Классификация стратегий в теории стратегического управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 20:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучение теоретических основ стратегического менеджмента, изучение различных видов стратегий и разработка стратегии развития для «Proffline».
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
исследовать теоретические основы стратегического менеджмента;
изучить классификацию стратегий в стратегическом менеджменте;
исследовать деятельность фирмы «Proffline».
реализовать выбор стратегии развития предприятия из ряда предложенных альтернативных решений и разработать необходимые рекомендации по реализации выбранной стратегии развития предприятия и стратегическому контролю.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 172.80 Кб (Скачать файл)

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Стратегическое управление представляет процесс, определяющий последовательность действий организации по разработке и реализации стратегии. Он включает постановку целей, выработку стратегии, определение необходимых ресурсов и поддержание взаимоотношений  с внешней средой, которые позволяют  организации добиваться поставленных задач.

Как правило, в большинстве  случаев, правильное стратегическое решение  может привести предприятие к  состоянию могущества. Стратегия  организации постоянно развивается. Не всегда удается продумать заранее  все до мелочей, и затем долгое время жить без изменений. Естественно, что процесс разработки стратегии  всегда чувствителен и часто непредсказуемый  характер конкуренции, многообещающие взлеты и падения цен, перестановки среди основных промышленных конкурентов, новое регулирование, снижение или  расширение торговых барьеров и бесконечное  число других событий могут способствовать устареванию стратегии.

Стратегия развития предприятия  в большинстве своем направлена на повышение конкурентоспособности  предприятия.

Одним из главных направлений  повышения конкурентоспособности  предприятия будет стратегическое управление. Так существует три основных понятия стратегического управления: потенциал предприятия, конкурентоспособность, стратегия, т.е. степень использования  потенциала, имеет непосредственную зависимость от стратегии предприятия, предопределяющую его конкурентоспособность. Ни одно предприятие не может достичь  превосходства над конкурентами по всем экономическим характеристикам  товара и средствам его продвижения  на рынке. Необходим выбор приоритетов  и выработка стратегии, в наибольшей степени соответствующей тенденциям развития рыночной ситуации и наилучшим  способом использующей сильные стороны  деятельности предприятия.

Все это обуславливает  актуальность выбранной темы и определяет объект, предмет, цель и задачи работы.

Цель работы – изучение теоретических основ стратегического  менеджмента, изучение различных видов  стратегий и разработка стратегии  развития для «Proffline».

Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:

  • исследовать теоретические основы стратегического менеджмента;
  • изучить классификацию стратегий в стратегическом менеджменте;
  • исследовать деятельность фирмы «Proffline».
  • реализовать выбор стратегии развития предприятия из ряда предложенных альтернативных решений и разработать необходимые рекомендации по реализации выбранной стратегии развития предприятия и стратегическому контролю.

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

1.1 Основные понятия и сущность стратегического управления

 

Стратегическое управление  –  это такое управление, которое  опирается на человеческий потенциал  как основу организации, ориентирует  производственную деятельность на запросы  потребителей, гибко реагирует и  проводит своевременные изменения  в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие  добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность  организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих  целей [2].

Объектами стратегического  управления являются организации, стратегические хозяйственные подразделения и  функциональные зоны организации. 
 Предметом стратегического управления являются:

  1. Проблемы, которые прямо связанны с генеральными целями организации.
  2. Проблемы и решения, связанные с каким-либо элементом организации, если этот элемент необходим для достижения целей, но в настоящее время отсутствует или имеется в недостаточном объеме.
  3. Проблемы, связанные с внешними факторами, которые являются неконтролируемыми.

Стержнем стратегического  управления выступает система стратегий, включающая ряд взаимосвязанных  конкретных предпринимательских, организационных  и трудовых стратегий [6].

Стратегия – это заранее  спланированная реакция организации  на изменение внешней среды, линия  ее поведения, выбранная для достижения желаемого результата.

Сущность стратегического  управления заключается в ответе на 3 важных вопроса (таблица 1):

 

1.

В каком положении предприятие  находится в настоящее время?

2.

В каком положении оно  хотело бы находиться через 3, 5, 10 месяцев?

3.

Каким способом достичь желаемого  результата?


 

 Таблица 1 – Важнейшие  вопросы стратегического управления.

 

Для решения первого вопроса  необходима информационная основа с  соответствующими данными для анализа  прошлых, настоящих и будущих  ситуаций.

Второй вопрос отражает такую  важную особенность для стратегического  управления, как его ориентация на будущее. Необходимо определить к чему стремиться, какие ставить цели.

Третий вопрос связан с  реализацией выбранной стратегии, в ходе которой может происходить  корректировка двух предыдущих этапов. Важнейшими составляющими данного  этапа являются имеющиеся или  доступные ресурсы, система управления, организационная структура и  персонал, который будет реализовывать  данную стратегию. 
 Таким образом, сущность стратегического управления состоит в формировании и реализации стратегии развития организации на основе непрерывного контроля и оценки происходящих изменений в ее деятельности с целью поддержания способности к выживанию и эффективному функционированию в условиях нестабильной внешней среды [12].

Процесс разработки стратегии  предприятия состоит из нескольких этапов (таблица 2). Это выработка согласованных позиций руководства предприятия и привлеченных консультантов по организации работы над стратегией.

 

Этап

Характеристика этапа

Используемые методы

Предварительный

Анализ личного потенциала руководства, его заинтересованности в разработке стратегии. Диагностика предприятия  по всем направлениям. Выбор согласованных  позиций руководства и привлеченных экспертов

Анкета директора. Анкетный опрос. Бизнес диагностика.

Выработка альтернативных стратегий

Формирование рабочих групп  для разработки различных вариантов  стратегии. Оценка стратегии экспертов.

Мозговой штурм. Проблемно-деловая  игра. Коллективная работа с экспертами.

Ранжирование альтернативных стратегий  и принятие решений

Ранжирование стратегических проблем. Выбор критерия. Разработка целевых  программ.

Экспертные методы. Сетевые методы. Интуиция руководителя.


 

Таблица 2 – Основные этапы и методы формирования стратегии предприятия.

 

На предварительном этапе  анализируется личный потенциал  руководителей предприятия и  их заинтересованность в разработке стратегии.

Затем проводится углубленная бизнес-диагностика деятельности предприятия по всем направлениям: производство, маркетинг и сбыт, финансы, управление персоналом. При этом могут быть использованы методы анкетного опроса.

Второй этап, включает формирование рабочих групп, которые будут  заниматься подготовкой стратегических альтернатив. Основная задача рабочих  групп состоит в формировании и оценке возможных стратегических альтернатив, обсуждении их с экспертами, в качестве которых выступают, как привлеченные специалисты, так и руководство предприятия. При работе над комплексной программой развития предприятия группы формируются по основным функциональным направлениям:

  • научно-техническое;
  • экономическое;
  • отношения с поставщиками и потребителями;
  • социальное;
  • экологическое.

На третьем этапе необходимо проранжировать сформированные стратегические альтернативы и определить критерии их выбора. На данном этапе особую важность приобретают наличие имеющихся на предприятии или в перспективе достаточных ресурсов.

Эти этапы, как правило, выполняются  специалистами различных функциональных подразделений и рассматриваются  с различных точек зрения:

  • экономико-финансовой и производственной эффективности;
  • рынка сбыта;
  • реализации возможностей коллектива;
  • социальной. 
     Стратегическое управление на предприятии выражается в следующих пяти функциях:
  1. Планирование стратегии.
  1. Организация выполнения стратегических планов.
  2. Координация действий по реализации стратегических задач.
  3. Мотивация на достижение стратегических результатов.
  4. Контроль за процессом выполнения стратегии.

Планирование стратегии  предполагает выполнение таких подфункций, как прогнозирование, разработка стратегии  и бюджетирование.  
Прогнозирование предшествует собственно составлению стратегических планов. Оно основывается на проведении анализа широкого круга внутренних и внешних факторов (условий) функционирования предприятия с целью предвидения возможности развития и оценки риска. Систематический прогноз позволяет выработать обоснованный подход к стратегии предприятия. В прогнозировании традиционно используются три измерения: время (как далеко вперед мы пытаемся заглянуть?), направление (каковы тенденции будущего?) и величина (насколько существенны будут перемены?) [4].

С учетом результатов проведенного анализа руководство предприятия  формулирует миссию (сферу бизнеса, глобальную цель), определяет перспективы  развития организации и разрабатывает  стратегию. Увязка стратегических целей  предприятия с результатами деятельности отдельных подразделений осуществляется посредством разработки необходимой  программы действий и составления  бюджета. Бюджетирование включает стоимостную  оценку программы и распределение  ресурсов. 
 Организация выполнения стратегических планов предполагает формирование будущего потенциала предприятия, согласование структуры и системы управления с выбранной стратегией развития, создание корпоративной культуры, поддерживающей стратегию. 
 Координация действий менеджеров по формированию и реализации генеральной стратегии заключается в согласовании стратегических решений различных уровней и последовательной консолидации целей и стратегий структурных подразделений на более высоких ступенях управления. 
 Мотивация как функция стратегического управления связана с разработкой системы стимулов, побуждающих к достижению поставленных стратегических результатов.

Контроль состоит в  непрерывном наблюдении за процессом  реализации стратегических планов. Он призван заблаговременно определять надвигающиеся опасности, выявлять ошибки и отклонения от принятых стратегий и политики предприятия.

Реализация функций стратегического  управления осуществляется посредством  разработки и принятия стратегических решений.       Стратегические решения – это управленческие решения, которые ориентированы  на будущее и закладывают основу для принятия оперативных решений, сопряжены со значительной неопределенностью, поскольку учитывают неконтролируемые внешние факторы и связаны  с вовлечением значительных ресурсов и могут иметь чрезвычайно  серьезные, долгосрочные последствия  для предприятия [11].

Стратегические решения  имеют ряд отличительных особенностей. Основные из них:

  • инновационный характер;
  • направленность на перспективные цели и возможности;
  • сложность формирования при условии, что множество стратегических альтернатив неопределенно;
  • субъективность оценки;
  • необратимость и высокая степень риска. 

 

1.2 Основные принципы стратегического управления

 

Стратегическое развитие фирмы  должно базироваться на использовании  следующих основополагающих принципов.

1. Принцип научно-аналитического  предвидения и разработки стратегии говорит о том, что для разработки стратегического решения недостаточно одних лишь пожеланий и субъективных предвидений. Необходим анализ предшествующей деятельности организации, общей ситуации в области ее деятельности и динамики ее изменения. Необходим также прогноз, а возможно, и разработка сценариев развития организации в ближайшей и более отдаленной перспективе.

Выверенные, хорошо обоснованные стратегии  могут быть разработаны лишь на базе тщательного анализа с выявлением основных факторов, определяющих развитие организации, и наиболее вероятных тенденций их изменения на базе установления основных сил и механизмов, способных оказать на них существенное влияние [20].

2. Принцип учета и согласования  внешних и внутренних факторов  развития организации предполагает, что стратегические решения, принятые на основании учета влияния только внешних или только внутренних факторов, будут неизбежно страдать недостаточной системностью, что, в свою очередь, может вести к ошибочно принятым решениям. А ведь стратегические решения должны быть выверенными и эффективными, поскольку за ними стоят направления развития и последующие результаты деятельности не только отдельно взятого человека, но целой организации, с судьбой которой нередко связаны судьбы многих работников.

Информация о работе Классификация стратегий в теории стратегического управления