Карьера и личностный рост

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 12:41, курсовая работа

Краткое описание

Карьера (от фр.Carriera - жизненный путь) – результат осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанные с должностным или профессиональным ростом. [1,с.543]
Выбор карьеры является одним из наиболее важных решений, которое человек принимает в своей жизни, так как достижения человека в той или иной сфере деятельности зависят от соответствия между его личностью и характером его работы, а также от совмещения личных ожиданий в области личной карьеры с возможностями организации.

Содержание

Введение………………………………………………………..3
Глава I . Карьера как социально-психологический феномен……..5
§1. Понятие карьеры, ее сущность…………………………………..5
§2. Типы и виды карьеры…………………………………………….16

Глава II. Влияние карьеры на личностный рост профессионала……….24
§1. Личностный рост: сущность и содержание………………………24
§2. Выбор карьеры в соответствии с психотипом личностей……….30

Заключение…………………………………………………………38
Библиография…………………………………………………39

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 190.50 Кб (Скачать файл)

 

3. Змея – последовательное занятие различных должностей внутри компании на горизонтальном уровне; с возрастом - продвижение по вертикальной лестнице. Горизонтальные перемещения  в описанной модели карьеры «Змея» позволяют человеку за время, которое  он занимает определенную позицию (обычно 1-3 года) узнать всю «кухню» компании на разных уровнях. Соответственно с  переходом на руководящую должность работник будет эффективно осуществлять функции управления, т.к. он имел возможность наблюдать за достоинствами и недостатками управления снизу. Еще один плюс - осознание руководителем важности координации рабочего процесса с учетом специфики каждого департамента, а также важности межотделового обмена информацией. Немаловажно также то, что человек имеет возможность в процессе смены должностей «найти себя» в какой-то профессиональной сфере и на этом остановиться в продвижении. Стоит сказать, что данный тип карьеры получил самое широкое распространение в Японии на крупных фирмах.

 

  1. Перепутье – занятие каждой должности ограниченный срок(до 5 лет); оценка потенциала и принятие решения о дальнейшем продвижении вверх или вниз по служебной лестнице.

Карьера перепутье часто встречается  у работников, прошедших определенные курсы переподготовки или повышения  мастерства. В дальнейшем работник пробуется на более высокую должность, и по истечении определенного испытательного срока он либо остается на этой высокой позиции, либо переходит на более низкую, также с испытательным сроком. [9]

Существуют классификации, в основе которых лежат другие признаки.

В  частности Е. Молл предлагает следующие факторы, согласно которым следует рассматривать карьеру:

- скорость продвижения;

- последовательность занимаемых  должностей;

- перспективная ориентация, нацеленная на расширение влияния (вышестоящую должность), на сохранение настоящей должности и на борьбу за сохранение настоящей должности;

- личностный смысл должностного  продвижения.

    

На основе этого можно выделить 8 характерных типов карьеры:[11]

        Суперавантюрная карьера – характеризуется скоростью должностного продвижения, расширением влияния. Может быть случайной -  в результате счастливого стечения обстоятельств, и совместной – когда продвижение осуществляется совместно с более сильным лидером ( или же обеспечение быстрого типа карьеры детям, членам семьи, друзьям).

        Авантюрная  карьера – предполагает пропуск двух должностных уровней при достаточно высокой скорости продвижения или значительном изменении сферы деятельности.

       Традиционная (линейная) карьера – означает постепенное продвижение вверх, иногда возможен пропуск одной ступени или непродолжительное понижение в должности. Скорость продвижения определяется управленческими способностями конкретного человека. Такой тип карьеры позволяет специалисту овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками, накопить достаточный опыт взаимодействия с людьми и воздействия на них. Успех продвижения индивида по иерархической лестнице во многом зависит от особенности планирования управленческого развития внутри организации. 

       Последовательно – кризисный тип карьеры – характерен для периодов революционных преобразований, когда человек должен постоянно адаптироваться на борьбе за сохранение занимаемой позиции в личных интересах.

      Прагматичный ( структурный) тип карьеры – предполагает наиболее простые способы решения карьерных задач ( человек меняет сферы деятельности и организации в зависимости от социально – экономических, технологических и маркетинговых изменений). Перемещения осуществляются в рамках одного и того же класса управления. Преимущество отдается личным интересам.

      Отбывающий тип карьеры – для представителей данного типа карьера завершена. Перемещение вниз – маловероятно, а движение вверх – невозможно. Основная задача – удержание занимаемой позиции.

      Преобразующий тип карьеры – схож с авантюрным. Такая карьера может строиться в новой области или сфере производства или же в ее основе лежит выдающаяся идея.

      Эволюционный тип карьеры – с ростом организации происходит должностной рост индивида.

По среде рассмотрения карьеру традиционно делят на профессиональную и внутриорганизационную.

 

Профессиональная карьера характеризуется тем, что конкретный сотрудник в процессе своей профессиональной деятельности проходит различные стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка индивидуальных способностей, наконец, уход на пенсию. Эти стадии конкретный работник может пройти последовательно в разных организациях.

Наряду с профессиональной карьерой следует выделять внутриорганизационную карьеру. Она охватывает последовательную смену стадий развития работника в рамках одной организации.

Внутриорганизационная карьера реализуется  в трех основных направлениях:[14]

- вертикальное - именно с этим направлением часто связывают само понятие карьеры, так как в этом случае карьерное продвижение наиболее зримо. Под вертикальным направлением карьеры буквально понимается подъем на более высокую ступень структурной иерархии;

- горизонтальное - имеется в виду либо перемещение в другую функциональную область деятельности, либо выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в организационной структуре (например, выполнение роли руководителя временной целевой группы, программы и т.п.) К горизонтальной карьере можно отнести также расширение или усложнение задач в рамках занимаемой ступени (как правило, адекватным изменением вознаграждения);

- центростремительное - данное  направление наименее очевидно, хотя во многих случаях является весьма привлекательным для сотрудников. Под центростремительной карьерой понимается движение к ядру, руководству организации. Например, приглашение работника на недоступные ему ранее встречи, совещания как формального, так и не формального характера; получение доступа к неформальным источникам информации, доверительные обращения, отдельные важные поручения руководства.

 

По содержанию происходящих в процессе карьерного движения изменений можно  выделить такие виды карьеры:[5]

- Властная карьера связана либо с формальным ростом влияния в организации посредством движения вверх по иерархии управления, либо с ростом неформального авторитета работника в организации.

- Квалификационная карьера предполагает профессиональный рост, движение по разрядам тарифной сетки той или иной профессии.

- Статусная карьера - это увеличение статуса работника в организации, выражаемое либо присвоением очередного ранга за выслугу лет, либо почетного звания за выдающийся вклад в развитие фирмы.

- Монетарная карьера - это повышение уровня вознаграждения работника, а именно: уровня оплаты труда, объема и качества предоставляемых ему социальных льгот.

По характеру протекания различают линейный и нелинейный типы карьеры. При линейном типе развитие происходит равномерно и непрерывно, тогда как нелинейный тип характеризует движение осуществляющееся скачками или прорывами. Как частный случай данных типов выделяют застой (стагнация, тупик), стадию отсутствия каких либо существенных изменений в карьере.

По степени устойчивости, непрерывности  оправдано деление карьеры соответственно на устойчивую и неустойчивую, прерывистую  и непрерывную.

По возможности осуществления карьеру делят на потенциальную (лично выстраиваемый человеком трудовой жизненный путь на основе его планов, потребностей, способностей, целей) и реальную (то, что удалось достигнуть на протяжении определенного отрезка времени).

 

Кроме того, можно  применить  типологизацию карьеры по признаку

принадлежности  к определенной  отрасли  профессиональной деятельности,

определенной  профессии. Например, карьера  менеджера, карьера преподавателя, юриста и  т.д.

Карьера  менеджера  в свете выше изложенного  представляет собой  наиболее сложный вид карьеры.

Во - первых, она  охватывает все  перечисленные типы карьерного процесса,

вбирает в себя  все  свойства, присущие карьере вообще. Она  может выражаться как в  продвижении менеджера по ступеням иерархии, так и в  совершенствовании его  профессионализма  при  движении менеджера по  функциональным звеньям организационной структуры.

Во-вторых, сама  профессия “менеджер” означающая тип руководителя,

ориентированного  на деятельность в условиях рыночной экономики, являет собой сложное образование, для овладения ею  необходимо иметь самые

высокоорганизованные  из личностных качеств и способностей, обладать самыми сложными из  практических навыков, и все это оказывает большое влияние на особенности карьеры в  данной профессиональной деятельности.

В-третьих, являясь  важной  фигурой в организации, менеджер своим

профессиональным  ростом во многом определяет рост организации  в целом, и особенности организации во многом взаимообусловлены особенностями  личности менеджера,  что тоже накладывает сильный  отпечаток на характер карьеры. Будучи  проводниками в жизнь программ по достижению целей  организации, ответственными за успешность  их выполнения, менеджеры, по сути, олицетворяют  собой  саму организацию,  являясь носителями ее

культуры и образа.

В - четвертых, менеджер, будучи в большей или меньшей степени (все зависит от его положения в иерархии) “законодателем” правил игры внутри организации являясь одновременно и создателем, и потребителем системы  карьерного движения. Он  создает  социальный контекст , смысл  трудовой  деятельности в рамках  организации и для  подчиненных и для себя .

Таким образом, карьера  менеджера как объект исследования  представляет

собой сложное, комплексное, многоаспектное явление, и для наиболее полного, адекватного ее изучения  необходимо опираться на перечисленные принципы, правила и  требования  к осуществлению исследования карьеры вообще, учитывая при этом особенности карьеры менеджера в частности.[7]

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Влияние карьеры на личностный рост профессионала.

   

               §1. Личностный рост: сущность и содержание.

Личность формируется  на основе врожденных биологических  предпосылок и приобретенного в  процессе жизни социального опыта, а также активной предметной деятельности. Личность относительно устойчива, но, одновременно, она изменяется в результате адаптации к постоянно меняющейся среде.

Поскольку и биологические  предпосылки, и индивидуальный опыт неповторимы, каждая личность также  индивидуальна и неповторима. Она  имеет уникальную структуру, в которой объединяются все психологические свойства данного человека. Однако имеются и общие закономерности, позволяющие исследовать, понимать и частично изменять личность.

В структуре личности можно выделить три составляющие, содержание которых свидетельствует о ее зрелости:

1) Познавательная составляющая  — включает представления человека  о себе, других и мире; зрелая  здоровая личность отличается  тем, что:

  • оценивает себя как активного субъекта жизнедеятельности, совершающего свободные выборы и несущего за них ответственность;
  • воспринимает других людей как уникальных и равноправных участников процесса жизнедеятельности;
  • воспринимает мир как постоянно изменяющееся, а потому всегда новое и интересное пространство для реализации своих возможностей.

2) Эмоциональная составляющая  зрелой здоровой личности включает:

  • способность доверять своим ощущениям и рассматривать их как основу для выбора поведения, т. е. уверенность в том, что мир действительно таков, каким представляется и сам человек способен принимать и осуществлять правильные решения;
  • принятие себя и других, искренний интерес к другим людям;
  • заинтересованность в восприятии мира, прежде всего — его позитивных сторон;
  • способность переживать сильные положительные и отрицательные эмоции, соответствующие реальной ситуации.

3) Поведенческая составляющая  состоит из действий по отношению  к себе, другим людям и миру. У зрелой здоровой личности:

  • действия направлены на самопознание, саморазвитие, самореализацию;
  • по отношению к другим поведение основано на доброжелательности и уважении их личности;
  • по отношению к миру поведение направлено на преумножение, а иногда и восстановление его ресурсов за счет своей творческой деятельности в процессе самореализации и бережное обращение с уже имеющимися.

В строении личности можно выделить четыре уровня:

  1. Низший уровень составляет биологическая основа, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства нервной системы и темперамент. Этот уровень почти не поддается сознательной саморегуляции и тренировке.
  2. Следующий уровень организации личности включает индивидуальные особенности психологических процессов человека, т. е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, эмоций, способностей. Этот уровень зависит как от врожденных факторов, так и от индивидуального опыта, от тренировки, развития, совершенствования этих качеств.
  3. Третий уровень личности составляет ее индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Они имеют социальный характер, формируются в процессе общения, совместной деятельности, обучения и, соответственно, могут быть изменены с помощью целенаправленной тренировки.
  4. Высший уровень личности, внутренний стержень, составляют ее ценностные ориентации. Самое простое определение ценностных ориентации — идеальные представления о хорошем. В более общем смысле ценностные ориентации — это основания для субъективной (внутренней, своей собственной) оценки действительности, способ разделения объектов по субъективной значимости. Всякая вещь или явление приобретают личностный смысл постольку, поскольку соответствуют или не соответствуют потребностям и ценностям конкретного человека.

Информация о работе Карьера и личностный рост