История управленческой мысли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 22:38, реферат

Краткое описание

Создание принципиально новой системы управления в России, является неотъемлемой составляющей построения нового общества.

Любая наука базируется на использовании исторического метода, позволяющего хорошо изучить историю развития управленческой мысли во всем ее многообразии. Изучение уроков истории позволяет избежать противоречий и ошибок, встречающихся на ранних этапах развития науки.

Наука управления в этом отношении мало отличается от других наук. Как и любая наука, она интересуется прошлым, настоящим и будущим. Анализ прошлого позволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие. Знание и осмысление прошлого способствует лучшему пониманию современного состояния науки, а также появлению и формированию новых идей. Развитие науки управления свидетельствует, что нежизненные концепции гибли, а оставались только самые ценные, проверенные практикой и временем. В реферате я ставлю цель рассмотреть историю развития управленческой мысли, которая способствовала формированию специальной области знания - науки управления в контексте её исторических этапов развития с позиций исторически сложившихся научных школ и основных подходов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………2

1. Исторические этапы зарождения управленческой мысли………………........

1.1 Древние Века………………………………………………………………...3-4

1.2 Средние века……………………………………………………………….…..4

1.3 Новое время………………………………………………………………….4-6

2. Развитие управленческой мысли с позиции научных школ…………………..

2.1 Школа научного управления………………………………………………..6-7

2.2 Административная (классическая) школа…………………………………8-9

2.3 Школы человеческих отношений и поведенческих наук………………..9-10

2.4 Школа науки управления (количественная школа)……………………...10-11

3. Основные подходы в теории и практике управления………………………….

3.1 Процессный подход к управлению………………………………………..11-12

3.2 Системный подход к управлению…………………………………………12-13

3.3 Ситуационный подход к управлению…………………………………………..

4. Развитие управленческой мысли в России…………………………………13-16

Заключение……………………………………………………………………...16-17

Список использованной литературы………………………………………….......18

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат ВВС.doc

— 127.50 Кб (Скачать файл)

Появление концепции научного управления стала  серьезным переломным этапом, благодаря  которому, управление стало широко признаваться как самостоятельная  область научных исследований. 
 

2.2 Административная (классическая) школа 

Авторы, которые писали о научном управлении, в основном посвящали свои исследования тому, что называется управлением производством. Они занимались повышением эффективности на уровне ниже управленческого. В отличии от них, авторы, которые считаются создателями школы административного управления, более известной как классическая школа, имели непосредственный опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе. А. Файоль, с именем которого связывают возникновение этой школы, и которого называют отцом менеджмента, на протяжении тридцати лет был управляющим большого французского горнодобывающего и металлургического концерна «Комамбо». Когда он принял руководство, концерн находился на грани краха. К моменту выхода Файоля в отставку концерн превратился в одно из крупнейших, эффективно работающих предприятий, что способствовало укреплению обороноспособности Франции во время первой мировой войны. Линдалл Урвик был консультантом по вопросам управления в Англии. Джеймс Д. Муни работал в компании «Дженером Моторс». Следовательно, их главной заботой была эффективность в более широком смысле слова - применительно к работе всей организации. Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. При этом она исходила из идеи, что следование этим принципам, несомненно, приведет организацию к успеху. Эти принципы затрагивают два основных аспекта. Одним из них была разработка рациональной системы управления организацией. Главный вклад Файоля в теорию управления состоял в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс разделив все функции управления на общие, относящиеся к любой сфере деятельности, и специфические, относящиеся непосредственно к управлению промышленным предприятием, а деятельность по управлению включает в себя пять обязательных общих функций: предвидение (планирование), организацию, распорядительство, координирование и контроль. Файоль понимал, что управленческая деятельность может отличаться в зависимости от размера предприятия (организации), уровня в управленческой иерархии и т.п. Однако, несмотря на это, она обязательно должна включать в себя все пять перечисленных выше функций. Для каждой функции Файоль сформулировал правила и технику их осуществления. Предвидению Файоль уделял особое значение. По его мнению, предвидение составляет наиболее существенную часть управления. «Предвидеть -- ... означает исчислять будущее и подготавливать его; предвидеть -- это уже почти действовать». Кузнецова Н.В. История менеджмента. Издательство Дальневосточного университета, Владивосток, 2004. На основе выделения основных функций в 1923г. Файоль дал определение понятию «управление». Управлять -- значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать; предвидеть -- учитывать грядущее и вырабатывать программу действия; организовывать -- строить двойной материальный и социальный организм предприятия; распоряжаться -- заставлять персонал надлежаще работать; координировать -- связывать, объединять, гармонизировать все действия и все усилия; контролировать -- заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и отданным распоряжениям. Василенко И.А. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия: Учебное пособие. Изд. 2-е, перераб. и доп.-- М.: Издательская корпорация «Логос», 2001. Файоль сформулировал 14 принципов управления: разделение труда, полномочия и ответственность, дисциплина, единоначалие (единство распорядительства), единство направления (дирекции), подчиненность личных (индивидуальных) интересов -- общим, вознаграждение персонала, централизация управления, склярная цепь (иерархия), порядок, справедливость, стабильность рабочего места дня персонала, инициатива, корпоративный дух. Предложенная Файолем классификация принципов управления способствовала упорядочению управленческого процесса. Файоль подчеркивал универсальность принципов управления, не ограничивая их применение только сферой производства. Файоль считал, что предложенная им система принципов не может быть окончательно сформулирована. Она должна оставаться открытой для дополнений и изменений, основанных на новом опыте, его анализе и обобщении. 

2.3 Школы человеческих  отношений и поведенческих  наук 

Авторы  научного управления и классического  подхода признавали значение человеческого  фактора, дискуссии их ограничивались такими аспектами как справедливая оплата, экономическое стимулирование и установление формальных функциональных отношений. Движение за человеческое отношения зародилось в ответ на неспособность полностью осознать человеческий фактор как основной элемент эффективности организации. Поскольку оно возникло как реакция на недостатки классического подхода, школа человеческих отношений иногда называется неоклассической школой. Ревская Н.Е. Психология менеджмента. Конспект лекций.-- СПб.: Альфа, 2001. Двух ученых - Мери Паркер Фоллет и Элтона Мэйо можно назвать самыми крупными авторитетами в развитии школы человеческих отношений в управлении. Именно М.П. Фоллет была первой, кто определил менеджмент как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц». Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. Учебник для вузов по специальности «Менеджмент». - 2-е изд., изм. и доп. - М.: НОРМА - ИНФРА-М, 2001. Знаменитые эксперименты Элтона Мэйо, особенно те, которые проводились на заводе «Уэстерн Электрик» в Хоторне («Хоторнский эксперимент»), Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: Дело, 2000. открыли новое направление в теории управления. Мэйо обнаружил, что четко разработанные рабочие операции и хорошая заработная плата не всегда вели к повышению производительности труда, как считали школы научного управления. Силы, возникающие в ходе взаимодействия между людьми, могли превзойти усилия руководителя. Иногда работники реагировали гораздо сильнее на давление со стороны коллег по группе, чем на желания руководства и на материальные стимулы. Более поздние исследования, проведенные Абрахамом Маслоу и другими психологами, помогли понять причины этого явления. Мотивами поступков людей, предполагал Маслоу, являются в основном, не экономические силы, как считали сторонники и последователи школы научного управления, а различные потребности, которые могут быть лишь частично и косвенно удовлетворены с помощью денег. Элтон Мэйо (1880-1945) пришел к сенсационному в то время открытию, исследуя зависимость производительности труда от физических аспектов работы (например, освещения). Он предложил сделать акцент в управлении на стимулировании мотивации и заинтересованности работника в содержании деятельности. Поставил под сомнение универсальность роли денежного вознаграждения как мотива деятельности. Подчеркивал важность интеллектуализации исполнительских функций, максимально возможного использования богатого человеческого потенциала. Развитие таких наук, как психология и социология и совершенствование методов исследования после второй мировой войны сделало изучение поведения на рабочем месте в большей степени строго научным. Среди наиболее крупных фигур более позднего периода развития поведенческого - бихевиористкого направления можно упомянуть, в первую очередь, Криса Арджириса, Ренсиса Лайкерта, Дугласа Макгрегора и Фредерика Херцберга. Эти и другие исследователи изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерства, изменение содержания работы и качества трудовой жизни. Школа поведенческих наук значительно отошла от школы человеческих отношений, сосредоточившейся, прежде всего, на методах налаживания межличностных отношений. Новый подход стремился к большей степени оказать помощь работнику в осознании своих собственных возможностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению и управлению организациями. Основной целью этой школы было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Поведенческий подход стал настолько популярен, что он почти полностью охватил всю область управления в 60-е годы. Как и более ранние школы, этот подход отстаивал «единственный наилучший путь» решения управленческих проблем. Его главный постулат в том, что правильное применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности как отдельного работника, так и организации в целом. Егошин А.П. Управление персоналом. - Новгород: Издательство «Март», 2000. 

2.4 Школа науки управления (количественная  школа) 

Возникновение школы науки управления (количественная школа) в менеджменте (1950 - по настоящее время) связано с возникновением кибернетики и исследований операций. Она получила развитие в следствие широкого применения количественного анализа при решении военных и логических проблем. Математика, статистика, инженерные науки и связанные сними области знания, внесли существенный вклад в теорию управления. Их влияние можно проследить в применении Фредериком У. Тейлором научного метода при анализе работы. Количественные методы сгруппированные под общим названием «исследование операций» Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: Дело, 2000. используются при решении сложных управленческих проблем. По своей сути, исследование операций - это применение методов научного исследования к операционным проблемам организации. После постановки проблемы группа специалистов по исследованию операций разрабатывают модель ситуации. Модель - является формой упрощенного и абстрактного представления реальности. Она облегчает понимание сложных взаимосвязей (например, дорожная карта позволяет увидеть пространственные соотношения на местности). На основе моделей осуществляется решение таких управленческих проблем, как распределение ресурсов, управление запасами, массовое обслуживание, выбор стратегии развития и т.д. После создания модели, переменным задаются количественные значения. Это позволяет объективно сравнить и описать каждую переменную и отношения между ними. Ключевой характеристикой науки управления является замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями. Вероятно, самый крупный толчок к применению количественных методов в управлении дало развитие компьютеров. Компьютер позволил исследователям операций конструировать математические модели возрастающей сложности, которые наиболее близко приближаются к реальности и, следовательно, являются более точными. 

3. Основные подходы  в теории и практике  управления 

3.1 Процессный подход  к управлению 

Процессный  подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций, которые объединены связующими процессами коммуникации (т.е. обмена информацией) и принятия решения. Эта концепция, означающая крупный поворот в управленческой мысли, широко применяется и в настоящее время. 

Основным  требованием для принятия эффективного объективного решения или даже для  понимания истинных масштабов проблемы по мнению авторов подхода является наличие адекватной точной информации. Единственным способом получения такой информации является коммуникация. Коммуникация - т.е. способность передавать абстрактные идеи является одной из важных отличительных особенностей человечества. Коммуникация -- это процесс обмена информацией, ее смысловым значением между двумя или более людьми. Прочность и качество отношений между людьми -- будь это друзья, члены семьи или коллеги -- в основном представляют собой функцию того, насколько четкими и честными являются их межличностные отношения. Поскольку организация представляет собой структурированный тип отношений между людьми, она в значительной степени зависит от качества коммуникаций для обеспечения эффективного функционирования. 

Процессный  подход был впервые предложен  приверженцами школы административного  управления, которые пытались описать функции менеджера. Однако, эти авторы были склонны рассматривать такого рода функции как не зависимые друг от друга. Управление при данном подходе рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других -- это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций. 

Анри  Файоль, которому приписывают первоначальную разработку этой концепции, считал, что  существует пять исходных функций. По его словам, «управлять означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать». Другие авторы разработали иные перечни функции. Обзор современной литературы позволяет выявить следующие функции--планирование, организация, распорядительство (или командование), мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство и ведение переговоров или заключение сделок. 
 

3.2 Системный подход к управлению 

По мере того, как развивалась промышленная революция, рост крупных организационных  форм бизнеса стимулировал появление  новых идей относительно того, как  предприятия функционируют и  как нужно ими управлять. Однозначного понятия системы не существует. В наиболее общем виде под системой понимается совокупность взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность, некоторое единство. 

Изучение  объектов и явлений как систем вызвало формирование нового подхода  в науке -- системного подхода. 

В начале 20-х годов молодой биолог Людвиг фон Берталанфи начал изучать  организмы как определённые системы, обобщив свой взгляд в книге «Современная теория развития» (1929). В этой книге  он разработал системный подход к  изучению биологических организмов. В книге «Роботы, люди и сознание» (1967) он перенёс общую теорию систем на анализ процессов и явлений общественной жизни. Позднее он превращает свою теорию систем в общедисциплинарную науку. 

Значение  системного подхода заключается  в том, что менеджеры могут проще согласовывать свою конкретную работу с работой организации в целом, если они понимают систему и свою роль в ней. Это особенно важно для руководителя организации, т.к. системный подход стимулирует поддерживать необходимое равновесие между потребностями отдельных подразделений и целями всей организации. Он заставляет его думать о потоках информации, проходящих через всю систему, а также акцентирует внимание на важности коммуникаций. Системный подход помогает установит причины принятия неэффективных решений, он же предоставляет средства и технические приемы для улучшения планирования и контроля. 

Таким образом, системный подход -- это  подход к исследованию объекта (проблемы, явления, процесса) как к системе, в которой выделены элементы, внутренние и внешние связи, наиболее существенным образом влияющие на исследуемые результаты его функционирования и в тоже время направление методологии научного познания и практической деятельности, в основе которого лежит исследование любого объекта как сложной целостной социально-экономической системы. 

3.3 Ситуационный подход  к управлению 

Впервые «закон ситуации» Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Учебное пособие, изд 2-е, дополненное и переработанное. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. был сформулирован  в начале 1920-х гг. Мэри Паркер Фоллет. Она утверждала, что эффективность управленца зависит от обладания им необходимыми знаниями; однако разные обстоятельства требуют разных знаний, и, соответственно, наибольших успехов в них достигают разные люди. Лучшие руководители становятся лучшими не потому, что они наделены какими-то особыми лидерскими качествами, а потому, что они соответствуют требованиям момента. 

Честер  Барнард в книге «Функции руководителя»  выдвинул тезис о том, что приятие  подчиненными руководства зависит  от сочетания четырех условий: 

Информация о работе История управленческой мысли