Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 11:34, курсовая работа
Постоянный успех сопутствует компаниям, способным быстро меняться. Стремительно изменяется рынок, потребители, конкуренты, и тот, кто стоит на месте - неизбежно отстает. Динамика современного рынка требует от бизнеса получения высоких результатов в сжатые сроки, эффективных инноваций, профессионально разработанных и внедренных изменений.
Содержание
Введение.....................................3
1. Консультирование. Основные понятия.........................4
1. 1. Деловые услуги................................4
1. 2. Консультирование. Консультационные услуги................5
1. 3. Профессиональные консультанты.....................10
2. Выбор консультационной фирмы..........................11
2. 1. Причины обращения к консультантам....................11
2. 2. Критерии профессионализма консультанта..................13
2. 3. Поиск консультанта...........................15
3. Организация совместной работы клиентной организации и консультационной
фирмы. Оценка результатов................................19
3. 1. Контракт. Организация отношений между клиентом и консультантом.....19
3. 2. Модели и методы консультирования...................23
3. 3. Управление консультационным проектом...................26
3. 4. Результативность и эффективность консультирования.............30
Заключение..............................................33
Список используемой литературы .........................34
Приложение....................................35
своей деятельности менеджер по контактам с клиентами должен выступать скорее с
позиций интересов не консультантов, а клиентов. Это позволяет ему построить
клиентно-ориентированный консалтинг, который является, по современным понятиям,
наиболее эффективным
В процедуре отбора можно выделить 3 стадии:
1) Предварительный отбор. На стадии предварительного отбора (лонг-листинг)
клиент составляет список всех консультационных фирм профиля, соответствующего
проблеме, к решению которой он хочет привлечь консультантов.
Источниками информации здесь могут служить: списки членов национальных
ассоциаций консультантов, рекламные объявления, статьи в прессе, справочники
(«РАУ-пресс», «Золотые страницы», Европейский справочник-указатель
консультантов, в который включены и российские консалтинговые фирмы),
рейтинги консультационных компаний,
различные конференции и
рекомендации коллег и партнеров.
В случае, когда клиент сам не определил своих ключевых проблем, в такой
список должны быть прежде всего включены консультанты-универсалы (их также
называют дженералистами).
2) Составление окончательного
предварительного списка формируется окончательный (10-12 консалтинговых фирм
для крупных проектов, 5-6 - для средних и 2-3 - для мелких). Выбор
осуществляется в зависимости от профессионального уровня работающего в данных
фирмах персонала, выполненных ранее консалтинговых проектов, предыдущих
клиентов и т.д. Немаловажное влияние оказывает местоположение
(предпочтительнее фирмы,
3) Окончательный выбор.
(содержательная часть
(обоснование стоимости
Обычно данная стадия осуществляется в форме закрытого тендера. Запросы на
подачу предложений по осуществлению
консалтингового проекта
ограниченному числу фирм, попавшим в окончательный список. Содержание этих
предложений и ход переговоров
по ним позволяют клиенту
определить, кто из консультантов в наибольшей степени подходит ему.
Эксперимент может быть очень эффективным методом выбора. Консультант,
отобранный с помощью интервью, приглашается для выполнения разовой работы
(например, экспресс-диагностика). Он
вырабатывает первоначальную
проблемах, которая впоследствии выносится на рассмотрение руководителем. Если
качество выполнения работы и возможность сотрудничества будут оценены
положительно, данного консультанта можно пригласить для выполнения всего
проекта.
К плюсам данного метода можно, несомненно, отнести его дешевизну и
возможность для консультанта определить объем и сложность задачи заранее, до
получения основного заказа. Да и при неудачном выборе консультанта для
предприятия негативные последствия минимальны, так как вмешаться в
деятельность компании консультант еще не успел.
Среди компаний, работающих на российском рынке можно выделить:
Квазиконсультационные компании – не имеют постоянного штата консультантов и
либо являются чисто фиктивным юридическим образованием (расчетный счет для
«сбрасывания» денег), либо имеют совершенно отличный от консалтинга профиль
деятельности.
Мелкие российские консалтинговые фирмы (численность персонала от 3 до 20
человек). Среди них изредка попадаются фирмы, весьма квалифицированно
делающие свою работу, укомплектованные высокопрофессиональными специалистами
и проявляющие ответственность к договорным отношениям с клиентом.
Преимущество заключается в том, что накладные расходы таких фирм невелики -
большая часть издержек состоит из расходов на оплату труда. Недостаток –
маленькие возможности в плане сбора информации для выполнения договоров
(например, маркетинговых данных),
выездов на места, спектра
договоров и широты их охвата (вследствие отсутствия узкопрофильных
специалистов);
Средние и крупные российские консалтинговые фирмы (штат работающих от 20 до
200 человек). Несмотря на то что расценки договоров здесь существенно выше,
нежели в мелких консультационных фирмах, вследствие значительной доли
накладных расходов, эти фирмы в состоянии удовлетворять более широкие
запросы клиентов: работать по широкому спектру направлений, привлекая
узкопрофильных специалистов, осуществлять широкомасштабный сбор информации
для выполнения договоров, при необходимости ускорять срок выполнения работ,
привлекая дополнительные ресурсы, работать с органами исполнительной власти.
Иностранные консалтинговые фирмы. Среди иностранных консалтинговых фирм,
работающих на российском рынке, можно выделить аудиторские фирмы «большой
пятерки», имеющие консалтинговые подразделения (Arthur Andersen,
PriceWaterhouseCoopers, Deloitte&Touche, Ernst&Young, KPMG).
Иностранные фирмы, действующие на российском рынке, имеют два основных
преимущества:
1. наличие «торговой
марки», устраивающей западных
Анализ деятельности различных групп консультационных компаний на российском
рынке с точки зрения эффективности для клиентов в настоящее время можно
представить в виде таблицы 2[6], которая
построена на основе четырехбалльной оценки:
4 - «высокая эффективность»,
3 - «средняя эффективность»,
2 - «слабая эффективность»,
1 - «неудовлетворительная
0 - «отсутствие эффективности».
Таблица 2. Эффективность работы для
клиента различных групп
Виды консалтинговых компаний |
Качество работ |
Дешевизна услуг |
Спектр предлагаемых услуг |
Оперативность рассмотрения просьб клиента |
Торговая марка |
Квазиконсультационные компании |
0 |
4 |
4 |
4 |
0 |
Мелкие российские компании |
3 |
4 |
2 |
4 |
1 |
Средние и крупные российские компании |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Иностранные компании |
2 |
1 |
4 |
1 |
4 |
Общий балл в таблице 2 - величина достаточно условная. Так, например,
«нулевой балл» за качество выполняемых работ обесценивает все остальные
параметры деятельности квазиконсультационных фирм. Тем не менее таблица в
общем представляет сравнительный рейтинг фирм на рынке консультационных
услуг: крупные отечественные фирмы являются наиболее «сбалансированными» и
эффективными для клиентов; на втором месте мелкие отечественные фирмы.
3. Организация совместной работы клиентной организации и консультационной
фирмы. Оценка результатов.
3. 1. Контракт. Организация отношений между клиентом и консультантом.
Юридическая, формальная сторона контрактов на консалтинговые услуги не
отличается существенно от любого другого контракта.
Контракт на консультационные услуги — волеизъявление сторон по поводу
осуществления консультационного процесса, не предполагающее объединения
договаривающихся сторон в какую-либо организационно-правовую форму, форма
закрепления партнерских связей.
Договор на консультационные услуги — это компромисс сторон, закрепление
обязательств, которые берет на себя каждая из них для получения того эффекта,
который лежит в основе сделки[7]
.
В мировой практике используются две формы фиксирования партнерских отношений
между клиентами и консультантами: устный договор и письменный контракт.
Письменная форма контракта является основой для рассмотрения возникающих
претензий.
Письменная форма контракта определяет все основные аспекты взаимоотношений
между клиентной и консультационной организациями в связи с выполнением
консультационного проекта.
Наиболее приемлемой для консалтинговых проектов формой является договор на
оказание возмездных услуг. В таком типе договора обязательно должны быть
отражены обязательства
ему клиент для выполнения этих обязательств (информация и возможности для ее
сбора, оборудование, помещения и т.д.).
В настоящее время содержание договоров, в том числе и консалтинговых,
является частным делом
договором, не будут нарушать законодательства государства). При составлении
контракта консультант и клиент должны стремиться к достижению взаимопонимания
по вопросам организации их взаимодействия и взаимных обязательств сторон.
Некоторые виды договоров:
Одной из разновидностей письменного контракта является договор на
абонементное обслуживание (закрепляет долговременные клиент-консультантские
отношения). Консультанты дают рекомендации по возникающим в период действия
абонемента проблемам или по заранее определенному кругу вопросов. Данная
форма выгодна как клиенту, так и консультанту. Первый получает помощь в
решении проблем, указанных в договоре, последним же обеспечивается стабильная
загруженность на время действия договора. При таком способе организации
работы консультант является постоянным членом группы руководителей высшего
звена. Тема и цели работы формируются в соответствии с существующим на
предприятии положением.
Договор по диагностике. Цель данного соглашения – разъяснение проблем
клиента, причин их появления и тенденций развития в течение длительного
времени. В случае необходимости даются индивидуальные консультации.
Договор по развитию организации. Предполагает проведение диагностики и
разработку долгосрочной стратегии развития организации или внесение изменений
в существующую стратегию. Консультации получают руководители высшего звена и
ключевых подразделений.
Договор на разовую консультацию. Консультант отвечает на конкретный вопрос
руководителя.
Независимо от вида контракта, он должен состоять из 3 разделов: 1. Преамбула
или введение, 2. Основная часть, 3.Заключительная часть. В любом контракте на
консалтинговый проект оговариваются несколько ключевых моментов: а) что будет
делать консультант, б) как он это будет делать, в) когда он будет это делать,
г) что должен предоставить клиент для успешной работы консультанта в
клиентной организации, д) цена.
Обычно за основу описания проекта берется то предложение, которое подает
отобранный консультант. Затем оно дорабатывается в процессе переговоров с
клиентом.
Говоря об организации отношений между клиентом и консультантом, необходимо
рассмотреть набор общепринятых и
разделяемых всеми
определяющих их поведение как профессиональное:
1. Независимость и объективность по отношению к клиенту.
Консультант не имеет права одновременно обслуживать конкурирующие фирмы.
2. Конфиденциальность
полученной от клиента
Информация не может быть раскрыта кому-либо или использована консультантами в
собственных интересах без разрешения клиента.
3. Установление и
согласование с клиентом
работы.
Очень важно, чтобы нанимаемый консультант руководствовался данными принципами
в своей деятельности, в противном случае можно получить недобросовестного
работника и низкое качество предоставляемых услуг.
В качестве примера, выдержки из Кодекса профессиональной этики члена
Национальной Гильдии
Принцип 1. Соответствие требованиям клиентов.
Консультант должен всегда уделять первоочередное внимание удовлетворению
требований и интересов
такой работы, которая соответствует его квалификации и которой клиент мог бы
быть удовлетворен ... Консультант будет держать всю имеющуюся у него
информацию о состоянии дел клиентов в строгой конфиденциальности ...
гарантирует, что советы . будут реалистичными, осуществимыми и ясными для
клиента.
Принцип 2. Честность, независимость, объективность.
Консультант должен избегать любого действия или ситуации, не совместимых с
его профессиональными
никакие краткосрочные выгоды в
ущерб долгосрочному
уведомив клиента о возможных последствиях.
Принцип 3. Ответственность перед профессией и Национальной Гильдией
Профессиональных
Поведение консультанта всегда должно быть максимально направлено на
укрепление репутации и
Информация о работе Кафедра управленческого консультирования