Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 10:23, контрольная работа
Таким образом, качество продукции по своей сущности является объектом неустойчивым, стремящимся отклониться от заданного уровня, заданных параметров и, следовательно, полностью отвечает первым двум условиям общей теории управления и поэтому может служить объектом управления. Последние два условия относятся к организации-поставщику продукции, в рамках которой должна быть сформирована система, комплексно решающая вопросы своевременного обнаружения несоответствий (3-е условие) и наличия эффективных средств корректирования и предупреждения несоответствий. В основе этой системы лежит система сбора, регистрации, анализа и обобщения данных о качестве.
На рисунке 1 представлена иерархическая модель развития систем менеджмента качества.
Принято считать, что
в нашей стране системный подход
к улучшению качества промышленной продукции применяется
с 1955 г., когда на передовых предприятиях
Саратовской области были разработаны
и внедрены мероприятия по обеспечению
качества, получившие в дальнейшем название
Саратовской системы бездефектного изготовления
продукции и сдачи её ОТК с первого предъявления
(БИП). Система включала ряд взаимоувязанных
организационных, экономических, социальных,
правовых, в меньшей степени технологических
мероприятий,
СССР За рубежом
|
|
МС ИСО семейства 9000 |
QS 9000, |
Системы обеспечения конкурентоспособности «Бизнес – процесс – реинжиниринг» (BPR) |
Рис. 1 Иерархия систем управления качеством по комплексности охвата
обеспечивающих условия для изготовления бездефектной продукции в соответствии с требованиями НТД на нее.
Организационно система реструктуризировала службу ОТК. ОТК получил статус подразделения, имеющего серьезные полномочия, и подчиняющегося непосредственно руководству предприятием.
Система основывалась на количественной оценке качества работы, которая определялась как процент сдачи продукции с первого предъявления за установленный промежуток времени (смена, неделя, месяц).
Процент сдачи изделия с первого предъявления позволял оценить конкретный вклад каждого рабочего, структурного производственного подразделения в дело обеспечения качества продукции при ее изготовлении и на этой основе определить меру морального и материального поощрения. В зависимости от полученного значения определяется размер премии, причем верхняя граница премии фиксирована.
В системе было предусмотрено постоянное совершенствование производственных процессов, обеспечение соблюдения технологической дисциплины и ритмичности работы, повышение квалификации производственных исполнителей, применение методов и форм контроля качества продукции.
Однако саратовская система при всех достоинствах, а они проявились довольно ярко и быстро, имела и ряд недостатков. Система охватывала только производственный этап жизненного цикла, не затрагивая проектирование, реализацию и эксплуатацию, вспомогательные функции. Относительно ограничены были механизмы управления в рамках системы. Тем не менее, система БИП явилась началом комплексного подхода и организации работ по повышению качества продукции. Принципы этой системы нашли применение на многих промышленных предприятиях.
МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ В САРАТОВСКОЙ СИСТЕМЕ
Развитием системы БИП явилась «система бездефектного труда» - СБТ, известная под названием львовского варианта саратовской системы. Основным показателем качества – «бездефектной работы» был принят коэффициент качества труда К к.т, который предназначен для определения меры морального и материального стимулирования:
Кк.т. = К0 - S Кic
К0 – коэффициент, принятый за норму качества данной категории работников (обычно равен единице); Кic – коэффициент снижения качества труда.
При наличии ошибок у работников или структурных подразделений базовую оценку качества труда К0 снижают в соответствии с разработанной для каждого конкретного случая шкалой Кic.
Очевидным недостатком такого подхода является фискальный характер системы. Данный подход через некоторое время был скорректирован, в частности коэффициент качества труда стал рассчитываться по более разумной формуле, когда учитывают не только не только промахи и ошибки, но и достижения, инициатива, отношение к делу:
Кк.т. =К0 - S Кic + S Кjn
Кjn – коэффициент «повышения качества» труда.
Система СБТ и ее производные позволяли в отличие от системы БИП оценивать качество труда не только производственных работников, но и работников всех служб и отделов предприятия, а также качество работы соответствующих подразделений и предприятий в целом. К сожалению квалиметрический подход к оценке качества труда очень быстро был дискредитирован политической системой и использован в качестве основы «социалистического соревнования». Причем к показателям Кjn относились такие, как участие в политинформациях, пение в заводском хоре, членство в обществе трезвости и т.п. Система СБТ в дальнейшем, вплоть до 80-ых годов, использовалась как составная часть более сложных комплексных систем управления качеством. Система СБТ и сегодня может служить методической основой системы мотивации персонала в рамках современной системы качества.
МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ В СБТ
(СБТ)
моральное материального и морального расчет коэффи-
В конце 50-х—начале 60-х годов на предприятиях Горьковской области была разработана система КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий). В рамках системы, нацеленной на предприятия автомобильной промышленности (ПО ГАЗ), был разработан комплекс мероприятий, обеспечивающих разработку и производство качественной продукции, начиная с первых промышленных образцов без традиционной отладки изделия и техпроцесса.
Цель системы - создание условий, обеспечивающих высокий уровень конструкторской и технологической подготовки производства и получения в сжатые строки требуемого качества продукции с первых промышленных образцов.
Система КАНАРСПИ предусматривала:
- совершенствование
- организацию работ по
- участие изготовителей и
- развитие стандартизации и
повышение унификации
- использование прогрессивных технологических процессов;
- организацию технологического контроля при конструкторской разработке, создание опытного и серийного образцов в процессе производства изделий;
- разработка и внедрение в
жизненный цикл эффективных
- обеспечение технического
В рамках системы задействован и потребитель, в частности политика системы предполагает разработку подробных инструкций и положений для правильной эксплуатации изделия.
Значительно позже будет доказано западными специалистами, что львиная доля «качества» закладывается именно на начальных этапах жизненного цикла продукции: маркетинга и проектирования. По мнению одного из основоположников теории менеджмента качества Д. Джурана более 80% дефектов «закладываются» на этапе проектирования и разработки, а также, что дефекты дешевле предотвратить, нежели потом исправлять.
Основная задача системы КАНАРСПИ
– выявление на этапе проектирования
изделий максимального
-построение и неукоснительное
выдерживание жесткой
-создание системы
испытательных центров,
-тщательная разработка сопроводительных документов (инструкции по эксплуатации и т. п.).
Эти работы выполнялись комплексными бригадами, включающими конструкторов, технологов, эксплуатационников и рабочих. Изделия, прошедшие конструкторско-технологическую отработку по полной программе, имели, как правило, вдвое меньше конструктивных дефектов, чем изделия, не прошедшие ее. На этапе производства система КАНАРСПИ предполагала использование принципов системы БИП и СБТ. По своему КАНАРСПИ – это мощный прорыв в методологии системного подхода к управлению качеством.
В конце 60-ых годов на Ярославском моторном заводе, а затем и во всем объединений “Автодизель” была разработана и внедрена система НОРМ (научная организация работ по увеличению моторесурса).
Эта система отличается, прежде всего, тем, что впервые за ключевой критерий качества принят технический параметр продукции, а не уровень брака. В данном случае важнейший показатель качества двигателя – моторесурс, т. е. наработка в часах до первого капитального ремонта.
МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ В СИСТЕМЕ КАНАРСПИ
Требования к качеству
первых промышленных
образцов
Выработка Анализ
Оказание
и принятие
причин
воздействия решения несоответствия соответствия
Достигнутое качество
первых промышленных
образцов
Доработка конструкций
Лабораторные испытания
деталей, узлов и изделий
в целом
Разработка совершенной
технологии
Испытания разрабатываемых Испытания дорабатываемых