История управленческой мысли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 22:38, реферат

Краткое описание

Создание принципиально новой системы управления в России, является неотъемлемой составляющей построения нового общества.

Любая наука базируется на использовании исторического метода, позволяющего хорошо изучить историю развития управленческой мысли во всем ее многообразии. Изучение уроков истории позволяет избежать противоречий и ошибок, встречающихся на ранних этапах развития науки.

Наука управления в этом отношении мало отличается от других наук. Как и любая наука, она интересуется прошлым, настоящим и будущим. Анализ прошлого позволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие. Знание и осмысление прошлого способствует лучшему пониманию современного состояния науки, а также появлению и формированию новых идей. Развитие науки управления свидетельствует, что нежизненные концепции гибли, а оставались только самые ценные, проверенные практикой и временем. В реферате я ставлю цель рассмотреть историю развития управленческой мысли, которая способствовала формированию специальной области знания - науки управления в контексте её исторических этапов развития с позиций исторически сложившихся научных школ и основных подходов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………2

1. Исторические этапы зарождения управленческой мысли………………........

1.1 Древние Века………………………………………………………………...3-4

1.2 Средние века……………………………………………………………….…..4

1.3 Новое время………………………………………………………………….4-6

2. Развитие управленческой мысли с позиции научных школ…………………..

2.1 Школа научного управления………………………………………………..6-7

2.2 Административная (классическая) школа…………………………………8-9

2.3 Школы человеческих отношений и поведенческих наук………………..9-10

2.4 Школа науки управления (количественная школа)……………………...10-11

3. Основные подходы в теории и практике управления………………………….

3.1 Процессный подход к управлению………………………………………..11-12

3.2 Системный подход к управлению…………………………………………12-13

3.3 Ситуационный подход к управлению…………………………………………..

4. Развитие управленческой мысли в России…………………………………13-16

Заключение……………………………………………………………………...16-17

Список использованной литературы………………………………………….......18

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат ВВС.doc

— 127.50 Кб (Скачать файл)

1) понимания подчиненными поступающих к ним распоряжений; 

2) их  веры в то, что руководство  действует в соответствии с  интересами организации; 

3) их  веры в то, что интересы организации  совпадают с их собственными  интересами, и, наконец. 

4) их  физической и психической способности подчиняться. 

Однако  превращение ситуационного подхода  во влиятельную теоретическую позицию  началось лишь в конце 1950-х, в немалой  степени благодаря результатам  эмпирических исследований Джоан Вудворд. Именно тогда был осуществлен  синтез существовавших ранее концепций на основании теории систем. Возникшая в результате концепция объясняла свойства организационной структуры спецификой ее адаптации к внутренней и внешней окружающей среде. 

4. Развитие управленческой  мысли в России 

Начиная с XVII в., вопросам управления в России уделялось серьезное внимание. Заметный след в истории России и улучшении ее системы управления оставили известный русский экономист А.Л. Ордин-Нащокин, А.П. Волынский, В.Н. Татищев и выдающийся русский ученый М.В. Ломоносов. Велики заслуги в реформировании системы управления России П.А. Столыпина. С 1906 г. он совмещал две должности -- министра внутренних дел и премьер-министра. Столыпин занимался совершенствованием местного самоуправления. 

В первые годы Советской власти получают большую известность труды таких ученых, как А.А. Богданов, А.К. Гастев, О.А. Ерманский, П.М. Керженцев, Н.А. Амосов. 

Известный советский ученый А.К. Гастев занимался  вопросами совершенствования теории и практики организации труда. Им сформулирована и обоснована концепция, получившая название «трудовые установки». Внедрением методики трудовых установок в практическую деятельность занимался Центральный институт труда (ЦИТ), созданный осенью 1920 г. при ВЦСПС. Важнейшее место в осуществлении методики трудовых движений отводилось инструктажу. 

Недостатком концепции трудовых установок Гастева  стала слабая разработка самой методики трудовых установок, выбор слишком  узкой базы исследования, ориентация на индивидуальность рабочего. 

Важная  роль в развитии научной организации труда и управления в СССР принадлежит видному экономисту О.А. Ерманскому, который внес значительный вклад в создание теории социалистической рационализации. Концепция Ерманского была подвергнута резкой критике, но несмотря на это, вклад Ерманского в развитие теории и практики организации труда значителен. Им обобщен большой практический материал хозяйственного строительства в СССР История менеджмента: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.. 

Проблемы  научной организации труда получили широкое освещение в трудах П.М. Керженцева, который распространил понимание научной организации труда на все сферы человеческой деятельности. 

Особого внимания заслуживает дискуссия, развернувшаяся по проблемам развития научной организации  труда и управления в СССР в период подготовки ко II Всесоюзной конференции по НОТ, За несколько недель до конференции были опубликованы две платформы по НОТ. Одна -- от группы «Семнадцати» во главе с Керженцевым, другая -- от ЦИТ во главе с Гастевым. Полемика между двумя течениями закончилась созданием центральной платформы, принятой на II Всесоюзной конференции по НОТ, в которую вошли положительные моменты обеих дискутировавших платформ. 

Крупный вклад в развитие теоретических  основ социалистической организации производственных процессов был внесен О.И. Непорентом. Все операции он классифицировал по признаку их сочетания в производственном процессе на три вида: последовательное, параллельное и параллельно-последовательное, показав их влияние на длительность производственного цикла. 

В 30-е  гг. была проделана большая научная  и практическая работа по созданию науки об организации производства, труда и управления, результатом  которой был выход в свет первого  советского учебника по организации  производства. В эти же годы было положено начало формированию системы подготовки кадров с высшим и средним специальным экономическим образованием для предприятий и органов управления. Кроме того, была введена новая для того времени специальность -- инженер-экономист отраслевого профиля, которая вскоре стала ведущей среди экономических специальностей. 

В годы Великой Отечественной войны  система управления промышленностью, сложившаяся в предшествующие годы, не претерпела принципиальных изменений. Основным принципом управления продолжал оставаться хозрасчет при усилении административно-командных методов руководства. Научная работа велась по проблемам внутризаводского планирования. 

В послевоенный период времени возобновилась научная  и практическая работа в области  организации и управления производством. К концу 50-х гг. тематика исследований по проблемам организации и управления предприятиями начала постепенно расширяться. 

Начиная с 1957 г. был осуществлен переход  к управлению промышленностью и  строительством по территориальному принципу через Советы народного хозяйства (совнархозы) экономических административных районов. Главным назначением совнархозов было пресечение ведомственных тенденций в развитии промышленности. 

К этому  же времени относится рождение такой  важной самостоятельной ветви экономики, как экономическая кибернетика, тесно связанной с использованием на практике экономико-математических методов. Создание этой науки в нашей стране осуществлялось под руководством академиков А.И. Берга и В.М. Глушкова. Кибернетика сыграла важную роль в развитии теории управления производством. 

Дискуссия, развернувшаяся в стране в период с 1962 по 1965 гг., по вопросам совершенствования  системы и методов управления народным хозяйством, предшествовала проведению хозяйственной реформы. 

Период времени, начиная с 1965 г. по настоящее время, характеризуется проведением в стране трех реформ, направленных на совершенствование системы управления народным хозяйством. К ним относятся Коротков Э.М. Концепция менеджмента. Учебное пособие. - М.: Дека, 1997.: 

Реформа системы управления экономикой 1965 г. 

Реформа системы управления 1979 г. 

Ускорение социально-экономического развития (1986 г.) и переход к рыночным отношениям (с 1991 г. и по настоящее время). 

В связи  с произошедшими серьезными изменениями в политической системе управления, в стране развернулась дискуссия о механизме перехода к рынку. Специальная комиссии, возглавляемая академиком А.Г. Аганбегяном, предложила три альтернативных варианта перехода к рыночным отношениям: 

внесение  отдельных элементов рынка в существующую командно-административную систему управления; 

быстрый переход к рынку без какого-либо государственного регулирования; 

создание  системы управления на основе регулируемой рыночной экономики. Этот вариант совершенствования  системы управления соответствовал предложениям правительства. 

Другая  комиссия под руководством академика  С. Шаталина подготовила программу, получившую название «500 дней», в которой  был намечен целый комплекс мероприятий, необходимых для перехода к регулируемому рынку. Эта программа многими учеными рассматривалась как «шоковая терапия». 

По итогам дискуссии был принят компромиссный  вариант перехода от плановой системы  управления к регулируемому рынку. В его основу была положена программа  «500 дней», основной целью которой было полное разрушение административно-командной системы управления. С ноября 1991 г. начался процесс формирования рыночных отношений в России. На современном этапе развития управленческой мысли идет поиск более совершенной модели управления, направленной на повышение адаптивных возможностей организации и приспособление к быстро меняющимся условиям внешней среды. Одним из перспективных направлений трансформации является гуманизация и усиление социальной составляющей менеджмента, что предусматривает решительное смещение акцентов в управлении с технологических и технократических подходов на развитие интеллектуального потенциала работника, на управление поведением человека в организации и формирование эффективной мотивационной среды. 

Заключение 

Подготовка  современных управленцев невозможна без знания истории развития менеджмента. Менеджмент развивался на протяжении веков, прежде чем превратился в  самостоятельную отрасль знания, науку. Значительное влияние на формирование менеджмента оказали: школа научного управления, классическая (административная) школа, школа психологии и человеческих отношений, школа науки управления (количественная школа), а также выдающиеся представители этих школ, такие как Ф. Тейлор, А. Файоль, Э. Мэйо и др. 

Происходящие изменения в стране требуют адекватной им системы управления, которая должна претерпеть радикальные преобразования вместе со всем обществом. В условиях рыночных отношений важнейшим фактором успеха становится непрерывное совершенствование теории и практики управления. 

Большое значение приобретает изучение передового и прогрессивного опыта управления зарубежных стран и использование  его при анализе собственных  управленческих проблем. Поэтому изучение истории развития теории и практики зарубежного и отечественного менеджмента крайне актуально. 

В современных  условиях одним из приоритетных направлений  развития общества является выработка  основных теоретических и методологических позиций по использованию менеджмента  в практической деятельности учреждений и организаций. Основной особенностью управленческой мысли становится поиск новых конкретных и реальных путей совершенствования системы управления, выработка позиции по различным проблемам управления на основе творческого осмысления передового опыта. 

 

Список  использованной литературы: 

1. Василенко  И.А. Административно-государственное  управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия: Учебное пособие. Изд. 2-е, перераб.  и доп.-- М.: Изд-ская кор-ция «Логос», 2001. 

2. Гольдштейн  Г.Я. Основы менеджмента: Учебное пособие, изд 2-е, дополненное и переработанное. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. 

3. Гончарова  Н.Е. Теория управления: Конспект  лекций. М.: Приор-издат, 2006. 

4. Егошин  А.П. Управление персоналом. - Новгород: Издательство «Март», 2000. 

5. История менеджмента: Учебное пособие для вузов.-- 5-е изд. -- М.: Академический Проект: Трикста, 2005. 

6. История  менеджмента: Учеб-е пос. для  вузов ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 

7. История  политических и правовых учений. Учебник для вузов. Изд. 2-е.  Под общ. ред. члена-корреспондента РАН, доктора юридических наук, профессора В.С. Нерсесянца. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА. М, 1998. 

8. Кнорринг  В.И. Теория, практика и искусство  управления. Учебник для вузов  по специальности «Менеджмент». - 2-е изд., изм. и доп. - М.: НОРМА - ИНФРА-М, 2001. 

9. Коротков  Э.М. Концепция менеджмента. Учебное  пособие. - М.: Дека, 1997. 

10. Кузнецова  Н.В. История менеджмента. Издательство  Дальневосточного университета, Владивосток, 2004. 

11. Мескон  М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: Дело, 2000. 

12. Ревская  Н.Е. Психология менеджмента. Конспект  лекций.-- СПб.: Альфа, 2001. 

13. Франчук  В.И. Основы общей теории социального  управления. /Ин-т организационных  систем. -- М., 2000. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе История управленческой мысли