Качество как объект менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 10:23, контрольная работа

Краткое описание

Таким образом, качество продукции по своей сущности является объектом неустойчивым, стремящимся отклониться от заданного уровня, заданных параметров и, следовательно, полностью отвечает первым двум условиям общей теории управления и поэтому может служить объектом управления. Последние два условия относятся к организации-поставщику продукции, в рамках которой должна быть сформирована система, комплексно решающая вопросы своевременного обнаружения несоответствий (3-е условие) и наличия эффективных средств корректирования и предупреждения несоответствий. В основе этой системы лежит система сбора, регистрации, анализа и обобщения данных о качестве.

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции по управлению качеством.doc

— 515.50 Кб (Скачать файл)

На рисунке 1 представлена иерархическая модель развития систем менеджмента качества.

Принято считать, что  в нашей стране системный подход к улучшению качества промышленной продукции применяется с 1955 г., когда на передовых предприятиях Саратовской области были разработаны и внедрены мероприятия по обеспечению качества, получившие в дальнейшем название Саратовской системы бездефектного изготовления продукции и сдачи её ОТК с первого предъявления (БИП). Система включала ряд взаимоувязанных организационных, экономических, социальных, правовых, в меньшей степени технологических мероприятий,  

 

 

СССР        За рубежом

 

 

   

 

 

МС ИСО семейства 9000


 

 

QS 9000,


 

Системы обеспечения  конкурентоспособности

«Бизнес –  процесс – реинжиниринг» (BPR)


 

Рис. 1 Иерархия систем управления качеством по комплексности охвата

 

обеспечивающих условия  для изготовления бездефектной продукции  в соответствии с требованиями НТД на нее.

Организационно система реструктуризировала службу ОТК. ОТК получил статус подразделения, имеющего серьезные полномочия, и подчиняющегося непосредственно руководству предприятием.

Система основывалась на количественной оценке качества работы, которая определялась как процент сдачи продукции с первого предъявления за установленный промежуток времени (смена, неделя, месяц).

Процент сдачи изделия  с первого предъявления позволял оценить конкретный вклад каждого  рабочего, структурного производственного  подразделения в дело обеспечения качества продукции при ее изготовлении и на этой основе определить меру морального и материального поощрения. В зависимости от полученного значения определяется размер премии, причем верхняя граница премии фиксирована.

В системе было предусмотрено  постоянное совершенствование производственных процессов, обеспечение соблюдения технологической дисциплины и ритмичности работы, повышение квалификации производственных исполнителей, применение методов и форм контроля качества продукции.

Однако саратовская  система при всех достоинствах, а они проявились довольно ярко и быстро, имела и ряд недостатков. Система охватывала только производственный этап жизненного цикла, не затрагивая проектирование, реализацию и эксплуатацию, вспомогательные функции. Относительно ограничены были механизмы управления в рамках системы. Тем не менее, система БИП явилась началом комплексного подхода и организации работ по повышению качества продукции. Принципы этой системы нашли применение на многих промышленных предприятиях.

 

 

 

 

 

 

МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ В САРАТОВСКОЙ СИСТЕМЕ

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 

 

Развитием системы БИП  явилась «система бездефектного  труда» - СБТ, известная под названием львовского варианта саратовской системы. Основным показателем качества – «бездефектной работы» был принят коэффициент качества труда К к.т, который предназначен для определения меры морального и материального стимулирования:

Кк.т. = К0 - S Кic

К0 – коэффициент, принятый за норму качества данной категории работников (обычно равен единице); Кic – коэффициент снижения качества труда.

При наличии ошибок у  работников или структурных подразделений  базовую оценку качества труда К0 снижают в соответствии с разработанной для каждого конкретного случая шкалой Кic.

Очевидным недостатком  такого подхода является фискальный характер системы. Данный подход через некоторое время был скорректирован, в частности коэффициент качества труда стал рассчитываться по более разумной формуле, когда учитывают не только не только промахи и ошибки, но и достижения, инициатива, отношение к делу:

Кк.т. 0 - S Кic + S Кjn

Кjn – коэффициент «повышения качества» труда.

Система СБТ и ее производные  позволяли в отличие от системы  БИП оценивать качество труда не только производственных работников, но и работников всех служб и отделов предприятия, а также качество работы соответствующих подразделений и предприятий в целом. К сожалению квалиметрический подход к оценке качества труда очень быстро был дискредитирован политической системой и использован в качестве основы «социалистического соревнования». Причем к показателям Кjn относились такие, как участие в политинформациях, пение в заводском хоре, членство в обществе трезвости и т.п. Система СБТ в дальнейшем, вплоть до 80-ых годов, использовалась как составная часть более сложных комплексных систем управления качеством. Система СБТ и сегодня может служить методической основой системы мотивации персонала в рамках современной системы качества.

 

 

 

МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ В СБТ

             


 

 

 

                           (СБТ)                                                                                                                                                                          (СБТ)

 

                                                                                                                                                              Комплекс критериев

                                                                                                                                                              для оценки качества

                                                                                                                                                              труда

 

 

 

 

                                                                                                                                                                   Контроль                                 Принятые

                                                                                                                                                                   соответствия             Да          результаты

                                                                                                                                                                                                                     труда

                                                                                                                                                                               Нет

                                                                                                                           Возврат результатов

                                                                                                                           труда исполнителю

 

 

                                                   Материальное и                 Установление размеров                             Учет возвратов и

                                                   моральное                           материального и морального                    расчет коэффи-

                                                   стимулирование                 стимулирования                                         циента качества

                                                   (воздействие)                      (принятие решения)                                   труда

 

 

В конце 50-х—начале 60-х  годов на предприятиях Горьковской  области была разработана система КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий). В рамках системы, нацеленной на предприятия автомобильной промышленности (ПО ГАЗ), был разработан комплекс мероприятий, обеспечивающих разработку и производство качественной продукции, начиная с первых промышленных образцов без традиционной отладки изделия и техпроцесса.

Цель системы - создание условий, обеспечивающих высокий уровень конструкторской и технологической подготовки производства и получения в сжатые строки требуемого качества продукции с первых промышленных образцов.

Система КАНАРСПИ предусматривала:

- совершенствование конструкторских  изделий в период конструкторской  разработки и технологической подготовки производства;

- организацию работ по получению  достоверной оперативной информации  о качестве выпускаемой продукции;

- участие изготовителей и эксплуатирующих  организаций в отработке конструкции изделий применительно к условиям производства и эксплуатации;

- развитие стандартизации и  повышение унификации продукции;

- использование прогрессивных технологических процессов;

- организацию технологического  контроля при конструкторской  разработке, создание опытного и  серийного образцов в процессе производства изделий;

- разработка и внедрение в  жизненный цикл эффективных методов  контроля и испытаний;

- обеспечение технического контроля  при эксплуатации изделий.

В рамках системы задействован и  потребитель, в частности политика системы предполагает разработку подробных  инструкций и положений для правильной эксплуатации изделия.

Значительно позже будет доказано западными специалистами, что львиная доля «качества» закладывается именно на начальных этапах жизненного цикла продукции: маркетинга и проектирования. По мнению одного из основоположников теории менеджмента качества Д. Джурана более 80% дефектов «закладываются» на этапе проектирования и разработки, а также, что дефекты дешевле предотвратить, нежели потом исправлять.

Основная задача системы КАНАРСПИ – выявление на этапе проектирования изделий максимального количества причин возможных отказов и их устранение в до производственный период. Решение этой задачи осуществлялось путем:

-построение и неукоснительное  выдерживание жесткой многоцикловой  последовательности этапов проектирования и разработки, в частности анализа, проверки и утверждения проекта на различных его этапах (прототип ЕСКД);

-создание системы  испытательных центров, обслуживающих  проектирование и разработку, стимулирование  разработки альтернативных, в том  числе и новых конструкций, процессов, методов, повышение коэффициента унификации;

-тщательная разработка  сопроводительных документов (инструкции  по эксплуатации и т. п.).

Эти работы выполнялись  комплексными бригадами, включающими  конструкторов, технологов, эксплуатационников и рабочих. Изделия, прошедшие конструкторско-технологическую отработку по полной программе, имели, как правило, вдвое меньше конструктивных дефектов, чем изделия, не прошедшие ее. На этапе производства система КАНАРСПИ предполагала использование принципов системы БИП и СБТ. По своему КАНАРСПИ – это мощный прорыв в методологии системного подхода к управлению качеством.

В конце 60-ых годов на Ярославском моторном заводе, а затем  и во всем объединений “Автодизель” была разработана и внедрена система НОРМ (научная организация работ по увеличению моторесурса).

Эта система отличается, прежде всего, тем, что впервые за ключевой критерий качества принят технический параметр продукции, а не уровень брака. В данном случае важнейший показатель качества двигателя – моторесурс, т. е. наработка в часах до первого капитального ремонта.

 

МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ В СИСТЕМЕ  КАНАРСПИ


Требования к качеству


первых промышленных

              образцов

                                       Выработка                       Анализ

                    Оказание                     и принятие                       причин                           Контроль


воздействия                 решения                            несоответствия            соответствия


Достигнутое качество

первых промышленных


             образцов


 


 


Доработка конструкций                           Доработка конструкций


                                                                         и технологий


Лабораторные испытания

деталей, узлов и изделий


              в целом

                                                                     Лабораторные испытания


Разработка совершенной                        деталей, узлов и изделий


              технологии                                   в целом

 

Испытания разрабатываемых              Испытания дорабатываемых

Информация о работе Качество как объект менеджмента