Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 20:24, курсовая работа
Цель работы – изучение теоретических основ стратегического менеджмента, изучение различных видов стратегий и разработка стратегии развития для «Proffline».
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
исследовать теоретические основы стратегического менеджмента;
изучить классификацию стратегий в стратегическом менеджменте;
исследовать деятельность фирмы «Proffline».
реализовать выбор стратегии развития предприятия из ряда предложенных альтернативных решений и разработать необходимые рекомендации по реализации выбранной стратегии развития предприятия и стратегическому контролю.
Такая взаимосвязь функций, обеспечивающая их единство, и образует процесс стратегического менеджмента.
Рассмотрим наиболее распространенные, апробированные практикой и достаточно широко освещенные виды стратегий фирм, которые иногда называют базисными, или эталонными (рисунок 2). Они отражают четыре различных подхода к росту фирмы и связаны с изменением состояния одного или нескольких элементов: продукт-рынок; отрасль; положение фирмы внутри отрасли; технология. Каждый из данных пяти элементов может находиться в одном из двух состояний – существующем или новом. Например, в отношении продукта это может быть решение производить тот же продукт, либо переходить к производству нового продукта.
Рисунок 2 – Виды стратегий развития бизнеса
Первую группу эталонных стратегий составляют так называемые стратегии концентрированного роста. Сюда попадают те стратегии, которые связаны с изменением продукта и (или) рынка и не затрагивают три других элемента. В случае следования этим стратегиям фирма пытается улучшить свой продукт или начать производить новый, не меняя при этом отрасли. Что касается рынка, то фирма ведет поиск возможностей улучшения своего положения на существующем рынке либо перехода на новый рынок [10].
Конкретными типами стратегий первой группы являются:
Здесь также имеется ряд альтернатив:
Стратегии развития рынков опираются в основном на систему сбыта и агрессивную политику в области маркетинга; стратегия развития продукта предполагает решение задачи роста за счет производства нового продукта, который будет реализовываться на рынке, освоенном фирмой. Она направлена на рост продаж за счет разработки улучшенных или новых товаров, ориентированных на рынки, где действует фирма. Имеются следующие возможности:
Главным инструментом данной группы стратегий роста является товарная политика и анализ сегментации [18].
Ко второй группе эталонных
стратегий относятся стратегии
бизнеса, связанные с расширением
фирмы путем добавления новых
структур. Эти стратегии называются
стратегиями интегрированного роста.
Обычно фирма может прибегать
к осуществлению таких
Выделяются два основных типа стратегий интегрированного роста.
1. Стратегия обратной
вертикальной интеграции, направленная
на рост фирмы за счет
2. Стратегия вперед идущей
вертикальной интеграции
Мотивацией в этом случае является обеспечение контроля над выходными каналами. Для фирмы, выпускающей потребительские товары, речь может идти о контроле над сбытом через франшизную сеть, эксклюзивные контракты или о создании собственных магазинов типа сети фирм. На промышленных рынках главная цель заключается в контроле за развитием последующих звеньев промышленной цепочки, которые снабжаются фирмой. Вот почему некоторые базовые отрасли активно участвуют в развитии фирм, осуществляющих дальнейшее преобразование их продукции [1].
В некоторых случаях интеграция
«вперед» осуществляется просто для
того, чтобы лучше знать
Третьей группой эталонных стратегий бизнеса являются стратегии диверсифицированного роста, реализуемые в том случае, если фирмы дальше не могут развиваться на данном рынке с данным продуктом в рамках данной отрасли. Основные стратегии диверсифицированного роста:
1. Стратегия концентрической
диверсификации базируется на
поиске и использовании
При реализации этой стратегии
фирма выходит за рамки промышленной
цепочки, внутри которой она действовала,
и ищет новые виды деятельности,
дополняющие существующие в плане
технологическом и/или
2. Стратегия горизонтальной
диверсификации предполагает
Поскольку новый продукт должен быть ориентирован на потребителя основного продукта, то по своим качествам он должен быть сопутствующим уже производимому продукту. Важным условием реализации данной стратегии является предварительная оценка фирмой собственной компетентности в производстве нового продукта [6].
3. Стратегия конгломеративной диверсификации состоит в том, что фирма расширяется за счет производства новых продуктов, технологически не связанных с уже производимыми, которые реализуются на новых рынках. Это одна из самых сложных для реализации стратегий развития, так как ее успешное осуществление зависит от многих факторов, в частности от компетентности имеющегося персонала, особенно менеджеров, сезонности в жизни рынка, наличия необходимых сумм денег и т.п.
Несомненно, стратегии диверсификации наиболее сложны и рискованны, поскольку выводят фирму в новые для нее области. Для их успеха требуется привлечь значительные кадровые и финансовые ресурсы. В качестве условия успеха подобной стратегии Питер Друкер называет наличие хотя бы одной общей точки между новым и базовым видами деятельности, например, в части рынка, технологии или производственного процесса. Другие специалисты в области структурного управления отмечают важность «фирменной культуры», или «стиля управления», который характеризует организацию в целом и может быть эффективен для некоторых видов деятельности и неэффективен для других [15].
Данные стратегии реализуются
тогда, когда фирма нуждается
в перегруппировке сил после
длительного периода роста или
в связи с необходимостью повышения
эффективности, когда наблюдаются
спады и кардинальные изменения
в экономике, например, структурная
перестройка и т.п. В этих случаях
фирмы прибегают к
Существуют четыре типа стратегий целенаправленного сокращения бизнеса (таблица 3).
Тип стратегии |
Характеристика |
1. Стратегия ликвидации |
Предельный случай стратегии сокращения, осуществляемый тогда, когда фирма не может вести дальнейший бизнес. |
2. Стратегия «сбора урожая» |
Отказ от долгосрочного взгляда
на бизнес в пользу максимального
получения доходов в |
3. Стратегия сокращения |
Фирма закрывает или продает одно из своих подразделений или бизнесов для того, чтобы осуществить долгосрочное изменение границ ведения бизнеса. Часто эта стратегия реализуется диверсифицированными фирмами тогда, когда одно из производств плохо сочетается с другими. Реализуется данная стратегия и тогда, когда нужно получить средства для развития более перспективных либо для начала новых, более соответствующих долгосрочным целям фирмы бизнесов. Существуют и другие ситуации, требующие реализации стратегии сокращения [14]. |
4. Стратегия сокращения расходов |
Достаточно близка к стратегии сокращения, так как ее основной идеей является поиск возможностей уменьшения издержек и проведение соответствующих мероприятий по сокращению затрат. Таким образом, реализация данной стратегии связана со снижением производственных затрат, повышением производительности, сокращением найма, иногда увольнением персонала, с прекращением производства прибыльных товаров и закрытием убыточных мощностей. |
Информация о работе Классификация стратегий в теории стратегического управления