Классификация предприятий общественного питания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 20:59, курсовая работа

Краткое описание

Общественное питание играет все возрастающую роль в жизни современного общества. Это обеспечивается, прежде всего, изменением технологий переработки продуктов питания, развитием коммуникаций, средств доставки продукции и сырья, интенсификацией многих производственных процессов. По международным документам термин "общественное питание" характеризуется такими различными определениями, как "методы приготовления большого количества пиши, выполняемые без предварительной договоренности с потребителем", или как любые "виды питания, организованного вне дома".

Содержание

Введение
Гл. I Понятие и функции предприятий общественного питания
§ 1 По характеру производства
§ 2 По ассортименту выпускаемой продукции
§ 3 По уровню и контингенту обслуживания
§ 4 По времени и месту функционирования
Гл. II Типы предприятий общественного питания и их характерные особенности
§ 1 Ресторан
§ 2 Бар
§ 3 Столовая
§ 4 Кафе
§ 5 Закусочная
§ 6 Другие предприятия общественного питания
Гл. III Тенденции развития предприятий общественного питания в Самаре

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 122.50 Кб (Скачать файл)

 

В общественном питании существуют различные формы самообслуживания:

 

- с предварительной оплатой;

 

- с последующей оплатой;

 

- с непосредственной оплатой;

 

-с оплатой после приёма пищи (системой саморасчёта).

 

При самообслуживании с предварительной  оплатой вначале проводится выбор  холодных блюд и закусок и оплата их и горячих блюд буфетчику, а  затем получение горячих блюд в окошке раздачи. При самообслуживании с последующей оплатой в обеденном зале устанавливается линия раздачи, продвигаясь по которой с подносом, потребитель производит выбор холодных и горячих блюд. В конце линии установлена касса.

 

Самообслуживание с оплатой  после приёма пищи предполагает разделение функций пробивания чека и приёма денег, и использование для расчёта двух человек: в конце линии раздачи потребителю выдаётся чек, а после приёма пищи и выхода из зала на основании чека производится оплата.

 

Форма самообслуживания должна соответствовать типу и мощности объекта, специфике обслуживаемых контингентов потребителей. По оценкам специалистов, пропускная способность раздаточных в минуту при самообслуживании с предварительной оплатой со свободным выбором блюд составляет 1,9 чел., при реализации комплексных обедов – 2,5 чел., при самообслуживании с последующей оплатой со свободным выбором блюд – 2,4 чел., при реализации комплексных обедов – 3,5 чел.

 

Наиболее широко распространена разновидность  самообслуживание с последующей оплатой.

 

Обслуживание официантами производится в ресторанах, кафе, закусочных первой, высшей категории и категории  люкс. Как правило, за каждым официантом закрепляется определённое число столиков, и он полностью обслуживает потребителей. В отдельных случаях используется бригадный метод обслуживания официантами, когда встречу посетителей, приём заказов, подачу блюд на стол, расчёт производит наиболее квалифицированный член бригады, а остальные члены бригады исполняют заказ, приносят блюда и напитки до подсобного столика, производят дополнительную сервировку, уборку использованной посуды. Такой метод позволяет ускорить подачу блюд и улучшить обслуживание.

 

В целях ускорения обслуживания потребителей и повышения его  уровня на предприятиях общественного  питания могут применяться в  качестве дополнения к основным методам  прогрессивные разновидности обслуживания:

 

- предварительная продажа чеков  на обеды и отдельные блюда;

 

- предварительная продажа абонементов  на питание на различное количество  дней по желанию потребителя;

 

- отпуск скомплектованных рационов  питания;

 

-отпуск обедов кредит.

 

Абонементы на получение питания  могут использоваться в организации  школьного, рабочего, лечебно-профилактического, диетического питания, спецпитания (например, молока по вредности производства). На предприятиях общественного питания могут широко применяться комбинированные формы обслуживания. Например, самообслуживание может сочетаться с предварительной реализацией чеков, абонементов.

 

 

§ 5. Закусочная

 

 

Закусочная – это объект общественного  питания с ограниченным ассортиментом  блюд несложного приготовления из определённого  вида сырья, предназначенный для  быстрого обслуживания потребителей промежуточным питанием. В основном все закусочные специализированные, относятся к предприятиям первой или второй категории, в них применяется самообслуживание, за исключением шашлычных. Где обслуживание производится официантами.

 

Можно выделить такие виды специализированных закусочных как бульбяная, шашлычная, котлетная, сосисочная, пельменная (вареничная), пирожковая, блинная, чайная, пиццерия, пышечная (пончиковая), чебуречная, бутербродная, рюмочная и др. Бульбяная специализируется на приготовлении блюд белорусской национальной кухне с использованием картофеля. К виду закусочных относится «бистро».

 

Особенности закусочных в том, что  они работают преимущественно на полуфабрикатах, имеют узкий ассортимент  и являются небольшими по размеру. В  них используется как обычная мебель, так и высокие столы для еды стоя. Если закусочной присвоена первая категория, то в меню включаются заказные и фирменные блюда. В закусочных может применяться разовая посуда

 

Кафе, столовые (независимо от системы  организации предоставления услуг), закусочные должны соответствовать требованиям, предусмотренным для этого типа предприятий, основными из которых являются следующие. В оформлении торгового зала этих типов предприятий (столовые, кафе, закусочные) должны использовать декоративные элементы, создающие единство стиля.

 

Для создания комфортных условий в  любое время года столовые должны быть снабжены системой вентиляции. Обеспечивающей допустимые параметры температуры  и влажности в торговых помещениях. Мебель, используемая в кафе, столовых и закусочных, должна быть стандартной, соответствовать интерьеру помещений. В отдельных видах закусочных может использоваться мебель облегчённых конструкций.

 

Столы в кафе должны иметь полиэфирное  покрытие, в столовых и закусочных – гигиеническое покрытие. В отдельных видах кафе допустимы кронштейны для приёма пищи стоя. Для порционирования блюд используется посуда и приборы из алюминия, нержавеющей стали, фаянса, сортовая стеклянная посуда без рисунка (для кафе) и из прессованного стекла (для столовых и закусочных). В столовых и закусочных допускается применение посуды разового пользования. На столах – бумажные салфетки.

 

Меню предприятия должно быть выполнено  на национальном (и) или русском языке, аккуратно оформлено.

 

Для кафе и закусочных, специализирующихся на приготовлении блюд из определённого вида сырья, обязательна реализация нескольких наименований этих блюд.

 

Кроме того, услуги общественного  питания могут оказываться через  другие структурные единицы.

 

§ 6 Другие предприятия общественного питания

 

 

Буфет – это структурное подразделение, предназначенное для реализации ограниченного ассортимента кулинарных изделий, кондитерских изделий, покупных товаров. Они могут функционировать  как самостоятельные объекты  питания либо при других объектах питания (ресторанах, столовых). В последнем случае категория буфета должна соответствовать категории того предприятия, при котором он расположен. Буфеты бывают первой, второй и третьей наценочной категории. Обслуживание в буфетах осуществляется буфетчиком. Допускается использование разовой посуды.

Кафетерий – объект общественного  питания, предназначенный для реализации с потреблением на месте ограниченного  ассортимента продукции, не требующей  сложного приготовления, покупных товаров.

 

Предприятие-автомат – предприятие, осуществляющее реализацию продукции определённого ассортимента через торговые автоматы.

 

Магазин (отдел) кулинарии – магазин (отдел) в системе общественного  питания, реализующий населению  кулинарные изделия, полуфабрикаты, мучные кондитерские и булочные изделия, покупные товары, также соления квашения. Магазины кулинарии размещаются на территории промышленных предприятий, в составе комплексных предприятий питания, ресторанов и столовых. Обычно проектируются на 2-4 рабочих места.

 

Комбинат общественного питания – это производственно-хозяйственный комплекс, состоящий комплекс, состоящий из заготовочных и доготовочных объектов общественного питания с единым технологическим процессом приготовления продукции, а также магазинов кулинарии и вспомогательных служб. В его состав обычно входят столовая, ресторан или кафе, магазин кулинарии, бар, один или несколько цехов по выпуску полуфабрикатов, кондитерских изделий. Как правило, комбинаты питания являются головными объектами унитарных предприятий общественного питания в системе потребительской кооперации.

 

Кулинарный комбинат – это предприятие  заготовочное. Заготовочные объекты (цеха) общественного питания предназначены  для централизованного производства кулинарной продукции, хлебобулочных  и кондитерских изделий и снабжения ею доготовочных объектов, магазинов (отделов) кулинарии, розничной торговой сети. При кулинарных комбинатах обычно имеются кафетерии и магазины кулинарии.

 

Палатка – объект общественного  питания, осуществляющий продажу узкого ассортимента продукции собственного производства и покупных товаров, относящийся к стационарной торговой сети, расположенный в легкой постройке закрытого типа, имеющий два более рабочих мест, а также подсобное помещение и не имеющий торгового зала.

 

Павильон – объект общественного питания, осуществляющий продажу узкого ассортимента продукции собственного производства и покупных товаров, относящийся к стационарной торговой сети, расположенный в постоянной или временной постройке с торговым залом или без него и имеющий подсобные помещения.

 

Предприятия быстрого обслуживания (ПБО) – объект общественного питания, предназначенный для изготовления и реализации с организацией потребления  на месте блюд несложного приготовления  постоянного ассортимента с использованием полуфабрикатов промышленного или собственного производства, вырабатываемых заготовочными предприятиями. ПБО подразделяются на мобильные (функционирующие, как правило, на базе павильонов, палаток, торговых модулей с установленной мебелью ( столами, стульями) для обслуживания посетителей) и стационарные, постоянно действующие и сезонные.

 

Также существуют:

 

- рестораны самообслуживания, предлагающие  в дневное время полноценные  блюда и осуществляющие отпуск  продукции на дом;

 

- сочетание магазина и предприятия  питания (оборот магазина 40 -60%), имеются различные отделы по продаже мяса, рыбы, хлеба, фруктов и овощей;

 

- пивные бары в сочетании  с предприятиями питания. Пиво  производится под маркой данного  предприятия, на его долю приходится 40-60% общего товарооборота;

 

- предприятия быстрого питания,  рассчитанные на автомобилистов, открыты продолжительное время;

 

-предприятия по доставке на  дом пиццы и других продуктов,  заказанных по телефону.

 

Гл. III Тенденции развития предприятий  общественного питания в Самаре

 

 

Бурлит, меняется, растёт как на дрожжах  ресторанный бизнес в Самаре. Кипят  страсти, спрос близится к насыщению, и уже более ста ресторанов конкурируют между собой. Дело в  том, что сейчас тот период, когда  каждый стремится «занять свой стул», и места по сравнению с такими городами, как Москва, Санкт-Петербург, Париж, ещё есть. А значит, есть возможность открывать заведения абсолютно разного ценового уровня и разного уровня обслуживания. Главная задача предприятия общественного питания – найти свою целевую аудиторию и завладеть ею. Здесь и сейчас появляется огромное количество новых заведений, причём действительно стоящих и интересных, хотя акцент, к сожалению, сделан именно на концепции ресторана, которая способна привлечь внимание лишь первичного посетителя. И пока не все предприятия понимают, что гостя нужно не просто завоевать, но и заставить вернуться. А это достигается путём качества. Самое главное в заведении общественного питания – не стены и посуда (что конечно не мало важно), а улыбка персонала и качественная кухня.

 

Предприятия общественного питания  зависят от платежеспособности населения. К сожалению, та самарская «прослоечка», которая может позволить себе посещать рестораны «премиум-класса», очень тонка. В Самаре в рестораны, кафе, бары ходят люди, которые в принципе имеют культуру посещения таких мест. И если уж самарский гость пришёл, то перед ним надо настолько красиво прогнуться, настолько выложиться: и меню-то ему надо полистать, и цены должны приятно удивлять, и стоянка для машин должна быть удобной. Только тогда есть надежда, что он уйдёт довольный. То есть предложение соответствует спросу. Рестораны, бары, кафе должны быть тем местом, где отдыхает душа. Что бы они были не местом, где осуществляется продажи, а местом, где происходит духовное общение с гостем.

 

В советской Самаре поход в ресторан был рискованным аттракционом. Во времена всеобщего дефицита существовала такса за вход: швейцару надо было сунуть трёшку, метрдотелю – пятёрку, а  потом ещё и доплатить официанту  за свободный столик. После такой церемонии посетители, как правило. Забывали о здоровой пище и первым делом заказывали водку. А ресторанное меню тех времён было от Владивостока до Бреста одинаково, всех кормили блюдами, входившими в советский «Сборник рецептур». По четвергам – обязательно рыба. Неудивительно, что, когда на российский рынок пришёл «Макдоналдс», как глоток воздуха из параллельного западного мира.

 

К радости на данный момент в Самаре предоставлен широкий выбор предприятий  общественного питания. Который  включает в себя: fine–dining (рестораны высокой кухни), cаsual-dining (демократичные традиционные рестораны средней ценовой группы), quick service restaurants (qsr) (предприятия быстрого обслуживания), coffee-shop (кофейни), fast-food (уличные лотки).

 

В Самаре, как  и в других городах, заметен рост пивных ресторанов. На данный момент они востребованы, разнообразны: Ресторан Тинькофф, Пивной ресторан «Русская охота»,сеть пивных баров «BEER – лога», Немецкая пивная «Frau Muller», Чешский паб

 

«У Швейка», пивной ресторан «Чешский пивовар», ресторан «Rak HOUSE», пивной ресторан «BEERHOUSE», пивной ресторан «Bierhof»,Чешский пивной ресторан Platan, и многие другие. Для завоевания своих постоянных гостей владельцы ресторанов Самары и главные менеджеры стремятся придумать что-то необычное. Это и розыгрыш «живого» пива, специальные блюда к пиву из морепродуктов, рыбы, раков, другие предложения.

 

Очень радуют рестораны национальных кухонь. В  них настолько всё продумано, начиная от национального меню, до дизайна помещения и развлекательной программы. Не все могут позволить отдых в другой стране. Но поход в один из национальных ресторанов обеспечит незабываемый вечер ни только с блюдами и напитками данной страны, но также и с национальными песнями, танцами и обслуживающим персоналом в соответствующих одеждах. Это такие рестораны как: Восточный ресторан «Бухара», Мексиканский ресторан «La Cucaracha», Украинский ресторан «Хуторок», Грузинский ресторан «У Ханумы», Ресторан европейской кухни «Ле Сигнал», ресторан азиатской кухни «Го», ресторан турецкой кухни «Анталия», Итальянский ресторанчик « Пикколо», кухня Ирландии и Европы Irish pub «Shannon», украинский ресторан «Первакъ», многонациональный ресторан мировой кухни «Del Palich», Аргентинский ресторан «Мama Cita», восточный ресторан-лаунжбар «Маракеш».

Информация о работе Классификация предприятий общественного питания