Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 22:38, реферат
Создание принципиально новой системы управления в России, является неотъемлемой составляющей построения нового общества.
Любая наука базируется на использовании исторического метода, позволяющего хорошо изучить историю развития управленческой мысли во всем ее многообразии. Изучение уроков истории позволяет избежать противоречий и ошибок, встречающихся на ранних этапах развития науки.
Наука управления в этом отношении мало отличается от других наук. Как и любая наука, она интересуется прошлым, настоящим и будущим. Анализ прошлого позволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие. Знание и осмысление прошлого способствует лучшему пониманию современного состояния науки, а также появлению и формированию новых идей. Развитие науки управления свидетельствует, что нежизненные концепции гибли, а оставались только самые ценные, проверенные практикой и временем. В реферате я ставлю цель рассмотреть историю развития управленческой мысли, которая способствовала формированию специальной области знания - науки управления в контексте её исторических этапов развития с позиций исторически сложившихся научных школ и основных подходов.
Введение……………………………………………………………………………2
1. Исторические этапы зарождения управленческой мысли………………........
1.1 Древние Века………………………………………………………………...3-4
1.2 Средние века……………………………………………………………….…..4
1.3 Новое время………………………………………………………………….4-6
2. Развитие управленческой мысли с позиции научных школ…………………..
2.1 Школа научного управления………………………………………………..6-7
2.2 Административная (классическая) школа…………………………………8-9
2.3 Школы человеческих отношений и поведенческих наук………………..9-10
2.4 Школа науки управления (количественная школа)……………………...10-11
3. Основные подходы в теории и практике управления………………………….
3.1 Процессный подход к управлению………………………………………..11-12
3.2 Системный подход к управлению…………………………………………12-13
3.3 Ситуационный подход к управлению…………………………………………..
4. Развитие управленческой мысли в России…………………………………13-16
Заключение……………………………………………………………………...16-17
Список использованной литературы………………………………………….......18
1) понимания
подчиненными поступающих к ним распоряжений;
2) их
веры в то, что руководство
действует в соответствии с
интересами организации;
3) их
веры в то, что интересы организации
совпадают с их собственными
интересами, и, наконец.
4) их
физической и психической способности
подчиняться.
Однако
превращение ситуационного
4.
Развитие управленческой
мысли в России
Начиная
с XVII в., вопросам управления в России уделялось
серьезное внимание. Заметный след в истории
России и улучшении ее системы управления
оставили известный русский экономист
А.Л. Ордин-Нащокин, А.П. Волынский, В.Н.
Татищев и выдающийся русский ученый М.В.
Ломоносов. Велики заслуги в реформировании
системы управления России П.А. Столыпина.
С 1906 г. он совмещал две должности -- министра
внутренних дел и премьер-министра. Столыпин
занимался совершенствованием местного
самоуправления.
В первые
годы Советской власти получают большую
известность труды таких ученых, как А.А.
Богданов, А.К. Гастев, О.А. Ерманский, П.М.
Керженцев, Н.А. Амосов.
Известный
советский ученый А.К. Гастев занимался
вопросами совершенствования
Недостатком
концепции трудовых установок Гастева
стала слабая разработка самой методики
трудовых установок, выбор слишком
узкой базы исследования, ориентация
на индивидуальность рабочего.
Важная
роль в развитии научной организации
труда и управления в СССР принадлежит
видному экономисту О.А. Ерманскому, который
внес значительный вклад в создание теории
социалистической рационализации. Концепция
Ерманского была подвергнута резкой критике,
но несмотря на это, вклад Ерманского в
развитие теории и практики организации
труда значителен. Им обобщен большой
практический материал хозяйственного
строительства в СССР История менеджмента:
Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2002..
Проблемы
научной организации труда получили
широкое освещение в трудах П.М. Керженцева,
который распространил понимание научной
организации труда на все сферы человеческой
деятельности.
Особого
внимания заслуживает дискуссия, развернувшаяся
по проблемам развития научной организации
труда и управления в СССР в период подготовки
ко II Всесоюзной конференции по НОТ, За
несколько недель до конференции были
опубликованы две платформы по НОТ. Одна
-- от группы «Семнадцати» во главе с Керженцевым,
другая -- от ЦИТ во главе с Гастевым. Полемика
между двумя течениями закончилась созданием
центральной платформы, принятой на II
Всесоюзной конференции по НОТ, в которую
вошли положительные моменты обеих дискутировавших
платформ.
Крупный
вклад в развитие теоретических
основ социалистической организации
производственных процессов был внесен
О.И. Непорентом. Все операции он классифицировал
по признаку их сочетания в производственном
процессе на три вида: последовательное,
параллельное и параллельно-последовательное,
показав их влияние на длительность производственного
цикла.
В 30-е
гг. была проделана большая научная
и практическая работа по созданию
науки об организации производства,
труда и управления, результатом
которой был выход в свет первого
советского учебника по организации
производства. В эти же годы было
положено начало формированию системы
подготовки кадров с высшим и средним
специальным экономическим образованием
для предприятий и органов управления.
Кроме того, была введена новая для того
времени специальность -- инженер-экономист
отраслевого профиля, которая вскоре стала
ведущей среди экономических специальностей.
В годы
Великой Отечественной войны
система управления промышленностью,
сложившаяся в предшествующие годы,
не претерпела принципиальных изменений.
Основным принципом управления продолжал
оставаться хозрасчет при усилении административно-командных
методов руководства. Научная работа велась
по проблемам внутризаводского планирования.
В послевоенный
период времени возобновилась научная
и практическая работа в области
организации и управления производством.
К концу 50-х гг. тематика исследований
по проблемам организации и управления
предприятиями начала постепенно расширяться.
Начиная
с 1957 г. был осуществлен переход
к управлению промышленностью и
строительством по территориальному принципу
через Советы народного хозяйства (совнархозы)
экономических административных районов.
Главным назначением совнархозов было
пресечение ведомственных тенденций в
развитии промышленности.
К этому
же времени относится рождение такой
важной самостоятельной ветви экономики,
как экономическая кибернетика, тесно
связанной с использованием на практике
экономико-математических методов. Создание
этой науки в нашей стране осуществлялось
под руководством академиков А.И. Берга
и В.М. Глушкова. Кибернетика сыграла важную
роль в развитии теории управления производством.
Дискуссия,
развернувшаяся в стране в период
с 1962 по 1965 гг., по вопросам совершенствования
системы и методов управления
народным хозяйством, предшествовала
проведению хозяйственной реформы.
Период
времени, начиная с 1965 г. по настоящее время,
характеризуется проведением в стране
трех реформ, направленных на совершенствование
системы управления народным хозяйством.
К ним относятся Коротков Э.М. Концепция
менеджмента. Учебное пособие. - М.: Дека,
1997.:
Реформа
системы управления экономикой 1965 г.
Реформа
системы управления 1979 г.
Ускорение
социально-экономического развития (1986
г.) и переход к рыночным отношениям
(с 1991 г. и по настоящее время).
В связи
с произошедшими серьезными изменениями
в политической системе управления, в
стране развернулась дискуссия о механизме
перехода к рынку. Специальная комиссии,
возглавляемая академиком А.Г. Аганбегяном,
предложила три альтернативных варианта
перехода к рыночным отношениям:
внесение
отдельных элементов рынка в существующую
командно-административную систему управления;
быстрый
переход к рынку без какого-
создание
системы управления на основе регулируемой
рыночной экономики. Этот вариант совершенствования
системы управления соответствовал предложениям
правительства.
Другая
комиссия под руководством академика
С. Шаталина подготовила программу,
получившую название «500 дней», в которой
был намечен целый комплекс мероприятий,
необходимых для перехода к регулируемому
рынку. Эта программа многими учеными
рассматривалась как «шоковая терапия».
По итогам
дискуссии был принят компромиссный
вариант перехода от плановой системы
управления к регулируемому рынку.
В его основу была положена программа
«500 дней», основной целью которой было
полное разрушение административно-командной
системы управления. С ноября 1991 г. начался
процесс формирования рыночных отношений
в России. На современном этапе развития
управленческой мысли идет поиск более
совершенной модели управления, направленной
на повышение адаптивных возможностей
организации и приспособление к быстро
меняющимся условиям внешней среды. Одним
из перспективных направлений трансформации
является гуманизация и усиление социальной
составляющей менеджмента, что предусматривает
решительное смещение акцентов в управлении
с технологических и технократических
подходов на развитие интеллектуального
потенциала работника, на управление поведением
человека в организации и формирование
эффективной мотивационной среды.
Заключение
Подготовка
современных управленцев
Происходящие
изменения в стране требуют адекватной
им системы управления, которая должна
претерпеть радикальные преобразования
вместе со всем обществом. В условиях рыночных
отношений важнейшим фактором успеха
становится непрерывное совершенствование
теории и практики управления.
Большое
значение приобретает изучение передового
и прогрессивного опыта управления
зарубежных стран и использование
его при анализе собственных
управленческих проблем. Поэтому изучение
истории развития теории и практики
зарубежного и отечественного менеджмента
крайне актуально.
В современных
условиях одним из приоритетных направлений
развития общества является выработка
основных теоретических и
Список
использованной литературы:
1. Василенко
И.А. Административно-
2. Гольдштейн
Г.Я. Основы менеджмента: Учебное
пособие, изд 2-е, дополненное и переработанное.
Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003.
3. Гончарова
Н.Е. Теория управления: Конспект
лекций. М.: Приор-издат, 2006.
4. Егошин
А.П. Управление персоналом. - Новгород:
Издательство «Март», 2000.
5. История
менеджмента: Учебное пособие для вузов.--
5-е изд. -- М.: Академический Проект: Трикста,
2005.
6. История
менеджмента: Учеб-е пос. для
вузов ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
7. История
политических и правовых
8. Кнорринг
В.И. Теория, практика и искусство
управления. Учебник для вузов
по специальности «Менеджмент».
- 2-е изд., изм. и доп. - М.: НОРМА
- ИНФРА-М, 2001.
9. Коротков
Э.М. Концепция менеджмента.
10. Кузнецова
Н.В. История менеджмента.
11. Мескон
М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы
менеджмента: Пер. с англ. - М.: Дело, 2000.
12. Ревская
Н.Е. Психология менеджмента.
13. Франчук
В.И. Основы общей теории