеджеров нижнего звена об увеличении уровня доходов.

5. Современная наука об управлении делает упор на хаос и сложность окружающего мира. Мир, в котором живет большинство сегодняшних руководителей, часто оказывается непредсказуемым, непонятым и неконтролируемым. Сегодня ученые создают методы, с помощью которых сложные системы могут эффективно справляться с неопределенностью и быстрыми изменениями, и именно в этом заключена возможность диалога между практикой управления и наукой, успешного использования достижений науки в практике. Формирование «теории хаоса» (т.е. переход от хаоса к «теории хаоса»), применение ее в системе управления сложными системами является перспективным направлением повышения эффективности работы организаций.

Перспективы развития менеджмента.

Как считают специалисты, основополагающие положения менеджмента, приведенные в предыдущем разделе, не только будут сохранены в XXI в., но и получат свое дальнейшее развитие. Кроме того, менеджмент будет развиваться по следующим основным направлениям.

1. Рациональное сочетание  рынка и государственного регулирования.

2. Широкое использование  стратегического планирования и управления в деятельности организаций.

3. Постоянная корректировка  целей организации как реакция  на изменения внешней среды.

4. Достижение стратегических  и оперативных целей организации  за счет оптимального распределения  материальных, трудовых и финансовых ресурсов по основным направлениям деятельности организации.

5. Разработка новых  методов и приемов управления, позволяющих организации более  гибко адаптироваться к изменениям  внешней среды.

6. Резкое повышение  уровня квалификации и искусства менеджеров в управлении организацией.

7. Использование в  практике управления оптимальных  решений, выбранных на основе  тщательного анализа альтернативных  вариантов решения проблемы.

8. Совершенствование  структур управления за счет  большей децентрализации функций.

9. Постоянная забота  о повышении квалификации работников  организации.

10. Максимальное использование  инноваций, экономико-математических  методов, ЭВМ.

11. Развитие информационных  систем, широкое использование глобальных  информационных сетей (Интернет и Интранет).

12. Привлечение сотрудников  к управлению организацией.

На базе сложившихся  научных школ и подходов к управлению получают развитие новые концепции  менеджмента, отражающие тенденции  гуманизации и либерализации  в процессе функционирования организаций.

Современные концепции  управления

Концепция

Основные положения

Management ohne Hierarie

(Менеджмент без иерархии)

Отказ от легализации права одностороннего распорядительства над ресурсами и информацией

Деперсонализация властных полномочий и отмена принципа «санкция»-«вознаграждение»

Учреждение автономных групп с  высоким потенциалом саморегулирования

Утверждение гуманных ценностей и  форм поведения взамен односторонней ориентации на экономический результат

Учет экономических требований при принятии решений

Just-in Time Production (JIT)

(Продукция как раз вовремя)

Устранение потерь в производстве и в смежных с ним сферах деятельности. Изготовлению подлежит только то количество продукции, которое необходимо к заданному сроку

Total Quality Control (TQC)

(Повсеместный контроль качества)

Комплексное повышение эффективности  производственной системы за счет вовлечения в этот процесс всех работников организации

Lean Management/ Lean production

(Изучая управление изучаем производство)

Концепция «стройного» предприятия разработана для преодоления недостатков традиционных форм организации предприятия, препятствующих инновациям и необходимой для обеспечения конкурентоспособности, гибкости.

Ядро «стройного» предприятия  образуют «центры прибыли», ориентированные на продукт и ответственные за экономический успех своего продукта

Бенчмаркетинг

Концепция направлена на непрерывное  совершенствование деятельности предприятия  и повышение его конкурентоспособности путем ориентации на высшие достижения во всех функциональных сферах. Она основывается на систематическом анализе и оценке деятельности предприятия в сравнении: с достижениями главных конкурентов на рынке; с объективными тенденциями развития науки, и т.д.

Реинжиниринг бизнеса «Начать заново, начать с нуля»

Концепция состоит в пересмотре традиционных основ построения организаций и их организационной культуры, радикальном перепроектировании их бизнес-процессов.


 

 

 

Разнообразие моделей менеджмента.

 

Важным фактором, влияющим на специфику менеджмента, является менталитет нации, что позволяет говорить о разнообразии моделей менеджмента разных стран.

 

Становление и развитие менеджмента в США.

Первый научный курс управления, разработанный в 1881 г. американцем  Д. Вартоном, вначале не нашел широкого практического применения и лишь спустя 35 лет стал использоваться в качестве учебной дисциплины.

 

В 1886 г. впервые был  поставлен вопрос о необходимости  менеджмента как профессионального  вида управленческой деятельности.

В 1910 г. впервые было введено  в обиход понятие «научное управление».

В 1911 г. вышла в свет работа Ф.У. Тейлора «Принципы научного управления», а сам Тейлор сегодня  по праву считается основателем  теории современного менеджмента и  системы «научного менеджмента». В настоящее время управление прочно осознается как профессия.

Таким образом, история  развития менеджмента в США характеризуется  следующим.

 

1. Развитие теории  систем, кибернетики, экономико-математических  методов, компьютеризации управления  способствовало активному использованию  в управлении системного подхода, а не чисто аспектного, концентрирующего внимание на одной или нескольких гранях ин тересующей проблемы. Это привело к усложнению науки управления. Поведенческая школа, также как классическая, развивалась на основе системного подхода, т.е. организации изучались как социальные системы (50–60 гг.).

 

2. В 70-е гг. широкую  популярность завоевывают идеи  ситуационного подхода, подтверждающие  правомочность различных систем  управления.

 

3. В 80-е гг. к этим  двум школам добавилось направление  «организационной культуры» в управлении, придающее значение системным и поведенческим особенностям предприятия.

 

4. В настоящее время  наиболее характерным для системы  управления является интернационализация  менеджмента, объединение теоретических  и практических разработок специалистов разных стран, их коллективное творчество в этой области знаний.

 

5. Сегодня оправдывает  себя пристальное внимание к  ситуационному подходу в менеджменте.  Фирмы, связанные с услугами  в области менеджмента, процветают. Но, по мнению наблюдателей, деловой мир вступил в сложный этап нестабильного развития: усиление политической нестабильности в мире, сопровождающейся общественными беспорядками и террористическими актами, инфляция, безработица, падение прибыли и другие факторы внешней среды, а также форс-мажорные обстоятельства заставляют руководителей повышать требования к себе, чтобы эффективно осуществлять управление.

Информация о работе История управления