Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 17:39, лекция
Поскольку управление как сознательная человеческая деятельность по организации производства в целях удовлетворения разного рода потребностей имеет давнюю историю, то, очевидно, столь же продолжительную историю имеют знания, идеи, взгляды и представления об организации управления, которые постоянно сопровождали эту деятельность. Изучение истории как реального управления, так и идей управления необходимо и актуально всегда, когда речь идет о формировании науки управления, об оценке уровня ее достижений, о тенденциях ее дальнейшего развития.
6. Исследуя опыт управления,
американские социологи
Специалисты считают, что слагаемые нового подхода заключаются в следующем:
• в отношении управленческого персонала к рабочим;
• в организации труда;
• в организации и стиле управления;
• в определении заработной платы;
• в определении трудовых отношений;
• в вовлеченности работников в процесс производства.
Особенности управления американскими компаниями, национальные и культурные особенности
• Молодость нации, стремление к самоутверждению, «юношеская амбициозность».
• Отсутствие исторических уроков нации как отсутствие ограничений для развития.
• Удаленность от Европы, давшая возможность 200 лет развиваться «спокойно».
• Особенность генофонда нации: широкая национальная представительность.
• Мощный промышленный рост во второй половине ХХ в.
• Принципиально новые основы государственного устройства: свобода личности (индивидуализм), принцип разделения властей.
• Геополитические особенности: наличие всех стратегических ресурсов, наличие одной сильной нации на континенте; экспансионизм нации.
• Отношение к управлению как к особой профессии, зарождение научного менеджмента, первые бизнес-школы..
• Терпимость, гуманизм, открытость бизнес-среды.
Особенности управления
Главная задача управления - создание уникальной способности адаптироваться к неопределенности и повышающейся сложности процессов во внешней среде, при сохранении эффективности производства.
Для США характерны:
1) отношение к менеджменту как к сильному конкурентному преимуществу;
2) стремление к динамичности и обоснованности структурных сдвигов;
3) стремление к методической обоснованности управленческой деятельности, разработка технологий управления;
4) ставка на инновации:
институализация перемен; стрем
5) открытость для внешней среды;
6) реализация одновременно
разнонаправленных тенденций (
7) переподготовка и непрерывное обучение кадров;
8) функциональность: каждый
выполняет свою очень
9) количественный учет
любой работы (матрицы количественного
учета, учет всех бизнес-
10) управление по целям: расчленение любой задачи, где реше ние связано с совокупностью разнородных знаний (дерево целей); четкий алгоритм достижения;
11) профессиональный рост
в фирме строго по
12) оплата труда связана со сложностью, продолжительностью, квалификацией, жестким нормированием; наличие почасовой оплаты; количественное выражение любой характеристики труда;
13) создание корпоративной культуры (символы причастности, внутрифирменные ценности, традиции, обычаи, легенды, мифы, праздники, ритуалы).
Особенности и основные черты японского менеджмента.
Особенности японского менеджмента во многом определяются национальными и культурными особенностями страны, к которым относятся:
• гомогенность и традиционная закрытость общества;
• наличие двух преобладающих религий и общинности;
• небольшая территория, постоянные стихийные бедствия, отсутствие полезных ископаемых, большая зависимость от импорта сырья и топлива;
• дзенбуддизм, традиции самурайства, клановость, традиции преклонения перед старейшим авторитетом;
• поражение во Второй мировой войне, оккупационные войска Америки;
• единение нации после войны, оскорбленное национальное достоинство, разруха, осознание бизнесом социальной ответственности. Необходимость быстрого развития после войны;
• нехватка рабочей силы в период быстрого роста. Рабочий класс набирался из деревень;
• острая потребность в новых концепциях и методах управления. Появление после войны молодого поколения администраторов с новыми идеями: Хонда, Мацусита, Дойкай. Предпочтение долгосрочных инновационных стратегий краткосрочным финансовым. Специфика японского менеджмента, учитывающего психологию людей и их социальный статус и позволившего добиться необычных успехов в промышленности, способствовала совершенствованию традиционных методов управления кадрами в других странах с развитой экономикой.
До второй мировой
войны в Японии сформировалась особая
система отношений между
Сегодня в Японии действует кайрацу – объединение фирм в устойчивые финансово-промышленные группы. Из 100 крупнейших фирм 70 являются участниками кайрацу. Это универсальный многоотраслевой концерн (часто с большим удельным весом тяжелой и химической промышленности).
Характерные черты кайрацу:
• наличие собственной системы финансовых учреждений;
• взаимное владение акциями;
• объединение групп внутри фирмы для реализации крупных или перспективных проектов;
• наличие обязательств по взаимным поставкам внутри кайрацу;
• организация общей универсальной торговой фирмы;
• наличие системы регулярных совещаний руководителей фирм кайрацу. Взаимный обмен сотрудниками разного уровня.
В Японии сформировалась
система непрерывно-поточного
1. Система управления
производством основана на
2. Если на типичном американском предприятии производственные запасы обновляются 10–20 раз в год, то при системе канбан – 50–100 раз в год.
3. Стремление к снижению
запасов становится методом
4. Накопление запасов, по своей сути, позволяет скрыть производственные проблемы и трудности, такие, как: частые поломки, остановки станков, низкое качество продукции, нарушение ритма и др.
5. Поскольку при минимизации
заделов производство может
6. Систему канбан практически
невозможно реализовать в
7. Применение системы канбан неизбежно ведет к внедрению систем участия рабочих в производственном процессе (в том числе в кружках качества).
Для Японии характерен пожизненный
найм. Этой системой организации персонала
охвачено около 35% рабочей силы. Данная
система реализуется следующим
С системой канбан воедино связана система комплексного управления качеством. Основные положения японского опыта управления качеством:
• высокое качество продукции в Японии – основополагающий принцип менеджмента;
• отказ от выпуска ненужной, излишней продукции, который приводит к росту незавершенного производства, во имя выполнения задания;
• простота японской системы
не терпит излишних административных
звеньев и бюрократической
• обеспечение гибкости
производства, его быстрой приспособляемости
Росту производительности
труда и повышению качества продукции
на предприятиях Японии способствует
метод «участвующего
Западноевропейская модель менеджмента.
Людвиг Эрхард (1897–1977 гг.) – ученый и политик, второй канцлер ФРГ, в 50–60 гг. ХХ столетия провел в Западной Германии широкомасштабную экономическую реформу, коренным образом преобразившую социально-экономическую жизнь страны. «Сегодняшняя система, – писал Эрхард, – должна либо принять форму более свободного рыночного хозяйства, либо повернуться в сторону абсолютного тоталитаризма» (Эрхард Л. Полвека размышлений: Речи и статьи. М., 1993. С.7). Реформа основывалась на принципе социальной ориентации рынка, которая предполагала, прежде всего, выбор общественных приорит