Кадровая политика ОАО «РЖД»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 17:57, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность подчеркивается тем, что, уделяя большое внимание молодым специалистам, предприятия имеют стратегическое преимущество перед другими, пересматривают традиционные взгляды на ситуацию и идут в ногу со временем.
Целостная и последовательная кадровая политика для молодежи на предприятии обеспечивает высокую эффективность деятельности организации.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты кадровой политики 4
1.1 Понятие и сущность кадровой политики 4
1.2 Виды, функции, принципы кадровой политики 7
1.3 Значение молодых специалистов в кадровой политике предприятия 11
Глава 2. Анализ каровой политики для молодых специалистов холдинга ОАО «РЖД» 12
2.1 Характеристика холдинга ОАО «РЖД» 12
2.2 Молодые специалисты в ОАО «РЖД» 15
Заключение 26
Список литературы 27

Вложенные файлы: 1 файл

Назарова Ксения.docx

— 47.99 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Кафедра «Менеджмент и маркетинг»

 

 

 

Курсовая работа по управлению человеческими ресурсами на тему: «Кадровая политика ОАО «РЖД»»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2012

Содержание

 

 

 

 

Введение

Современная концепция управления персоналом на предприятии (организации, фирме) предполагает выработку и реализацию кадровой политики. В этой связи проблемы, связанные с кадровой политикой предприятий, приобретают особую значимость. Использование кадровой политики на практике предприятий приобрело всемирное распространение.

Актуальность подчеркивается тем, что, уделяя большое внимание молодым специалистам, предприятия имеют стратегическое преимущество перед другими, пересматривают традиционные взгляды на ситуацию и идут в ногу со временем.

Целостная и последовательная кадровая политика для молодежи на предприятии обеспечивает высокую эффективность деятельности организации.

Объектом нашего исследования является компания ОАО «Российские железные дороги», являющейся крупнейшей железнодорожной компанией.

Предметом исследования кадровая политика молодых специалистов холдинга ОАО «РЖД».

Цель работы: исследовать кадровую политику для молодых специалистов холдинга ОАО «РЖД».

Задачи:

1.Рассмотреть сущность  кадровой политики;

2. Выявить значение молодых специалистов для кадровой политики

3.Провести характеристику  холдинга ОАО «РЖД»;

4. Проанализировать кадровую политику, направленную на молодых специалистов Холдинга ОАО «РЖД».

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты кадровой политики

1.1  Понятие и сущность  кадровой политики

Реализация целей и задач управления персоналом осуществляется через кадровую политику.

Термин «кадровая политика» может иметь широкое и узкое толкование( авторы из РЭА им. Г'.В. Плеханова: Ю.Г. Одегова, П В. Журавлева, С.А. Карташова, Н.К. Маусова ,а также Е.А. Аксеновой).В широком смысле – это система правил и норм (которые должны быть осознанны и определённым образом сформулированы), приводящих человеческие ресурсы в соответствии со стратегией фирмы (отсюда следует, что все мероприятия по работе с кадрами – отбор, составление штатного расписания, аттестация, обучение, продвижение – заранее планируются и согласовываются с общим пониманием целей и задач организации). В узком смысле – это набор конкретных правил, пожеланий и ограничений (зачастую неосознанных) во взаимоотношениях людей и организации.

А.Я.Кибанов дает следующее развернутое определение: «Кадровая политика организации – генеральное направление кадровой работы, совокупность принципов, методов, форм, организационного механизма по выработке целей и задач, направленных на сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала, на создание квалифицированного и высокопроизводительного сплоченного коллектива, способного своевременно реагировать на постоянно меняющиеся требования рынка с учетом стратегии развития организации и стратегии управления ее персоналом.

В этом отношении кадровая политика представляет собой стратегическую линию поведения в работе с персоналом. Кадровая политика – это целенаправленная деятельность по созданию трудового коллектива, который наилучшим образом способствовал бы совмещению целей и приоритетов предприятия и его работников.

Главным объектом кадровой политики предприятия является – персонал (кадры). Персоналом предприятия называется основной (штатный) состав его работников. Кадры — это главный и решающий фактор производства, первая производительная сила общества. Они создают и приводят в движение средства производства, постоянно их совершенствуют. От квалификации работников, их профессиональной подготовки, деловых качеств в значительной мере зависит эффективность производства.

Кадровая политика включает тип власти в обществе, стиль руководства, философию предприятия, правила внутреннего распорядка, коллективный договор.

Исходными документами для формирования кадровой политики предприятия являются Всеобщая декларация прав человека, Конституция РФ, Гражданский кодекс, Трудовой кодекс и другие локальные нормативные акты.

Кадровая политика охватывает многие сферы управления персоналом:

– подбор и расстановку кадров;

– обучение персонала;

– стимулирование труда работников;

– руководство персоналом;

– социально-трудовые отношения;

– управление трудовой карьерой;

– внутрифирменные коммуникации;

– формирование кадровых процедур;

– социальную политику;

– организационную культуру и др.

 

Объекты кадровой политики:

Человеческие ресурсы - представляют собой совокупность различных качеств людей, определяющих их трудоспособность к производству материальных и духовных благ, и являются обобщающим показателем человеческого фактора развития общественного производства

Трудовые ресурсы – это часть населения, имеющего необходимое физическое развитие, здоровье, образование, культуру, способности, квалификацию и обладающего профессиональными знаниями для работы в сфере общественно полезной деятельности.

Рабочая сила представляет собой способность к труду, совокупность физических и духовных способностей человека, используемых в производственной деятельности.

Совокупная рабочая сила, или совокупный работник, есть сочетание индивидуальных рабочих сил в едином процессе труда, который завершается каким-то конкретным результатом и осуществляется в рамках первичной кооперации труда.

Кадры – это социально-экономическая категория, характеризующая человеческие ресурсы предприятия, региона, страны. Под кадрами обычно понимают штатных квалифицированных работников, прошедших предварительную профессиональную подготовку и обладающих специальными знаниями, трудовыми навыками или опытом работы в избранной сфере деятельности.

В отличие от кадров персонал является более широким понятием. Персонал – это весь личный состав учреждения, предприятия, организации или часть этого состава, представляющая собой группу по профессиональным или иным признакам (например, обслуживающий персонал). Иными словами, основные характеризующие составляющие понятия "кадры" – постоянство и квалификация работников – для понятия "персонал" не являются обязательными. Персоналом называют постоянных и временных работников, представителей квалифицированного и неквалифицированного труда.

 

1.2  Виды, функции, принципы  кадровой политики

Виды кадровой политики

В зависимости от уровня влияния управленческого аппарата на кадровую ситуацию выделяют следующие виды кадровой политики:

  • Пассивная; 
          Руководство не имеет программы действий в отношении персонала, а кадровая работа сводится к ликвидации негативных последствий. 
    Для такой организации характерно отсутствие прогноза кадровых потребностей, средств оценки труда и персонала, диагностики кадровой ситуации и т.д.
  • Реактивная  
         Руководство предприятия осуществляет контроль за симптомами негативного состояния в работе с персоналом, причинами и ситуацией развития кризиса: возникновение конфликтов, отсутствие квалифицированной рабочей силы, отсутствие мотивации к труду. 
    Кадровые службы развиты, но нет целостной программы прогнозирования развития персонала.
  • Превентивная  
          Руководство имеет обоснованные прогнозы развития кадровой ситуации. Однако организация не имеет средств для влияния на нее. В программах развития организации содержатся краткосрочный и среднесрочный прогнозы потребности в кадрах, сформулированы задачи по развитию персонала. Основная проблема - разработка целевых кадровых программ.
  • Активная  
        Руководство имеет не только прогноз, но и средства воздействия на ситуацию, а кадровая служба способна разработать целевые антикризисные программы, проводить постоянный мониторинг ситуации и корректировать исполнение программ с учетом действия внешних и внутренних факторов. 
        

Для формирования кадровой политики является принципиальная ориентация на собственный персонал или на внешний персонал, степень открытости по отношению к внешней среде при формировании кадрового состава.

  • Открытая кадровая политика характеризуется тем, что организация прозрачна для потенциальных сотрудников на любом уровне, организация готова принять на работу любого специалиста соответствующей квалификации без учета опыта работы в других организациях.Такая кадровая политика может быть адекватна для новых организаций, ведущих агрессивную политику завоевания рынка, ориентированных на быстрый рост и стремительный выход на передовые позиции в своей отрасли.
  • Закрытая кадровая политика характеризуется тем, что организация ориентируется на включение нового персонала только с низшего должностного уровня, а замещение происходит только из числа сотрудников организации.

 

Принципы формирования кадровой политики

  • научность, использование всех современных научных разработок в этой области, которые могли бы обеспечить максимальный экономический и социальный эффект;
  • комплексность, когда должны быть охвачены все сферы кадровой деятельности;
  • системность, т.е. учёт взаимозависимости и взаимосвязи отдельных составляющих этой работы;
  • необходимость учёта как экономического, так и социального эффекта, как положительного, так и отрицательного влияния того или иного мероприятия на конечный результат;
  • эффективность: любые затраты на мероприятия в этой области должны окупаться через результаты хозяйственной деятельности.

 

Функции кадровой политики

  • увольнять работников или сохранять тем самым: переводить на сокращенные формы занятости, использовать на несвойственных работах, на других объектах, направлять на длительную переподготовку и т.п.
  • подготавливать работников самим или искать тех, кто уже имеет необходимую подготовку;
  • набирать со стороны или переучивать работников, подлежащих высвобождению с предприятия;
  • набирать дополнительно рабочих или обойтись имеющейся численностью при условии более рационального ее использования и т.п.

Структура кадровой политики

В целом кадровая политика как система управления человеческими ресурсами включает в себя следующие подсистемы.

1. Управление трудовыми ресурсами. Обеспечивает процессы формирования  и возмещения человеческих ресурсов  путем организации:

● управления демографическими процессами (рождаемость, смертность, улучшение положения женщин, забота о семье и детях);

● управления образованием (дошкольное воспитание, общеобразовательная подготовка, подготовка рабочих кадров непосредственно на производстве и в системе профтехобразования, подготовка специалистов в высших учебных заведениях, последипломное образование, повышение квалификации, переподготовка) и профессиональной ориентацией;

● управления социальным развитием (расширение непроизводственной сферы, регулирование фондов потребления, обеспеченность продуктами питания и товарами, здравоохранение, использование свободного времени, обеспеченность жильем, развитие бытового обслуживания и общественного питания, социальная работа и др.).

2. Управление занятостью обеспечивает  процессы распределения человеческих  ресурсов путем организации:

● управления рабочими местами (учет действующих и создание новых рабочих мест в производственной и непроизводственной сферах хозяйства, организация общественных работ, социальная защита безработных);

● управления первичным распределением (профессиональный подбор и направление выпускников общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, высших учебных заведений в различные отрасли хозяйства);

● управления перераспределением (профессиональный отбор, организация переподготовки, трудоустройство, организованный набор, территориальное переселение, переводы и перемещения работников).

3. Управление персоналом  обеспечивает процессы использования (потребления) человеческих ресурсов  путем организации:

● управления трудом (совершенствование производственных процессов, разделения и кооперации труда, методов труда и организации рабочих мест, укрепление дисциплины труда, улучшение условий труда и его охраны, организация оплаты труда и его стимулирования);

● управления кадрами (кадровой работой) на уровне предприятий, организаций и учреждений (комплектование и подготовка кадров, оценка и расстановка, организация профессиональной адаптации и внутрифирменной мобильности, мотивация и воспитание работников, снижение текучести и др.);

Информация о работе Кадровая политика ОАО «РЖД»